Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83629


Наименование:


Контрольная Конкурентоспособность региона как экономическое явление.Оценка конкурентоспособности региона.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 11.1.2015. Сдан: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Теоретическая часть
Введение 3
1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление. 4
2. Оценка конкурентоспособности региона. 21
3. Позиционирование региона. 29
Заключение 32
Список литературы 33
Практичекая часть 34





















Теоретическая часть
Введение
Конкурентоспособность - многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.
На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к соперничеству (конкуренции) определенного числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях максимизации прибыли и обеспечения экономического роста.
Конкуренция предполагает максимизацию удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На данном уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - рыночными ценами предложения. На макроуровне конкурентоспособность выражается в высоком уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.
В настоящее время особый интерес представляет региональная конкурентоспособность, которую можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком определении региональная конкурентоспособность - это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения. Другими словами, чтобы регион был конкурентоспособным, очень важно обеспечить количество и качество рабочих мест.

1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.
Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. [8, стр.32] Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов - отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов» [ 3, стр. 17]
Необходимо также отметить, что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона». Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.
В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регион приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.
По мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развития производства в степени влияния природно-экономических и ресурсных факторов на экономическую структуру региональных систем, место и значение каждого региона в рыночном пространстве будут определять специализация и территориальное разделение труда» [10. стр. 15-24 ]
В отечественной литературе, посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.
Так, в исследовании Н.Н. Некрасова «Региональная экономика. Теория, проблемы, методы», в сборниках статей «Размещение производительных сил» категория «конкурентоспособность регионов» отсутствует вовсе. Г.В. Копанев делает основной акцент на конкуренцию как общую экономическую категорию; по его мнению, конкуренция -это «своеобразная рыночная принудительная сила, заставляющая товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, осваивать новые технологии, материалы, модели». [ 7, стр. 169]
Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному. С переходом к рынку региональные системы наделяются
функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры; в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание
системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.
Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.
Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.
В период становления рыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных.
Это явление, по нашему мнению, временное. С развитием региональных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».
Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем
самым - для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.
В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.
Научное осмысление проблемы конкурентоспособности региона осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложнейших трансформационных процессов, когда происходят слом старых отношений, преобразование некоторой их части в иные отношения путем приобретения нового содержания и возникновения совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. При этом особую роль в научном знании играет категория «конкурентоспособность региона». Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об участии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.
Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.
Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Россией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положение в промышленности и в агропромышленном комплексе за истекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований.
Возникла реальная угроза разрушения большей части научно производственного потенциала, безвозвратной потери технологической основы реконструкции и обновления индустриальной базы страны. В глубоком структурном кризисе оказались вся наукоемкая промышленность (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение, программное обеспечение), отрасли черной металлургии, машиностроения,........


Список литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М., 1996. -С. 5.
2. Артоболевский С. С. Региональная политика России: обзор современного положения // Регион: экономика и социология. - 1993. - №3.-С. 17.
3. Гальвановский А // Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерении // Российский экономический журнал. - 1998. - № 2. - С. 17.
4. Гурков //., Титова Н. Тенденция изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. - 1997. - № 1. - С. 14.
5. Дмитриева М.В. Роль конкуренции в макроэкономических процессах переходного периода. Автореферат канд. дисс. - Волгоград, 1999.-С.5.
6. Дьяченко А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. - Волгоград, 1999. - С. 43.
7. Копанев Г.В. Региональная экономика. - Ижевск, 1994. - С. 169.
8. Нефедова Е.Е. Формирование конкурентоспособности региона в переходной экономике: Канд. дисс. - Саратов, 2001. - С. 32.
9. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М., 1993. - 350 с.- 400с.
10. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции региона и их оценки // Регион: экономика и социология. - 1995. - № 1. - С. 15-24.
11. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982. - С. 122.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.