На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83562


Наименование:


Курсовик Суицидальное поведение подростков.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 11.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: 74.96.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факторы риска у подростков 5
1.2 Кризис подросткового возраста 11
1.3 Методы и формы профилактики предсуицидального поведения у подростков 155
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 22
2.1 Исследование факторов суицидального риска у подростков 22
2.2 Программа работы образовательного учреждения по профилактике суицидальных проявлений у подростков 29
Заключение 31
Список использованных 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Текст опросника для снижения суицидального риска у подростков………………………………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.Конспекты профилактических мероприятий по снижению уровня суицидального риска…………………………………………………….37


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в период кризиса наблюдаются такие явления инволюции человека как: дезадаптивность, деструктивность, направленные не на общество, а на собственную личность. Это приводит к невротическим и суицидальным формам поведения.
Необходимость углубленного изучения причин самоубийств и разработки мер их профилактики в настоящее время не подлежит сомнению, как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных.
Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, в Беларуси в 2013 году зарегистрировано более 40 случаев самоубийств на 100 тысяч человек. Это один из самых высоких показателей в мире. Больше всего самоубийств совершено лицами трудоспособного возраста. Ряд самоубийств совершается подростками и детьми.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка психики, закладываются основы социального поведения, определяются и формируются нравственность, социальные установки. Отличительной особенностью данного периода является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни. Поэтому так актуальна в настояший период тема данной курсовой работы о психолого-педагогических основах профилактики суицидального поведения подростков.
Среди исследователей, занимавшихся проблемой суицидального поведения в подростковом возрасте, можно назвать следующих: Э. Дюркгейм, З. Фрейда, А.Г. Амбрумова.
Цель исследования: обосновать и разработать систему работы по психолого-педагогической профилактике суицидального поведения у старших подростков.
Объект: психолого-педагогическая профилактическая работа с подростками.
Предмет: психолого-педагогическая профилактика предсуицидального поведения у подростков.
Задачи:
1. Обосновать факторы суицидального риска.
2. Выявить основные методы и формы профилактики суицидального поведения подростков.
3.Организовать педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной программы, оценить его результативность.
Для решения задач исследования был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы - анализ данных психолого-педагогической литературы, абстрагирование, конкретизацию, аналогию; опытно - экспериментальную работу.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Факторы риска у подростков

Понятие «суицид» впервые было употреблено в книге сэра Томаса Брауна «Religio Medici», написанной в 1635 г. и опубликованной в 1642 г. [10, с. 17]. Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует суицид как намеренное лишение себя жизни [8, с. 433].
Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное лишение себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.
Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».
Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения проявляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы подростков:
· Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
· Сверхкритичные к себе.
· Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
· Подростки, с несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
· Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
· потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
· частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
· необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
· постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
· ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
· уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
· нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
· погруженность в размышления о смерти
· отсутствие планов на будущее
· внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Таблица 1.1
Внешний вид и поведение · Тоскливое выражение лица (скорбная мимика) · Тихий монотонный голос · Замедленная речь · Краткость ответов · Отсутствие ответов · Ускоренная экспрессивная речь · Патетические интонации · Причитания · Склонность к нытью · Общая двигательная заторможенность · Бездеятельность, адинамия · Двигательное возбуждение
Эмоциональные нарушения · Скука · Грусть · Уныние · Угнетенность · Мрачная угрюмость · Злобность · Раздражительность · Ворчливость · Брюзжание · Неприязненное, враждебное отношение к окружающим · Чувство ненависти к благополучию окружающих · Чувство физического недовольства · Безразличное отношение к себе, окружающим · Чувство бесчувствия · Тревога беспредметная (немотивированная) · Тревога предметная (мотивированная) · Ожидание непоправимой беды · Страх немотивированный · Страх мотивированный · Тоска как постоянный фон настроения · Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности · Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
Психические заболевание · депрессия · неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой · маниакально-депрессивный психоз · шизофрения
Оценка собственной жизни · Пессимистическая оценка своего прошлого · Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого · Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния · Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающим · Нелюдимость, избегание контактов с окружающими · Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью · Склонность к нытью · Капризность
Вегетативные нарушения · Слезливость · Расширение зрачков · Сухость во рту (“симптомы сухого языка”) · Тахикардия · Повышенное АД · Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха · Ощущение комка в горле · Головные боли · Бессонница · Повышенная сонливость · Нарушение ритма сна · Отсутствие чувства сна · Чувство физической тяжести, душевной боли в груди · Снижение аппетита · Пища ощущается безвкусной



Существуют так называемые факторы повышенного суицидального риска. Их условно можно разделить не экстраперсональные и интраперсональные.
1. К экстраперсональным факторам следует отнести:
а) психозы и пограничные психические расстройства;
б) суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
в) подростковый возраст;
г) экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
д) утрата престижа;
е) конфликтная психотравмирующая ситуация;
ж) пьянство, употребление наркотиков.
2. Среди интраперсональных факторов можно выделить:
а) особенности характера;
б) сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
в) неполноценность коммуникативных систем;
г) неадекватная (завышенная, заниженная, неустойчивая) самооценка;
д) отсутствие или утрата целевых установок, ценностей, лежащих в основе жизни и т.д. [7, с.36].
Важно иметь в виду, что люди совершают суицид преимущественно в случаях:
когда в перспективе не видно решения или изменения их проблем,
если попытки справиться с проблемой завершились неудачно,
при резком обострении чувства безнадежности [1, с.18].
С.В. Бородин, А.С. Михлин, говоря о кризисе подросткового возраста, выделяют следующие причины, детерминирующие суицидальные намерения: неблагополучие семей, частое отсутствие родителей, утрату объекта любви, зависимость от алкоголя, наркотиков, стресс, неуверенность в будущем, слабый контроль эмоций, высокая внушаемость и тенденция к подражанию, душевная болезнь, чувство вины, страха, враждебности, проблемы в межличностных отношениях, предыдущие попытки самоубийства и т.д. [9, с.94].
Таким образом, если у человека возникает сразу сочетание нескольких вышеуказанных характеристик, суицид превращается в неотвратимую реальность. Поэтому следует обращать внимание даже на один фактор суицидального риска, так как он может повлечь за собой целую серию причин, влияние которых определит трагический результат.

1.2 Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст - во многом трудный период в жизни подростка, сопровождающийся легкими психическими недомоганиями, которые сами по себе не могут привести к самоубийству, но когда они совпадают с неблагоприятными условиями школьной и семейной жизни (переутомления, неудачи в школе, неприятности в семье и др.), самоубийство становится для более слабых натур не только возможным, но и неизбежным [11, с.12]. Отличительной особенностью данного периода является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления [13, с.104].
С. Холл описал парадоксальность характера подростка, при этом выделил ряд противоречий: активность измеряется изнурением, вялость - унынием, высокие нравственные стремления - низкими побуждениями, страсть к общению - замкнутостью и т.д. Все это объединяется в одном понятии: личностная нестабильность. Автор называет данный период периодом «бури и натиска», а содержание возраста описывает как кризис самосознания [9, 121].
П. Шпрангер описывает подростковый возраст как кризисный, основным содержанием которого является освобождение от «детской» зависимости, при этом не всегда можно сказать, что это период сильных волнений и переживаний, так как все зависит от того, по какому пути развития пойдет человек. Он описал три типа развития человека:
бурный скачок - кризисное течение (в результате - возникновение нового «Я»);
плавный, медленный рост (подросток приобщается к взрослой жизни без изменения собственного «Я»);
подросток сам создает себя, сознательно и активно преодолевая кризис [5, с.17].
Таким образом, главное в подростковом возрасте -осознание своей индивидуальности и открытие «Я».
Нужно отметить, что в подростковом возрасте проявляются характерные психологические черты:
- капризность (не устраивают нормы и ценности);
- нигилизм (происходит разрушение психологических образований, которые были очень важны раньше);
- неадекватность поведения, зачастую неумение адаптироваться в новых условиях.
Вышеуказанные черты обострены половым созреванием, что делает личность конфликтной не только извне, но и изнутри.
Основную роль в генезе суицидального поведения в подростковом возрасте играет относительная глубина социально-психологической дезадаптации, т.е. ее быстрота и степень проявления. Необходимо сказать, что дезадаптация в подростковом возрасте может проявляться как объективно, так и субъективно:
- объективно дезадаптация проявляется в изменении поведения подростка в среде социального окружения, в ограничении способности справляться с социальными функциями;
- субъективным выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов: от негативно окрашенных переживаний до ярко выраженных позитивных эмоций [5, с.25].
Следовательно, важный фактор формирования суицидального поведения в подростковом возрасте - это дезадаптация, которая является результатом несформированности или нестабильности психологических образований личности и определяет кризисность возраста.
Е.М. Вроно и А.Г. Амбрумова, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, пришли к выводу о том, что для б........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.