На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83612


Наименование:


Курсовик Правовой режим товарных знаков и наименования места происхождения товаров

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 11.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА 7
1.1 Понятие и виды товарных знаков 7
1.2 Материальные и процессуальные особенности регистрации товарных знаков 11
1.3 Правовой режим наименования места происхождения товара как элемента географических указаний 15
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
2.1 Основные полномочия субъекта права на товарный знак по его использованию 19
2.2 Актуальные вопросы правового режима средств индивидуализации в условиях интеграционных процессов 23
2.3 Проблемные аспекты использования товарных знаков в сети Интернет 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что официальный курс проводимой руководством страны политики направлен на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки наряду с привлечением инвестиций в экономику Республики Беларусь. При этом одной из тенденций современной экономики заключается в том, что во многом она развивается в результате применения знаний, поэтому важную роль в настоящее время играет такой институт как интеллектуальная собственность, т.е. совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг.
Подтверждается это тем, что доля нематериальных активов в передовых компаниях значительно превышает их балансовую стоимость, а, например, доля нематериальных активов в сфере информационных технологий составляет 70%- 80% [27, c. 41].
Соответственно, экономическую жизнь современного государства невозможно представить без активного участия в ней объектов интеллектуальной собственности, среди которых важное место занимают товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарные знаки). При этом товарные знаки имеют давнюю историю. Товарные знаки как знаки, указывающие на источник происхождения товара, использовались уже в древние времена, и хотя они не выполняли своей современной функции - способствовать распространению товаров на сложно организованном рынке - однако они представляли собой реализацию важного элемента законодательства о товарных знаках, действующего по сей день, а именно: фиксировали взаимосвязь между товаром и его изготовителем. Позже развитие массового производства, формирование более сложной системы распространения товаров, доведения их до покупателя, расширение торговли вызвало потребность в универсальной идентификации товаров и установление их особого правового режима и охраны [14].
Кроме того, рассматриваемые ниже вопросы актуальны в силу того, что интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза, в которые активно вовлечена Республика Беларусь, вносят существенные коррективы в условия функционирования отечественных субъектов хозяйствования, что обуславливает адекватную реакцию законодателя и необходимость внесения в действующее законодательство Республики Беларусь соответствующих изменений и дополнений.
Все вышеприведенные факторы подтверждают как практическую, так и теоретическую значимость и актуальность темы исследования, так как в данном случае прослеживается прочная взаимосвязь между теоретическими исследованиями и практикой нормотворчества и правоприменения.
Таким образом, объектом исследования выступает доктрина гражданского права и законодательство Республики Беларусь как основа правового режима средств индивидуализации субъектов хозяйствования в современном гражданском правопорядке.
В свою очередь, предметом исследования выступает специфика правового режима товарных знаков и наименования мест происхождения товаров.
Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
– охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;
– изучить особенности процедуры регистрации товарных знаков;
– выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака;
– проанализировать ключевые аспекты международного и национального права в отношении средств индивидуализации субъектов хозяйствования;
– выделить проблемные аспекты правового регулирования указанных правоотношений и предложить возможные пути их решения.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.
При написании работы были использованы научные и аналитические статьи, комментарии законодательства, монографии и учебные пособия таких авторов, как В.Ф. Чигир, В.В. Подгруша, Ю.Ф. Навойчик, Т.Маевская, С.С. Лосев, И.В. Попова, Е.А. Свадковская, Ю.А.Федорова, Д.В. Иванова и др.


1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА
1.1 Понятие и виды товарных знаков
Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [3].
Таким образом, в п. 1 ст. 44 ГК содержится традиционный перечень признаков юридического лица, к которым законодатель относит:
- организационное единство;
- наличие обособленного имущества;
- самостоятельную гражданско-правовую ответственность;
- участие в гражданском обороте от собственного имени [9].
В силу того, что юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, его правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта правоотношений. Так, для коммерческой организации такими признаками будут являться фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т.д. [28]. В свою очередь, товарным знаком согласно ст. 1017 ГК признается обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от однородных товаров других лиц.
Помимо ГК, основным профильным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, является Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее - Закон), согласно п. 1 ст. 1 которого товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц [5]. При этом в настоящее время в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:
- словесные обозначения, включая имена собственные;
- сочетания цветов;
- буквенные;
- цифровые;
- изобразительные;
- объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;
- комбинации таких обозначений.
Подчеркнем, что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Однако на сегодняшний день законодательными актами подобные случаи не предусмотрены [10, c. 148].
В связи с этим, некоторые авторы отмечают, что, на первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако согласно п. 2 ст. 1017 ГК в предусмотренных законодательными актами случаях в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы иные обозначения. Это дает основание сделать вывод, что в Республике Беларусь в качестве товарного знака могут также использоваться звуковые, световые и иные обозначения (например, звуковые обозначения могут использоваться в качестве позывных сигналов радиостанции или телевизионного канала). В то же время, очевидно, что весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха, хотя в некоторых государствах обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например в Австралии, Великобритании [24].
При этом Ю.А.Федорова и Д.И.Иванова отмечают, что по графической форме товарные знаки делятся на словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений (комбинированные). Существуют также звуковые, обонятельные, световые и иные обозначения, однако в Республике Беларусь они не регистрируются, соответственно не охраняются [27, c. 62].
Помимо формы выражения, товарные знаки можно условно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от количества субъектов права на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки, в зависимости от известности - обычные и общеизвестные, а в зависимости от уровня регистрации - национальные и международные [26]. При этом особого внимания заслуживают коллективные и общеизвестные товарные знаки, особенности правового регулирования которых определены в Законе.
Так, согласно п. 1 ст. 17-1 Закона по заявлению лица, поданному в Апелляционный совет при государственном учреждении «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее - Апелляционный совет и НЦИС соответственно), его товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, могут быть признаны общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком и зарегистрированы, если эти товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования заявителем стали на указанную в заявлении дату широко известны в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя [5]. При этом товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, признаются общеизвестными в соответствии с Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2 [8]. Например, в Республике Беларусь на сегодняшний день зарегистрированы такие общеизвестные товарные знаки, как Intel (владелец Intel Corporation (US), Мiлавiца (владелец - СПЗАО «Милавица» (BY), Атлант (владелец - ЗАО «Атлант» (BY) [14] и др.
Подчеркнем, что ключевой особенностью правового режима данной разновидности товарных знаков является то, что в отличие от обычных товарных знаков правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно [5].
В свою очередь, согласно статье 18 Закона коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, например, коллективный товарный знак, который используют участники холдинга.
При этом важным моментом в данном случае является то, что коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы [25].
В завершение данного раздела целесообразно обратить отдельное внимание на такой элемент правового режима товарного знака, как его приоритет. При этом в Законе не раскрывается сущность данного понятия, однако в праве интеллектуальной собственности этот термин широко используется как юридический факт, с которым связывают возникновение гражданских прав и обязанностей. Понятие приоритета используют и другие институты интеллектуальной собственности, например, патентное право, где существует приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца. Правовая охрана селекционных достижений также использует понятие приоритета [21].
Легальное определение приоритета закреплено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. [1], в соответствии со ст. 4 которой любое лицо, подавшее заявку на товарный знак в одной из стран образованного Парижской конвенцией Союза, пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета сроком на шесть месяцев. Основанием для возникновения приоритета признается подача заявки. Аналогичное понятие приоритета использует и Мадридское соглашение Всемирной организации интеллектуальной собственности о международной регистрации знаков 1891 г. [24].
В свою очередь, ст. 7 Закона установлено, что приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в НЦИС. Датой подачи заявки считается дата поступления в НЦИС документов, предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона. Одновременно приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве - участнике Парижской конвенции (конвенционный приоритет), если в НЦИС заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Кроме того, приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции, может устанавли........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
2. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
4. О географических указаниях: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
5. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
6. Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
7. О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
8. Правила признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь: утв. постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2: текст по сост. на 28.09.2014. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
9. Амельченя, Ю.А. К вопросу о правоспособности юридического лица / Ю.А. Амельченя. - [Электронный ресурс] / Комментарии законодательства.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс Беларусь». Мн.: ООО «ЮрСпектр», 2013.
10. Ананько А.В. Бизнес-право: Учеб. пособие / А.В.Ананько, С.Н.Ильич. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2009. - 238 с.
11. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. - Минск: Молодежное, 2009. - 296 с.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / под общ. ред. В.С.Каменкова. - Мн.: Дикта, 2004.- 1134 с.
13. Гражданское право: учебник. Ч. 3 / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.: Проспект, 2001. - 587 с.
14. Гульбин, Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект / Ю.Т. Гульбин // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. - Москва, 2014.
15. Заблоцкая, О.С. Процедура национальной регистрации товарного знака в Национальном центре интеллектуальной собственности/ О.С. Заблоцкая // СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф» [Электронный ресурс]. - Москва, 2014.
16. Иванова, Д.В. В Республике Беларусь вводится региональное исчерпание прав на товарные знаки: теория исчерпания исключительного права и практика ее применения / Д.В. Иванова // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
17. Козорезова, Р.В. Доменные имена и средства индивидуализации / Р.В.Козорезова // Промышленно-торговое право. - 2009. - № 07. - С. 37-44.
18. Латышев, И.С. Товарные знаки / И.С. Латышев // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
19. Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 09.07.2012 № 389-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности» / С.С.Лосев // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
20. Маевская Т. Формы использования товарных знаков в Интернете / Т. Маевская // Юрист. - 2004. - № 1 (32). - С. 27.
21. Навойчик, Ю.Ф. Правовое регулирование использования средств индивидуализации / Ю.Ф. Навойчик // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
22. Невзоров, И.В. Правовая природа доменного имени и его соотношение с объектами интеллектуальной собственности / И.В.Невзоров // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
23. Подгруша, В.В. Гражданское право: справочник-комментарий // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
24. Попова, И.В., Свадковская, Е.А., Чигир, В.Ф. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел V. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) (статьи 979-1030) // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
25. Рачковский, В.В. Проблемные аспекты охраны и использования товарных знаков в условиях Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России / В.В. Рачковский // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
26. Сидорчук, В.К. Использование в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности / В.К.Сидорчук // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.
27. Федорова, Ю.А., Иванова, Д.В. Основы управления интеллектуальной собственности. - Минск: Издательство Гревцова, 2011. - 214 с.
28. Чигир, В.Ф. Юридические лица: пособие / В.Ф. Чигир // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2014.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.