На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83054


Наименование:


Реферат Отмена крепостного права.Судебная реформа 1864 г.Земская и городская реформы в России

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 18.12.2014. Сдан: 2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Тема 1. Отмена крепостного права………………………………………….25
Тема 2. Судебная реформа 1864 г………………………………………………
Тема 3. Земская и городская реформы в России
Тема 4. Контрреформы 1880-х - 1890-х гг.
Тема 5. Государственная Дума в России
Тема 6. Основные законы Российской империи
Тема 7. Создание Советского государства и права
Тема 8. Советские конституции
Тема 9. Чрезвычайные органы Советского государства
Тема 10. Организация советского суда
Тема 11. Образование и развитие советской прокуратуры
Тема 12. Кодификация советского права в 1920-х г.
Тема 13. Образование СССР
Тема 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.)
Тема 15. Проблемы государственного управления в 50-х - первой половине 80-х гг.
Тема 16. Государство и право в период «перестройки» (1985-1991 гг.)
Тема 17. Конституция Российской Федерации 1993 г.


Тема 1. Отмена крепостного права

1. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Основные положения реформы
Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.
Александр II действительно заслужил титул Освободителя. Отступая порой под натиском противников реформы, он шел к намеченной цели достаточно твердо и довел дело освобождения до конца. Великая цель пробудила в нем свойства подлинного государственного деятеля: осторожность и решимость, мудрость и отвагу, а главное - нравственное мужество.
Последствия реформы 1861 г. были громадны. Развитие страны получило ускорение, велик был рост всех ее производительных сил и духовный подъем. Состоялось не просто освобождение миллионов крепостных крестьян - произошло раскрепощение энергии и инициативы народа, его потенциальных возможностей.
Я уверен, Россия не смогла бы сохранить статус великой державы без отмены крепостного права. Я думаю, что мощь и благосостояние российского государства и вообще других государств зависит от уровня развития права. Отмена крепостного права для России явилось первым шагом для становления великой державы.
2. Я считаю, хотя реформа отмены крепостного права заложило фундамент для демократических преобразований во всех сферах жизни России, но реформа все - таки имела свои недостатки, например сохранение помещичьего землевладения, несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьян была ограничена, ущемление крестьян в политических и экономических правах.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле. Со стороны самодержавия они были уступками капиталистическому развитию и в то же время стимулировали это развитие, но вместе с тем в конечном счете укрепляли и позиции самодержавия путем приспособления его к новым социально-экономическим процессам. В итоге реформы 60 - 70-х гг. XIX в. были первым и весьма значительным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
Однако интересы помещиков и государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур:
Сохранилось крупное помещичье землевладение.
Реформа не затронула самодержавие и, скорее всего, даже укрепила его. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание идти на назревшее ограничение самодержавной власти и привлечение граждан к управлению страной определили незавершенный характер реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.
Сохранение сельской общины привело к консервации патриархальности в деревне, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина - собственника на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоящего на пути модернизации России.
Но в целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50-60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась также, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой, неадекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она стала постепенно отказываться от продолжения либеральных преобразований, что вскоре и выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к кризису и революционным потрясениям начала ХХ в.
3. Император утвердил 19 февраля 1861г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главной идеей было то, что крестьяне получают личную свободу, а до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользование крестьян.
Согласно, реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаны предоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е. землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика.
Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право от него отказаться.
Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела.
Установленные положениями нормы душевых, наделов были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.
Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый "дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название "кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.
Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов, а в нечерноземных проявлялась тенденция к фантастическому росту цен за выкупаемую усадьбу.
Реформа имела неблагоприятные последствия: а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком, возросли; б) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.
4. В период «временнобязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из « общества», найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.
Уйти из общины можно было, лишь вы­платив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община.
Наделение землей осуществлялось по добровольному согла­шению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным поло­жением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась ва несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.
5. Крестьяне, пользующиеся наделами не выкупая их, они признавались «временнообязанными» и несли определенные повинности в пользу помещиков, размер которых определялся уставными грамотами.
Выкупной договор между помещиком и крестьянином утверждался мировым посредником, после чего все прежние отношения между помещиком и крестьянином прекращались и крестьянин становились собственниками.

Тема 2. Судебная реформа 1864 г.
1. Судебная реформа 1864 года имела и положительные и отрицательные стороны, поэтому стоит согласиться с мнением англо - американских историков Р. Уортманом и Э. Кренкшоу, отмечавших прогрессивные стороны судебных уставов, но подчеркиваюших, что юридические новшества не соответствовали принципам самодержавного строя. К положительным сторонам я бы отнесла то, что российская юстиция стала вровень с юстициями самых передовых стран, в результате произошло отделение судебной власти от других, были созданы суд присяжных, адвокатура и нотариат, изменены функции прокуратуры. А к недостаткам: отсутствие единой судебной системы, ограничение компетенции суда присяжных, недопущение защиты на стадии предварительного следствия.
2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).Судебной реформой учреждались:
адвокатура (присяжные поверенные) - для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе; нотариат - для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.

Системы судов разделялась на две ветви. К местным относились мировые депортаменты, судья, съезды мировых судей. В состав общих судов входили окружные суды, судебные палаты, кассационные

Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы - губернские правления, органы полиции и др.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации; создание четкой системы судебных инстанций;отделение предварительного следствия от судебного, несменяемость судей и следователей; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов. Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д. Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).
Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.
Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).
Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.
Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).

3. Окружные суды учреждались для нескольких уездов и состояли из председателя и членов. Новым судом, которого не знала дореформенная Россия, стал суд присяжных заседателей, рассматривающий дела о преступлениях или проступках, влекущих за собой наказание в виде лишения или ограничения прав состояния присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого, судьи же в зависимости от вердикта присяжных определяли ему меру наказания или немедленно освобождали. Решение присяжных принимались большинством голосов, при разделении голосов поровну - в пользу подсудимого.
Присяжными заседателями могли быть лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом оседлости. Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались почетные мировые судьи, служащие, крестьяне, прочие лица, располагающие недвижимостью или определенным доходом. Эти списки составлялись по каждому уезду временными комиссиями, назначаемыми уездными земскими собраниями.
4. В дореформенный период предварительное расследование находилось в руках полиции, обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Реформой был учрежден институт следователей при окружных судах, осуществляющих предварительное расследование преступлений под надзором прокуратуры и при содействии полиции. В расследовании преступления выделяли дознание, которое осуществлялось прежде всего полицией; предварительное следствие , проводимое судебными следователями, и окончательное следствие.
Таким образом предварительное следствии впервые отделяется как от полиции, так и от суда и прокураторы.
Судебные следователи, судьи и прокуроры по представлению министра юстиции назначались на должности императором.
5. Отмена вердикта была возможной лишь в случае , если суд единогласно признает, что « решением присяжных осужден невиновный». В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным».

Тема 3. Земская и городская реформы в России
1. На мой взгляд, эффективной системы местного самоуправления не было создано, по той причине, что органы городского самоуправления контролировались и подчинялись царской администрации, их самостоятельность была строго ограничена, а материальная база недостаточна.
2. Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г Санкт - Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях. Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г. Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались.
Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.
3. Я думаю, что создатели земской реформы не решались открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части, в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий». Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. На мой взгляд, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.
4. В компетенцию городской думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоим........


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ Литература
Литература

1. История отечественного государства и права. Ч. I / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2010 (базовый учебник).
2. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М., 2011. (базовый учебник).
3. Исаев И. А. История государства и права России. М., 2006.
4. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век - 1917 г. Сост. Томсинов В. А. М., 2008.
5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2010.
6. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2009.
7. Отечественное законодательство. Ч. I и Ч. II / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2011.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.