На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83448


Наименование:


Курсовик ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.1.2015. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике систему формирования эстетических ценностей у трудных подростков.
В курсовой работе определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры трудных подростков.
2. Выявить проблемы формирования эстетической культуры трудных подростков.
3. охарактеризовать особенности эстетического воспитания трудных подростков.
4. Изучить практическую деятельность по формированию эстетической культуры трудных подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания трудных подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования - эстетические ценности трудных подростков.
Предмет исследования - процесс формирования эстетических ценностей у трудных подростков.
Методологическую основу исследования составили труды: Ю.А. Васельковой, Т.А. Васельковой, Е.С. Волковой, В.А. Сухомлинского, И.С. Марьенко, Д.И. Фельдштейна, Н.Н. Толстых, Л.И. Рувинского.
Научная новизна исследования - проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем формирования эстетических ценностей трудных подростков; разработана программа формирования эстетической культуры трудных подростков средствами культурно досуговой деятельности.
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
эмпирические - педагогическое наблюдение воспитательного процесса; педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была проанализирована социально-педагогическая работа с трудными подростками.
Практическая значимость исследования: результаты исследования, а также разработанная программа работы с трудными подростками могут быть использованы социальными педагогами, педагогами и психологами.
База исследования - СОШ №22 г. Стерлитамака.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков

Термин «трудные подростки» употребляется по отношению к юношам и девочкам 11-15 лет, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьно-учительского, вследствие чего они приобрели такие качества, которые их характеризуют с негативной, аморальной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье [5, с.19].
Несформированное качество должного у такой группы подростков чаще всего ведет к правонарушениям, бродяжничеству, пристрастию к наркотикам. Как показывают исследования, которые проводились в разные годы в нашей стране, свое первое преступление большинство рецидивистов совершили в подростковом возрасте (более 70%) . Отечественный психолог В.Н. Мясищев писал: «Должны быть решены две задачи: что порождает правонарушение и преступление (их причины), и кто их совершает (психология субъекта правонарушения)».
Известно, что каждый возраст имеет свои специфические особенности, однако период отрочества в психо-физиологическом и социально-нравственном отношении считается наиболее сложным. В этом возрасте идет интенсивная физическая перестройка организма - развитие нервной, эндокринной системы, половое созревание, появление повышенного интереса к своей внешности, к представителям противоположного пола, к интимным сторонам жизни. Чувствуя избыток энергии, подросток не терпит ожидания, стремится осуществить немедленно желаемое, не думая о последствиях. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что проявляется в неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, резкой смене настроения, в результате он становится необщительным, капризным, избирательным в отношениях с родителями, учителями, друзьями, обособленным и во многом автономным [9, с.75].
Главным новообразованием этого возраста является дух независимости, который делает отношения подростка в семье и школе напряженными: он стремится к свободе от внешнего контроля, но в то же время у него намечается рост самоконтроля, саморегуляции. Указанное в совокупности повышает ранимость подростков и их восприимчивость к вредным влияниям [2, с.56].
Умственное или физическое переутомление, нервное напряжение могут привести к расстройству нервной системы. По мнению А.В. Петровского, «перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии».
Формирование индивида как личности обусловлено анатомо-физиологическими, биологическими особенностями, генетической предрасположенностью, индивидуальным устройством нервной системы, воздействием среды, образовательной системы, родителей. По мнению психологов С. Хелла, 3. Фрейда и их последователей, существование подросткового кризиса - явление неизбежное. Однако Л.С. Выготский не придавал столь большое значение биогенетическому универсализму. На основе многочисленных экспериментальных данных он показал зависимость некоторых сторон личности от её социальной направленности. С его точки зрения, несовпадение трех точек созревания - полового, общеорганического и социального - приводит к противоречиям в подростковом возрасте. В проблеме изучения критических явлений необходимо выявить узловые новообразования в сознании индивида и выяснить социальную ситуацию его развития, которая является основной в его отношении со средой. Перестройка этой системы отношений является главным содержанием кризиса переходного периода: «Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых» [3, с. 113].
Для целенаправленного содействия процессу развития подростка следует ясно представлять себе особенности этого возраста, качественные психические и физиологические изменения.
Чувство взрослости, которым характеризуется подросток, проявляется в стремлении быть похожим на взрослых внешне, иметь карманные деньги, утверждать своё «я», повышать голос на младших и т.д. И если старшие не замечают этих изменений, не относятся к нему как к равному, не уважают его как личность, не ценят его достоинства, возникает конфликт, который может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического противоречия. Конфликты «благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает, и понять не может» [5, с.96].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам констатировать, что подростковый возраст в социальном плане отличается стремлением обрести независимость, избавиться от опеки старших, иногда (в особых случаях) путем разрыва отношений, но как правило путем возникновения нового качества отношений. Как считают психологи, это не столько путь от зависимости к полной автономии, сколько желание стать в более дифференцированных отношениях с окружающими людьми.
В мире взрослых, где существуют определенные нормативные отношения, у подростка подразумевается наличие некой активности, самостоятельности, сформированность специфических психологических качеств. Как писал Э. Эриксон, «вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению».
Такая социальная ситуация нередко обусловливает дисгармонию отношений, т.е. моральное отчуждение. По мнению С.Л. Рубинштейна, «отчужденный человек - это человек вне контекста бытия, не способный соотнести себя с ним, не способный двигаться в нем (бытии), определять перспективу собственной жизненной судьбы. Это нецеленаправленный, слабый, неустойчивый «маленький человек».
К.А. Абдульханова-Славская отмечает: «Если ребенок или подросток сталкивается с нравственными противоречиями, конфликтами, исход бывает различным: либо активизируется его интеллект, и нравственная сфера, либо все эти показатели блокируются. В первом случае происходит идентификация, во втором - отчуждение.

1.2 Организация деятельности социального педагога с трудными подростками. Методы и формы работы.

В работе с трудным подростком необходим комплекс целенаправленного социально - педагогического воздействия.
С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и подростка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации подростка.
Кроме методов в социально - педагогической деятельности, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально- педагогической ситуации, мотивом поведения подростка, умение ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые они имеют в запасе [10,с.63].
Средство является наиболее широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом, для достижения какой то цели. В качестве средств социально- педагогической деятельности могут выступать природа, произведение искусства, книги, средства массовой информации и многое другое.
Наиболее широко в работе с трудным ребенком используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алемаснин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в СПТУ. - М.: Просвещение, 1999.
2. Борисов Г.Б. В мире подростка. - М.: Медицина, 2004.
3. Васелькова Ю.А. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2006
4. Васелькова Ю.А., Васелькова Т.А. Социальная педагогика. -М., «Академия»2006
5. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Мн.: Народная асвета,1999.
6. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. - М.: Профиздат., 2008.
7. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. - М.: Просвещение, 2009.
8. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. - М.: Народная асвета, 1999.
9. Гавриловец К.В. , Казимирская И.И. Нравственно - эстетическое воспитание школьников. - М.: Народная асвета, 1999.
10. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. - М.: Народная асвета, 1998.
11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога-М., 2007
12. Еремин В.А. Улица - подросток - воспитатель. - М.: Просвещение, 2009.
13. Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. -М.,2010
14. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. - Мн.: Народная асвета, 1999.
15. Кочетов А.И. , Вертинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 2007.
16. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности. -М., 2008
17. Личко А.Е. Эти трудные подростки. - М.: Просвещение, 2009.
18. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. - М.: Народная асвета, 1999.
19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -М., 2008
20. Рувинский Л.И. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2009.
21. Станчиц М.А. Уроки нравственности. - М.: Народная асвета, 1999.
22. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. -М., 2010.
23.Степанов В.Г. Теория психических состояний и актуальные проблемы воспитания и обучения школьников. М., 2009
24. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.: Просвещение, 2009.
25. Тарас А.Я. Индивидуальная работа с тяжелыми для воспитания подростками. -Мн.: Народная асвета, 1999.
26. Теплов Б.С. О воспитании. -М., 2010
27. Толстых Н.Н. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. -М., 2009
28. Уманов Т.А. Трудный подросток. -Алма-Ата, «Рауан» 2008
29. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.. Знания , 2009.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.