На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82963


Наименование:


курсовик Технологии социальной работы с молодежью.Основные проблемы современной молодежи в России

Информация:

Тип работы: курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 17.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.03.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики


Технологии социальной работы с молодежью
Курсовая работа по учебному курсу
«Технологии социальной работы»


Студентка группы ЭСР-11 Дерябина В.В.


Руководитель
к.с.н.,доцент Мирюкова М.А.


Новокузнецк
2014г.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основные проблемы современной молодежи в России……………………………..6
1.1 Молодежь как социально демографическая группа в сфере труда и
занятости……………………………………………………………………………6
1.2 Социальное расслоение, проблемы нравственности и девиантное поведение
молодежи…………………………………………………………………………..13
2 Формы и методы социальной работы с молодежью в социальных службах…….21
2.1 Консультирование как метод социальной работы с молодежью, реализация
молодежи в молодежном центре «Социум» и Городском Совете молодежи...21
2.2 Анализ основных направлений и форм социальной работы с молодежью и
решение проблем в молодежном центре «Социум» города Новокузнецка…...28
Заключение………………………………………………………………………………37
Список используемых источников……………………………………………………..40


Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что именно молодежная политика на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся направлений социальной работы государства, но помимо этого существует множество молодежных проблем, которые нужно решать.
Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 18 до 30 лет.
Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.
Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи[1,с.450-451]. Поэтому тема «Технологии социальной работы с молодежью» особенно актуальна, так как молодежь - это будущее России.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и методологические проблемы были проанализированы в литературе следующих исследователей: П. Сорокин, А. Сперанский, А. Кауфман, И. Янжул, А. Берштейн-Коган затронута проблематика студенческой и учащейся молодежи. В.Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, М.Н. Руткевич - социологическое исследование было направлено на изучение жизненных планов молодежи. В. Т. Лисовским, И. С. Кон, А. М., Ромазан, А. С. Шаров изучали процесс социализации молодежи, психологию юношеского возраста, проблемы пола и молодежной субкультуры. В. Ливанов, В. Левичева и Ф. Шерега рассматривали молодежные неформальные объединения, Н. В. Кофырин посветил свои изыскания неформальным молодежным группировкам.. Волохов А., Грибанов В.В., Грибанова Г.И., Бондарь Л.А. рассматривают молодежные организации, как форма социальной работы с молодежью, социально-клубную работу с молодыми людьми.
Таким образом, проанализировав работы авторов, занимающихся молодежной проблематикой, можно сделать вывод, что в социальной работе разработкой решения проблем молодежи уделяется недостаточное внимание и, в основном, не со стороны практиков, как в идеале должно быть, а со стороны теоретиков.
Объект исследования: современная молодежь и ее проблемы (к молодежи относят людей в возрасте от 18 до 30 лет).
Предмет исследования: формы и методы социальной работы с молодежью.
Целью курсовой работы является изучение и раскрытие форм, методов социальной работы с молодежью в социальных службах.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть молодежь как социально демографическая группа в сфере труда и занятости;
2) изучить социальное расслоение, проблемы нравственности и девиантное поведение молодежи;
3) рассмотреть консультирование как метод социальной работы с молодежью, реализацию молодежи в молодежном центре «Социум» и Городском Совете молодежи;
4) описать и проанализировать основные направления и формы социальной работы с молодежью и решение проблем в молодежном центре «Социум» города Новокузнецка.
Способами решения задач является методы дедукции, индукции, системный подход, литературный анализ и синтез, статистический анализ полученной информации.
Научно-практическая ценность работы: материалы исследования могут быть использованы работниками социальных служб для совершенствования работы, а так же организации социальной работы с молодежью.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав(четырех параграфов) заключения, списка литературы из 40 использованных источников. В первой главе рассмотрены молодежь как социально демографическая группа и основные проблемы современной молодежи в России. Во второй главе рассмотрены формы и методы социальной работы с молодежью в социальных службах.
Положения, выносимые на защиту:
1) Внедрение инновационных технологий в области социальной работы с молодёжью. В качестве научной методологии исследования использованы принципы комплексного подхода, который позволяет рассмотреть, как трудные жизненные обстоятельства влияют на молодежь, а так же пути сотрудничества с организациями, учреждениями, организующие оптимальную помощь молодежи.
2) Молодым людям нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная, государственная (государственная молодежная политика). Осуществление социальной работы с молодежью будет успешнее с привлечением общественных объединений.
1 Основные проблемы современной молодежи в России

1.1 Молодежь как социально демографическая группа в сфере труда и занятости и государственная молодежная политика


Молодежь как большая общественно-возрастная группа социума представляет собой весьма сложный объект изучения, находящийся в постоянном биологическом и историческом становлении.
Под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1) 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства;
2) 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них;
3) 20-24 года - собственно молодежь. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи;
4) 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни[2, c. 560].
Размеры молодежной популяции и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами - рождаемостью, смертностью и миграцией. Сегодня наибольшее влияние на сокращение удельного веса молодежи в составе населения России оказывает соотношение рождаемости и смертности.
Известно, что в последние годы смертность существенно превышает рождаемость. К этому результату приводит постоянно испытываемый населением и, соответственно, молодежью стресс, связанный с крайне неблагоприятными для большинства социальными условиями, среди которых утрата моральных и нравственных ориентиров, катастрофическое снижение уровня и качества жизни, политические и экономические «катаклизмы».
В современном обществе наблюдаются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный образ жизни. Происходит криминализация молодежи. Все это ведет к сокращению участвующих в материальном и производительном духовном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения. Падение социального статуса и благополучия молодежи вызвано нестабильностью в обществе и погрешностями в государственной молодежной политике.
Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением. Для эффективной работы в молодежной сфере не хватает специализированных служб (молодежных бирж труда, центров информации и документации, служб доверия и молодой семьи, психологической помощи, центров подростковой медицины, молодежных клубов и досуговых учреждений) и информации об их деятельности.
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида.
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиски средств к существованию.
В конце 70-х гг. идеалом для школьников являлись профессии высококвалифицированного умственного труда, воспринимавшиеся как единственно возможное средство удовлетворения личностных потребностей/
В настоящее время наиболее предпочтительными для школьников являются различные виды предпринимательской деятельности, индустрия сервиса, досуга, развлечений, то есть профессии, дающие возможность быстрого обогащения, предъявляющие преимущественные требования к личностным организационно-коммуникативным качествам и, главное, зачастую не требующие длительного предварительного профессионального обучения[3, c. 400].
Задача выбора профессии и поиска места работы осложняется тем, что качественные характеристики образования современной российской молодежи часто не соответствуют характеру и содержанию труда. Академические знания в обыденной жизни часто не находят практического применения. Поэтому очень немногие молодые люди связывают возможность служебной карьеры с уровнем образования и степенью квалификации.
Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.
Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире [4, c.150].
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:
1) позиция старших членов семьи;
2) позиция сверстников (подруг, товарищей);
3) позиция (в отношении данного учащегося) учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется;
4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося;
5) способности, умения, достигнутый уровень развития молодого человека как субъекта деятельности;
6) уровень притязаний молодого человека на общественное признание;
7) информированность;
8) склонности к тем или иным видам деятельности.
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу.
Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласоваться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья.
По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы, несомненно, связанные с индивидуальными характеристиками[5, c. 124-128]:
1) определившиеся (30 %);
2) колеблющиеся (30 %);
3) неустойчивые (15 %);
4) пассивные (25 %).
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают,
что они будут делать дальше.
Эмпирические исследования фиксируют явное противоречие между стремлением молодежи к рынку и растущим пониманием невозможности включиться в рыночные отношения, соблюдая декларируемые обществом и его идеологами требования. [8, с. 336]
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий ........


Список использованных источников


1) Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью»: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев - М. : 2011 - 450с.
2) Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 560 с.
3) Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА, 2012. - 400с.
4) Быков В. В., Парамонов А. И. «Развитие предпринимательства в молодежной среде», Учеб.-метод. пособие. - М. : 2012. - 150с.
5) А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки - М. : 2011,с. 124-128.
6) Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профес-сиональной ориентации» М.: ИНФРА- М. : 2011. - 390с.
7) Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Подготовлено Департаментом по молодежной политике Минобразования РФ. - М., 2012. - 140с.
8) Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. М. Васильчиков. - М. : Академия, 2009. - 336 с.
9) Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: учебник / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург. : ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2010. - 432 с.
10) Вовлечение молодежи в жизнь российского общества. Презентация гипотезы научного исследования / Под ред. С.С. Гиля. - М. : Изд-во «Союз», 2012. - 116 с.
11) Зубок, Ю.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации / Ю.А. Зубок, Е.А. Певцова, В.И. Чупров. - М.: Инфра, 2010. - 138 с.
12) Костюченко, Л.Г. Социология молодежи / Л.Г. Костюченко. - М.: Инфра, 2010. - 458 с.
13) Медведева, Е.С. Проблемы социальной работы с молодежью: курс лекций для студентов специальности 040101 Социальная работа, очной и заочной форм обучения / Е.С. Медведева. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 121 с.
14) Технологии социальной работы: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с.
15) Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфрма - М, 2011. - 272с.
16) Технологии социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И Кононовой. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 503 с.
17) Социальная работа с молодёжью: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова - М: Дашков, 2011. - 364с.
18) Энциклопедия социальных практик/ Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - 2-е изд. - М.: Дашков, 2012. - 660 с.
19) Сайт Национальных проектов[Электронный ресурс]: - Режим доступа: main/family.shtml
20) Российский союз молодежи [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
21) Портал ЮНПРЕСС [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
22) Национальный совет молодежных и детских объединений России [Электронный ресурс] : - Режим доступа: >
23) Всероссийский банк данных ГМП [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.dmp.mgopu.ru
24) Городской молодежный центр «Социум» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < program/hmc_quot_society_quot/>
25) Городской совет молодежи [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < program/youth_board/>
26) Направления молодежи [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/>
27) Студенчество [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=470>
28) Работающая молодежь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=433>
29) Молодежные общественные объединения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=394>
30) Временная занятость [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=357>
31) Патриотическое воспитание [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=356>
32) Молодая семья [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=355>
33) Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=354>
34) Волонтерство [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < direction/?ELEMENT_ID=353>
35) Фирсов М.В. Психология социальной работы/М.В. Фирсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: < book/305-psixologiya-socialnoj-raboty-firsov-mv/37-Page37.html>
36) Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб. пособие Г.П. Медведева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
37) Социальная работа [Электронный ресурс]: - Режим доступа: < >
38) Кравченко А. И. Социальная работа: учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2009 - 416 с
39) Наместникова < bookauthor.phtml?kauthor=%C8.%20%C2.%20%CD%E0%EC%E5%F1%F2%ED%E8%EA%EE%E2%E0=> И. В. основы социальной работы: учебник / И. В. Наместникова < bookauthor.phtml?kauthor=%C8.%20%C2.%20%CD%E0%EC%E5%F1%F2%ED%E8%EA%EE%E2%E0=>. - М.: Юрайт, 2012. - 45с.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.