На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83676


Наименование:


Курсовик Влияние сект на нервно-психическое развитие индивида

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 13.1.2015. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕКТЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ 8
1.1. Секта как форма религиозной организации. Понятие и виды сект 8
1.2. Причины вступления в секты. Приемы заманивания молодежи 15
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 23
2.1. Особенности психологического воздействия на личность в секте 23
2.2. Последствия психологического воздействия на личность в секте 29
2.3. Методы противостояния вовлечению в тоталитарные секты 35
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43


ВВЕДЕНИЕ
Тема сект и их влияния на нервно-психическое здоровье человека в настоящее время достаточно актуальна. В современной России в последние годы неуклонно растет интерес к религии. И этот процесс считается положительным, поскольку возрождаются и укрепляются традиционные российские конфессии. Однако нельзя не заметить, что наряду с этим появляются или обретают распространение нетрадиционные религиозные группы и культы.
Нынешнее законодательство достаточно благоприятствует их процветанию: любые десять человек могут зарегистрироваться как религиозная организация - государство освобождает ее от налогов и вообще дает «зеленую улицу». А вербовать доверчивых людей, играя на их лучших чувствах, сейчас очень легко: в обществе царит атмосфера отчуждения - чем заполнить духовный вакуум?
К тому же свобода вероисповедания и свобода религиозных объединений законодательно подкреплена соответствующими нормами Конституции Российской Федерации [17], Гражданского кодекса Российской Федерации [18] и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» [19] и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В России проблема сект изучалась такими исследователями, как Белов А.В., Вершинин М.В., Дворкин А.Л., Доценко Е.Л., Малкина-Пых И.Г., Олейник И.В., Таевский Д.А., Хвыля-Олинтер А.И., Шапарь В.Б. и др. Из зарубежных следует выделить Беккера Г., Лангоуна М., Сингер М.Т., Трёльча Э., Хассена С., Энрота Р.
Социальная неустроенность, углубляющийся духовный и экономический кризис, в котором оказалось наше общество в конце второго тысячелетия, прочие факторы того же ряда создали почву для распространения многочисленных религиозных сект. По оценкам экспертов, их количество достигает шести тысяч.
В каких бы формах ни выражался сектантский протест, он всегда свидетельствует об отходе масс верующих от господствующих церквей. Сектантство - одно из важных проявлений тех изменений, которые претерпевает религиозная вера под влиянием изменившихся общественно-политических условий в различные эпохи. Изменения находят отражение в догматике, обрядности, религиозном быту, религиозной психологии. В этом процессе отражаются, с одной стороны, сужение, ограничение влияния господствующей церкви на определенные слои населения; с другой стороны - отрицание отдельных догм, обрядов, традиций со стороны различных групп верующих; с третьей - обновление христианских догм, обрядов.
Изучение только экономических и политических условий не может дать полного объяснения причин отхода верующих от традиционных религий и ухода в секты, упадка одних сект и возникновения других. Ведь известно, что религия оказывает свое влияние и на тех людей, которые не испытывают экономического и политического гнета. Точно так же низкий материальный уровень жизни масс и политический гнет не приводят к автоматическому росту одних религиозных сект и упадку других. Вообще, одними социально-экономическими условиями жизни людей объяснить конкретные проявления религиозных вероучений нельзя. Здесь следует учитывать всю атмосферу, которая господствует в обществе, создает благоприятные условия для распространения религиозных рецептов спасения от социального зла. Общие настроения больших масс людей приводят к вере в различных пророков, знамения, чудеса, приводят к возникновению новых вероучений, используемых для создания все новых и новых сект предприимчивыми или фанатичными людьми.
На сегодняшний день проблема сект осложняется еще и тем, что сектанты предпочитают контактировать именно со школьниками, так как в этом возрасте психика до конца не сформирована, и подросток представляет собой легкую добычу для психологического манипулирования. Следует выделить, что процесс вербовки активно происходит через Интернет, который за счет своей популярности среди молодежи, обеспечивает массовое распространение информации о секте. Для этого создаются специальные форумы, где происходит психологическая подготовка аудитории. В результате психологической обработки подросток видит в своих родных причину всех своих проблем и еще более отдаляется от своей семьи. И тогда возникает вполне реальная угроза попадания ребенка в секту.
В наше время можно отметить тенденцию, при которой секты стали эволюционировать и мимикрировать, что проявилось в двух взаимосвязанных процессах. Во-первых, сектантские движения отходят от своей специализации, границы между ними становятся менее строгими и более подвижными, что ведет к сближению и нивелированию всех форм сектантства, к созданию целой сети периферийных сект и филиалов, предоставляющих широчайший круг услуг и являющих собой некий «суперрынок» сектантских продуктов. Во-вторых, они становятся менее видимыми и различимыми, так как действуют скрыто и распространяются более сложным образом, выступая в качестве атомизированных групп и движений, как бы вкрапляющихся в повседневную жизнь и выступающих с различного рода микроинициативами и проектами, отвечающими потребностям «эмоциональной культуры» современного человека (спортивные праздники, концерты, фестивали, оздоровительные курсы и пр.).
Это ведет к такому, на первый взгляд, парадоксальному явлению, при котором численность доминирующих сект стабилизируется, но само движение расширяется и становится все менее контролируемым. Оно приспосабливается, видоизменяет свою деятельность, и для поверхностного наблюдателя его губительные последствия проявляются далеко не сразу.
Подобные процессы затрудняют изучение деятельности современных сект и, соответственно, усложняют разработку методов противостояния им. А так как различные деструктивные культы получают все большее распространение и влияние, работа в направлении противодействия им является очень актуальной и важной с точки зрения не только теоретического, но и практического применения.
Объектом исследования являются секты как формы религиозной организации.
Предметом является влияние сект на нервно-психическое здоровье человека.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить феномен сект, а также выявить, какое влияние они оказывают на нервно-психическое состояние индивида, взаимодействующего с ними.
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «секта» и «деструктивный культ», выявить их психологические особенности. Также следует рассмотреть различные виды классификаций сект.
2. Необходимо выявить причины ухода человека в секту и как сектантам удается этого достичь.
3. Описать, каким образом происходит влияние сект на психическое состояние и становление индивида. Здесь же указать особенности психологического воздействия на личность в деструктивном культе.
4. Выявить последствия психологического воздействия на личность в деструктивном культе.
5. Построить модель противостояния вовлечению в тоталитарные секты.
Гипотеза исследования состоит в том, что деструктивные секты являются опасными для человека при воздействии на его психику и изменении его сознания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные статьи, литература по сектоведению различных российских и зарубежных авторов.
Для решения поставленных задач в исследовании метод теоретического анализа психологической и религиоведческой литературы; методы абстрактного и динамического моделирования, системно-структурного анализа фундаментальных понятий, используемых в исследовании.
Теоретическая значимость исследования заключается в его вкладе в понимание проблемы сект и их воздействия на человека, которая является актуальной в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования в изучении данного вопроса для заинтересованных студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения библиографического списка, включающего 32 наименования. Общий объем работы составил 45 страниц.



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕКТЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
1.1. Секта как форма религиозной организации. Понятие и виды сект
В современной России существует множество религиозных объединений, отличающихся друг от друга не только по особенностям вероисповедания, но и по численному составу, а также по степени организованности и иерархизации отношений внутри такого объединения верующих людей и их предводителей. Названия их также отличаются разнообразием, в рамках которого чаще всего можно встретить понятие «секта», хотя многие религиозные лидеры называют свои группы «новыми духовными течениями» и другими новомодными терминами. На самом деле сущность их организационной структуры и особенности деятельности от этого не меняются. В этой связи считаем необходимым более подробно остановиться на трактовке понятий «секта» и «сектантство».
Под сектой обычно понимается религиозная группа, община, возникшая в результате отделения от официальной (господствующей или господствовавшей) церкви части верующих на основе изменения вероучения и культа и характеризующаяся претензией на исключительность своей роли и доктрины, настроением избранничества и тенденцией к изоляционизму.
Термин «секта» происходит от латинского «sekta», что в переводе означает «школа, партия или учение» [29, с.12-13].
Таким образом, появилось определение секты как особого религиозного сообщества или группы, отделившихся от традиционной церкви или традиционной религии. Но при таком определении «по происхождению» не находят отражения наиболее существенные черты этого сложного социального явления, его содержание и специфические особенности.
Более точно отражается сущность сектантства в определении, предложенном известным исследователем А.В. Беловым [4, с.28].
Религиозная секта характеризуется им как один из типов религиозных объединений, отличающийся рядом признаков. В качестве одного из таких признаков выделяется то, что секта «возникает как религиозное оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям». Она может выступать как организация, являющаяся выразителем протеста отдельных социальных групп, недовольных своим положением в обществе.
Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. С этим связаны тенденции к изоляции, настроения избранничества, резко выражено стремление к «духовному перерождению» ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний, что нередко приводит к крайнему фанатизму и экстремизму.
Секта обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование [32]. Эта «вывеска» и привлекает новичков. На самом же деле большинство сект преследует самые что ни на есть меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия - с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач (правду знает лишь узкий круг, и сектант постепенно посвящается в планы «учителя» - по мере продвижения по «служебной» лестнице). Эта система очень похожа на модель государства. Те же механизмы власти, та же идеологическая обработка «низов». Не зря специалисты - юристы и психологи - называют религиозные секты тоталитарными. В радикальном своем проявлении эти религиозные структуры еще более опасны, чем мафиозные кланы. Не случайно именно по принципу религиозных сект построены практически все современные экстремистские и террористические организации. Впрочем, как и противостоящие им государственные силовые структуры.
Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов - более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная организованность сект, стремление полностью завладеть человеком, контроль за всеми сторонами жизни члена секты. Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).
Сектантство же, как более широкое понятие, представляет собой совокупность движений, кружков и групп людей, догматически или фундаменталистически интерпретирующих определенные разделы Священного Писания, рассматривающих своих основателей как пророков. Под это понятие попадают также отошедшие от традиционных религиозных обществ отдельные (многочисленные или малочисленные) группы.
Современное определение сект несколько расширилось. Сектами могут считаться изолированные от широкого социума группы, лишь в минимальной степени соблюдающие социальные нормы поведения, находящие психологическое убежище в своем, особом (замкнутом) мире. Например, разного рода психологические (психотерапевтические, тренинговые, релаксационные) группы, различные тоталитарные движения, сознательно изолирующиеся от общества. Особенно это характерно для второй половины XX века, который в целом характеризуется новым «сектантским взрывом», появлением разнообразных экзотических культов и религиозных движений [6, с.93].
Но далеко не всякая секта представляет собой жестко дисциплинированную, фанатичную организацию. Очень часто секта мало чем отличается от любой другой религиозной общины. Для того чтобы выделить секты, вызывающие у общественности и государственных органов опасения, на Западе и в России стали употребляться термины «деструктивные секты» и «деструктивные культы» [15, с. 17].
Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые в своей религиозной деятельности используют неэтичные с точки зрения свободы и независимости личности психологические техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов. Чаще всего они имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. С........


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов, А. В. Секты, сектантство, сектанты / А.В. Белов. ­­­­??? М.: Наука, 1978. - 151 с.
2. Вершинин, М. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп / М. Вершинин. ­­­­??? М.: Аспект Пресс, 2007. ­­­­??? 16 с.
3. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. ­­­­??? М.: Фолиум, 1996. - №3. ­­­­??? С. 81-89.
4. Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. [Электронный ресурс] / Е.Н. Волков. - Режим доступа: < sekta4.htm> - Загл. с экрана.
5. Волков, Е.Н. Феномен деструктивных культов и контроля сознания. [Электронный ресурс] / Е.Н. Волков. - Режим доступа: < sekta2.htm> ­­­­??? Загл. с экрана.
6. Дворкин, А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. ­­­­??? Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. ­­­­??? 693 с.
7. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. ­­­­??? М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
8. Классификация сект. [Электронный ресурс] - Режим доступа: < sekta9.htm>
9. Коледюк, Ю. В. Сикхизм и новые неортодоксальные секты / Ю.В. Коледюк // Азия и Африка сегодня. ­­­­??? 2010. - № 5 (634). - С. 66-69.
10. Куликов, Л.В. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах / Ред. сост.: А.А.Скородумов, А.Н. Швечиков. // Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. - СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 1999. ­­­­??? С. 8-21.
11. Малкина-Пых, И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. ­­­­??? М.: Изд-во Экс-мо, 2006. ­­­­??? 1008 с.
12. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. ­­­­??? М.: Эксмо, 2008. ­­­­??? 928 c.
13. Молчанов, И. Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект. [Электронный ресурс] / И. Молчанов. - Режим доступа: < sekta.htm> ­­­­??? Загл. с экрана.
14. Никитин, В. Секты и эзотерические кружки у церковной ограды / В. Никитин // Наука и религия. ­­­­??? 2007. ­­­­??? № 8. ­­­­??? С. 14 - 16.
15. Олейник, И. В., Соснин, В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию / И.В. Олейник, В.А. Соснин. ­­­­??? М.: Генезис, 2005. ­­­­??? 79 с.
16. Олейник, И., Соснин, В. Как противостоять вербовке в тоталитарную секту. [Электронный ресурс] / И. Олейник, В. Соснин. - Режим доступа: < lib/sekta25.htm>
17. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.]. ­­­­??? Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301 (ред. от 30.11.2011 №363 - ФЗ).
18. Российская Федерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 19 сентября 1997 г.: одобр. Советом Федерации 24 сентября 1997 г.]. - Собрание законодательства РФ. 1997. №39. Ст. 4465 (ред. от 01.07.2011 №169 - ФЗ).
19. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
20. Склярова, Т. В. Тоталитарные секты как фактор десоциализации / Т. В. Склярова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. ­­­­??? 2007. ­­­­??? № 2. ­­­­??? С. 85-94.
21. Таевский, Д.А. Синкретические религии и секты: Словарь-справочник / Д.А. Таевский. ­­­­??? М.: Intrada, 2007. ­­­­??? 159 с.
22. Тихонов, Д. Секты, или Свобода без совести / Д. Тихонов // Российская Федерация сегодня. ­­­­??? 2009. ­­­­??? № 23. ­­­­??? С. 33-35.
23. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. ­­­­??? М.: ООО «Издательство ACT», 2008. ­­­­??? 557 с.
24. Ушакова, Е. Тоталитарные секты ­­­­??? наркотик для неокрепшей души / подготовила Е. Ушакова // Директор школы. ­­­­??? 2011. - № 1. ­­­­??? С. 91-95.
25. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен ­­­­??? СПб.: прайм-Еврознак, 2001. ­­­­??? 400 с.
26. Хвыля-Олинтер, А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект / А.И. Хвыля-Олинтер, С.А. Лукьянов. ­­­­??? М.: 1996. ­­­­??? 64 с.
27. Целикова, В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе / В.В. Целикова // Журнал практического психолога. ­­­­??? 1997. ­­­­??? № 1. ­­­­??? С. 98-101.
28. Целикова, В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе / В.В. Целикова // Журнал практического психолога. ­­­­??? 1996. ­­­­??? №5. ­­­­??? С. 71-75.
29. Целуйко, В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Книга для работников социальной сферы / В.М. Целуйко. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. ­­­­??? 208с.
30. Четверикова, О. Лаборатории управления будущего: оккультные секты как партнеры ТНК / О. Четверикова // Россия XXI. ­­­­??? 2009. - № 4. ­­­­??? С. 52-83.
31. Что такое деструктивная секта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: < sekta10.htm>
32. Шапарь, В.Б. Секты ­­­­??? угроза национальной безопасности / В.Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. ­­­­??? 348 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.