На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83592


Наименование:


Курсовик Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних на примере СОШ №9 г. Лесосибирска

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1. Обоснование выбора темы…………………………………………3 стр
1.1. Практическая актуальность…………………………………….3 стр
1.2. Теоретическая актуальность……………………………………4 стр
2. Формулировка проблемы эмпирического социологичес­кого исследования………………………………………………………….5 стр
2.1. Социальная сторона проблемы…………………………………5 стр
2.2. Исследовательская сторона проблемы…………………………6 стр
2.2.1. Основная социальная функция……………………………….6 стр
2.2.2. Структурно-функциональный анализ объекта……………...6 стр
2.2.3. Генетический анализ объекта…………………………………7 стр
3. Формулировка системы целей и задач исследования…………..9 стр
3.1. Основная цель и ее связь с исследовательской проблемой…..9 стр
3.2. Система целей и задач исследования…………………………..9 стр
4. Гипотезы исследования…………………………………………….9 стр
4.1. Основная гипотеза и системы гипотез………………………….9 стр
4.1.1. Формулировка основной гипотезы…………………………….9 стр
4.1.2. Эмпирически проверяемые и непроверяемые гипотезы…….9 стр
4.1.3. Ключевые понятия эмпирически проверяемых гипотез…….10 стр
4.2. Теоретическая модель исследования…………………………...11 стр
4.2.1. Интерпретация понятий концептуальной схемы исследования…………………………………………………………11 стр
4.2.2. Дерево ключевых понятий……………………………………12 стр
5. Эмпирическая модель измерения признаков объекта исследования
5.1. Ключевые понятия, шкалы и индикаторы……………………..12 стр
5.2. Система шкал и индикаторов в матрице возможных измерений признаков объекта……………………………………………………13 стр
5.3. Основа выборки, способы отбора и объем……………………13 стр
6.1. Общее представление о девиантном поведении в психологии……………………………………………………………13 стр
6.2. Модели девиантного поведения………………………………...22 стр
6.3. Виды девиантного поведения………………………………….26 стр
6.4. Общая характеристика проявлений девиаций в подростковом возрасте………………………………………………………………..35 стр

Список литературы………………………………………………………41 стр

1.
1. Обоснование выбора темы
1.1. Практическая актуальность
На современном этапе развития общества мир ребенка формируется в нестабильных условиях, характеризующихся обострением разнообразных опасностей, которые требуют от каждого из нас проявления способности быстро осмысливать новые явления, учитывать риски в конкретных ситуациях и прогнозировать пути безопасного выхода. Особая ситуация складывается в системе образования, которая характеризуется недостаточным уровнем сформированности навыков культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. В настоящее время отмечается рост опасных ситуаций в социуме, окружающем несовершеннолетних школьников, увеличением детской заболеваемости, травматизма и смертности в России.
По данным ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЛесосибирскеБагновой Н.Е., в 2013 году в городе уменьшился рост подростковой преступности, наблюдается положительная динамика по снижению групповой преступности, но, к сожалению, стоит отметить рост повторной преступности. В 2013 году подростками было совершено 122 преступления. За аналогичный период прошлого года - 129 преступлений. Снижено количество лиц, совершивших преступления от 124 до 102 человек. Наблюдается рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (38, тогда как в 2012 году - 27). Было совершено 40 групповых преступлений, в 2012 году- 65. Тем не менее, рост повторных преступлений увеличился от 63 до 69.
Школьник в нестабильных условиях подвержен различного рода девиациям, что подтверждается статистическими данными анализа постановки школьников на учет в МБОУ «СОШ №9» г.Лесосибирска:
Учет 2008-2009г 2009- 2010 2010- 2011 2011-2012 2012-2013
Состоящие на учете в ПДН, КДН иЗП 9 13 11 7 6
% по отношению к общему кол-ву детей 0,9% 1,2% 1% 0,6 % 0,5%
Причина постановки на учет:
-нанесение побоев - 3 1 1 3
-уклонение от учебы 2 1
-безнадзорность 1 2 1 2
- уход из дома 1 -
-мелкое хищение, кража 7 9 9 4 3


1.2. Теоретическая актуальность
Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в сознании и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение особенностей поведения подростков, выходящих за рамки приемлемого в обществе. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, платное образование, рост асоциального - все это сильно повлияло на социализацию подрастающего поколения.
Интерес к подросткам обосновывается сложностью в нынешних социально-экономических и информационно новых условиях сориентироваться, определить идеалы, жизненные цели и выработать собственные пути для конструктивной реализации осознаваемых потребностей. У подростков недостаточный социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации и для того, чтобы найти оптимальный способ поведения, выбрать вариант адекватного выхода из конфликтной положения, а также избавиться от стрессовых ситуаций и жизненных затруднений. Поэтому изучение и исследование девиантного поведения и склонности к нему у современных подростков имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
Актуальность изучения причин девиантного поведения у подростков обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается особенности протекания формирования тех или иных девиаций в подростковом возрасте, факторов, их обуславливающих и пути профилактики и коррекции. Этой проблемой занимаются многие отечественные и зарубежные психологи: Ильин Е.П., Кон И.С., Клейберг Ю.А., Рычков Н.А., Руденский Е.В., Личко А.Е., Леонгард, Реан А.А и многие другие. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы отечественными психологами, социологами и педагогами было проведено ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков (М.И.Бобнев, А.Н.Ивин, В.Д.Плахов, В.М.Бехтерев, А.М.Яковлев, Ю.А.Клейберг, Н.П.Дубинин, И.И.Карпец и др.).
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков.


2. Формулировка проблемы эмпирического социологичес­кого исследования
В настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Можно обозначить и возникшее противоречие между теорией и практикой, когда для эффективного решения задач профилактики девиантного поведения школьников практика испытывает потребность в новых методах, средствах, формах, методических обоснованиях данного вида работы, а теория недостаточно отвечает запросам практики.
Существует противоречие и в самой теории, когда, с одной стороны, продолжает развиваться глобальный подход, предполагающий решение специфических задач универсальными средствами, а, с другой стороны, все большее развитие получают индивидуальные и дифференцированные отношения участников педагогического процесса, предполагающие всесторонний учет особенностей каждого конкретного субъекта того или иного вида деятельности, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния субъектов этой деятельности.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначитьпроблемуисследования: каковы теоретико-методические основы профилактики девиантного поведения старшеклассников в новых, изменившихся социальных условиях становления личности ребенка и развития его индивидуальности, в условиях модернизации системы образования, которая предполагает переход в педагогической практике от реализации фронтального к дифференцированному и индивидуальному подходам.

2.1. Социальная сторона проблемы
В период социальных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения. Сейчас постепенно жизнь в Росси налаживается. Решаются проблемы девиантного поведения людей, которые появились в данный период. В связи с ростом девиантных отклонений в поведении учащихся в комплекс решаемых школой задач входит такой вопрос, как профилактика девиантного поведения школьников. Актуальность решения данного вопроса связана с тем, что до 90-х годов XX века существовала практика так называемой «карательной» профилактики. В школах главным образом осуществлялась не профилактическая работа, а реализовывались различные направления коррекции отклоняющегося поведения учеников.
Одна из главных обстоятельств наличия различных девиаций (распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России.

2.2. Исследовательская сторона проблемы
2.2.1. Основная социальная функция
Несмотря на значимость коррекционного направления работы, оно не способствовало снижению девиантных проявлений в поведении школьников. В связи с этим прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных отклонений в поведении учащихся, особенно подросткового и старшего школьного возраста, поставила перед школой в качестве одной из основных задач концентрацию усилий, направленных не только на борьбу с последствиями отклонений от социальных норм (как принято определять девиантное поведение), но, главным образом, на их предупреждение.
Согласно проведенного социологического исследования в 2012 году по употреблению алкоголя и наркотиков студентами университета и института Екатеринбурга, приобщение респондентов к алкоголю происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет в первый раз попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет - 7,6%. В 13-14 лет - интенсивность приобщения возросла и составила 27,0%, а в 15-16 лет - уже 39,3%. В 17 лет в первый раз познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых. Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю игрались питейные традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4% девочек из числа употребивших в первый раз, познакомились с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Другие мотивы первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками таковы: «из любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать». Таки образом, предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье, так как семья является одним из важнейших институтов ранней социализации (ребенок усваивает фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики).
Итак, результаты поведенного социологического исследования говорят о необходимости принятия профилактических мер органами образования в содружестве с учреждениями здравоохранения и другими заинтересованными ведомствами.

2.2.2. Структурно-функциональный анализ объекта
1) Поведение - это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью;
2) Девиантным поведением понимается «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам»; при этом одни ученые предпочитают в качестве «нормы» использовать экспекции (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Девиантное поведение непосредственно связано с «Я - концепцией» личности подростка.
3) Девиантное поведение связано с реакцией общества на него и тогда определяют его как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя.
4) Проблемы девиантного поведения в основном объясняются двумя причинами:
· несовпадением требований нормы с требованиями жизни,
· несоответствием требований жизни интересам данной личности.
5) Различают «первичную» и «вторичную» девиацию. Первичная девиация - собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему - либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

2.2.3. Генетический анализ объекта - девиантное поведение школьников подросткового возраста
1) Существуют следующие взаимосвязные факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения:
· индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида;
· педагогический фактор, проявляющихся в дефектах школьного и семейного воспитания;
· психологический фактор, раскрывающийся неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения;
· социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
2) Причины, обусловливающие формирование расстройства поведения:
· болезненное усиление влечений в результате органических мозговых заболеваний или конституционно обусловленной неполноценности, что ведет к различным изменениям влечений, достигающих иногда степени глубоких, несовместимых с правилами социальной среды, извращениям;
· отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-эстетическим и общественных норм поведения родителей;
· реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или воспитателей;
· неразрешимые личностные конфликты.
3) Существуют различные нарушения требований к подростку:
· чрезмерность требований-обязанностей;
· недостаточность требований-обязанностей;
· требования-запреты, которые имеют две степени отклонения - чрезмерность и минимальность;
· строгость санкций за нарушения требований подростком («жесткое» обращение).
3) Типы ситуаций девиантного поведения:
· Первый тип ситуаций - ситуации социально-статусных взаимоотношений. В этих ситуациях взаимоотношения складываются на основе социального статуса их субъектов, проявляются социально-психологические качества личности в соответствии со структурой ближайшего социального окружения, общества.
· Второй тип ситуаций - ситуации ролевых взаимоотношений. К этому типу можно отнести взаимоотношения, возникающие при исполнении: а) внутригрупповых ролей: лидер- ведомый, старожил-новичок и т.д.; б) ролей, складывающихся в процессе формального и неформального общения: организатор, бригадир, шеф, эрудит, критик, фантазер и т.д. В неформальных отношениях роли соотносятся со значимыми ценностями группы и носят личностный, интимный характер.
· Третий тип ситуаций - наблюдается при отношении субъектов, органически вплетенные в какую-либо предметно-ориентированную деятельность, могут иметь характер зависимости, координации, субординации, взаимопомощи, взаимостимулирования и т.д.
· Четвертый тип ситуаций - возникает в случае ценностных проблем, постоянно воссоздающихся в жизнедеятельности людей, являясь «копилкой» их социального опыта. Разрешив их, можно актуализировать потребность в общении, взаимодействии и т.п. через создание ситуаций ценностных взаимоотношений
3. Формулировка системы целей и задач исследования
3.1. Основная цель и ее связь с исследовательской проблемой - изучение склонности к девиантному поведению школьников подросткового возраста.

3.2. Система целей и задач исследования -
1. Провести обзор научной литературы по изучению девиантногоповедения у подростков.
2. Провести анализ законодательной базы в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Провести дианостическое исследование ск........


Список использованной литературы

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска». - М.: Институт практической психологии, 1996.
2. Абульханова-Славская К.А. Общественное сознание и социальное мышление \\Стратегия жизни. - М.: Педагогика, 1991.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999 - 64.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Пресс, 2003.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М.: Педагогика, 2007.
6. Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое пособие для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение, 1991.
7. Варга А.Я., Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений //Психология в обучении социальной работы /Под ред. С.А. Беличевой и В.С. Торохтия. - М.: Сфера, 1998.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6ти томах, Т.4. Детская психология /Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 2000.
9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
10. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности: диагностика подростков с отклоняющимся поведением // Вопр. психол. 1990. №4.
11. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методика исследования. - СПб.: Питер, 1992.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2001.
13. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М.: Вита - пресс, 1997.
14. Кулагина И.Ю. Личность подростка. - М.: Просвещение, 2007.
15. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. - Новосибирск, 1992.
16. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Здоровье, 1999.
17. Наш проблемный подросток /Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Союз, 2004.
18. Овчарова Р.В. Современные технологии в образовании. - М.: Просвещение, 2000.
19. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2005 - 82.
20. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
21. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности: Введение в патопсихопедагогику. - Новосибирск: Ин-т психологии личности, 2002 - 123.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
23. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000.
24. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Владос, 1987.
25. Сулейманова. Право социального обеспечения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
26. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. - М.: Айрис - пресс, 2004.
27. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М.: Педагогика, 2000.
28. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 2002.
29. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика- 2006.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.