Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83478


Наименование:


Диплом «Развитие психологической толерантности супругов»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 5.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы развития психологической толерантности супругов 5
1.1 Определение понятия «толерантность». Основные качества толерантного человека 5
1.2 Сущность психологической толерантности в супружеских отношениях 13
1.3 Факторы развития психологической толерантности супругов 25
2 Реализация программы развития психологической толерантности супругов 34
2.1 Методы исследования психологической толерантности супругов 34
2.2 Реализация программы развития толерантности супругов в г. Нагорный 39
2.3 Анализ полученных результатов исследования толерантности супругов в г. Нагорный 51
Заключение 61
Глоссарий 64
Список использованных источников 66
Приложение 70

Введение
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском обществе, сегодня в большей мере затронуло семью. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая «ниша» с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Необходимость адаптации к рыночным отношениям, новым социально-экономическим условиям повлекла за собой изменение в структуре индивидуальных и семейных ценностей, в развитии межличностных отношений. Во взаимоотношениях супругов возникают проблемы, которых не было раньше.
В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Спецификой современного брака является его нестабильность. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, наблюдается жестокое обращение.
В современное время в России наблюдается противоречие между тем, что:
- с одной стороны, межличностное взаимодействие супругов представляет основу семейного благополучия и психологического комфорта ее членов. Качество брачных отношений во многом обусловлено совместимостью супругов, их социальным и психофизическим соответствием и согласованностью взглядов, установок и привычных форм реагирования;
- с другой стороны, большинство людей не готовы к межличностному взаимодействию, основанному на таких качествах личности, как терпимость, взаимопонимание, уважение ближнего, способность отстаивать свое мнение, не принося при этом неприятности другим.
В связи с этим все более актуальной становится потребность развития толерантности супругов. Все выше перечисленное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие психологической толерантности супругов».
Объектом исследования является психологическая толерантность.
Предметом исследования является развитие психологической толерантности супругов.
Целью исследования является разработка программы по развитию психологической толерантности супругов.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретические основы сущности психологической толерантности супругов;
- выявить факторы развития психологической толерантности в супружеских парах;
- разработать и реализовать программу развития толерантности супругов в г. Нагорный;
- провести анализ влияния реализации программных мероприятий на уровень развития толерантности супругов на основе диагностического исследования.
Гипотеза исследования: толерантность супругов можно развить на основе применения программ, позволяющих привлечь внимание супругов к анализу их внутрисемейных отношений, выявлению факторов, позволяющих гармонизировать семейных отношений, и, главное, открывающих перед супругами возможность гармонизации взаимоотношений.
Вопросы исследования толерантности освещены в научных работах М.С. Мацковского, П.П. Николсона, A.B. Перцева, Д. Бродского, В.А. Петрицкого, Л.А. Шкатовой, Л.М. Дробижевой, В.М. Золотухина, Г.У. Солдатовой и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений.
Полученные в ходе исследования результаты и разработанные рекомен­дации могут представлять интерес для руководителей социальных организаций и учреждений, занимающихся решением вопросов семьи, в том числе и проблем развития внутрисемейной толерантности.

Основная часть
1 Теоретические основы развития психологической толерантности супругов
1.1 Определение понятия «толерантность». Основные качества толерантного человека
Толерантность [от лат. tolerantia - терпение] - абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта.
Понятие «толерантность» рассматривается в биологическом, политическом и психологическом контекстах. Например, в медицине, точнее в фармакологии, под толерантностью понимается привыкание вплоть до полной нечувствительности к тому или иному препарату или группе препаратов, которые в связи с этим перестают оказывать на пациента желаемое медикаментозное воздействие.
В психологическую лексику термин «толерантность» вошел недавно. Однако в разных языках толерантность имеет свою специфику:
- в английском языке толерантность означает готовность признавать и уважать мнения и образ жизни других, свободу от предубежденности;
- во французском - это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
- в испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- в немецком - признание заслуживающими уважения убеждений, привычек, обычаев, отличных от своих собственных;
- в китайском - проявление великодушия в отношении к другим;
- в арабском - прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Психологический аспект изучения толерантности - рассмотрение изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления.
В «Словаре практического психолога» С. Ю. Головин отмечает, что «толерантность» - это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
В «Большом толковом психологическом словаре» дается двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других.
В психологической науке понятие толерантности определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
С точки зрения социальной психологии, толерантность - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание - это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).
В личностном плане толерантность может выражаться, например, как толерантность к тревоге и проявляться «в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей» (Л. Я. Гозман).
Зарубежные психологи изучают толерантность в двух направлениях:
- толерантность как социально-психологическая характеристика, которая выражается в ситуации взаимодействия индивидов или социальных групп. Толерантность - это морально - нравственная ценность.
- толерантность как психологическая проблема, способность индивида выдерживать (выносить) психологическое давление, стресс, напряжение в ситуации принятия решений, неопределенности и двусмысленности.
Первое направление отличают два диаметрально противоположных подхода:
- с одной стороны, толерантность как установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей других, подразумевающая энергичную защиту ценностей других и признание плюрализма. Истинно толерантный, терпимый человек будет противостоять любой попытке помещать свободному выражению мнений, взглядов.
- с другой стороны, толерантность истолковывается как пассивность, безразличие или неестественное воздержание, подавление недовольства поведением, убеждениями и ценностями других.
Однако в современное время многие ученые полагают, что толерантность подразумевает активную жизненную позицию, уважение другого человека и его мнения. В «Декларацию принципов толерантности», которая была утверждена Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, приведено следующее определение понятия «толерантность»:
- толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.
- толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
- толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или чужим убеждениям. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, статусу, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность в общении способствует узнаванию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Подчеркивая толерантность как фактор конструктивного взаимодействия, В.В. Бойко дает определение коммуникативной толерантности, как определенного отношения личности к людям, которое указывает на степень переноса ней неприятных или неблагоприятных, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, разграничивается на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению, типологической - отношением к группе людей (представители любой национальности, профессии, социальной прослойки). Коммуникативная толерантность, как профессиональное качество, проявляется в рабочей ситуации при взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена ??жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной степени является предпосылкой других формы коммуникативной толерантности.
По мнению В.В. Бойко толерантность считается одним из важных параметров социальной компетентности личности, ее адаптивности и зрелости. В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Толерантность может выступать как характеристика конкретного поведения индивида в той или иной ситуации, как характеристика его характера, то есть личностная черта, как профессиональное качество и т.п. Проявление толерантности может расцениваться как одна из характеристик личностной зрелости.
Для Г. Олпорта толерантность - это важная личностная черта человека демократического общества, составляющими которой являются знания о себе, ответственность, чувство юмора, автономность, способность к эмпатии. Г. Олпорт определяет два пути личностного развития: толерантный и интолерантными. Интолерантными путь характеризуется представлением о собственной изысканности, стремлением перекладывать ответственность на других, потребностью в исключительном порядке, желанием крепкой власти.
Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с положительной «Я-концепцией». Толерантный человек - тот человек, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, которая понимает других людей, человек с доброжелательным отношением к другим культурам, образу жизни, взглядов, традиций т.д.
Быть толерантным - значит быть готовым к принятию других людей, их мира, чувств, эмоций. Толерантность, как отношение, создает отношения доверия, готовности к компромиссу и сотрудничеству, а также радости, общительности, дружелюбия.
Согласно П. Николсону, толерантность выступает как добродетель воздержания от употребления силы, невмешательства во мнение или действие Другого, даже если они (мнения, действия) отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности, и если последний не одобряет их.
В современной отечественной психологии существуют два аспекта изучения толерантности:
- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что Другой может иметь свою точку зрения;
- внутренняя толерантность (к неопределенности) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия.
В целом структура толерантности может быть представлена такими компонентами как:
- когнитивно-оценочный компонент, составляющими которого являются: осознанное принятие сложности, многомерности и многообразия мира, а, следовательно, и неизбежности вариативности его восприятия и оценивания; рефлексивное сознание и мышление, основанное на понимании происходящего, включении предмета познания в систему причинно-следственных связей, его интерпретацию и объективную оценку; гибкость < 26604/>, критичность, инновационность мышления; полные и системные знания о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении; адекватная и устойчивая самооценка.
- мотивационно-ценностный компонент, включает в себя соответствующую ценностно-смысловую систему, обеспечивающую не только преобладание у субъекта мотивов проявления толерантности при взаимодействии с объектами различного рода, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностной позиции.
- эмоционально-волевой < 65462/> компонент с такими составляющими как: качества и способности, обеспечивающие адекватное, эмоционально-насыщенное восприятия объекта взаимодействия, его познание на основе взаимопонимания и эмоционально-ценностного отношения, а именно - эмпатия, идентификация, децентрация, принятие; эмоциональная устойчивость, предполагающая сохранение эмоциональной стабильности и способность регулировать эмоциональные состояния в проблемных ситуациях; волевые качества - выдержка, самообладание, саморегуляция, позволяющие соблюдать необходимые для толерантного поведения самоограничения.
- поведенческий компонент в состав, которого входят: способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение (владение конкретными способами осуществления действий на основе толерантности различного рода, коммуникативные умения, умения конструктивно действовать в напряженных и конфликтных ситуациях); опыт активного применения знаний и умений для организации и осуществ­ления взаимодействия на основе толерантности.
Основными принципами толерантности являются:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
- добровольность выбора, акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен», не стоит агрессивно против них вести «войну»;
- умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;
- принятие Другого, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и другим. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Психологический механизм проявления толерантности представлен в приложении А. Механизм проявления толерантности помогает глубже понять суть изучаемого феномена, выделить основные составляющие толерантности, объективные и субъективные факторы < 89937/>, предопределяющие ее проявление, а, главное, показывает, что толерантность является именно интегральной личностной характеристикой с точки зрения её генезиса: это результат многих «сил», действующих в одном направлении, т. е. толерантность проявляет себя как личностное качество, представляющее соответствующую способность, продиктованную рациональными и волевыми установками и имеющее чувственно-эмоциональную основу. Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.
Таким образом, толерантность - это важный компонент жизненной позиции зрелой личности. Она проявляется как безусловное принятие другого человека, уважение его как личности. Толерантный человек направлен на поиск путей к пониманию и сотрудничеству с другими людьми, он имеет высокую самооценку и внутренний локус - контроль. Толерантность как личностное свойство включает в себя: терпимость, терпеливость, способность к уважению другого человека и широту взглядов.
Толерантность - личностное свойство, выражающееся в уважительном и благожелательном отношении к другим людям, терпимости к отличающимся убеждениям, взглядам, (вероисповедованию), способности видеть, понимать и соотносить разные точки зрения, в том числе не совпадающие с собственными взглядами, предполагающее умение владеть собой, ответственность перед собой и обществом, высокий уровень осознания собственных жизненных принципов и готовность следовать им.

1.2 Сущность психологической толерантности в супружеских отношениях
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:
- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. В любом случае реализация данных функций связана со взаимоотношением супругов и детей. Так в педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние.
Семейная жизнь, по мнению известного психотерапевта В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. И как не существует в мире одинаковых предприятий, так и члены семьи существенно отличаются и по личностным характеристикам, и по взглядам на жизнь, и по пристрастиям, увлечениям, по принадлежности к той или иной национальной культуре и, конечно, по прошлому «до семейному» опыту.
К сожалению, на сегодняшний день люди еще не научились контролировать самих себя, доверять и с уважением относиться друг к другу и, тем более, договариваться между собой. «В самом деле, ничто не приносит нам больше проблем, не причиняет больше боли и страданий, не ведет к большим трагедиям, чем то, что первоначально было предназначено нести самую большую радость в мире, - наши отношения друг с другом. Ни индивидуально, ни коллективно, ни социально, ни политически, ни на местном, ни на международном уровне не нашли мы ещё способ гармоничного сосуществования. Нам очень сложно ладить друг с другом, тем более - любить друг друга», - утверждает Нил Доналд Уолш.
Формирование установок толерантного, терпимого отношения к другим людям, в том числе, супругов друг к другу, осознание непреходящей ценности семьи в быстро меняющемся мире - важнейшая социально-психологическая задача, направленная на стабилизацию общества.
Толерантность - достаточно специфический термин, который подразумевает терпимость, деликатность, уважение ближнего, способность отстаивать свое мнение, не принося при этом неприятности другим. Толерантные люди даже при обсуждении довольно острой темы не будут переходить на личности, унижать собеседника, будут уважительно относиться к его взглядам и убеждениям, даже если они противоречат их собственным. Толерантность помогает избежать многих ссор и конфликтов.
Толерантность, терпимость, духовность, любовь - высшие человеческие чувства, стоящие в одном ряду. Эти качества и необходимо развивать каждому из супругов, чтобы семья была счастливой. В связи с этим основными функциями семьи на основе толерантности должны стать следующие:
- социально-экономическая стабильность общества и предотвращение социальных конфликтов;
- обеспечение ценностно-нормативной основы, необходимой для социа­лизации подрастающего поколения;
- положительное направление в экономическом развитии семейных форм организации труда;
- содействие становлению и развитию структур гражданского общества.
Для семьи как малой социальной группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить: предотвращение внутрисемей­ных конфликтов, формирование и поддержание стабильности семьи как соци­альной системы.
Для личности, как основного действующего элемента в структуре семей­ных отношений, функции толерантности связаны:
с изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в раз­личных сферах семейной жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что может служить также психофизиологической терапией, позволяю­щей сокращать стрессы);
- с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и проти­воправного характера.
Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных, гармоничных семей: преданность и сотрудничество; общение, предполагающее открытое самовыражение; гибкость отношений; самостоятельность. Среди основных составляющих системы цен­ностей и норм, выделенных М.С. Мацковским, к сфере семейных отношений можно отнести следующие:
- ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам дру­гих людей, если они не противоречат нормам морали и права;
- ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;
- ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;
- ценность следования нормам права;
- ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.
Замечено, что в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение. Низкая толерантность связана с жесткой системой понятий, соблюдением правил и последовательностей операций. Все это мешает развитию коммутативной толерантности.
Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и информативных черт человека. Она собирательная, поскольку в ней отражаются факторы его воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения. Данная характеристика личности относится к стержневой, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего, нравственные, характерологические и интеллектуальные. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнёров - интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.
Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. В. В. Бойко считает, что «повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнёра; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия».
К основным подструктурам личности, обусловливающим коммуникативную толерантность, относится: интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, энергодинамическая, характерологическая, алгоритмическая, функциональная. Характеризуя любого человека, можно определить уровень коммуникативной толерантности как ситуативной, типологической, профессиональной и общей коммуникативной.
Пусковой механизм появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, - это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).
Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантнос........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.