На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82960


Наименование:


Курсовик Полоролевая идентификация у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 Глава1Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности у дошкольников в полных и неполных семьях
1.1Половая идентичность в психологии……………………..4
1.2 Факторы влияющие на формирование
полоролевой идентичности ………………..………….…....13
1.3Полоролевая идентификация ребенка
в условиях неполной семьи ………………….………………….…....23
Глава2 Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности у дошкольников в полных и не полных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение
Актуальность темы несомненна: в современном мире у людей представления о полоролевых отношениях достаточно размыты. У отдельного индивида определенного биологического пола проявляются свойства и качества личности, которые на протяжении тысячелетий закреплялись социально обществом за противоположным данному индивиду полом. Это, конечно, является следствием воспитания. Если у родителей нет четкой половой идентичности либо она не соответствует биологическому полу, то идентификация детей таких родителей будет протекать неадекватно, и, как следствие, дети обретут половую идентичность, не соответствующую их полу, либо у них будет наблюдаться диффузия идентичности. А от этого зависят социальные роли и статусы, половые функции, и направление жизненного пути индивида в целом.
Для успешного обретения адекватной идентичности необходима соответствующая программа полового воспитания, разработав и внедрив которую, психологическое сообщество поможет детям стать психически здоровыми взрослыми людьми с адекватной половой идентичностью. А для составления программы нужно сначала выявить особенности протекания идентификации как процесса обретения адекватной половой идентичности
Изучением проблем идентификации и идентичности в отечественной психологии занимались И.С. Кон, А.И. Захаров, А.А. Чекалина, В.С. Малахов и др.; в зарубежной - З. Фрейд, Э. Эриксон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, С. Бем и др
Объект исследования: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в полных и не полных семьях.
Цель курсовой работы: выявить влияние полной и не полной семьи на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «полоролевая идентичность» в психологии.
2. Выявить механизмы и источники формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.
3. Эмпирическим путем определить психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
4. Выявить влияние особенностей полной и не полной семьи на формирование полоролевой идентичности.
Гипотеза:Предположительно в полных семьях идентификация должна протикать более успешно,чем в не полных,кроме случаев с конфликтами в семье.


Глава1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности у дошкольников в полных и неполных семьях
1.1Половая идентичность в психологии
Полоролевая идентичность устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей «Я» - концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда ускорившаяся особенность личности.
Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации». В психологическом словаре термин «идентичность» раскрывается следующим образом « идентичность - согласно Э. Эриксону - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[ 34]
В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А.Ауэрбаха идентичность определяется как «…чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем».[26]
Идентификация - психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности - моральной - инстанции супер - Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами.
Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.
В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.
Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются в постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой не какой естественной данности или само собой разумеющейся сущности. Эту мысль можно проследить в наблюдении за развитием младенца, человеческого детеныша в возрасте до 6 мес. вообще не является психическим целым. Он представляет собой «фрагментарное тело». Периодом между полугодом и полутора годами Лакан называет «зеркальной» стадией. Формирование «Я» или личности, или персональной идентичности, и в возрасте 18 мес. до 3 лет ребенок проходит «эдипальную стадию».
И наконец, широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Более того, если встреча философского и социологического словоупотребления и произошло, то случилось это именно благодаря Эриксону, активно работающему в 60-е годы. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал - чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[12, с 135 - 137]
Следует развести два таких понятия как половая идентичность и гендерная идентичность. До последнего времени в роботах отечественных исследователей: В.С.Агеева, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Я.Л.Коломинского и др. использовались термины «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения».
Термин «половая роль» соотносится интериоризацией норм, определяющих мужское и женское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.
Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:
1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.
2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности.
Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.
Теория социального научения, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подрожать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка.
Гендерная индентификация подростков формируется в условиях, где нормы и стандарты жизни стремительно меняются. Изменяются в обществе и представления о женских и мужских образах. В большинстве этнокультур на протяжении столетий, маскулинность - феминность как полярные предписания социального полового поведения служили ведущим, жестким ориентиром усвоения половой роли.
Половые роли - вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), появляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения.
Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным ими на основании многих наблюдений.
А.Бандура, основываясь на материалах большого числа работ, полагает, что идентифика........


Список литературы
1 Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. - Санкт-Петербург 2006 -с.144
2. Алёшина Ю.А.; Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- №4-с.74-82
3 . Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120
4. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. СПб.- 2005 с.430
5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М.- 1995-с.430
6 4. Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) / Н.Л. Белопольская ? М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. ? 24с.
7 6. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас ? СПб.: Питер, 2006. ? С. 276-325
8 6. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. - Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 -с.320
9 7 .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -Питер, 2000-с.400
10 8 Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 160 с.
11 9. Воспитание детей в неполной семье. - М.: «Прогресс», 1980
12 10. Выготский Л.С. Детская психология. - Том 4, Москва 1984 -с.224
13 11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 560 с.
14 12 . Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984
15 13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: мужчин и женщин. М.: 2002 -с.544
16 14. Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии №1, 2007 - с.15-27
17 15. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб., 1998.
18 16. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003 -с.480
19 17 . Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва, Просвещение 1988 -с.208
20 18. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,1995 -с.143
21 19. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. - М., 1975 - 205 с.
22 20. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981 № 2. - С. 47-57.
2321. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер ? М.: Смысл, 1996. 154с.
24 21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 6 изд., Стереотип. М.: Издательский центр Академия. - 2000. - 489 с.
25 22. Немов Р.С. Общие основы психологии, в 2 кн. Кн. 1. - М.: Просвещение. - 1994. - 432 с.
26 23. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я.Г. Николаева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 159 с.
27 24. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огаркова - Тотьма, 2007. - 96 с.
28 25. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М., 1990 - с.239
29 26. Психологическая энциклопедия. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха 2-е изд. - СПб.: 2006.
30 27. Рыбалко Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Б.Ф. Рыбалко - М.: Академия, 1990. - С. 165?179
31 27. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. // Вопросы психологии. - 2000 №3 - с.67-82
32 28. Урунтаева Г.А. Личность. // Практикум по детской психологии Москва 1995 - с. 38-107
33 29. Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. - Москва, 2004 - с.443
34 30. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.: ил.
35 31 .Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. - СПб.: Питер, 2003. - 171 с.
36 32. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.
37 33. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: 2001 -с.144
38 34 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2001 - с.416





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.