На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 82976


Наименование:


Диплом Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения субъектов образования

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 17.12.2014. Сдан: 2014. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………...6
1.1 Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение……………………………………………………………………………6
1.2 Историко-педагогический анализ проблемы педагогического взаимодействия с семьей………………………………………………………..11
1.3 Технология общения………………………………………………………...15
1.4 Описание методов исследования стилей общения, изучения межличностных взаимоотношений………………………………………….…18
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………….……………………………….22
2.1 База исследования…………………………………………………………...22
2.2 Методика диагностики стиля педагогического общения…………………………………………………………………………..22
2.3 Методика диагностики межличностных отношений………….…………..23
2.4Экспертиза детско-родительских отношений……………………………...25
2.5 Коррекция стилей педагогического общения … ……………………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..39

ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности. Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности. Значимость педагогического общения в структуре педагогической деятельности и обуславливает интерес к изучению проблемы индивидуального стиля педагогического общения.
Вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, кажутся очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада - это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей. Необходимо соблюдать и принципы современного ФГОС дошкольного образования, такие как: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка.
В группе дошкольной образовательной организации ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе и т.д. - важные и актуальные проблемы. Проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекает внимание, как психологов, так и педагогов.
Объектом исследования являются взаимоотношения субъектов воспитательного процесса.
Предметом - стиль педагогического общения.
Цель: теоритически и практически обосновать влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения субъектов воспитания.
В данной работе были поставлены для последующего решения следующие задачи:
1) проанализировать литературу по вопросу стилей педагогического общения, взаимоотношений субъектов воспитания;
2) выявить стиль взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с воспитанниками;
3) подобрать методики для определения стиля педагогического общения.
Противоречие: между необходимостью выявления педагогического общения и недостаточностью методической литературы о влиянии стиля.
Гипотеза: Если использовать в воспитательном процессе дошкольников преимущественно демократический стиль общения, то атмосфера в группе будет более подходящей для восприятия процесса воспитания. ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.
Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности. Наряду с этим в психологии получило распространение понятие «индивидуальный стиль деятельности», то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.
В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями. Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы.
Выделяется несколько критериев классификаций педагогических стилей. По характеру выдвигаемых педагогических целей и задач можно выделить стили проективный и ситуативный. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить, четко планируют свою повседневную деятельность. Представители же ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности.
Стили педагогической деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский).
Н.Ф.Маслова указывает на следующие содержательные особенности демократического стиля руководства: воспитатель работает с группой в целом, стремится учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, не имеет и не проявляет негативных установок. Авторитарный воспитатель самым важным считает выполнение детьми обезличенных учебных заданий и предпочитают сами оценивать их ответы. Такой педагог работает «один на один с воспитанником», исходит из усредненного представления о нем, не учитывает его индивидуальных особенностей [14; 24].
Попустительский (анархический, либеральный) стиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчить свою задачу, не брать на себя ответственность. Этот стиль руководства является реализацией тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами воспитанников.
Исследователь А.Г.Исмагилова остановилась на изучении стилей общения воспитателей детского сада. Она выделяет два основных стиля общения: организационный и развивающий [6;200]. Как показывает анализ особенностей педагогического общения воспитателей с первым стилем, на занятиях для них характерны: быстрая реакция на поведение и действия детей, четкая регламентация их деятельности путем частой подачи конкретных указаний, строгий контроль за их выполнением. Эти воспитатели меньше внимания уделяют активизации ребят, а если и активизируют, то чаще пользуются отрицательной оценкой. В начале занятия обычно решают организационную задачу, наводят порядок в группе и только затем уже переходят к обучению. Строго следят за дисциплиной, в ходе занятия не оставляют без внимания ее нарушения, часто делают детям замечания, своевременно и быстро реагируют на ответы детей, исправляют ошибки, помогают найти необходимый ответ. В психологической литературе существует разделение всех речевых операций педагогического общения на две группы: прямые, или императивные, и косвенные, или оптативные. Под прямыми воздействиями понимаются такие речевые акции воспитателя, которые ограничивают свободу детей, направляют их внимание на определенные вопросы, действия; под косвенными - такие речевые акции, которые дают свободу детям, побуждают их к активности, самостоятельности и инициативе. Воспитатели с «организационным» стилем в основном используют в общении с детьми прямые воздействия. Анализ реализации целей педагогического общения показывает, что эти воспитатели чаще ставят и решают дидактические и организационные задачи, т.е. больше внимания уделяют организационно-деловой стороне педагогического процесса, игнорируя при этом постановку воспитательных целей [2;16].
Воспитатели со вторым стилем используют в общении с детьми в основном косвенные воздействия, и направлены они, прежде всего, на создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования побуждений к активности положительной оценкой и частых эмоционально-оценочных суждений по поводу поведения и деятельности детей. Положительный эмоциональный настрой последних на занятиях создает хороший психологический климат, что дает возможность воспитателю значительно меньше внимания уделять вопросам их дисциплины и организации. Эти педагоги практически не прибегают к решению организационных задач в начале занятия. Этот стиль по преобладанию действий можно назвать стимулирующим, оценивающе-контролирующим, а по преобладанию целей педагогического общения - воспитательно-дидактическим. Если обратиться к анализу воспитательных целей, которые решают педагоги в процессе общения с детьми, то это, прежде всего, задачи, направленные на развитие и формирование личности ребенка. Поэтому для краткости этот стиль был назван «развивающим».
Различия в стилях проявляются в характере постановки целей педагогического общения (в «организационном» стиле преобладают организационные и дидактические цели, в «развивающем» стиле - дидактические и воспитательные), в выборе действий (для «организационного» стиля характерны организующие и корректирующие действия, для «развивающего» стиля - оценочные, контролирующие и стимулирующие).
Таким образом, расширение понимания понятия «стиль» делает сложным решение вопроса о типологии стилей. Существуют несколько критериев для классификации педагогических стилей. Однако, наиболее целесообразным является стиль деятельности, основанный на индивидуальном своеобразии педагога и ориентированный на личностное развитие воспитанника, что является подлинным вовлечением педагога в профессиональную деятельность.
Изменения, происходящие в обществе на современном этапе его развития, естественно порождают изменения в системе образования и воспитания подрастающего поколения, к его целям, задачам, содержанию и способам их реализации. Эти изменения проявляются прежде всего в смене парадигмы воспитания и образования: ребенок из объекта педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития. Изменяется и роль взрослого в процессе развития ребенка. Взрослый (родитель, воспитатель) содействует его развитию, создает условия для его саморазвития.
Диагностика стиля педагогического общения позволила выявить две группы воспитателей, отличающихся по этому параметру. Для общения воспитателей первой группы характерно: позиция «над ребенком», стремление дать ребенку определенные ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 423 с.
2. Абраменкова B.B. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. - 32с.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
5. Азаров В.Н. Стиль действования: импульсивность управляемость // Вопр. психол. 1982. № 3. 121-126 с.
6. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей. М.: изд-во «Инст-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 80с.
7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980 б. Т 2. С. 129-267.
8. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольника /Дошкольное воспитание. - 2006. - №6, С. 13-19.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. - 321 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление речи. - М.: Педагогика, 2007. - 432 с.
11. Галузо П.Р. Стиль педагогического общения как объект психологического исследования // Психология < %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. - 2002. - №1, С.54 - 63.
12. Детская практическая психология < %D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. Под редакцией < %D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F> проф. Марцинковской Т. Д. Москва < %D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>, 2001г.
13. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка.// Мир психологии. - 2002. - №1, 195 - 201.
14. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
15. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова. - М., 1998.- 350с.
16. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
17. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. 2-е издание. М., 2003.
18. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. 1988. №6. С.142-146.
19. Павлова А.С. Значение общения ребенка со взрослым при подготовке к школьному обучению/ А.С. Павлова// Молодежь < %D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C> в процессе социализации < %D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>: мат-лы респ. научн.пр. конференции. Витебск, 1997. - С.112 - 114.
20. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Т. 1. М., 1999.
22. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте /Вопросы психологии, - 1996. - №3, С.5 - 14.
23. Смирнова С. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии < %D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8>. - 1998. №3, с. 50 - 80.
24. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов// Генетические проблемы социальной психологии. Под ред. Коломинского Я.Л. Москва 1985г.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Ажур. - 2013.-2с
26. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. С.3-18.
27. Шкуратова И. П., Габдулина Л. И. Стили общения // Прикладная психол. - 2001. - № 6. - С. 9-29.
28. Щербинина Ю. «Слово ласковое - мастер < %D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80> дивных дел» // Дошк. Воспитание. - 2004. - №5, 118 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.