На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83729


Наименование:


диплом психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности социальных работников

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 14.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………….……………………..…………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности………………………..……………………………………….…...10
1.1. Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности ……………………………………………………..……………….……………..10
1.2. Методы и методики исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности ………………………………………………………………….…………………15
Глава 2. Эмпирический анализ исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности …………………………………………………………….………………………31
2.1. Эмпирическая характеристика исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности ……………………………………………………………………………….……31
2.2. Факторы, влияющие на формирование и развитие коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности ……………………………………………………………………..……………...38
2.3. Анализ практики развития коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности и пути её оптимизации…………………………………………………………………...…44
Заключение……………………………………………………….………..……..56
Список использованной литературы…………………………..…………….…58
Приложения……………………………………………………………………...62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, как и специальные навыки и умения, и уровень её развития сказывается на результатах данной деятельности. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится, главным образом, к профессиям типа «человек - человек»: менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. На сегодняшний день эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к профессиональному самосовершенствованию. Современная социально-психологическая ситуация требует повышенной собранности от человека в профессиональной обстановке, где он вступает в отношения с другими людьми, выработки правильных приемов общения, позволяющих достичь непосредственного результата и при этом свести к минимуму отрицательные последствия, которые могут быть связаны с непониманием другого, с неумением четко изложить свою позицию, аргументировать её.
Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется как комплекс знаний, умений, навыков, получаемых в процессе образования и через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Коммуникативная компетентность является одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста, позволяющим социальному работнику выйти на высокий уровень осуществления профессиональных функций и реализовать социальные ожидания общества. В связи с этим в настоящее время существует необходимость в качественно подготовленных руководителях и специалистах социальной работы. Все это обусловило актуальность темы исследования.
Состояние и степень разработанности проблемы:
Коммуникативная компетентность как ключевая характеристика личности исследована в трудах таких ученых, как А.Н. Сухов, Н.Б. Буртовая, О.В. Ванновская, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, И.В. Макаровская, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др. е обстоятельства.
Раскрывая коммуникативную компетентность как цель подготовки специалиста, как личностно значимое качество и необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста, мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, В.Н. Введенской, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Г.Н. Ковалевой, К.В. Фадеева и др.
Механизмы процесса формирования коммуникативной компетентности рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.А. Петровской и др., понимающих процесс коммуникации как единство трех взаимосвязанных компонентов: информационного, интерактивного и перцептивного; как условие, повышающее эффективность образования (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и др.) коммуникативной направленности личности (В. В. Бойко, С. JL Братченко, Ю. А. Макаров), коммуникативной установки (М. А. Джералиевская, Е. В. Заика, А. Н. Ивашов), коммуникативных качеств личности (А. В. Батаршев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, И. В. Яковлева), уровня социально-психологической и коммуникативной компетентности и ее компонентов (А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, JL А. Петровская, В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Дж. Равен, Д. Шон).
Ряд ученых занимались разработкой технологий и методов обучения общению (В. А. Горянина, Ю. Н. Емельянов, В. И. Жуков, В. П. Захаров, К. Левин, Я. Морено, Ф. Перлз Л. А. Петровская, П. В. Растянников, К. Роджерс, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева), поиском причин возникновения трудностей в общении (A.A. Бодалев, Е. Д. Бреус, В. А. Горянина, Г. А. Ковалев, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, И. П. Шкуратова).
Несмотря на то, что коммуникативная компетентность считается относительно изученной, её исследования, как правило, лежат в проблематике психологии общения, конфликтов и методов активного социально-психологического обучения. Как показывает анализ научных исследований, проблема формирования коммуникативной компетентности социальных работников еще не становилась предметом специального рассмотрения, хотя различные её аспекты нашли свое отражение в теоретических и практических работах (Е. С. Алешин, Н. А. Аминов); с оценкой профессиональной подготовки (Г. В. Акопов, Т. И. Руднева); с диагностикой профессиональных способностей и системой профессионального отбора социальных работников и социальных педагогов (Ю. Н. Галагузова, В. Н. Келасьев, Н. М. Полуэктова, И. В. Яковлева, Н. С. Пряжников).
Объект исследования: коммуникативная компетентность руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности.
Предмет: психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности социальных работников
Цель исследования: теоретико-методологический и эмпирический анализ факторов, вляющих на коммуникативную компетентность социальных работников.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «коммуникативноая компетентность» руководителей и социальных работников, изучить структуру, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников.
2. Изучить методы и методики исследования коммуникативной компетентности социальных работников
3. Провести эмпирический анализ коммуникативной компетентности социальных работников
3. Обработать и интерпретировать результаты исследования.
4. Определить факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности социальных работников
5. Проанализировать практику работы, разработать и внедрить социальную технологию по развитию коммуникативной компетентности социальных работников
В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения:
1. Для социальных работников характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности.
2. Уровень развития коммуникативной компетентности социальных работников зависит от степени сформированности эмоционально-волевых качеств личности, таких как: эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, способность к самоконтролю, эмоциональная чувствительность, эмпатия.
3. Успешности развития коммуникативной компетентности социальных работников можно добиться посредством воздействия на личностные качества, обуславливающие ее развитие.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: взгляды на общение Б.Ф.Ломова, Б.Д.Парыгина, А.А.Бодалева, В.А.Лабунской и др., теория деятельности и общения и их роль в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); педагогические и социально-психологические подходы к проблеме общения (Г.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская); исследования по изучению коммуникативной культуры (А.А. Бодалев, С.А. Смирнов, О.В. Шмайлова, В.В. Соколова)

Методы исследования:
1) Теоретико-методологический анализ научных источников;
2) Эмпирические методы (тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; «Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности» (КСК); 16-факторный личностный опросник Кэттелла, Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В)
3) Организационный метод (сравнительный метод - сопоставление различных показателей и отклонений от нормы);
4) Обработка данных (математическе методы: параметрическая корреляция по Пирсону; параметрический критерий Стьюдента)
5) Интерпретационный (описательный) метод
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении, осмыслении различных теоритических материалов по характеристике коммуникативной компетентности. Определено понятие «коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе.
Систематизирован материал о сущности, структуре и дифференциации понятий «компетенции», «компетентность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность».
Выявлены свойства личности, обусловливающие развитие коммуникативной компетентности социальных работников.
Практическая значимость исследования. Разработана программа социально-психологического тренинга направленного на развитие эмоциональной устойчивости, нормативности поведения, самоконтроля, эмоциональной чувствительности и эмпатии как свойств личности, обусловливающих развитие коммуникативной компетентности.
Эмпирическая база исследования: ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань». При исследовании мы использовали выборку малого объема (25 человек): группа социальных работников (женщины) в возрасте 29-50 лет.
Достоверность и надёжность полученных результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплексной совокупности методов и средств исследования. Соответствие полученных экспериментальных результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием широкого спектра методик, а также путем привлечения к исследованию достаточного количества испытуемых. Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась с использованием компьютерной программы математической статистики (Stadia 8.0).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативная компетентность - интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.
2. Для социальных работников характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности.
3. Уровень развития коммуникативной компетентности социальных работников зависит от степени сформированности эмоционально-волевых качеств личности, таких как: эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, способность к самоконтролю, эмоциональная чувствительность, эмпатия.
4. Предложенная программа социального проекта способствует повышению уровня коммуникативной компетентности социальных работников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 48 источников, и приложений. В приложениях представлены опросники, методики, социальный проект, лекции и тренинги программы. Объем основного текста работы, включая список литературы составляет 61 страницу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие, структура, виды коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах жизнедеятельности.

Прежде чем дать определение понятию коммуникативной компетентности, следует выявить различия между понятиями "компетенция" и "компетентность". Под компетенцией понимается наперёд заданное требование (норма) к владению определенными знаниями, умениями, качествами, а под компетентностью - уже состоявшееся, актуализированное личностное качество (совокупность качеств), включающее как необходимые знания, умения, навыки, так и приобретенный социально-профессиональный опыт, выраженные личностные качества, ценностные ориентации и установки по отношению к деятельности в заданной сфере.
Понятие компетентность - это совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Коммуникация (от лат.communicare - связывать, сообщать) понимается как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, группами людей, осуществляемый в различных формах. [15, c.225]
К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения коммуникативной компетентности. В одной из первых таких попыток коммуникативная компетентность трактуется как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается» [14, с. 88].
Понятие "коммуникативная компетентность" впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [4]
По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это "психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или "способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми". В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”. [22]
Коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. [14]
Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки "быть успешным" партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.
В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.
На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения.
В результате изучения коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.
Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.
Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности. По его мнению коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.
Основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. В состав коммуникативной компетентности включаются три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные.
Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.
Содержанием мотивационно - личностного компонента являются: мотивы общения, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность, самооценка и др.
Когнитивный компонент включает когнитивно-коммуникативные умения, понимаемые как система коммуникативных действий, основанных на знаниях об общении и позволяющих свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве. Можно выделить умения, связанные с восприятием, анализом информации, с моделированием и передачей информации, с коррекцией общения в связи с изменяющейся ситуацией.
Поведенческий компонент составляют умения и навыки общения, в том числе, и профессионального общения; стили и способы общения.
Однако, коммуникативная компетентность не определяется только знаниями, умениями, навыками и способностями. Коммуникативная компетентность личности возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, при этом необходимо, чтобы познание строилось как субъект-субъектное. Решающей в коммуникативной компетентности будет система сложившихся отношений человека к процессу общения, т.е. его коммуникативная позиция, проявляемая в соответствующем поведении и поступках. В ситуации общения позиция означает стремление и умение опираться на психологический анализ поведения, включающий анализ мотивов, мыслей, чувств и других психологических характеристик участников ситуации. Компетентное общение предполагает субъект-субъектную позицию, тогда ценностью для каждого участника коммуникации оказывается возможность понимания и осуществления совместного действия, причем, возможность понимания обеспечивает социальный интеллект. Таким образом, общепсихологический анализ проблемы коммуникативной компетентности позволяет признать компетентным такое общение, в рамках которого используется компетентная позиция (позиция "на равных").[13]
Итак, "коммуникативная компетентность" - это система внутренних средств регуляции коммуникативных действий, в которых выделяется ориентировочная и исполнительная составляющие, обеспечивающих эффективное коммуникативное взаимодействие.
Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность, являясь одной из сторон психологической компетентности, входит компонентом в психологическую культуру. Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным психологическим образованием, включающим в себя следующие компоненты (составляющие): мотивационно-личностный, когнитивный, поведенческий. Это конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений, навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностная характеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. [14]

1.2 Методы и методики исследования коммуникативной компетентности руководителей и социальных работников в различных сферах профессиональной деятельности
В нашей работе мы использовали Методику выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2). Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.
Методика "КОС-2" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,
Анкетная часть методики "КОС-I" предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.
Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены идеальные ответы, в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие, коммуникативные и организаторские склонности.
Оценка результатов
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до I. Показатели, близкие к I, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских склонностей, близкие же к 0 -- о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) - это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испыт........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.