Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83118


Наименование:


диплом Духовная культура казахов Южного Зауральясередины XIX начала XXI века

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 21.12.2014. Сдан: 2009. Страниц: 125. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
История казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан, - это органическая часть всемирной истории, уходящая своими корнями в глубокую древность. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку крупных по территории государств мира.
В XI-XV вв. Великую Евразийскую равнину от Иртыша до Дуная, от Крыма до Булгара Великого на Волге, где кочевали кыпчаки-половцы, в арабских и персидских текстах называли Дешт-и-Кыпчак - Кыпчакская степь, а в русских - Поле Половецкое. В XVI-XVIII веках, после того как тюркский суперэтнос распался на несколько самостоятельных этносов, большая часть могущественного тюркского племени кыпчаков вошла в состав казахского этноса, а Кыпчакской степью, или просто Степью, стали называть территорию современного Казахстана (87; 60-79).
Казахстан - это европейско-азиатская страна, которая соединяет в себе историю, культуру и религию Востока и Запада. В республике проживает около 100 представителей других наций и народностей. Современный этап развития Казахстана как суверенного и независимого государства требует глубокого осмысления, и освещения многовековой истории ее развития от первобытнообщинного строя до нашего времени. В свою очередь обретение Казахстаном независимости стало мощным стимулом углубленного изучения его истории и культуры.
Духовность человека находится в прямой зависимости от его нравственности. Но в наше время духовно - историческая ситуация эпохи терпит глубокий кризис, так как старые устои и традиции не соблюдаются, а новые уже потеряли опору в обществе. Все это приводит людей к тому, что та жизнь, которую мы сейчас ведем, во многом бессмысленна.
Сейчас перед нами стоит много задач. Но одной из самых главных является - приобщение к духовному наследию, стремление к возрождению духовности казахского народа, а также осознание всех тонкостей национальной культуры, ее самобытности. Духовная культура народа включает не только обряды, традиции, религию, науку, язык, письменность, литературу, театр, но и пословицы, поговорки, сказки. Именно в таких исторических источниках наиболее отчетливо прослеживаются все тонкости обычаев и традиций кочевников. Говоря о культурном творчестве казахского народа нельзя не отметить тот факт, что для степной культуры характерна любовь к культуре, своему народу, семье, признание равенства всех и помощь всем тем, кто в ней нуждается.
Актуальность темы исследования. Уральские степи являются составной частью Великой степи, протянувшейся от Алтая до Дуная. После распада монгольских улусов эту местность поделили башкиры, мангыты и казахи младшего жуза. Граница между башкирскими и казахскими родами на западе проходило по реке Урал. На левобережье располагались летние пастбища казахов. Они находились в районе Магнитогорска, под Верхнеуральском, в Агаповском, Кизильском, Варненском, Троицком, Чесменском районах.
На современном этапе значительная часть казахского этноса проживает на территории многонациональной Российской Федерации, и Челябинской области в том числе. В настоящее время на территории области проживает свыше 30 тысяч казахов. По данным областного управления статистики, больше всего их проживает в Кизильском, Нагайбакском, Брединском, Карталинском, Варненском, Чесменском, Агаповском, верхнеуральском, Уйском, Троицком и Октябрьском районах. Практически во всех поселках юга Челябинской области проживают казахи. И хотя мало осталось чисто казахских аулов, но они есть. Это, например, Арсланбай и Кызыл-казак в Нагайбакском районе, аул Кожабай в том же районе. Здесь издревле располагалась летовка казахов. До революции аул назывался Манамак - в честь казаха, который его основал (40; 6). Поэтому изучение проблемы этногенеза казахов и развития духовной культуры данного этноса является неотъемлемой частью исторического развития народов России.
Интерес к проблеме изучения духовной культуры казахов не случаен. По социально-экономическим проблемам номадизма, а также вообще по истории Казахстана написано огромное количество трудов, но духовная культура степняков освещена довольно слабо. В нашей научной работе отражена культура казахского народа нашего региона, что делает ее интересной в том плане, что трансформировавшаяся духовная культура казахов в пределах не только Челябинской области, но и Российской Федерации в целом фактически не освещена вообще.
При написании дипломного проекта мы использовали данные полевых сборов, что делает работу ценной. Во-первых, это введение в научный оборот новых источников, а, во-вторых, данный вид исторического источника позволяет в полной мере раскрыть все интересующие нас вопросы, так как происходит непосредственное общение с носителями культуры.
Изучая данную тему, мы, тем самым, помогаем сохранить и донести до следующих поколений культуру, обычаи и традиции предков, влияем на современную мораль, воспитываем чувство гордости и патриотизма за свой народ!
Историографический обзор. Проблема истории развития духовной культуры казахского общества является сравнительно новой. Несмотря на то, что данная тема является насущной, ее изучение началось лишь в конце XIX- начале XX веков. Дело в том, что развитие грамотности и науки в самом Казахстане на тот период было в плачевном состоянии, поэтому первые научные труды связаны с деятельностью российских историков.
По данной теме имеются работы отечественных и зарубежных историков и этнографов. Но здесь необходимо учитывать, что до 1991 года Казахстан входил в состав России. Весь комплекс трудов по данной проблеме условно можно разделить на три периода:
1) Дореволюционный. Значительные труды были составлены в дореволюционную эпоху такими исследователями как П.И. Рычков, А.И. Левшин, В.В. Бартольд, Н.А. Аристов и другие. К сожалению, на протяжении XVIII-XIX веков по истории Казахстана написано незначительное количество монографических исследований, по которым можно было бы судить об особенностях их исторической платформы. Также необходимо отметить, что в большинстве случаев работы дореволюционного периода представлены сочинениями типа дневников, путевых записок, статистических отчетов и других источников. Из первых научных работ, задавших тон для дальнейшего изучения необходимо отметить работу выдающегося этнографа Алексея Ираклевича Левшина - «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей». Труд Левшина представляет собой первое в науке фундаментальное исследование по географии, истории и этнографии казахского народа. В нем автор подробно описал географическое положение и природу казахских степей, историю казахского народа с древнейших времен до конца XVIII века, сообщил множество оригинальных сведений о его образе жизни, хозяйстве, быте, культуре, обычаях и традициях. Необходимо отметить и работу русского ученого Петра Ивановича Рычкова «Топография Оренбургской губернии», опубликованной в 1762 году. Здесь содержится информация по природе, различным народам населяющим губернию, а также другие важные сведения. Значимость Рычкова П.И. заключается в том, что его исследование является одним из основных научных трудов по истории данного региона в изучаемый период.
2) Советский. Советская историография исходила из марксистко-ленинского положения о материалистическом понимании истории и требовала от историков и этнографов строгого соблюдения принципа партийности - «материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо, и открыто становиться на точку зрения общественной группы» (в данном случае Компартии). Таким образом, исследования данного периода отличаются субъективностью и во многом не состоятельны, так как отражали идеологические установки власти, как следствие, это не способствовало появлению ярких исследований. Тем не менее, в данный период вышло большое количество исследований таких ученных как Ф.А. Фиельструп, С.Д. Асфандияров, М. Абдыхалыков, А.М. Панкратова и многие другие. Несмотря на отход от исторической истины и объективности, снижению профессионального уровня исследований, научные труды отличаются применением новых методик и приемов. Не только специальные исторические методы, но и использование приемов и методов смежных дисциплин, что во многом продвинуло исследования в изучаемой нами проблеме. Большую ценность сейчас для нас представляет научный труд «Из обрядовой жизни киргизов начала XX века». Данная работа является публикацией этнографических материалов замечательного ученого Ф. А. Фиельструпа, репрессированного в начале 30-х годов. Она посвящена обычаям и обрядам казахов и некоторых других тюркских народов в самых разных областях быта, прежде всего обрядам, связанным с рождением и воспитанием ребенка, свадебным и погребально - поминальным. Книга дает представление о хозяйственной деятельности, празднествах и развлечениях, традиционной социальной структуре казахского (киргизского) общества, архаичных пластах мировоззренческой системы казахов.
3) Современный. После распада СССР изучением данной проблемы стали заниматься как казахские, так и отечественные историки и этнографы. На данный момент вышло достаточно большое количество работ затрагивающих различные аспекты духовной культуры казахского этноса. Особенность данного периода заключается в том, что данной проблематике уделяется особое внимание по сравнению с предшествующими периодами. Происходит обобщение и систематизация данных по изучаемому нами вопросу. Среди огромной плеяды ученых, занимающихся данной проблемой можно выделить - Артыкбаев Ж.О., Рыспаев К., Козымбаев М.К., Аргынбаев Х.А. и многие другие.
Особую ценность представляет труд Козымбаева М.К. «История Казахстана с древнейших времен до наших дней». Здесь рассматриваются основные тенденции культурного процесса XIX века, которые обусловлены национально-освободительной борьбой народа с российским колониализмом и активным проникновением русского социально-исторического опыта этого времени. Процесс естественного развития культуры как преемственности собственной традиционности не мог не претерпеть изменений. Поэтому, с одной стороны, проглядывалась тенденция закрепления кардинальных основ национальной духовной культуры, а, с другой, под влиянием русской культуры происходили переориентация и реформирование этой традиции.
Большой научный интерес представляет монография Артыкбаева Ж.О.
«12 лекций по истории Казахстана», где подробно описывается культура казахского этноса начала XX века, которая отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Научные работы Аргынбаева Х.А. представляют особую значимость, так как в них рассматривается основные элементы обычаев и традиций, связанных со свадьбой. В частности, в монографии «Казахи» автор рассматривает один из этапов проведения казахской свадьбы - сватовство. В работе подробно описывается все традиции, обычаи и поверья казахского народа, связанные со сватовством.
Большой фактический материал по изучаемой нами теме представлен в работе известного писателя, журналиста, этнографа и педагога Сейт Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахского народа». Данное исследование является на сегодняшний день наиболее авторитетным. В книге находятся сведения о различных традициях и обрядах казахского народа: свадебный ритуал, роль воспитания в семье, Наурыз и его традиции, ритуалы скорби и погребения и многое другое.
Очень важные сведения по казахскому этносу содержатся в работах Октябрьской И.В. В основном её исследования посвящены казахам Алтая. Внимание уделено таким аспектам, как духовная культура народа, сохранение культурных традиций, связь с исторической родиной, много фактического материала по обычаям и традициям. Поэтому этнографические работы Октябрьской И.В. представляют для нас большую ценность.
Говоря об основных работах современных ученых по изучаемой нами теме, нельзя не отметить и молодых специалистов на территории Российской Федерации, которые активно занимаются изучением казахского этноса - Ларина Е.И., Наумова О.Б., Шевцова А. Публикации данных авторов охватывают большой спектр вопросов, связанных с повседневностью, традиционностью и религиозностью казахов.
Но, несмотря на наличие огромного пласта работ по изучаемой нами теме, тем не менее, ряд вопросов остались недостаточно изученными и требуют более детального изучения:
- плохо исследована древняя история казахов, в том числе и духовная культура. 41 % респондентов города Алма-Ата в ходе социологического опроса ответили также (105; 72);
- на современном этапе недостаточно работ по духовной культуре казахского этноса на территории Российской Федерации и Челябинской области в том числе;
- трансформация обычаев и традиций;
Объект исследования. В данной исследовательской работе объектом исследования является казахский этнос территории Челябинской области, в частности жители поселка Заря Кизильского района.
Предмет исследования. В данном случае необходимо проанализировать основные элементы, входящие в систему духовной культуры народа - религиозные представления и верования, обычаи, традиции, религиозные праздники и другие составляющие исследования.
Цель дипломного проекта - изучить духовную культуру казахского этноса Челябинской области на основе его обычаев и традиций, выявить местные особенности, а также выяснить причины трансформации духовной культуры этноса. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику духовной культуры казахов
2. Изучить духовную культуру изучаемого этноса на основе анализа основных элементов духовной культуры - обычаи, традиции, религиозные праздники
3. Проследить изменения, которые произошли в ходе трансформации культуры казахов юга Челябинской области (поселок Заря Кизильского района)
Территориальные рамки. В основе изучения нашего исследования находится территория проживания казахского этноса на юге Челябинской области, в частности поселок Заря Кизильского района, но по ходу работы рассматриваются более обширные территориальные рамки (территория Российской Федерации и современного Казахстана), так как это необходимо для более полного изучения темы нашего исследования.
По разным оценкам в Российской Федерации на данный момент проживает от 650 тысяч до 1,5 млн. этнических казахов (4). Таким образом, общая численность казахского этноса в России равна примерно 0,5 % от общероссийского (24; 16). Но, несомненно, то, что численность казахского этноса на территории Российской Федерации увеличивается. Эти данные подтверждаются многочисленными статистическими данными. Численность казахов в РФ, по переписи 1989 года, составила 636,685 человек (6; 8). По данным переписи 2002 года всего в России проживает 653,962 этнических казахов (3; 68). Таким образом, видно, что казахская диаспора в РФ - одна из крупнейших в мире. Ее отличительной чертой является тесная связь с основным этническим массивом казахов, по сути дела казахское население России - это казахи, живущие по границам своего этнического ареала (100; 62). Наиболее многочисленно казахское население Астраханской (142,6 тыс.), Оренбургской (125,6 тыс.), Омской (81,6 тыс.), Волгородской (45,3 тыс.)(136). Также большой массив казахского этноса проживает на территории Саратовской области (78,3 тыс.) Здесь казахская диаспора одна из самых больших (54; 103). Противоположная ситуация наблюдается в Московской, Красноярской, Томской, Ростовской областях, где численность казахов не превышает 0,5 % от общего количества населения области. В частности, в Ростовской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года казахов всего 3021 человек или 0,5% населения (48; 89).
Увеличилось также количество казахского этноса и на территории нашей области. По данным переписи 1989 года областного Управления статистики в Челябинской области казахов всего 33230 человек. Исторически значительная доля казахского населения области сложилась в южных районах. По районам компактного проживания казахов на первом месте по численности Кизильский район - 4472 человека, 13,5 % от общего числа населения района, затем Нагайбакский - 3221 человек, 9,7 %, Брединский - 2699 человек, Верхнеуральский - 2548-7,7 %, Агаповский - 2545-7,6 %, Карталинский - 2124-6,7 %, Варненский - 2062, г. Магнитогорск - 1894, г. Троицк - 1783, Троицкий район - 1738, Чесменский - 1384. В других районах казахов поменьше. По данным же переписи 2002 года численность казахской диаспоры на территории Челябинской области равна 36219 человек, что говорит о росте численности казахского населения нашей области. В области в основном проживают потомки двух крупных родов - Орта (Среднего) жуза и Киши (Младшего) жуза, династии из племени - аргын, кыпшак, уак (Орта жуз) и Киши жуза - жагалбайлэ, тама, телеу, элимулы-кете. Веками казахи этих родов и племён кочевали в степях Челябинской, Оренбургской, Костанайской, Свердловской, Курганской областей, по берегам Урала (130).
Хронологические рамки. Дипломная работа охватывает период с XIX века и до наших дней. По ходу нашего исследования привлекаются материалы более ранних эпох, это принимается необходимостью более полного и точного понимания исследуемой нами темы. Именно, изучив духовную культуру предшествующих периодов, мы сможем объяснить эволюцию культуры на современном этапе.
Источниковая база. При исследовании изменений в духовной культуре казахского общества были привлечены следующие виды источников:
1) Периодическая печать. Данный вид источника является одним из основных при написании исследования. В частности, была проанализирована периодика Челябинской области, где содержится информация по духовной культуре, обычаям и традициям данного локального очага казахской культуры. Сейчас большой поток информации по интересующей нас теме есть и в журнальных статьях (например, в журнале «Этнографическое обозрение»). К сожалению, периодическая печать советских времен носит зачастую малоинформативный характер, поэтому в работе в основном использована современная периодика. Но следует учитывать, что периодическая печать, несмотря на все ее плюсы, является средством идеологического воздействия на общественную идеологию, поэтому к ней следует относиться с осторожностью.
2) Кино-фото документы. В настоящее время этот источник играет большую роль в изучении того или иного вопроса. В своей работе я использовал различные фотографии с курултая, других праздников и мероприятий. На кино-фотодокументах в полной степени отражен быт и повседневная жизнь народа.
3) Один из самых ценных источников в дипломной работе - интервью («устная история»). Он ценен потому, что об объекте исследования лучше всего можно узнать непосредственно из уст самих носителей культуры. Был проведен сбор полевого материала в Кизильском районе, а также в Нагайбакском, Агаповском и Чесменском районах (сборы проходили в 2006 и 2008 годах). Благодаря полевым сборам была собрана важная информация - современная ситуация в обществе, проблемы сохранения культуры, обычаев и традиций и необходимые пути решения.
4) Статистические источники. В нашей работе мы применили данные переписей: национальный состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, результаты Всероссийской переписи населения 2002 года. Также непосредственно в работе мы использовали статистические данные по отдельным регионам страны (Астраханская, Оренбургская, Омская, Саратовская, Волгоградская и Челябинская области). Это позволяет выявить сведения о возрастном составе, образовательном цензе, конфессиональном составе, религиозном составе, этническую картину и многие другие важные сведения. Также богатый материал по этническому составу населения содержится в т.н. ревизиях - своего рода переписях населения мужского пола, обязанного платить налоги и отбывать рекрутскую повинность (121; 25).
5) Вещественные источники. К ним относятся предметы быта, традиционная одежда, украшения, жилища и т.д. Посредством материальной культуры мы можем раскрыть духовный мир казахского народа, его традиции, обычаи.
6) Художественная литература. К ним принадлежит фольклор, сказки, стихотворения и многое другое. Благодаря этому виду источников мы можем проследить быт, повседневность, ментальность, уровень жизни. Работы и произведения таких мастеров как Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Махамбет Утемисов, Джамбул Джабаев и многих других, являются достоянием национальной духовно-культурной жизни народа. Можно привести слова президента Казахстана Назарбаева: « Через постижения Абая мы познаем себя».
Таким образом, проанализировав данный комплекс источников, мы можем в полной мере ответить на интересующие нас вопросы.
Методология. Методология дипломной работы базируется на совокупности следующих подходов:
1. Принцип объективности очерчивает духовную культуру казахов на основе объективных исторических фактов.
2. Системный подход, ориентирует на раскрытие целостности и комплексности духовной культуры казахского общества.
3. Принцип историзма позволяет раскрыть объект исследования во времени и пространстве.
Так как наше исследование носит этнологический характер, а, следовательно, исследование относится к антропологической социологии, то мы применили еще и следующие подходы:
4. Структурный анализ: данный подход характеризует систему родства, взаимоотношения и многие другие аспекты духовного мира.
5. Символический и интерпретативный: изучение символики обычаев и традиций, что дает возможность проследить их эволюцию.
Таким образом, при написании нашего исследования мы использовали целый комплекс подходов, не только исторических, но и подходы антропологической социологии.
Среди методов применялись как специальные исторические, так и методы смежных наук:
1. Специальные исторические методы (традиционные):
а) Историко-генетический метод: с помощью этого метода нам удалось проследить развитие духовной культуры казахов, ее изменение в процессе развития от образования самого этноса и вплоть до современности.
б) Историко-сравнительный, или компаративный метод: сравнение традиций и обычаев казахов средневековья и традиций современного общества, выявление причин трансформации культуры. Также применение данного метода может помочь при сравнении культурных традиций, например, Казахстана и собственно Челябинской области.
2. Общенаучные методы:
а) Анализ и синтез: с помощью метода анализа мы разделили развитие духовной культуры казахов на следующие этапы: древность, средневековье, духовная культура в период нового времени (XV-XVIII века), а также новейшее время (XIX-XX века).
3. Методы других наук, используемые в историческом исследовании:
а) Статистический метод: интенсивное применение статистического анализа открывается там, где имеются источники массового характера. В нашей дипломной работе - это переписи: Всесоюзная перепись населения 1989 года и Всероссийская перепись населения 2002 года. С помощью метода статистического анализа я выявил сведения о возрастном составе, образовательном цензе, конфессиональном составе, религиозном составе, этническую картину и многие другие важные сведения (Приложение 1).
б) Частично использован метод контент-анализ: на примере средств массовой информации, журналов, анкет, биографий, списков можно выявить определенные тенденции. На примере журнала «Этнографическое обозрение» мы попытались выявить динамику публикаций статей посвященных духовной культуре казахов. Как выяснилось, в 1996 году таких статей было три, а в 2000 году уже более шести, что говорит о росте интереса к данной проблематике.
в) Иллюстративный метод: сведения, полученные в ходе этнографической экспедиции - полевые данные, для более полного и наглядного отображения подтверждаются в нашей дипломной работе иллюстрациями (фотографии).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В ведении обоснована актуальность темы исследования, проанализирован историографический обзор источников и литературы по данной проблематике, сформулированы объект и предмет исследования, территориальные и хронологические рамки, определена цель, а в соответствие с ней и задачи научного исследования. Большое внимание было уделено анализу источниковой базы и методологии дипломного проекта. В первой главе рассмотрено происхождение собственно казахского этноса, который сложился в процессе длительного взаимодействия разнородных кочевых племен и их ассимиляции. Предложены основные точки зрения российских и зарубежных историков и этнографов относительно происхождения казахов и становления самостоятельного казахского этноса. Также проанализирована этимология слова «казах», так как до сих пор в исторической науке не сложилось однозначного значения о происхождении термина. Непосредственно в первой главе мы рассмотрели развитие духовной культуры в период древности и средневековья: различные идеологические представления о существовании загробного мира, традиционный образ жизни казахов, возникновение обрядов, связанных с рождением и смертью, наличие у казахов ранее первобытной религии тенгрианства, о распространении ислама. Во второй главе уже непосредственно рассматривались главные обряды и традиции казахского этноса, связанные с рождением ребенка, со свадьбой и смертью человека. Было выяснено значение многих обрядов, рассмотрены вопросы о гостеприимстве казахов и почтительного уважения к старшим и многое другое. Также были проанализированы основные мусульманские праздники, которые трансформировались, но соблюдаются в казахской среде. Некоторые из праздников имеют еще доисламские корни, и является одним из древнейших на Земле - Наурыз, который отмечается уже более пяти тысяч лет. В третьей главе изложены результаты полевых исследований проведенных в Кизильском районе Челябинской области. В ходе исследования были выявлены основные аспекты трансформации тех или иных традиций и обрядов, показано сходство и различия между традиционной духовной культурой казахов и сохранности ее в современных условиях в семьях исследуемого района. Для более полного и точного понимания в исследовательскую работу включены приложения, в которых провидены различные статистические данные, схемы, карты, рисунки, фотодокументы, а также глоссарий. В заключении подведены итоги исследования, выяснены основные изменения культуры казахского этноса, сделаны выводы по работе.







Глава I. Основные этапы становления формирования культуры до конца XVIII - начала XIX веков

§ 1. Проблема происхождения казахов
Каждый народ, подобно любому человеку, имеет череду предков. Их корни так далеко уходят вглубь тысячелетий, что проследить их до начала практически невозможно ни у людей, ни у народов.
Многовековое взаимодействие оседлых и кочевых обществ протекало в самых разных формах. Мирные контакты и войны, миграции и нашествия тесно связывали земледельцев и степных скотоводов древности и средневековья. Подавляющее большинство источников посвящено истории оседлых народов. Именно в их среде развивалось летописание, велась дипломатическая документация, отслеживалось политическое развитие сопредельных стран. От кочевников же - даже при наличии у них письменности - осталось неизмерно меньше документов, поэтому основной массив информации о внутренней жизни степных держав мы получаем опять же из сочинений, созданных в государствах оседлых народов (113; 95).
К сожалению, письменные источники не могут заменить никакие другие источники: ни археологические (от материальной культуры древних кочевников мало, что дошло до нас), ни палеоантропологические (антропология - наука, изучающая типы ископаемых людей), ни отрывочные, часто искаженные или плохо поддающиеся расшифровке сведения, зафиксированные соседями кочевников, имевшими письменную традицию. По этой причине наши сведения по древней истории кочевников отрывочны, малоинформативные, зачастую фантастичны. Так что история древних предков казахов носит в чем-то полулегендарный, т.е. не подлежащий проверке на истинность характер. И, тем не менее, трудами нескольких поколений исследователей многие ее страницы расшифрованы и могут с разной, правда, степенью достоверности поведать нам о ранних этапах жизни насельников Великой степи, в частности о той ее части, которая в средние века называлась "Дершт - и Кыпчак", т.е. страною кыпчаков, а сегодня известна как Республика Казахстан (59; 10).
Среди множества проблем по этнополитической истории кипчаков наиболее сложным являлся вопрос их происхождения. По легенде об Огуз-кагане, приведенной у Рашид-ад-дина, кипчаки были одним из 24 племен огузов. Мифический мальчик, которому Огуз-каган присвоил имя Кипчак и по имени которого назвали его племя, родился во время неудачного похода огузов на племя ит-барак. Чтобы переправиться через реку, Огуз-каган приказал срубить деревья и соорудить плот. Во время переправы он якобы сказал ребенку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О, будь ты также князем, как и я, и пусть твое имя будет Кипчак». Абул-Гази замечает: «На древнем тюркском языке кипчак означает дуплистое дерево ». Обязательное упоминание дерева и леса в преданиях может вызвать предположение о том, что кипчаки происходили из той местности, в которой лес постепенно сменяется степью, т.е. в лесостепной зоне. Некоторые ученые предполагают, что первоначальным местопребыванием кипчаков были Южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей, примыкавших к ним с юга (135).
Этногенез казахов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли, прежде всего, субстратные индоиранские племена эпохи бронзы. В 1-м тысячелетии до нашей эры Казахстан - зона обитания ираноязычных сакских племён. В первой половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и других тюркоязычных племён на территорию Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия - жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и других (126; 174). Таким образом, видно, древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на юге Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Ю.-З. жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на западе от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата (123; 528 -529). Ведущую роль в образовании казахов сыграли и кипчакско-киманские племена. В IX-X вв. кимакские ханы, захватив земли кипчаков, образовали Кимакский каганат. В X веке происходит вытеснение из Приуралья огузских племен, которые были вынуждены перекочевывать в места кочевья печенегов и куманов. Смешение огузских племен с куманами привело к образованию в южнорусских степях тюркоязычных племен - берендеев, черных клобуков и торков, сыгравших большую военно-политическую роль в истории древнерусского государства. Оставшиеся в казахской степи племена кимаков, кипчаков, куманов, огузов и др. дали начало древнеказахской народности. Окончательное же формирование казахского народа падает на XV век, когда образовалось казахское ханство, которое включило в свой состав три кочевых объединения (жуза) - Старший, или Большой (Улы жуз), Средний (Орта жуз) и младший (Киши жуз) (122; 217-218). Именно возникновение казахской национальной государственности - Казахского ханства двумя братьями Гиреем и Джанибеком в 1459-1460 года, многие исследователи и связывают уже с образованием самостоятельного и независимого казахского этноса (81; 33). Длительный процесс формирования казахского народа в основном завершился в XIV - первой половине XV века (49; 279).
Философ Шакарим - один из первых исследователей истории происхождения казахов и других тюркоязычных народов считает: «мы - из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово «уйгур» как «объединившийся, присоединившийся (друг к другу)». Народ этот составляли тайфы (этническая группа, также как: род, племя, народ): кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсые - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингисхан покорил всех татар и моголов и поделил весь (плененный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингисхана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками (современное «казах» более позднее написание, ранее было - казак). В ту пору наименование «казак» носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов, наименование «казак» закрепилось за нами одними (62; 41-42).
Российский ученый Грумм-Гржимайло доказывал, что кипчаки - это западная ветвь динлинов, народа, в древности обитавшего в Азии и имевшего черты европеоидной расы. Западная ветвь динлинов смешалась с кочевым населением Казахстана и стала называться под именем кипчак. Но не только русские летописи обозначали кыпчаков именем, отражающим их внешний облик. В западноевропейских, византийских, армянских они называются по-своему - команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш. Все эти названия, относящиеся к одному и тому же народу, переводится в основном как «желтые, бледно-желтые, русые». Вероятно, облик племени, настолько отличался от других кочевых народов, что все информаторы, которые сталкивались с ними, дают одно и тоже наименование, отмечающее их необычный внешний облик, цвет волос. Антропологический тип кипчаков-половцев сформировался в результате последовательного смешения древнего европеоидного типа с расовыми типами монголоидного центрально-азиатского происхождение. Еще в XIX в. у определенной группы кыпчакских родоплеменных подразделений в различных регионах их обитания в составе крупных тюркоязычных народов оставались некоторые черты, приписываемые обыкновенно европеоидному физическому облику (9).
Переход человечества к эпохе бронзы знаменует собой переход от дикости к цивилизации, то есть это новый уровень и в развитии культуры. В 1913 г. археолог Б. В. Андрианов обнаружил и осуществил раскопку могильников людей бронзового века у села Андроново. По наименованию местности первого откры­тия эта культура получила название андроновской (42; 29).Эта культура занимала большую часть современного Казахстана - от Урала до Алтая и даже еще восточнее. Ее носители - арии - являются древнейшими из известных науке предков казахского народа. Об ариях - андроновцах мы знаем почти исключительно из археологических материалов. Но сведения очень скудные (59; 23). Итак, археолог Б.В. Андропов, по найденным археологическим источникам, считает, что одними из самых древних предков казахского этноса являются арии, населявшие территорию современного Казахстана в эпоху бронзы.
Историк и специалист по номадизму Искандер Ундасынов считает, что, во-первых, самые ранние из известных науке наших предков пришли в степи Казахстана с Запада; во-вторых, они происходили из могучей индоевропейской семьи народов, в V - II тысячелетиях до н.э. расселившихся на огромных просторах от Британских островов до истоков Енисея; в-третьих, обособившись ко II тысячелетию до н.э. от индоевропейской общности племена андроновской (и срубной) культуры породили новую могучую общность - арийскую и, следовательно, родиной всех индоиранских народов является Великая степь, а ее центром - степи современного Казахстана (59; 12-13).
«Происхождение любого народа является процессом его формирования из существовавших ранее этнических компонентов. Синтез нескольких компонентов, обладающих определенными культурными и антропологическими особенностями, дает в результате совершенно новый, специфический, не присущий ни одному из взаимодействующих компонентов набор признаков, который отражает этническую специфику нового народа» (53). Итак, «казахская цивилизация» относится к числу локальных цивилизаций, и только начала складываться, хотя по историческому возрасту, она стоит наравне со многими другими древними цивилизациями, имеет глубокие культурные и философские истоки и корни, является наследницей сако-скифской (кассако-массагетской цивилизации). К казахской цивилизации могут быть отнесены и родственные народы: ногайцы, каракалпаки, кыргызы, часть северных узбеков, сибирские татары, алтайцы, кипчаки, вошедшие в состав других народов, караимы и крымские татары. Казахская цивилизация зарождалась под влиянием межкультурных контактов в Центральной Азии, представляя собой супертерриториальную гетерогенную общность, образовавшуюся из соединения земледельческой и кочевой форм хозяйствования (105; 72).
Говоря о проблеме происхождения казахского этноса нельзя не сказать также о проблеме этимологии самого термина «казах». Казак - тюркское слово. Его исход­ная форма именно такая: два уву­лярных начальный и конечный, - казак. Со времени выхода известной книги А.И. Левшина о казахах (1832) в трудах неко­торых ученых распространено утвержде­ние о том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X-XI столетий), в разделе о Рустаме яко­бы говорится, о казахах и ханах казах­ских. Однако содержание бессмертного творения хорошо известно ориентали­стам, и там нет ни слова о слове «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Ка­захстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина «казак» и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском слова­ре, составленном, вероятно, в Египте, из­вестном по рукописи 1245 года и издан­ном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприют­ный», «скиталец», «изгнанник». В исторической литературе существу­ют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни вы­водили его из тюркских глаголов каз - «рыть», кез - «скитаться», кач - «бе­жать, спасаться»; другие создали неве­роятную этимологию этого слова от каз - «гусь» и он - «белый»; есть исследо­ватели, которые считают возможным вы­водить слово «казак» из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы связы­вают термин «казак» с названием древ­него кавказского племени или объедине­ния племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В. В. Бартольда, «едва ли приемлема для историка».
Итак, надежного этимологи­ческого объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каким бы ни было происхо­ждение этого слова, несомненно, то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле - свободный, без­домный, скиталец, изгнанник, а также че­ловек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племе­ни, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда, это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состоя­ние, положение, статус некоего лица, из­вестного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, об­ществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим, - казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без товарищей, - казак; удалой молодей, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага», - тоже казак. Людей, ведших какое-то время образ жизни казака по необходимости или по доброй воле, всегда было немало. Казаком мог стать любой человек, будь он турок или перс, рядовой кочевник или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Тохтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Саид. Важно отметить, что человек сделавшийся казаком, мог перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это и произошло со всеми перечисленными выше казаками из тогдашнего высшего света. Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались (111; 28).
Также существует проблема и с самоназванием казахского народа, который часто путают с соседним народом. В дореволюционной России казахов часто называли киргиз-кайсаками (54; 104)(Приложение 2). В литературе и документах до 1925 г. (отчасти и позднее) казахов ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа - собственно киргизов (120).
Таким образом, проанализировав сведения, связанные с формированием казахского этноса в изучаемый период, мы пришли к выводу, что в этногенезе казахов принимало участие большое количество различных племенных объединений: как ираноязычные сакские племена, так и различные тюркские племена (хунну, теле, карлуки и другие), как древние арии, так и племенные объединения усуней, а также кимакско-огузские племена. Историки и этнографы до сих пор спорят об этногенезе казахов. Но как мы уже отмечали выше, вследствие того, что у древних кочевников письменность не была развита, а основные сведения мы узнаем по данным, зафиксированным соседними письменными народами, то на сегодняшний день древняя история кочевников, в том числе и процесс этногенеза, носит малоинформативный, отрывочный, зачастую фантастичный характер. Под вопросом остается и этимология слова «казах», но здесь ученые в большей или меньшей степени согласны, что происхождение этого слова связано с нарицательным значением - свободный и храбрый скиталец. То есть данный термин «казак» (казах), ранее означал более социальное значение, нежели политическое и этническое.

§ 2 Формирование культуры до середины XIX века
Искусство кочевого населения Казахстана было теснейшим образом связано с мировоззренческой основой. Значительное место в искусстве кочевников занимали образы так на­зываемого звериного стиля, имевшего в эпоху раннего железа широчай­шее распространение среди обитателей евразийских степей, пустынь и лесо­степи (38; 214).
Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени не­редко встречаются солнцеголовые существа. В Центральном Казахстане в ареале распрост­ранения тасмолинской культуры известны захоронения коня или же захоронения конских шкур с головой и конечностями, погребения конской узды или отдельных ее деталей. Жертвоприношения совер­шались рядом с курганами. Сакские племена (германские племена II-IV вв.) Сары Арки сооружали интересные курганы известные как «курганы с усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками (17; 32-33).
Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продол­жением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек - курганы. Гуннские курганы имеют ряд особенностей. Это кольцевые оградки, наличие каменных ящиков, сопроводительное захоронение коня, вытя­нутое положение погребенных на спине. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, указывал дорогу странни­кам. У гуннов считалось, что лебедь охраняет домашний очаг. Они служили тотемами древних племен. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи (Кауынши), Центрального Казахста­на (Кара агаш). Памятники иллюстрируют идеологические представ­ления древних племен, одухотворение ими природы, культа предков и солнца (17; 41-42).
Во второй половине I тысячелетия для всей территории в целом характерна одна общая черта - это общетюркский духовный комплекс, включающий в себя сходные элементы идеологических представлений и духовных ценностей. Таким образом, можно говорить об единой культурной системе. Также в этот период происходит образование и рост городов - Испинджаб, Казыкурт, Фараб. Всего на юге Казахстана насчитывалось более 30 городов. Развитие городов привело к созданию памятников архитектуры - мавзолеи Карахан, Бабаджахатун и многих других. Широкое разв........


Список информаторов
1) Бисимбаева Айгуль Тулубаевна: 1970 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
2) Бисимбаев Казбек Барлыкович: 1957 г.р., руы бескурек; п. Заря Кизильский район
3) Истлеув Кубайдулла Мунбаевич: 1922 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
4) Ишмухамедова Калянкор Туртаевна: 1953 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
5) Кушанов Гаваз Мулдагалеевич: 1927 г.р., руы ста каратпан; с. Светлое Чесменский район
6) Мумбаева Аглайда Нигматулловна: 1964 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
7) Мумбаев Жусупбек Нигматулович: 1967 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
8) Мумбаева Камка Куламбаевна: 1941 г.р., руы бозбет; п. Заря Кизильский район
9) Мумбаев Турубек Нигматулович: 1959 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
10) Мухомедьярова Сара Туртаевна: 1957 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
11) Нурекенов Тулебай Кабдюшевич: 1941 г.р., руы жаппас; п. Буранный
Агаповский район
12) Халилова Ботагоз Кубайдулловна: 1953 г.р., руы аккожа; п. Заря Кизильский район
13) Сарбаева Галима Жумагалеевна: 1941 г.р., руы булды; п. Путь Октября Кизильский район
14) Янзакова Алтын Тауфиковна: 1935 г.р., руы бабас; п. Углицкий Чесменский район
15) Янзаков Мурзабек Раимович: 1933 г.р., руы бабас; п. Углицкий Чесменский район




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.