На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83633


Наименование:


Диплом Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.01.2015. Сдан: 2011. Страниц: 113. Уникальность по antiplagiat.ru: 68.

Описание (план):


Оглавление

Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения словарём
детьми старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика особенностей развития словаря
детей 5-7 лет……………………………………………………....6
1.2. Направление содержание работы по формированию словаря
старших дошкольников ………………………………………….16
1.3. Роль дидактической игры в процессе словарной работы с
детьми…………………………………………………………….26
1.4. Методика организации и проведения дидактических игр на
закрепление и активизацию словаря старших
дошкольников……………………………………………………..29
Выводы………………………………………………………………….37
Глава 2. Изучение развития словаря детей 5-6 лет в процессе
организации и проведения дидактических игр
2.1. Диагностика развития активного словаря детей старшей группы
детского сада………………………………………………………39
2.2. Подбор и проведение дидактических игр с детьми…………….49
2.3. Повторная диагностика детей, выявление динамики
изменений……………………………………………………….....52

Выводы…………………………………………………………………...54
Заключение……………………………………………………………....55
Список литературы…………………………………………………….57
Приложение……………………………………………………………...60


Введение

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. По словам А.Н. Леонтьева: «Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития» .
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей. Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, мы сформировали цель и задачи исследования.
Объектом нашего исследования стало развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс активизации и закрепления словаря детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Цель нашей работы – изучить специфику организации и проведения дидактических игр на активизацию и закрепление словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть роль дидактической игры в процессе словарной работы;
- Раскрыть особенности организации и проведения дидактических игр на закрепление и активизацию словаря старших дошкольников;
- Исследовать подгруппу детей старшего дошкольного возраста на уровень развития словаря;
- Разработать и апробировать серию дидактических игр на закрепление и активизацию словаря детей 5-6 лет;
- Проанализировать динамику изменений, сделать выводы;
- Составить рекомендации для воспитателя детского сада по использованию дидактических игр в процессе развития словаря.
Гипотеза: предполагаем, что дидактические игры являются средством развития словаря детей дошкольного возраста; систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволят разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы
- диагностика развития активного словаря детей
- моделирование содержания работы с детьми
- обработка данных
- интерпретация результатов исследования в таблицах


Глава первая. Теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика особенностей развития словаря детей 5-7лет

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря.
Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение знаниями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов так же быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 – 2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. В эти возрастные периоды наблюдаются индивидуальные различия в словаре. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой либо другой сфере психического развития».
Важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывающих на магнитофон разговоры детей друг с другом и с взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тысяч слов в день. Наиболее часто используемое слово «я», затем используется выражение «я хочу», «я буду», «я люблю».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомства детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10-11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По её данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней. На пятом году жизни дети достигают самого высокого уровня обобщения.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т.д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».
Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (5-летний Адик на собственный вопрос «Почему эти рабочие называются плотники?» ответил: «Они плотно забивают»).
Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.
Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете.
Не сразу усваиваются детьми и переносные значения слов. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное.
Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».
Период от пяти до семи лет, как отмечал психолог П. П. Блонский, - возраст оформления социально-стандартизированной речи, когда дети осваивают навыки общения и поведения, знакомятся с окружающим: миром природы, искусства, событиями и явлениями общественной жизни.
Уровень освоения лексики характеризуется в первую очередь способностью ребенка данного возраста пользоваться разными формами слов, синонимами и образными средствами. В рассказах детей это ярко выражено. В них встречаются, например, все формы глагола «идти» и его синонимы (выступать, плестись). В пределах одного рассказа ребенок способен использовать несколько форм одного существительного (медведь - мишка - медвежонок - мишутка) и прилагательного (черный – черненький – чернущий). Характеризуя предметы разного размера, дети не только употребляют соответствующие формы существительного (у медведя морда, голова; у медвежонка головка, мордочка), но и правильно подбирают к ним прилагательные разных степеней сравнения (тяжелый - полегче, самый тяжелый; большой - поменьше, маленький - малюсенький).
Наряду с обозначением цвета и размера старшие дошкольники всё чаще называют другие признаки (пушистый, скользкий). Приобретают большую образность сложные определения (с элементами сравнения, объяснения): «Березы темные от заката; Тут солнце светит на дом, и дом как золотой; нос треугольником, на мордочке крапинки» (о медвежонке). Но в самостоятельных, не стимулируемых взрослым, высказываниях число последних заметно не увеличивается....


Заключение

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.
Заботясь об обогащении лексического словаря детей, мы должны понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при любом подходящем случае употребляет в своей речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но в повседневной речи никак не употребляет. Новое предлагаемое слово пополнит словесный ак-тивный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его несколько раз, - дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Задача воспитателя - максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря, можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: первоначальной диагностики, формирующего эксперимента в виде проведения специально подобранного комплекса дидактических игр и повторной диагностики. Первый этап показал низкий уровень развития у детей активного словаря . В связи с этим возникла необходимость создания системы дидактических игр для его развития .
Мы выдвинули гипотезу, что использование специальных игр позволяет повысить уровень развития активного словаря. Для этого, после проведения системы дидактических игр, мы повторно исследовали активный словарь детей по такой же методике. Данные эксперимента показывают увеличение объема активного словаря.
Таким образом, мы достигли определенных результатов в нашей работе. Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате эксперимента. Предложенные нами дидактические игры можно использовать для развития активного словаря детей.

Литература


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с.
7. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
10. Гербова В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.
11. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г.
12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.
13. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно – метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: изд. РАО, 1997. – 136 с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
15. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994
16. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
17. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. – М.,1986
19. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
20. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. - с.3-5
21. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975
22. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980
23. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы. Методич. реком. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
24. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.,1969
27. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
28. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1984.-240с.
29. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.
30. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 192 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
32. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
33. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
34. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
35. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1997. – 80 с.
36. Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987
37. Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С.94-95.
38. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983.


Приложение

Приложение № 1.
Серия дидактических игр, способствующая обогащению активного словаря дошкольников старшего возраста

...


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.