Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83552


Наименование:


Диплом Символы в поэзии В. Борхерта

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 11.1.2015. Сдан: 2010. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Символизм и символ……………………………………………………5
1.1. Предпосылки возникновения символизма………………………………5
1.2. Возникновение символизма и его основоположники…………………..8
1.3. Основные темы и принципы символизма……………………………...10
1.4. Общее понятие символа в искусстве и его значение для символистов………………………………………………………………………………..14
1.5. Понятие символа………………………………………………………...16
1.6. История теоретического осмысления символа………………………...22
1.7. Осмысление социально-коммуникативной природы символа……….24
Выводы по первой главе………………………………………………………...27
Глава 2. Символы в поэзии Вольфганга Борхерта…………………………….29
2.1. Жизнь и творчество Вольфганга Борхерта…………………………….29
2.2. Анализ стихотворения «Versuch es» (Попробуй)……………………...34
2.3. Анализ стихотворения «Regen» («Дождь»)……………………………38
2.4 Анализ стихотворения «Gro?stadt» («Большой город»)………………42
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
Заключение………………………………………………………………………47
Библиографический список…………………………………………………….49
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Введение
Наша выпускная квалификационная работа посвящена выявлению и анализу характерных символов в поэтических произведениях Вольфганга Борхерта. Тема нашей работы представляет большой интерес. Творчество немецкого поэта В. Борхерта протекало в XX веке, когда в литературе Германии, Франции и многих стран Европы достаточно широкое распространение получило течение символизма. В. Борхерт не является одним из видных представителей немецкого символизма, однако он оказал глубокое влияние на культурную жизнь государства и использовал в своей поэзии символы и знаки, которые имели для символистов особое значение.
Тема «Символы в поэзии В. Борхерта» была выбрана неслучайно. Необходимость и актуальность исследования данной темы как для немецкого, так и для русского литературоведения очевидна, поскольку в последнее время возрос интерес к этому малоизученному пласту литературы. Способствует нашему исследованию и тот факт, что в учебной литературе мало внимания уделяется исследованию и работе с аутентичными поэтическими текстами эпохи символизма. Практически большая часть доступных произведений автора не интерпретировалась, поэтому вся исследовательская работа проводилась самостоятельно, с опорой на изученную теорию.
Предмет данной работы исследования - понятие символа в художественной литературе.
Объектом являются символы в поэзии В. Борхерта.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения материала для развития навыков устной и письменной речи у изучающих немецкий язык, а также в практическом применении материала в курсе немецкой литературы в старших классах школ.
Цель работы: выявить и проанализировать символы в поэзии В. Борхерта.
В данной исследовательской работе можно выделить несколько задач:
1. Дать трактовку литературному течению “символизм.
2. Исследовать исторические предпосылки появления символизма в Германии.
3. Исследовать принципы и темы символизма.
4. Дать трактовку понятия «символ».
5. Изучить жизненный путь и творчество В. Борхерта.
6. Проанализировать стихотворения В. Борхерта.
7. Обобщить полученные результаты.
Для реализации поставленных задач использовались качественный метод и метод анализа теоретических источников в области литературоведения.
Данная работа представлена на 52 листах и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и приложения на 12 листах. В библиографическом списке предоставлено 59 источников.
Первая глава данной работы рассматривает возникновение символизма, основные темы и принципы символизма, становление символа как литературоведческого, искусствоведческого и философского термина.
Вторая глава посвящена жизни и творчеству поэта и писателя В. Борхерта, анализу его стихотворений «Versuch es» (Попробуй) (1940), «Regen» («Дождь») (1946), «Gro?stadt» («Большой город») (1946) и поиску в них символов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.


Глава 1. Символизм и символ
1.1. Предпосылки возникновения символизма
Символизм (фр. < wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе < wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>, музыке < wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0> и живописи < wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C>), возникшее во Франции < wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX < wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> и XX веков < wiki/XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, прежде всего в самой Франции < wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F>, Германии и России < wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. [49]
Предпосылки возникновения символизма - в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» - два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» - вера в разум, в науку - оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы. Пьесы Г.Ибсена, М.Метерлинка, А.Стринберга, поэзия французских символистов создавали атмосферу зыбкости, переменчивости, относительности. Стиль модерн в архитектуре и живописи расплавлял привычные формы (творения испанского архитектора А.Гауди), словно в воздухе или тумане растворял очертания предметов (картины М.Дени, В.Борисова-Мусатова), тяготел к извивающейся, изогнутой линии.[54]
На излете 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Ограниченность, поверхностность позитивистских представлений о мире была подтверждена рядом естественнонаучных открытий, преимущественно в области физики и математики. Открытие рентгеновских лучей, радиации, изобретение беспроволочной связи, а чуть позже создание квантовой теории и теории относительности пошатнули материалистическую доктрину, поколебали веру в безусловность законов механики. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру: мир оказывался не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности. Один из таких путей - путь творческого откровения - был предложен символистами, по мнению которых символ есть единство и, следовательно, обеспечивает целостное представление о реальности. Научное мировоззрение строилось на сумме погрешностей - творческое познание может придерживаться чистого источника сверхразумных озарений.
Появление символизма было реакцией и на кризис религии. «Бог умер», - провозгласил Ф.Ницше, выразив тем самым общее для порубежной эпохи ощущение исчерпанности традиционного вероучения. Символизм раскрывается как новый тип богоискательства: религиозно-философские вопросы, вопрос о сверхчеловеке - т.е. о человеке, бросившем вызов своим ограниченным возможностям, вставшем вровень с Богом, - в центре произведений многих писателей-символистов (Г.Ибсена, Д.Мережковского и др.). Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей, глубочайшей религиозной впечатлительности. Символистское движение, исходя из этих переживаний, главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, теософией, оккультизмом, магией. Символистская эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, - сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока. Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Саломея О.Уайльда, Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах. [54]
Символизм был тесно связан и с эсхатологическими предчувствиями, овладевшими человеком порубежной эпохи. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обостряло метафизические настроения, заставляло дух торжествовать над материей.
1.2. Возникновение символизма и его основоположники
Символизм как литературный стиль и понятие в контексте эпохи возник в качестве антитезы к просвещающему, рационалистическому, реалистическому, натуралистическому течениям и корни его происхождения лежат в XVIII веке, хотя как европейское литературно - художественное направление, по мнению историков и искусствоведов, оно ограничивается временными рамками конца XIX начала XX веков.
Это литературно-художественное направление оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с компрометацией реалистических художественных принципов художественного образа у натуралистов и реалистов в беллетристике и поэзии второй половины XIX века. [52]
Символизм ставит свои акценты в литературе, пытается ответить на некоторые вопросы в теории литературы, её понимании и трактовке, одновременно выдвигают другие вопросы. Нельзя, тем не менее, забывать, что символизм является лишь одним из литературных течений, существовавших в то время.
Основы эстетики символизма сложились в период конца 60-70 годов и в творчестве французских поэтов. К первооткрывателям символизма, как в поэзии, так и изобразительном искусстве, относятся англичане Блейк и Розетти. У Вильяма Блейка акцент ставился на противостоянии природных стихий, которое изображалось им как притча о борьбе меду Богом и Люцифером, при этом извивающаяся змея была для него не только символом зла, но и символом разума, порождаемого злом. Другим первооткрывателем был Данте Габриэль Розетти ( 1828 -1882 гг.), который позаимствовал свои темы и образы из античности, из библии и у Данте. Женская красота была для него величайшим символом. Он считал, что через красоту “можно проникнуть в глубину души и разума, в жизнь её обладательницы”. Этот символ в своем творчестве он вкладывал в многочисленные женские образы (Венера, Мария, Беатрис ). Французский символизм возвращается своими истоками и к имени Чарльза Бодлера, который в 1857 году опубликовал первый манифест и документ символизма. Параллельно с ним в то же самое время французский художник Густав Морей (1826 - 1898 гг.) рисовал слишком фантастические картины, в которых он оформлял мифологические и религиозные представления того времени и в которых он стремился к новому художественному символизму. Для другого художника, швейцарца Арнольда Бёклина (1827 - 1901 гг.) образы античной мифологии стали символами действующих в природе стихий. Надо сказать, что для него особую символическую ценность имели и цвета (краски). Так в разговоре с одним из художников он упоминал, что в портрете девочки цвета непременно должны отражать её весеннюю свежесть. [36]
Помимо преемственной связи с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к музыкальному творчеству Р. Вагнера и “философии жизни”, поэтому идейная основа символистского течения была идеалистической. [37]

1.3. Основные темы и принципы символизма
Если символизм и стремился к воспроизведению мира явлений, то именно в его импрессионистической текучести, и делал это сильно завуалировано. Преимущественно же символизм был устремлён к художественному ознаменованию “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий.[33] При этом политический символ (symbolon) рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты “опыта” к вневременной идеальной сущности мира, его всесторонней красоте. Наиболее общие черты доктрины символизма звучат так:
1. Искусство - интуитивное постижение мирового единства через символистическое обнаружение аналогий;
2. Музыкальная стихия- праоснова жизни и искусства;
3. Господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному началу, на вере в надреальную и логическую силу поэтической речи;
4. Обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства. [53]
Символизм как явление культуры в целом соприкасался с христианскими символическими концепциями мира и культуры, отсюда наличие в поэзии символизма такого количества античных и христианских символов и образов.
Символизм изначально противопоставлял себя вдохновляемым природонаучным позитивизмом XIX века, реализму и натурализму, которые изображали мир в его биологической и социальной действительности. При этом необходимо упомянуть о таком представителе немецкой литературы, как Герхард Гауптман, который на протяжении своего творчества принадлежал и к символистам (в его начале), и к натуралистам (в его второй половине).
Символизм пытался найти и объяснить таинственное (Geheimnisse), лежащее в основе вещей и выразить это таинственное эстетическими средствами изображения. Одновременно стремясь прорваться сквозь покров повседневности к “запредельной” сущности бытия, символизм в мистифицированной форме, подчас отягченной индивидуалистическим декадентством, выражал протест против буржуазного мещанства, против натурализма и реализма в искусстве. Социальному и физиологическому трактованию натурализма с его теориями “среды и наследственности” символизм противопоставил свободу творческой воли и поэтического воображения, не ограниченных законами “внешней” действительности. Идеалистическая доктрина символизма принадлежит к кризисным явлениям эпохи общества того времени в целом, но творчество его представителей несет общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, скорбь о духовной свободе человека, доверия к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствия мировых социальных переломов. Но нужно заметить, что символисты не обращались в своём творчестве ни к теме общественной действительности, ни к субъективному содержанию восприятия ( по крайней мере внешне): их целью была “чистая поэзия”, поэтому именно символистам приписывается нахождение такого известного принципа, как “искусство ради искусства” (“l’art pour l’art”). Поэты-символисты старались дистанцироваться от общественной и политической жизни, которую в тот период времени определяли в большей степени буржуазия, империализм, капитализм и позитивизм, и сознательно уйти в совершенный мир своих литературных произведений (далеких от реальности), который с ........


Библиографический список
1. Балашов Н.И. Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959
2. Балашова Т.В. Французская поэзия XIX века. М., 1982
3. Белый. А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994
4. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996
5. Большая Российская энциклопедия. Том 4. - М.: научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2006
6. Большая Советская энциклопедия. Том 3. - М.: научное издательство «Советская энциклопедия», 1970
7. Большой словарь иностранных слов. / Сост. А. Ю. Москвин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005
8. Гегель. Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 2. - М.: Искусство, 1969
9. Геердтс Г.Ю.// Австрийская литература. История немецкой литературы.: В. 3.т. Т.2, М., 1986
10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд. Эксмо, 2002
11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2007
12. Жирмунский. В.М. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика,2001
13. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л., 1977
14. Затонский Д.В.// Австрийская литература в XX столетии. М., 1985
15. История немецкой литературы // тт. 1-5. М., 1962-1976
16. Кармадонов О.А. «Теория символа» Норберта Элиаса // Социологический журнал. - 2006. - №4.
17. Кассирер. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988
18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003
19. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987
20. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992
22. Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, 5, 6, М., 1964-65
23. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. / М.К. Мамардашвили, А.М Пятигорский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
24. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 20-е издание, стереотип. М. : Рус. яз., 1988
26. Поэтические течения в русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Соколов. М., 1998
27. Пуришев Б. И., Очерки немецкой литературы XV-XVII вв., М., 1955
28. Рейман П., Основные течения в немецкой литературе, 1750-1848, пер. с нем., М., 1959
29. Свасьян. К.А. Проблема символа в современной философии: Критика и анализ. - Ереван: Издательство АН АрмССР, 1980
30. Сепир. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993
31. Словарь литературоведческих терминов / ред. - сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974
32. Созина, Е.К. Теория символа и практика художественного анализа: Учебное пособие по спецкурсу. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1998
33. Тодоров. Ц. Теории символа. Пер. с фр. Б. Нарумова / Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998
34. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: избранное. - М. Издат. группа «Прогресс» - Культура, 1995
35. Фрадкин И., Литература новой Германии, М., 1961
36. Французский символизм: Драматургия и театр. СПб, 2000
37. Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962
38. Шатин Ю.В. Миф и символ как семиотические категории // Язык и культура. - Новосибирск, 2003
39. Шеллинг Ф.В. Философия искусства, М., 1966
40. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Сост. Ж.Кассу. М, 1998
41. David, Claude \\ Zwischen Romantik und Symbolismus. Gutersloh, 1966
42. Der Sprach Brockhaus. Deutsches Bildw?rterbuch von A bis Z., neu bearbeitete und erweiterte Auflage. - F.A. Brockhaus Mannheim, 1984
43. Deutsches Universalwoerterbuch \ hrsg. und bearb. vom Wissenschaftlichen Rat und den Mitarbeitern der Dudenredaktion. 3.,voellig neu bearbeitete und erweiterte Auflage, Mannheim; Leipzig; Wien; Zuerich: Dudenverlag., 1996
44. Duden. Bedeutungsw?rterbuch. Band 10. Mannheim; Leipzig; Wien; Zuerich: Dudenverlag., 1985
45. Langenscheidt. Gro?w?rterbuch. Deutsch als Fremdsprache. Neubearbeitung. - Berlin - Langenscheidt, 2003
46. Metzler Autoren Lexikon. Durchsprachige Dichter und Schriftsteller vom Mittelalter bis zur Gegenwart.- J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung Stuttgart, 1986
47. Wahrig. Deutsches W?rterbuch. - Bertelsmann-Lexikon Institut, 2006
Статьи из интернета:
48. Википедия. Борхерт В. wiki
49. Википедия. Символизм. wiki/%D0%A %D0% B8%D0% BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
50. Громов Д. Стихотворения.
F%D0%B8%D0%B5%D1%81%D0%B004
51. И снова о стихиях. Тулякова А.Р. replies.xml?
item_no=294
52. Кантор.А. // Символизм. kantor/htm
53. Мореас Ж., Символизм. Enc.ashx?item=653705
54. Онлайн энциклопедия Кругосвет. Символизм. enc/kultura_i_ obrazovanie /literatura/ SIMVOLIZM.html
55. Савина И. Вольный перевод. 2005/08/03-600
56. Символизм. ART /sim.htm
57. Символы и знаки в мировой литературе. simvoly-i-znaki-v-mirovoj-literature/
58. Справочник литератора. Символ, символизм. text.php?t= 191d
59. Тураев. С. В. Немецкая литература. bio/german/ literatur.html





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.