На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Европейское право и европейская интеграция. Европейское право: многозначность понятия. Европейское право и европейское единство. Европейское право - учебная дисциплина. Наука европейского права.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.12.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО - НОВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Европейское право и европейская интеграция
Европейское право -- новое явление в мире. Оно возникло и сложилось во второй половине XX в. буквально на глазах у живущих ныне людей и потому не может конкурировать не только с традици-онными отраслями права, такими, как гражданское или конституци-онное право, известными еще со времен Древнего Рима, но и с по-явившимися значительно позже. Европа и весь мир длительное время развивались, не испытывая потребности в праве, которое се-годня называется европейским.
Возраст, безусловно, имеет для права немалое значение. Он прежде всего свидетельствует о том, что данное право не историчес-кая случайность, а закономерное отражение объективных потреб-ностей времени. Возраст права -- это также сертификат проверки практикой, испытания на устойчивость и долговременность. Зре-лость и опыт приходят к праву, как правило, с годами, десятилетия-ми и даже столетиями. Возраст права тем самым говорит и о том, что у него накоплен потенциал на будущее.
Европейское право, однако, не нуждается в скидках на молодость. Уже сегодня оно отвечает самым строгим требованиям, предъявляе-мым к любому праву -- старому или новому. Европейское право ха-рактеризуется передовыми подходами к регулированию своего пред-мета, отработанностью институтов и отдельных норм, их взаимной согласованностью и, -- что следует особо подчеркнуть, -- эффектив-ностью. Оно вносит много нового и интересного в теорию и практику современной юриспруденции.
Европейское право является одновременно как продуктом, так и инструментом интеграции, развернувшейся в Западной Европе. Се-годня интеграцию вообще, а экономическую интеграцию в особен-ности, называют велением времени, вновь открытым законом исто-рии. Интеграция стала чуть ли не главной идеей, стержнем программ многих политических партий и общественных движений, притяга-тельным лозунгом, вокруг которого собирают своих сторонников современные лидеры. Отношение к интеграции зачастую предопре-деляет повороты во внешней и внутренней политике государств, су-щественно влияет на судьбы народов. Понятно поэтому, что о про-блемах интеграции рассуждают, спорят не только специалисты, тео-ретики и практики, но и миллионы простых граждан. И, -- что весьма характерно, -- интерес к проблемам интеграции не ослабевает, а на-оборот, возрастает.
Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсемест-но, на многих континентах земного шара. Сравнительно недавно была создана Северо-Американская зона свободной торговли, ранее возникла Латино-Американская зона свободной торговли. На севере Южной Америки шесть стран образовали Андскую группировку. АСЕАН, представлявший прежде чисто политическую организа-цию, трансформируется в значительной части в структуру эконо-мического сотрудничества. Развиваются интеграционные тенден-ции в Африке.
Объективные потребности интеграции, помноженные на истори-ческую общность народов и сложившиеся между ними связи, приве-ли к тому, что на территории бывшего Советского Союза появилось Содружество Независимых Государств. Развитие интеграции стало предметом первостепенной заботы России и других бывших союз-ных республик СССР. В рамках СНГ принято множество деклара-ций, конвенций, соглашений, других правовых актов, создан ряд структур, в том числе Совет глав государств, Исполнительный сек-ретариат. Как сказано в Уставе СНГ, Содружество служит дальней-шему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимо-выгодного сотрудничества между государствами-членами (ст. 1).
Интеграционные процессы в рамках СНГ проходят неровно, спо-тыкаясь на ухабах истории. Государства избрали неодинаковые мо-дели интеграции и потому продвигаются вперед па разных скорос-тях. На наиболее высоком уровне находятся отношения между Рос-сией и Белоруссией, создавшими равноправный союз двух братских народов. Интересы создания единого экономического пространства объединили четыре государства: Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Успехи в реализации намеченных планов несомненно будут способствовать дальнейшему развертыванию интеграции бывших советских республик, строящих ныне свои отношения на основе взаимного уважения принципов суверенного равенства и добровольности.
И все же наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы и практической целесообразности интегра-ции стал опыт Западной Европы. Именно здесь достигнуты самые впечатляющие результаты, подтверждающие правильность избран-ного направления развития. В Западной Европе найдены и апроби-рованы эффективные экономические, политические и правовые ре-шения, предопределившие как содержание, так и формы интеграци-онных процессов. Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединив-шиеся страны продемонстрировали способность преодолевать не-удачи и трудности, наращивать потенциал интеграции. Для интегра-ции в Западной Европе характерна устойчивость основ в сочетании с динамизмом развития; этот регион не стоял на месте, а приспосаб-ливался к меняющимся обстоятельствам, стремился дать быстрые ответы на вызов времени.
Пример Западной Европы поражает, даже если оперировать од-ними только количественными показателями. Как известно, вначале на интеграционных принципах объединились шесть стран (Фран-ция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург), затем к ним примкнули еще три (Великобритания, Дания, Ирландия). После того как в сообщества вступили Греция, Испания и Португа-лия, совместно интеграцию осуществляли уже 12 государств, а те-перь их стало 15 (добавились Австрия, Швеция и Финляндия). На этом подсчеты не заканчиваются, поскольку но некоторым проектам можно ожидать, что единой структурой Европейского союза будет охвачено 25--28 стран.
Из Западной Европы пришли новые термины, которые стреми-тельно ворвались не только в профессиональный, но и в обиходный лексикон. Пожалуй, самым популярным стал термин «интегра-ция» -- от латинского integi'atio, что означает восстановление цело-го, воссоединение. Оперировать прежними понятиями, подобными «международному сотрудничеству» или даже «европейскому со-трудничеству» оказалось уже трудно, поскольку они не отражали суть новых явлений. Более того, понятие «интеграция» сегодня прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Интеграция понимает-ся прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества, вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами.
Уже многим становятся понятными такие, например, понятия, как «общий рынок», «таможенный союз», «свободное движение то-варов, финансов, услуг и людей» и т.д. Люди быстро свыклись с официальным титулом интегрированной Европы как «Сообщества», а теперь в дополнение освоили еще одно понятие -- «Европейский союз». Судя по всему, движение вперед не остановится, а поскольку потенциал интеграции поистине неисчерпаем, можно ожидать, что терминология нашего времени будет пополняться.
Самые главные аргументы в пользу или против интеграции, как всегда, следует искать в статистике. И эти аргументы достаточно красноречивы. Сегодня, когда Европейский союз объединяет 15 ев-ропейских государств, на его территории, составляющей более 2 млн. кв. км, проживают около 380 млн. человек. На долю Европей-ского союза приходится более 20% мирового экспорта, а это значит, что Западная Европа по данному показателю вышла на первое место в мире. Для сравнения отметим, что па долю США в мировом экс-порте приходится 15%, а на долю Японии -- 10%.
Экономика Европейского союза носит развитой характер. В сфере услуг (банки, коммерция, транспорт, страхование, коммуни-кации, гостиницы и др.) занято примерно 60% всех работающих в странах, входящих в Союз, в промышленности -- 33%, а в сельском хозяйстве -- 7%.
Интеграция в Западной Европе на всех своих этапах характери-зовалась высоким уровнем правового регулирования. Собственно говоря, она и началась с права. Ее базовые принципы, основные институты и направления развития были определены в учредитель-ных договорах, которые играют роль своего рода конституции Евро-пейского союза. Интеграция развертывалась на хорошо разработан-ной правовой основе, образуемой важнейшими правовыми актами. Наконец, в европейских сообществах имеется своя судебная систе-ма, функционирующая в соответствии с нормами материального и процессуального права сообществ.
Европейское право, с одной стороны, служит главным регулято-ром интеграции, способствует ее развитию, а с другой -- отражает и воплощает ее результаты и потребности. И чем теснее европейское право (как и любое другое право) связано с происходящими в обще-стве процессами, чем полнее и точнее оно отражает условия и по-требности развития, тем успешнее влияет на регулируемые им про-цессы. Иначе право может стать малодейственным, пассивным фак-тором общественного развития или, что совсем плохо, превратиться в тормоз прогресса, стать барьером на пути решения неотложных задач, поставленных самой жизнью.
Конечно, далеко не все в развитии интеграции зависит от права. Очень многое предопределяется политической волей госу-дарств-участников, заданным курсом интеграции, поставленными конкретными задачами. Иными словами, в развитии европейского права постоянно просматривается идеология интеграции. И если общая стратегия -- установка на развертывание интеграционных процессов остается в принципе неизменной, то тактика интегра-ции -- вещь изменчивая. Наряду с объективными факторами это объясняется по многом мерой готовности тех или иных стран к интеграции, различиями в подходах к определению ее сроков и этанов, выбору модели ее организации.
Если проследить развитие интеграционных процессов в Западной Европе, можно прийти к выводу, что с самого начала были сформули-рованы и выдвинуты три основных подхода и, соответственно, три организационные модели. Они со временем не только не отпали, я стали более отработанными, впитали в себя накопленный опыт и получили дополнительные аргументы в свою пользу. Сегодня эти подходы ii основанные на них организационные модели определяют содержание и характер споров, ведущихся вокруг выбора путей ин-теграции на каждом ее новом этапе.
Первый подход состоит в том, чтобы до конца использовать мо-дель международной организации, строить отношения на базе меж-дународного права. Этот подход можно назвать функционалистским. Он отличается большой долей прагматизма и сводится к тому, чтобы обеспечивать прежде всего свободу торговли и только посте-пенно, на отдельных участках интеграции переходить к более тесно-му экономическому сотрудничеству. Что касается создания надна-циональных структур и наделения их соответствующими полномо-чиями, то такое возможно и полезно только па тех участках интегра-ции, где для этого созрели необходимые предпосылки.
Второй подход ~ движение к федералистской модели, что подра-зумевает скорое усиление государственных, наднациональных черт в организационной структуре и праве сообществ. Подобное развитие иной раз уподобляют становлению единого государства, части кото-рого сохраняют значительно более широкую самостоятельность и свободу действий, чем в традиционной федерации. Но так или иначе движение идет по пути к Соединенным Штатам Европы, в которых наряду с единым экономическим пространством, общим рынком будет осуществляться политическое сотрудничество.
Третий подход основывается на идеях конфедерализма. Европей-ский союз предлагается построить как союз государств, сохраняю-щих свою независимость и самостоятельность и сотрудничающих друг с другом преимущественно или исключительно в экономичес-кой сфере. Конфедерация может иметь свои собственные институты, которые в принципе должны действовать на началах единогласия. Решение вопросов большинством голосов видится лишь в подряде исключения.
Нельзя сказать, что споры, связанные с выбором основного под-хода и, соответственно, организационной модели интеграции, закон-чились полной победой одних и сокрушительным поражением дру-гих взглядов. В принятых решениях попеременно отражались то те, то иные воззрения па интеграцию, ее масштабы и формы, а нередко наблюдалось взаимопереплетение таких воззрений. Свою роль игра-ли конкретные, как экономические, так и политические интересы стран. Теория постоянно проверялась и изменялась под влиянием исторических условий, при которых осуществлялась интеграция.
Европейское право: многозначность понятия
Европейское право -- понятие многозначное. Во-первых, это отдельная отрасль права, имеющая свой предмет и методы регулиро-вания. Во-вторых, европейское право представляет собой учебную дисциплину, предназначенную для преподавания системы знаний о европейском праве и для подготовки специалистов для работы в сфере правового регулирования. В-третьих, европейское право вы-ступает как наука, изучающая основы европейского права, его исто-рию, внутренние закономерности функционирования, взаимосвязи с другими отраслями права, структуру европейского права и согласо-вание его компонентов между собой, пути повышения эффективнос-ти, тенденции развития и многое другое.
Европейское право, которое и сегодня еще очень молодо, стало вполне реальной отраслью права, к тому же расширяющей как терри-ториальную сферу своего действия, так и круг регулируемых отно-шений. Ушли в прошлое времена, когда это понятие как условное чаще всего бралось в кавычки или же сопровождалось вопроситель-ным знаком, как бы ставившим под сомнение его достоверность. Сегодня европейским правом практически пользуются миллионы людей, так или иначе повлеченных в отношения с участием европей-ских сообществ и Европейского союза, а также многих других международных организаций, прежде всего Совета Европы с его систе-мой защиты прав и основных свобод человека.
Безусловно, правы те, кто сегодня в европейском праве видит в первую очередь регулирование экономических отношений на нашем континенте: торговли, банковских операций, создания совместных предприятий, инвестиционных операций. Но европейское право не сводится к регулированию только экономики. Оно охватывает в зна-чительной мере сферу гражданских прав и свобод, что особенно от-четливо проявляется в механизме действия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Без глубокого знания европейского права невозможно разобраться во внешнеполитичес-ких отношениях, понять международную политику в сфере безопас-ности, правильно оценивать ход событий не только на Европейском континенте, по и во всем мире.
Европейское право стало неотъемлемой составной частью совре-менного общемирового правового потенциала. И хотя еще трудно дать полную и окончательную характеристику всего того нового и значительного, что внесено европейским правом в развитие юриди-ческой теории и практики, без него представить себе право в целом уже невозможно. Достаточно сказать, что в нраве сообществ успеш-но сосуществуют идеи и нормы континентального и общего нрава, принципы суверенитета и наднациональности, взаимосогласован-ность, с одной стороны, с международным, а с другой -- с националь-ным правом. С появлением европейского права открылся новый и очень важный этап всемирной истории государства и права.
Ныне европейское право -- большой и разветвленный комплекс (специалисты пользуются нередко понятием «правовой массив»), который включает нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь переплетаются нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права. Европейское право отлича-ется и тем, что нередко отказывается от стандартных, привычных подходов и идет собственным путем. К его анализу часто трудно подходить с установившимися критериями и представлениями, ибо его принципиальная новизна требует серьезного пересмотра многих прежних взглядов. С известной долей условности можно говорить нс только о комплексном, но и о «гибридном» характере европейского права, которое, развиваясь, вбирает в себя все прогрессивное, достиг-нутое в самых разных отраслях права современного мира. Одновре-менно европейское право смело заглядывает в будущее, создает и проверяет на практике новые институты, процедуры, традиции
Европейское право в определенном смысле является собиратель-ным понятием, которое охватывает хотя и близкие и порой взаимо-связанные, но тем не менее разные правовые феномены. Строго гово-ря, одного, единого европейского права в природе не существует. Каждый раз, когда мы говорим о европейском праве, необходимо уточнять, о чем, собственно, идет речь, что именно имеется в виду. Ситуация осложняется нередко неодинаковым подходом к европей-скому праву в разных странах, что чаще всего отражает принципи-альные различия в отношении политического руководства той или иной страны к интеграции.
Наиболее широко распространено понимание европейского права в двух смыслах -- в широком и узком. Под европейским пра-вом в широком смысле понимается, как правило, правовое регулиро-вание отношений в Европе, охватывающих организацию и деятель-ность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, науч-ных и культурных отношений. Речь, таким образом, идет о регио-нальном праве, являющемся в своей основе не чем иным, как между-народным правом. Европейское право в узком смысле -- это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере право-вым регулированием всего Европейского союза. Такое право уже во многом отошло от международного права и представляет собой осо-бый правовой феномен.
Европейское право как в узком, так и в широком смысле слова -- это понятия, требующие уточнения. Иначе могут возникнуть затруд-нения с. уяснением сути проблем, нуждающихся в правовом регули-ровании, и с выбором адекватных правовых актов и их применением. Особенно важно иметь в виду следующее.
Европейское право в узком смысле, как право сообществ, пред-ставляет собой отдельное, особое право, имеет не только свои грани-цы, но и свою собственную природу. Оно является новым правом, существенно отличающимся от традиционного международного права. Тот факт, что сообщества со своим правом входят в Европей-ский союз, служат его главной опорой, не меняет сути дела: ведь правовое регулирование, которое дополняет в рамках Европейского союза право сообществ, это право иного характера. Оно охватывает участки межгосударственного сотрудничества, выходящего за пре-делы сообществ. А самое главное отличие состоит в том, что по своей природе такое «дополнительное право» есть не что иное, как между-народное право.
Нуждается в уточнении и понятие права сообществ. Но прежде чем сосредоточить внимание на этом определении, необходимо предупредить читателя от часто встречающегося недоразумения, вы-ражающегося в том, что существует только одно, единое сообщество, чуть ли не вобравшее в себя все три существующих. На самом деле продолжают существовать три раздельные структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество -- быв-шее Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество но атомной энергии (Евратом). Ошибочные представле-ния порождаются зачастую тем, что Маастрихтский договор (1992) переименовал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в Ев-ропейское сообщество, но это не привело к слиянию в нем всех трех существующих европейских сообществ.
Самым главным среди трех сообществ безусловно является Евро-пейское сообщество. Оно представляет собой самое широкое инте-грационное объединение, носящее общеэкономический характер. Что же касается ЕОУС и Евратома, то они, в отличие от Европейско-го сообщества, обеспечивают интеграцию стран-участниц лишь в от-дельных секторах экономики. Формально интеграция в этих секто-рах не входит в задачи Европейского сообщества, но его общая коор-динационная функция проистекает из его назначения и постоянно ощущается в ходе интеграции.
В странах, входящих в настоящее время в Европейский союз, европейское право является предметом повседневного практическо-го применения. Оно стало почти столь же важным и необходимым, что и внутригосударственное (национальное) право. Быть специа-листом по европейскому праву в странах Западной Европы означает возможность заниматься престижной и хорошо оплачиваемой юри-дической работой. Европейское право стало одной из обязательных дисциплин в программах многих юридических факультетов универ-ситетов стран Западной Европы. Существуют кафедры европейско-го нрава, по этому предмету написаны учебники и подготовлены другие учебные материалы, студенты сдают экзамены. В странах За-падной Европы регулярно проводятся теоретические дискуссии как по общим, так и по частным проблемам европейского права. Об этом праве пишут газеты, ведут полемику политики.
Однако европейское право не замыкается в пределах региона, на территории которого оно непосредственно действует. Оно активно применяется также в сфере отношений, развивающихся между Евро-пейским союзом и другими странами. Потому изучение европейско-го права становится практической необходимостью для тех, кто занимается бизнесом, политикой, развитием культурных связей, нс говоря уже о внешнеполитическом сотрудничестве с участием Евро-пейского союза в целом и отдельных стран, входящих в его состав. Характерно, что европейское право является ныне популярной учеб-ной дисциплиной в системе юридического образования в США и во многих других неевропейских странах.
Европейское право приобретает все более важное значение для России. Постоянно расширяются экономические связи нашей стра-ны с Европейским союзом и входящими в него государствами. Ев-ропейский союз сегодня -- это самый крупный экономический и в особенности торговый партнер России. Развитие таких связей обу-словливает необходимость в знании европейского права. Интерес к европейскому праву повышается в связи с разработкой согласо-ванных правовых основ отношений между Европейским союзом и Россией. Как уже говорилось, еще в 1994 г. наша страна и Евро-пейский союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудниче-стве, ратификация которого завершена в 1996 г. Для того чтобы стимулировать развитие экономических связей на основе этого Со-глашения не дожидаясь завершения длительного процесса его ра-тификации национальными парламентами всех подписавших его государств, в июле 1995 г. было заключено и еще до ратификации Соглашения 1 февраля 1996 г. вступило в силу Временное согла-шение между Россией и Европейским союзом о торговле и связан-ных с торговлей вопросах. Это соглашение включает те положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации.
Ныне, когда торговля со странами, входящими в Европейский союз, составляет 35% всего внешнеторгового оборота России (вклю-чая государства ближнего зарубежья), знание европейского права становится одним из важнейших условий успешного ведения экс-портно-импортных операций, повышения конкурентоспособности российских товаров на рынке этих стран, инвестиционной деятель-ности в них. Как известно, в большом правовом массиве, сущест-вующем в Европейском союзе, несведущим участникам экономи-ческих отношений нетрудно заблудиться, а значит им придется нести серьезные потери в связи с последующими столкновениями с барьерами и ограничениями, закрепленными в праве Союза.
Европейское право и европейское единство
Европейское право имеет различные территориальные пре-делы действия. Как право сообществ и даже как право Европейского союза оно действует не на всей территории Европы, а лишь на западе континента и распространяется непосредственно на Европейский союз и на 15 его государств-членов. С расширением Союза расши-ряется география европейского права, но тем не менее границы про-должают существовать. Судя по заявкам о приеме новых государств-членов, в будущем предстоит продвижение Европейского союза на восток. «Зеленого света» для вступления в него ждут такие государ-ства, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, три балтий-ские республики, входившие ранее в состав СССР (Латвия, Литва, Эстония), и другие страны. Прежний, чисто западнический образ Союза уступает место новому, учитывающему его расширение на восток, хотя без участия России, других независимых государств, являвшихся в н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.