На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и разновидности личного страхования. Современное состояние рынка личного страхования России. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений. Личное страхование - социальная защита населения. Проблемы развития сферы личного страхования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Личное страхование
1.1. Сущность и разновидности личного страхования
1.2. Страхование как экономическая категория
1.3. Правовое регулирование сферы страхования
1.4. Международный опыт личного страхования на примере США
2. Анализ современного состояния рынка личного страхования России
2.1. Общая ситуация на рынке личного страхования
2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования
2.3. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений
3. Личное страхование - социальная защита населения
3.1. Роль личного страхования в жизни общества
3.2. Проблемы развития сферы личного страхования и пути их решения
3.3. Перспективы развития рынка личного страхования
Заключение
Список использованных источников
Приложение. Показатели страховых премий и выплат, 2004-2006 г.г
ВВЕДЕНИЕ

Личное страхование в нашей стране на протяжении многих десятилетий являлось основой всей системы страхования. В условиях нестабильной экономики, инфляции, высокого налогового бремени, недостаточности свободных средств у граждан и предприятий, потери доверия населения к финансовым институтам личное страхование потеряло свою популярность, а система долгосрочного страхования практически разрушена. Личное страхование - важная составляющая формирования финансового рынка, позволяющая, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой - создавать крупные инвестиционные ресурсы, финансировать серьезные государственные и коммерческие проекты в различных отраслях экономики. Отсутствие страховой культуры, психология потенциальных страхователей, а также возрастающее различие в уровне доходов населения не позволяют привлекать денежные средства широких слоев населения в страховые фонды. Все это говорит об актуальности темы курсовой работы - об актуальности рассмотрения вопросов, связанных со сферой личного страхования, и нахождения путей их решения. Цель работы - разностороннее рассмотрение современного состояния системы личного страхования в России, определение роли и значения страхования в жизни общества и в экономике страны, определение перспектив развития страхования. Для достижения цели работы были решены следующие задачи: определено значение системы страхования в экономике России, для сравнения рассмотрена организация страхования в стране с развитой экономикой - США. Проанализированы конкретные показатели рынка страховых услуг: динамика премий и выплат за последние 3 года, предпочтения страхователей по видам личного страхования и т.д. Определены проблемы сферы личного страхования, мешающие ее развитию, обозначены возможные пути их решения. Сделан прогноз о будущем системы страхования в России и обоснована необходимость совершенствования системы личного страхования.
1. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

1.1. Сущность и разновидности личного страхования

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Страхование может осуществляться в обязательной (в силу закона) и добровольной (как взаимное волеизъявление сторон) формах. По объектам страхования различают личное, имущественное и страхование ответственности.
Личное страхование - система отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги, когда защита интересов связана с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователей или застрахованных. Страхователями по личному страхованию могут выступать как физические, так и юридические лица, а застрахованными - только физические лица. В соответствии с классификацией видов страхования, личное страхование включает в себя:
1. Страхование жизни:
· страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
· страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
2. Пенсионное страхование - вид личного страхования, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает страховой взнос, а страховщик берет на себя обязательство периодически выплачивать застрахованному пенсию. Различают временную и пожизненную пенсии.
3. Страхование от несчастных случаев и болезней предусматривает выплату страховой суммы (полностью или частично) в связи с наступлением неблагоприятных явлений (или их последствий), связанных с жизнью и здоровьем страхователя (застрахованного).
4. Медицинское страхование. Целью медицинского страхования является компенсация (полная или частичная) дополнительных расходов застрахованного, которые вызваны его обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования. Страховым случаем здесь является обращение застрахованного в медицинское учреждение для получения лечебной, консультационной или иной помощи.
Взаимные обязательства страхователя и страховщика регулирует договор страхования. По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае наступления предусмотренного договором события (страхового случая).
1.2. Страхование как экономическая категория

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи застрахованным лицам при наступлении определенных событий в их жизни [20, с. 10]. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
Страхование снижает нагрузку на расходную часть бюджета (поскольку возмещаются убытки при наступлении непредвиденных природных и техногенных явлений), позволяет успешно решать вопросы социального обеспечения, являясь важнейшим элементом социальной системы государства. Страхование позволяет привлечь в экономику значительные инвестиционные ресурсы. В развитых странах страхование в силу своей специфики и выполняемых функций является стратегическим сектором экономики.
Экономической сущности страхования соответствуют его функции. Большинство экономистов выделяют следующие функции: рисковая, предупредительная, контрольная и сберегающая.
Главной является рисковая функция, т.к. страховой риск, как вероятность ущерба, связан с основным назначением страхования - оказание денежной помощи пострадавшим лицам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
Предупредительная функция предполагает широкий комплекс мер, направленных на финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению последствий несчастных случаев. Экономическая сущность этой функции в том, что, располагая страховыми фондами, компания заинтересована в длительном использовании этих средств. Имея на защите многочисленные, в том числе однородные риски различных субъектов, страховая компания стремится к сокращению вероятности выплат путем уменьшения вероятности страхового случая. Для этого в тарифах на отдельные виды страхования предусматриваются определенные отчисления для образования фондов предупредительных мероприятий.
Контрольная функция страхования заключается в строго целевом формировании и использовании средств фонда страхования. Данная функция вытекает из указанных выше функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль над правильностью проведения страховых операций.
Сберегательная функция реализуется посредством накопительных видов страхования.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод: страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений и представляет собой финансовые отношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике. Страхование сегодня обеспечивает экономические интересы отдельного человека и общества в целом.
1.3. Правовое регулирование сферы страхования

Отношения в сфере страхования можно разделить на две группы:
1. Отношения между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями) по поводу создания и использования страховых фондов.
2. Отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами, и страховщиками, регулируемые путем властных предписаний государственных органов.
Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования формируется и законодательство в этой сфере, а именно:
1. Государственное регулирование страховой деятельности -требования к субъектам, положения о лицензировании, формировании страховых резервов, надзор - сформулировано в Федеральном законе «О страховании» от 27.11.92 №4015-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и в ряде других источников права в области государственного регулирования страховой деятельности.
2. Частно-правовое регулирование - регулирование договора страхования, отношений между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) и т.п. - сформулировано в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых иных источниках гражданского права.
Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в РФ является Закон РФ «О страховании», который с 01.01.98 действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 №157-ФЗ. Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования [16, с. 80].
1.4. Международный опыт личного страхования на примере США

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Под личным страхованием в Америке понимается страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан, а страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии проводится в рамках т.н. бекифитов [3, стр. 16].
Одна из важнейших особенностей крупнейших компаний США по страхованию жизни - в силу высокого авторитета страховых компаний в их управление передаются многомиллиардные средства, принадлежащие различным пенсионным фондам. Задача страховых обществ - путем разумной инвестиционной политики обеспечить сохранность и прирост доверенных средств. За управление ими страховые компании взимают комиссионное вознаграждение. Огромные инвестиционные ресурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям. Впереди страховых компаний в этом плане только коммерческие и инвестиционные банки.
Наибольшее развитие в США получило личное страхование. Это важнейшая сфера деятельности для американских страховых компаний. Существуют различные виды договоров личного страхования:
· обычное страхование жизни, предусматривающее оплату страхового взноса в течение всей жизни застрахованного лица;
· страхование жизни, ограниченное сроком, предусматривающее оплату страхового взноса в течение определенного периода частями или в виде единовременной выплаты всей необходимой суммы, после чего страховой полис считается оплаченным. Сумма, указанная в договоре страхования, выплачивается единовременно в случае смерти застрахованного лица;
· страхование, предусматривающее выплату всей страховой суммы по истечении указанного в полисе количества лет или в случае смерти застрахованного лица;
· страхование на случай смерти лишь в течение определенного небольшого периода времени. Типичным случаем такого страхования является страхование жизни должника на срок действия договора займа.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ

2.1. Общая ситуация на рынке личного страхования

В отличие от экономически развитых стран, где институт страхования развивался как органический элемент социально-экономической системы, развитие страхования в России в значительной степени происходит спонтанно.
Российский страховой рынок в своем становлении в условиях перехода к новым экономическим отношениям прошел несколько этапов. Условно их можно обозначить следующим образом:
· 1991-1996 гг. - период формирования страхового рынка, в котором были заложены законодательные основы его функционирования;
· конец 1996 - август 1998 г. - принятие второй части ГК РФ, совершенствование законодательства в области страховой деятельности;
· конец 1998 г. - наст. вр. - современный этап. Для его начала была характерна тенденция устойчивого сокращения числа и прибыли страховых организаций, но уже в 1999-2000 гг. она была успешно преодолена.
Интересен анализ количественных и качественных тенденций, сложившихся в сфере личного страхования за последние годы (Таблица 1, Прил.) [14; 6, с. 7].
Таблица 1 - Страховые премии по РФ, 2004-2006 гг., млн. руб.
Отрасли и виды страхования
2004
2005
Прирост, %
2006
Прирост, %
Добровольное страхование

страхование жизни
102 200
25 300
-75
15 984
-37
личное страхование
52 900
64 000
21
76 950
20
имущества
153 100
185 600
21
227 912
23
ответственности
12 200
16 200
33
16 533
2
Обязательное страхование

страхование пассажиров
50
50
0
50
0
гос. страхование сотрудников ГНС РФ
0,7
1
43
1
0
гос. страхование военнослужащих и прирав. к ним в обяз. гос. страховании лиц
430
460
7
530
15
ОСАГО
49 200
53 700
9
63 874
19
ОМС
97 200
140 700
45
203 534
45
Страховая премия (всего)
467 281
194 911
-59
228 493
163
Важным индикатором динамики и текущего состояния страхового рынка являются данные о страховых премиях и выплатах. В период 2004-2006 гг. доля страховых премий по личному страхованию и страхованию жизни на общем страховом рынке РФ составляла 33%, 18% и 15% соответственно, показывая отрицательную динамику. Доля страховых выплат в этот период была 52%, 23% и 37%.
На страховом рынке Новосибирска в рассматриваемые годы показатели были следующие: премии 25%, 16% и 16%, выплаты - 31%, 15% и 13%. Видно, что имеется отрицательный прирост доли премий и выплат в общем страховом рынке. При этом абсолютные показатели по личному страхованию демонстрируют рост, а по страхованию жизни - спад. Из этого следует, что сфера личного страхования развивается, но в динамике своего развития уступает другим видам страхования. Относительно страхования жизни можно сказать, что оно теряет популярность у страхователей.
Личное страхование (кроме страхования жизни) занимает небольшую долю в портфелях российских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета».
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), около 80-85% взносов и 90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-10% выплат - на страхование от несчастного случая [1]. Особенностью российской практики ДМС является доминирование доли юридических лиц в премиях и выплатах. Подавляющее большинство договоров ДМС заключено с физическими лицами, но более 90% взносов и выплат приходится на коллективные договоры по ДМС за счет юридических лиц. По оценкам ВВС, в настоящее время не более 8% населения России могут получать медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования, что, однако, в четыре раза больше аналогичного показателя в 2000-2001 г.
Основные тенденции последних лет на рынке ДМС связаны с повышением стоимости медицинских услуг, что вызвано как общеэкономическими факторами, так и почти полной исчерпанностью свободных ресурсов медицинских учреждений, оказывающих качественные медицинские услуги.
Что касается пенсионного страхования, то в России оно пока практически не развито. Фактически, этот вид страхования предлагают лишь несколько страховых компаний.
2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования

Объем премий по страхованию жизни за 2006 год составил 16 млрд. руб., уменьшившись по сравнению с 2005 годом на 37%. Объем страховых выплат - 16,6 млрд. руб., уменьшение на 34%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 75% и 80% соответственно, динамика также отрицательная (Рисунок 1) [12].

Рисунок 1 - Поквартальная динамика премий и выплат по страхованию жизни, 2004-2007 гг., млн. руб.
Поквартальный анализ сегмента показывает, что сравнительная динамика премий по рынку страхования жизни остается отрицательной.
Комплексный анализ показателей сбора премий и выплат по крупнейшим операторам сегмента страхования жизни за первое полугодие 2007 г. и аналогичные периоды прошлых лет позволил выявить поступательное развитие классических операций. Сбор премий по долгосрочному страхованию жизни составил 1,8 млрд. руб., превысив аналогичный показатель прошлого года на 32% (1,3 млрд. руб.). Рост классического страхования, а также рост операций по неклассическим краткосрочным договорам позволили сегменту страхования жизни впервые с 2003 г. показать положительную динамику роста.
Анализ крупнейших операторов сегмента (Таблица 2) позволил выявить ряд положительных тенденций [12]. Среди лидеров сегмента становится все больше компаний, давно известных на рынке. Лидером является компания «Согаз», увеличившая сбор премий за год в 1,7 раза, до 2,7 млрд. руб.
Таблица 2 - Лидеры по страхованию жизни, 1-е полугодие 2005-2007 гг., тыс. руб.
Наименование компании
1 пг. 2005
1 пг. 2006
Прирост 2006 к 2005, %
1 пг. 2007
Прирост 2007 к 2006, %
Согаз
200 530
1 571 608
684
2 724 740
73
Русский стандарт страхование
0
0
-
2 179 731
-
Чулпан
325 299
362 831
12%
2 142 644
491
АИГ
554 685
906 716
63%
1 335 727
47%
Городская СК
2 499
386
-57
527 323
136 512
По оценкам экспертов, в настоящее время в России классическое накопительное страхование жизни занимает небольшую долю в портфелях страховых организаций, в то время как в странах ЕС доля этого вида страхования в общем объеме страхового рынка достигает 45-60%, а в Японии и Великобритании - 80% [19].
Объем премий по личному страхованию за 2006 год составил 76,9 млрд. руб., показав увеличение по сравнению с 2005 годом на 20%. Страховые выплаты составили 42 млрд. руб., динамика также положительная - увеличение на 8%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 17% и 21% соответственно (Рисунок 2) [12].
Рисунок 2 - Поквартальная динамика премий и выплат по личному страхованию в 2004 - 2007 гг., млн. руб.
Поквартальная динамика показывает стабильное увеличение сбора премий и объема выплат в первом и четвертом квартале каждого года. Развитие рынка личного страхования можно охарактеризовать следующим образом:
· сокращается доля операций с монополисами в ДМС, где выплаты соответствуют уплаченной премии, т.е. прирост выплат замедляется;
· налоговые инициативы для развития корпоративного личного страхования (прежде всего ДМС) остаются пока только в законопроектах;
· растут премии по страхованию от несчастных случаев в розничном сегменте, что обусловлено развитием страхования жизни и здоровья при автокредитовании и ипотечном кредитовании, при страховании пассажиров железнодорожного и авиационного транспорта.
Динамика показателей крупнейших операторов сегмента демонстрирует следующее (Таблица 3) [12].
Таблица 3 - Лидеры в личном страховании, 1-е полугодие 2005-2007 г., тыс. руб.
Наименование
1 пг. 2005
1 пг. 2006
Прирост 2006
к 2005, %
1 пг. 2007
Прирост 2007 к 2006, %
Согаз
5 868 215
7 938 681
35%
9 793 950
23%
Жасо
4 606 656
4 665 976
1%
5 092 740
9%
Росно< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.