Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Классификация мер пресечения. Основания и порядок их применения. Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Гарантия неприкосновенности личности обвиняемого. Процессуальный порядок применения уголовно-процессуального пресечения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
На тему
Тема: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ КАК ВИД МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

План

Введение.
1. Общие положения и классификация мер пресечения. Основания и порядок их применения
2. Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу
3. Заключение под стражу
Список литературы.
Введение

С первых дней независимости защита прав и интересов человека Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым была объявлена приоритетным направлением государственной политики. За исторически короткий отрезок времени в результате осуществления всеобъемливающих реформ в социально-политической, экономической и духовной жизни страны произошли глобальные изменения. Создана целостная правовая система по защите прав и свобод человека.
Одной из сфер, которая подвергалась коренному реформированию, является судебно-правовая система. Объясняется это тем, что без новой, независимой, демократичной судебно-правовой системы невозможно и полноценное функционирование социальной, экономической и духовной жизни страны. Особое значение это стало приобретать при отказе от командно - административной системы управления и принятия решения построения подлинно демократического, правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой, где обеспечение верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение правовой культуры и правосознания населения, воспитание законопослушных граждан являются одновременно целью и средством, важнейшим условием такого государства. Для достижения этой цели судебно-правовая сфера требовала глубоко осмысленных и кардинальных преобразований, реформирования, что и было предпринято.
В результате судебно-правовых реформ, основные направления которых были определены в выступлениях главы государства, в стране создана целостная судебная система, осуществлена либерализация уголовных наказаний, совершенствован процессуальный порядок рассмотрения дел в судах. Эти и другие меры дали положительные результаты и оказали существенное влияние на усиление защиты прав и интересов человека
1. Общие положения и классификация мер пресечения. Основания и порядок их применения

Институт мер пресечения представляет собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях - в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры уголовно-процессуального пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности.
Меры пресечения, являясь мерами уголовно-процессуального принуждения, применяются исключительно в рамках уголовного процесса в отношении обвиняемого, реже подозреваемого в совершении уголовно наказуемого деяния, подсудимого, осужденного до вступления приговора в законную силу, и применяются уполномоченными на то должностными лицами при наличии предусмотренных в законе оснований в целях предотвращения уклонения обвиняемого, подсудимого от дознания, предварительного следствия и суда; пресечения его дальнейшей преступной деятельности; воспрепятствованию его попыткам помешать установлению истины по делу; обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 236 УПК).
Меры пресечения являются специальной группой мер уголовно-процессуального принуждения и, следовательно, обладают всеми его признаками (принудительность, превентивность, факультативность и срочность, в том смысле, что они носят временный характер). В учебной литературе прошлых лет нередко указывался «диспозитивный» характер мер пресечения, отмечалось, что их применение является правом, а не обязанностью следователя. Решение вопроса о применении мер пресечения и выборе их конкретного вида не зависит от субъективного усмотрения процессуального органа, а диктуется объективно сложившимися обстоятельствами дела. При отсутствии оснований, делающих необходимым применение мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Поэтому следует вести речь не о диспозитивности, а о факультативности мер пресечения, т.е. об их применении лишь в необходимых случаях, обусловленных обстоятельствами дела.
Меры пресечения обладают свойствами принудительности, вне зависимости от того, соответствует ли применение таковых желаниям и интересам лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности). В этой связи существует мнение, что в определении меры пресечения, помимо указаний на элементы процессуального принуждения, должно обязательно найти отражение и то, что меры уголовно-процессуального пресечения содержат в себе элементы морального воздействия.
Целями применения мер пресечения является пресечение потенциальной возможности обвиняемого или подозреваемого 1) скрыться от дознания, предварительного следствия и суда; 2) продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) помешать установлению истины по делу; 4) уклониться от отбывания наказания. Важная роль меры пресечения состоит в обеспечении исполнения приговора. Перечень целей для избрания меры пресечения является исчерпывающим.
Правовые категории «цели» и «основания» применения мер пресечения служат для определения пределов ограничения конституционных прав и свобод личности и, прежде всего, права личной свободы.
Именно благодаря свои целям меры уголовно-процессуального пресечения проявляют себя в виде важной и активной деятельности в борьбе с преступностью, воплощают и реализуют принципы и задачи уголовного судопроизводства, связанные с преодолением действительного или возможного противодействия подозреваемого, обвиняемого нормальному производству по уголовному делу, обоснованному и справедливому применению закона. Прямое назначение мер пресечения - предупреждение, при наличии необходимости, поведения лиц, обвиняемых, подозреваемых, в соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства, с целью создания оптимальных условий для полного, всестороннего и объективного разбирательства по уголовному делу, принятия справедливого решения, обеспечения реализации прав и законных интересов граждан, пресечения дальнейшего неправильного поведения виновных, восстановления прав потерпевших от преступления. Предупреждение, пресечение, своевременное раскрытие преступлений, особенно тяжких, обеспечение неотвратимости наказания, обеспечение возмещения причиненного в результате преступления вреда - дело первостепенной важности. Немало случаев, когда при расследовании дел подследственные совершают новые преступления, скрываются от следствия и суда. В результате затягивается разбирательство дела, затрудняется осуществление уголовно-процессуальной функции обвинения и защиты.
При отсутствии в законодательстве мер уголовно-процессуального пресечения нельзя было бы надлежащим образом обеспечить исполнение указанных в законе предписания, а при определенных обстоятельствах вообще исключалась бы возможность наступления ответственности виновного, как и отсутствовала бы возможность восстановления прав потерпевшего от преступления лица. При таком положении меры уголовно-процессуального пресечения являются вполне оправданными, несмотря на то, что они затрагивают основные конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность. Меры уголовно-процессуального пресечения важны и в плане обеспечения исполнения приговора.
Цели применения мер пресечения - предупреждение попыток подозреваемого, обвиняемого уклониться от участия в производстве по уголовному делу либо от мер обеспечения будущего приговора, или воспрепятствовать установлению истины по делу, или продолжать преступную деятельность.
Изложенные цели являются тождественными понятиями и общими для всех мер пресечения. Каждая из них в отдельности, в различных сочетаниях друг с другом либо все цели вместе делают необходимыми в конкретной ситуации избрание и применение той или иной меры пресечения.
Меры уголовно-процессуального пресечения находятся в тесной взаимосвязи с нормами уголовного права, обслуживая институт уголовной ответственности и наказания, способствуя достижению целей, поставленных перед уголовным и уголовно-процессуальным законами, активно участвуя в обеспечении нормального возникновения, развития и реализации материальных правоотношений, определяя рамки должного поведения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в период уголовного судопроизводства, выполняют правоохранительную и регулятивную функции. Они обеспечивают и жизнь уголовно-процессуальных отношений, содействуя осуществлению задач уголовного процесса. Эти процессуальные средства будут нужны до тех пор, пока сохранится преступность и не отпадет надобность в применении уголовного наказания. Общество не свободно от преступности, а поэтому граждане не свободны от уголовно-процессуального принуждения, в том числе и применения мер пресечения в отношении одних ради безопасности как общества в целом, так и отдельных граждан.
Меры пресечения являются наиболее строгими мерами процессуального принуждения, направленными на обеспечение нормальной уголовно-процессуальной деятельности. От всех остальных мер процессуального принуждения меры пресечения отличает ряд специфических признаков:
1. Это цели их применения - лишение обвиняемого, подозреваемого возможности совершать действия, препятствующие производству по конкретному уголовному делу.
Как правило, меры пресечения применяются только к обвиняемому, подсудимому, осужденному и лицу, признанному невменяемым или заболевшему психической болезнью после совершения преступления (ч. 1 ст. 239 УПК). Лишь в исключительных случаях мера пресечения в виде содержания под стражей может быть применена и в отношении задержанного подозреваемого, при этом ему должно быть предъявлено обвинение в течение десяти дней со дня его задержания. В противном случае мера пресечения отменяется, и лицо освобождается из-под стражи (ст. 226 УПК).
2. Это особые основания их применения (достаточно обоснованные предположения, что без таких мер вполне реальна возможность наступления тех последствий, которые нужно предотвратить).
3. Названные меры имеют личный характер: они представляют собой ограничение личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого. Степень строгости таких ограничений зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого, а также от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании конкретной меры пресечения (ст. 238 УПК).
Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, названных в статье 238 УПК. Данная норма, помимо обстоятельств, названных в статье 236 УПК, указывает на тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Одними из основных условий, предъявляемых к избранию меры пресечения, являются его законность, обоснованность и мотивированность. Законность и обоснованность являются взаимосвязанными и взаимопроникающими явлениями, каждое из которых имеет вместе с тем самостоятельное значение. Законность применения мер пресечения означает соответствие всего процесса применения этих мер нормативным предписаниям, которые касаются не только вопроса избрания, отмены или изменения меры пресечения, но и их исполнения. Обоснованность процессуального решения о применении меры уголовно-процессуального пресечения может быть определена лишь посредством указаний тех доказательств, которые кладутся в основу такого решения, применительно к мерам уголовно-процессуального пресечения. Обоснованность есть составная часть принципа законности. Только обоснованное решение, т.е. содержащее выводы, соответствующие обстоятельствам дела, их доказанности, может быть признано законным. И только законное решение, принятое в строгом соответствии с нормами об основаниях применения мер пресечения, является обоснованным. Для того, чтобы мера пресечения была применена законно и обоснованно, в распоряжении следственных органов должны быть достаточные данные, т.е. неопровержимые доказательства, подтверждающие недобросовестность обвиняемого (подозреваемого). Это фактические данные, на основании которых можно принять законное, обоснованное и мотивированное решение об избрании в отношении лица той или иной меры пресечения.
Таким образом, наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным её применение лишь при соблюдении ряда правовых условий:
1. Мера пресечения может быть избрана лишь по возбужденному уголовному делу.
2. Мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание (так, заключение под стражу возможно лишь в случае, если наказание за совершенное преступление предусмотрено в виде лишения свободы (ст. 242 УПК).
3. Условием применения меры пресечения любого вида является привлечение лица в качестве обвиняемого. Исключение из этого правила - применение судом меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении задержанного подозреваемого (ч. 3 ст. 226 УПК). Второе исключение - право суда применять меру пресечения в отношении новых лиц, против которых суд возбуждает уголовное дело, не предъявляя им обвинения (ч. 5 ст. 417 УПК).
4. Мера пресечения может быть применена к надлежащему субъекту, а именно к лицу, достигшему возраста уголовной ответственности (ст. 17 УК). В отношении лиц, ожидающих помещения в медицинское учреждение для производства экспертизы, а также признанных невменяемыми или заболевшими психической болезнью после совершения преступления, меры пресечения могут быть применены с целью предотвратить побег и совершение других общественно опасных деяний, а также обеспечить исполнение определения суда о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 3 ст. 236 УПК). Понятно, что это можно обеспечить лишь выбрав заключение под стражу - в отношении невменяемых и заболевших психической болезнью. Согласно общему правилу, закрепленному в статье 239 УПК, мера пресечения может быть применена лишь в отношении обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, признанных невменяемыми или заболевшими психической болезнью после совершения преступления.
В законе закреплены особые правила принятия судебного решения о заключении под стражу некоторых категорий лиц в связи с характером выполняемых ими ответственных государственных функций. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отношении:
1) депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - с согласия соответствующей палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан или её Кенгаша;
2) Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - с согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
3) депутата Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, депутата областного, Ташкентского городского, районного и городского Кенгаша народных депутатов - с согласия Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, соответствующего Кенгаша народных депутатов или их руководителей;
4) судьи Конституционного суда Республики Узбекистан - с согласия Конституционного суда Республики Узбекистан, судьи других судов Республики Узбекистан - с согласия соответственно Пленума Верховного суда Республики Узбекистан или Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
5) прокурора и следователя прокуратуры - с согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» в случае досрочного освобождения от должности Уполномоченного, до избрания нового Уполномоченного его обязанности исполняет заместитель Уполномоченного, и на этот период на него распространяются гарантии, установленные для Уполномоченного. Следовательно, в этот период в отношении заместителя Уполномоченного - исполняющего обязанности Уполномоченного мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена с согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» привод, задержание или арест адвоката могут производиться с санкции Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров.
Законодателем в названный закон изменения и дополнения не внесены. Однако исходя из принципа приоритета последнего принятого закона, нам представляется, что при внесении ходатайства в суд о применении в отношении адвоката меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть получено согласие одного из выше указанных прокуроров или же ходатайство о применении указанной меры пресечения должно быть внесено в суд одним из них.
Неприкосновенность личности обвиняемого гарантируется наилучшим образом, когда право применять меры пресечения принадлежит строго определенному законом кругу должностных лиц и органов. К их числу закон относит дознавателя, следователя, прокурора и суд (ст. 238, ч. 1 ст. 240 УПК).
Виды мер пресечения и их классификация. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. К ним относятся:
1) подписка о надлежащем поведении;
2) личное поручительство,
3) поручительство общественного объединения или коллектива;
4) залог;
5) заключение под стражу;
6) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
7) наблюдение командования за поведением военнослужащего.
При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а так же избрании той или иной из них, дознаватель, следователь, прокурор, суд (судья) учитывают помимо обстоятельств, которые могут послужить основанием для решения о применении меры пресечения (ст. 236 УПК), также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 238 УПК).
Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому или обвиняемому. Поэтому закон дает возможность выбора мер пресечения указывая их виды о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.