На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности защиты жилищных прав детей-сирот. Порядок постановки на учет и предоставления жилых помещений. Права пользования и купля-продажа жилых помещений несовершеннолетними, а также судебная практика по реализации прав на них в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


46
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса
Специальность 1-24 01 03 «Экономическое право»
Курсовая работа
на тему
ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Студентки 4 курса заочной формы обучения
Амельянчик Тамары Валерьевны
Научный руководитель -
старший преподаватель
Сафина Д. В.
Гродно, 2010
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь 6
1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений 6
1.2 О защите жилищных прав детей-сирот 11
Глава 2 Права пользования, купля - продажа жилым помещениям несовершеннолетними 19
2.1 Пользование жилыми помещениями 19
2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК 23
2.3 Купля-продажа жилых помещений 26
Глава 3 Судебная практика по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних 33
Заключение 39
Список использованных источников 43
Введение
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст. 18 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
В Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).
Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - комплексный анализ жилищных прав несовершеннолетних.
Цель определяет следующие задачи:
определить права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь;
проанализировать права пользование жилым помещением несовершеннолетними;
описать судебную практику по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних.
Библиографической основой послужили работы В.Ф.Чигира, Е. Корнушенко, В. Шабалина и др. В изданиях подробно, на примерах судебной практики, проанализирован порядок рассмотрения и разрешения наиболее часто встречающихся жилищных споров, например, иски об утрате права пользования жилым помещение нанимателем или членами его семьи в случае выезда на постоянное жительство в другое жилое помещение, иск о выселении нанимателя на время капитального ремонта, иск о выселении из общежития в связи с прекращение трудового договора и т. п. В работах рассмотрены вопросы, как избежать ошибок должностным лицам, принимающим решения по жилищным вопросам, правильно организовать управление жилищным фондом предприятий.
Юристы по-разному оценивают различные аспекты исследуемой проблемы, не по всем вопросам у них существует единое мнение. Разногласия всегда были и будут в дальнейшем. Главное, что мнение каждого правоведа имеет определенную ценность и вносит заметный вклад в установление истины.
Законодательной основой курсовой работы послужили: Конституция Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс о семье и браки Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и др.
Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики, логический метод, методология сравнительного правоведения, а также метод системно-структурного анализа.
Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь
1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений
В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.
По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак [1]. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом [5, c. 45].
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия -- по решению суда [5, c. 46].
До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов [3].
В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением [2, c. 86].
В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлен Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.
Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищному законодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. Жилищного кодекса Республики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно на условиях договора найма в домах государственного и общественного жилищного фонда. При предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов [27, c. 64].
Действовали и определенные льготы при улучшении жилищных условий семей, воспитывающих детей. Так, в частности, в первую очередь жилые помещения предоставлялись: матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", либо награжденным орденом "Материнская слава" или медалью "Медаль материнства"; многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних либо состоящих на иждивении родителей детей (право на получение жилых помещений в первую очередь сохранялось за указанными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в случаях достижения детьми совершеннолетия или прекращения иждивения); одиноким матерям; семьям при рождении близнецов; семьям, воспитывающим детей-инвалидов [27, c. 68].
Вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находившимся под опекой или попечительством, по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах, если за ними не сохранилось жилое помещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Жилые помещения указанным лицам предоставлялись исполнительным комитетом местного Совета депутатов, предприятием, учреждением, организацией. Перечисленные выше категории граждан имели соответственно и право на первоочередное и внеочередное вступление в члены жилищно-строительного кооператива [27, c. 70].
С введением в действие с 01.07.1999 г. нового Жилищного кодекса изменился и порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 12 ЖК малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на получение жилого помещения социального пользования (это жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма и не подлежащее приватизации, разделу и обмену) [3].
При предоставлении жилого помещения социального пользования учитывается имущественное положение нетрудоспособного претендента и других нетрудоспособных членов семьи. Сведения о доходах семьи представляются заявителем за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет.
Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются:
-- гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;
-- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
-- больным активной формой туберкулеза;
-- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [28, c. 57].
При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьям, в которых имеются дети, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу), если это предусмотрено в коллективных договорах. Причем в этих коллективных договорах могут быть предусмотрены и льготные основания предоставления жилых помещений на условиях обычного договора найма (например, многодетным семьям или семьям, воспитывающим детей-инвалидов и т.д.).
1.2 О защите жилищных прав детей-сирот
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли. Контроль за реализацией данной гарантии осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством [8].
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона расходы по установленным нормам на оплату за пользование жилыми помещениями, на оплату электрической и тепловой энергии, текущего ремонта жилых помещений, услуг связи, бытового обслуживания, связанные с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемных семьях, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством [8].
Минжилкомхозом подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесения изменения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрено, что расходы на оплату за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), стоимости твердых видов топлива (проживающим в домах без централизованной подачи тепловой энергии), связанные с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, приемных и опекунских семьях, подлежат возмещению гражданам, на воспитании которых они находятся, за счет средств местных бюджетов [8].
В соответствии с пунктом 15 «Положения о порядке управления имуществом подопечных», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1677, жилое помещение, принадлежащее подопечному на праве собственности, в случае направления его на государственное обеспечение в учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания либо переселения по месту жительства опекуна, попечителя с разрешения органа опеки и попечительства может быть сдано опекуном, попечителем по договору найма в установленном порядке. При этом доход от сдачи жилого помещения по договору найма зачисляется на лицевой счет подопечного в банке, за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги [19].
Следовательно, опекун или попечитель на время нахождения ребенка-сироты под опекой до достижения им 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке его полностью дееспособным (эмансипации) сдает квартиру по договору найма и производит оплату за техническое обслуживание и коммунальные услуги.
Если в квартире проживают родители детей-сирот, лишенные родительских прав или близкие их родственники, то они обязаны производить оплату жилищно-коммунальных платежей, а с детей-сирот при их прописке задолженность родственников не должна взыскиваться.
Что касается вопроса использования пустующих жилых помещений государственного жилищного фонда, закрепленных за несовершеннолетними детьми, то согласно Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты и местные администрации имеют право передавать объекты коммунальной собственности, в том числе временно пустующие квартиры, во временное пользование отдельным гражданам. В связи с этим до достижения детьми-сиротами 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке их полностью дееспособными (эмансипации) местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать временное заселение закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений, если в них никто не прописан [10].
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что при вселении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные за ними жилые помещения, с них не должна взыскиваться задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период, когда они в этих квартирах не проживали.
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» урегулированы вопросы сдачи по договорам найма незаселенных жилых помещений государственного жилищного фонда и принадлежащих на праве собственности жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении [11].
Согласно п 2. Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» незаселенные жилые помещения государственного жилищного фонда, освобожденные в связи с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственное обеспечение, соответствующие установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и иными государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по срочным договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, заключаемым на период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственном обеспечении. При этом опекуны (попечители), лица, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей), у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, обязаны за три месяца до окончания нахождения таких детей на государственном обеспечении известить об этом местный исполнительный и распорядительный орган (государственную организацию), предоставивший соответствующее жилое помещение [11].
В течение двух месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение двух месяцев по прекращении обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально- технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган (государственная организация) обязан предоставить им ранее занимаемое жилое помещение, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям [11].
Если они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, или при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий, или в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения, по желанию указанных лиц им предоставляется жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее по общей площади нормам предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда и установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
До предоставления жилого помещения в соответствии с частью второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами жилыми помещениями в общежитиях или специальными жилыми помещениями, предназначенными для временного проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [11].
При отобрании детей у родителей без лишения родительских прав родители со дня принятия решения об отобрании детей:
утрачивают права по управлению делами и распоряжению имуществом отобранных у них детей, а также на получение государственных пособий семьям, воспитывающим детей, причитающихся детям пенсий, алиментов и других текущих поступлений, связанных с содержанием отобранных у них детей;
лишаются права пользования всеми льготами и преимуществами, основанием предоставления которых является факт рождения и (или) воспитания отобранных у них детей.
Причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления, связанные с его содержанием, перечисляются на банковский счет ребенка, открываемый опекуном (попечителем), лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в порядке, определенном законодательством (О некоторых вопросах сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в ред. постановления Совмина от 24.07.2009 № 968) [12].
Распоряжение этими средствами в интересах ребенка осуществляет его опекун (попечитель), лицо, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя).
Согласно пункту 16 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности или занимаемые на основании договора найма (поднайма) лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, помещенных на государственное обеспечение, подлежат сдаче местными исполнительными и распорядительными органами по договорам найма (поднайма) для проживания других лиц [9].
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье определено (ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.
До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте.
Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.
В целях совершенствования правового регулирования обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: незаселенные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, в том числе на патронатном воспитании, в государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских деревнях (городках), государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, подлежат сдаче местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения жилых помещений по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда для проживания других лиц.
Глава 2 Права пользования, купля - продажа жилым помещениям несовершеннолетними
2.1 Пользование жилыми помещениями
В соответствии с положениями гражданского, жилищного и семейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи право пользования жилыми помещениями. Отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются соответствующими статьями Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Если для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем), который, в частности, может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и др. На совершение таких сделок необходимо согласие органов опеки и попечительства (ст.161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ч.2 ст.35 Гражданского кодекса), иначе они будут недействительны. В то же время, граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качестве опекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение не приобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя [21, c. 74].
При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки и попечительства. Отказ этих органов в даче согласия на обмен может быть обжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебном порядке (п.5 Правил обмена жилых помещений государственного жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 02.08.1999 г. №1191). Разрешение жалобы вышестоящим органом не является препятствием для подачи жалобы в суд.
Одной из действенных мер по защите жилищных прав детей-сирот, по мнению Министерства образования, может стать обмен жилого помещения по инициативе опекуна (попечителя) в случае лишения родителей их родительских прав.
При несогласии родителей, лишенных родительских прав либо ограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун (попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договора найма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства") [16].
При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли [3].
Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.
Особо важными являются вопросы защиты прав детей при регулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.
В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан, которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только с предоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодекс льгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут быть выселены и без предоставления другого жилого помещения [30, c. 78].
В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложены некоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов о выселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселение из общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставления другого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предусмотрено также, что при выселении нанимателя и членов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересы детей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку (попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняется жилое помещение [30, c. 85].
Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учет интересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:
-- выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);
-- выселение без предоставления гражданам жилого помещения в случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либо использования их не по назначению, систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями (ст.39 ЖК);
-- выселение в связи со сносом или переоборудованием жилого помещения (ст.69 ЖК);
-- выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК) [28, c. 23].
Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом и Минобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проект новой редакции Жилищного кодекса.
Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детей при приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизации жилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии -- с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.
Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительства является основанием для признания сделки недействительной.
2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК
Специфика регулирования жилищных правоотношений в жилищно-строительных кооперативах обуславливает особенности пользования жилыми помещениями в домах ЖСК, права членов семьи члена ЖСК, в том числе детей. У членов семьи члена ЖСК и у его наследников могут возникать с кооперативом особые правоотношения по вопросам вступления в ЖСК, закрепления квартиры или комнаты и др. Все эти правоотношения обусловлены наличием членства в кооперативе и производны от него.
Согласно ст.110 Жилищного кодекса Республики Беларусь члены семьи члена ЖСК имеют право пользования жилым помещением наравне с членом кооператива, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Если члены семьи члена ЖСК перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное не установлено законодательством и заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением [3].
В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетние наследники умершего члена ЖСК, проживавшие совместно с ним в квартире, не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения. До достижения наследником совершеннолетия его обязанности, связанные с пользованием кооперативной квартирой, выполняются родителем, усыновителем, опекуном либо попечителем.
Указанное правило должно распространяться не только на наследников, но и в тех случаях, когда в жилом помещении остаются проживать несовершеннолетние члены семьи члена ЖСК, не являющиеся его наследниками ни по закону, ни по завещанию (например, внуки, родители которых живы, но проживают отдельно).
В юридической литературе отмечаются и случаи, связанные с восполнением суммы паенакопления, которую кооператив должен выплатить наследникам, не проживающим с наследодателем в одной кооперативной квартире. По действующим правилам удовлетворение кооперативом требования о выплате паенакопления возможно лишь после взноса соответствующей суммы лицами, в пользование которых поступает квартира. Можно, конечно, считать, что обязанность внесения этой суммы лежит либо на родителе, либо на усыновителе, опекуне или попечителе несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования квартирой. А как быть в случае, если законные представители или попечители не имеют материальной возможности выполнить эту обязанность? Неблагоприятные последствия такого положения не могут возлагаться ни на указанных несовершеннолетних граждан, ни на кооператив, ни на тех лиц, которые вправе истребовать полагающуюся им к выплате сумму паенакопления. Выход из такой ситуации, возможно, может быть найден либо в обмене квартиры, либо в возможности получения упомянутыми несовершеннолетними гражданами жилого помещения в доме государственного жилищного фонда [21, c. 69].
По закону опека устанавливается над малолетними в возрасте до 14 лет. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.