На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83760


Наименование:


Курсовик Формирование конкурентной стратегии предприятия.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ………………………………………………...6
1.1. Конкуренция. Сущность, виды……………………………………….6
1.2. Основные конкурентные стратегии предприятия…………………...9
1.3. Современные конкурентные стратегии: определения, виды стратегий и предъявляемые к ним требования…………………………………19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ …………………………………………………31
2.1 Стратегическое управление предприятием в условиях сверхконкуренци………………………………………………………………….31
2.2 Угрозы для предприятия. Конкурентные силы…………………….35
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ……………………………………………….……38
3.1 Отраслевые особенности гостиничного бизнеса и анализ выбора его конкурентной стратегии………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………50


ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночным условиям хозяйствования руководству предприятий требуется самостоятельно выполнять многие функции по управлению: принимать решения об объеме производимой продукции или услуг, ценообразовании, маркетинге, рекламе и сбыте, о будущих направлениях развития предприятия и т.п.
Развитие конкурентной среды в России, усиление конкуренции со стороны как внутренних, так и внешних конкурентов, ставит перед руководством предприятий задачу достижения и повышения конкурентоспособности предприятия, производимой им продукции или услуг.
Одним из инструментов, позволяющим решить эту задачу, является правильный выбор, разработка и реализация конкурентной стратегии, определяющей будущее развитие предприятия и достижение им устойчивого долговременного финансового положения в соответствующей отрасли.
Определение методических основ формирования и реализации конкурентной стратегии, а также выявление с этих позиций причин успеха или неудачи предприятия в рыночной экономике уже четыре десятилетия является центральной темой исследований в области стратегического менеджмента.
Осуществление новых для руководства отечественными предприятиями управленческих функций, а также решение задач о перспективных направлениях развития предприятия требует новых знаний в области стратегического менеджмента, изучения и апробации зарубежного опыта к отечественным условиям.
исследования Следует отметить, что роль и место стратегического планирования в управлении хозяйственной деятельностью предприятий исследовались многими зарубежными и отечественными учеными - И. Ансоффом, В. М. Архиповым, Е. А. Горбашко, В. С. Кабаковым, А. Е. Карликом, Б. Карлофом, В. В. Окрепиловым, А. Н. Петровым, М. Портером, Э. Рюли, С. Ю. Шевченко, Р. Холлом и другими. Однако ряд вопросов теоретического, методического и практического характера, касающихся формирования конкурентной стратегии функционирования и развития предприятия в условиях конкурентной среды требует дальнейшей разработки. Это касается и исследований, систематизирующих зарубежный опыт в области стратегического менеджмента, определения современных тенденций и подходов к формированию и выбору конкурентной стратегии, а также их адаптации к отечественным условиям функционирования предприятий.
Значимость исследования методических основ формирования конкурентной стратегии, являющейся инструментом развития и существования предприятия в сложной непредсказуемой конкурентной среде и позволяющей предприятию достигнуть длительной и устойчивой конкурентоспособности в соответствующей ему отрасли, а также недостаточная разработанность этих вопросов определяют актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов формирования конкурентной стратегии предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- теоретическое исследование понятия конкурентной стратегии
- рассмотрение видов конкурентной стратегии, их характеристик и особенностей;
- анализ содержательных элементов процесса стратегического планирования на предприятии, функционирующем в условиях конкурентного рынка;
- анализ выбора конкурентной стратегии для гостиничного бизнеса.
Предметом исследования являются теоретические вопросы, связанные с формированием и реализацией конкурентной стратегии на предприятиях.
Объектом исследования являются конкурентные стратегии.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического менеджмента.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез, системный подход.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Конкуренция. Сущность, виды

Конкуренция - это соперничество на каком-либо сегменте рынка между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Существует 4 основных вида конкуренции:
· чистая (совершенная) конкуренция < studio/base/advertising/types/clean-competition/>;
· монополистическая конкуренция < studio/base/advertising/types/monopoly/>;
· олигополия < studio/base/advertising/types/oligopoly/>;
· чистая монополия < studio/base/advertising/types/clean-monopoly/>.
Но заглянув вглубь можно расширить список до 6 пунктов:
· функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
· видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
· предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
· ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
· скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара;
· незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).
Рассмотрим основные виды конкуренции.
Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта.
Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции.
Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно.
Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги - различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.
Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей - желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения.
Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов.
Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.
Рынок олигополистической конкуренции (олигополия).
Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой.
Такая ситуация была характерна, например, для российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигули»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвичей») и «ГАЗ» (изготовитель «Волги»). Это машины различных классов, и каждый класс машин производится лишь одним заводом.
Ситуация олигополии на отечественном рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.
Рынок чистой монополии На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране.
Огромная доля продукции (особенно сложнотехнической) выпускалась здесь всего одним предприятием - абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя - просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
После того, как мы рассмотрели виды конкуренции, необходимо узнать как вести себя на рынке при определённой конкуренции. То есть разработать конкурентную стратегию.

1.2 Основные конкурентные стратегии предприятия

Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли путем укрепления конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.
Как выбрать стратегию? Прибыльность отрасли- один из важных факторов, определяющих выбор конкурентной стратегии. Второй центральной проблемой в выборе конкурентной стратегии является позиционирование компании в рамках той или иной отрасли. В зависимости от ее позиционирования по отношению к другим участникам рынка ее доходы будут выше или ниже среднего уровня в отрасли. Компания, занявшая благоприятную позицию, будет получать высокую прибыль, даже если отраслевая структура окажется неблагоприятной, а средние показатели прибыльности в силу этого обстоятельства будут невысоки. Основой эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе является устойчивое конкурентное преимущество. И хотя у каждой компании по сравнению с конкурентами найдется большое количество сильных и слабых сторон, они могут обладать, как правило, только двумя видами конкурентных преимуществ: низкими издержками и дифференциацией продукта.
Два основных типа конкурентных преимуществ в сочетании с той сферой деятельности, в которой компания пытается добиться этих преимуществ, позволяют ей выработать три наиболее общих конкурентных стратегии, с помощью которых можно добиться уровня эффективности, превышающего средние показатели в индустрии: лидерство в минимизации издержек, дифференциация и фокусирование. Стратегия фокусирования имеет две разновидности: фокусирование на издержках и фокусирование на дифференциации. Эти три стратегии представлены на рис. 1.
Главное, что следует понять относительно наиболее общих стратегий- это то, что каждая из этих стратегий по сути своей ориентирована на получение определенных конкурентных преимуществ и, чтобы добиться этих преимуществ, компания должна сделать выбор, то есть решить, какого именно типа конкурентные преимущества ей необходимы и в каком масштабе компания будет добиваться этих преимуществ. Быть «всем для всех» нельзя- это стратегический рецепт посредственной и малоэффективной деятельности; часто это означает, что у компании отсутствуют какие бы то ни было конкурентные преимущества.

Рисунок 1

Минимизация издержек. Пожалуй, из трех наиболее общих стратегий минимизация издержек является самой очевидной и понятной. В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли. Зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также многие другие факторы. Например, в производстве телевизоров лидерство в сокращении затрат предполагает производство кинескопов оптимального размера, недорогой дизайн, автоматическую сборку и глобальный масштаб производства, за счет которых финансируются исследования и разработки. Если компания предоставляет охранные услуги, преимущества в издержках создаются за счет низких накладных расходов, избытка дешевой рабочей силы, а также эффективных программ обучения, необходимых в силу высокой текучести кадров в этой сфере. Статус производителя малозатратного продукта предполагает не просто извлечение выгоды на основе «кривой обучения». Такие производители должны постоянно искать новые источники преимуществ в области затрат и извлекать из них максимальную выгоду.
Если компании удалось добиться безусловного лидерства в отношении сокращения издержек и удерживать это преимущество в течение долгого времени, эффективность работы такой компании намного превысит среднерыночный уровень- но при условии, что компания сможет удерживать цены на свои продукты на среднем для данной индустрии уровне или на уровне, незначительно его превышающем. Компания - лидер в области снижения затрат благодаря этому преимуществу будет получать высокие прибыли даже при ценах, сопоставимых с ценами конкурентов, или при более низких, чем у конкурентов, ценах. Однако такая компания не должна забывать об основах дифференциации. Продукт компании должен оцениваться покупателями как сопоставимый с продуктами конкурентов или хотя бы вполне приемлемый, в противном случае компания, даже будучи лидером в минимизации издержек, будет вынуждена значительно снизить цены на товары, чтобы продажи достигли необходимых показателей. А это может свести на нет все выгоды, получаемые за счет благоприятной для сокращения издержек позиции. К примеру, в эту ловушку попали компании Texas Instruments (производство часов) и Northwest Airlines (воздушные перевозки): обеим компаниям удалось существенно минимизировать свои издержки. Но затем компания Texas Instruments не смогла решить проблем, связанных с дифференциацией продуктов, и ей пришлось покинуть рынок. Фирма Northwest Airlines вовремя обнаружила проблему, и руководство приложило определенные усилия, направленные на улучшение маркетинга, обслуживания пассажиров и услуг по продаже билетов, чтобы продукты компании ничем не уступали продуктам конкурентов.
Таким образом, как бы компания ни полагалась на конкурентные преимущества в виде сокращения издержек, она все равно должна добиваться равенства или хотя бы приближенного равенства в основах дифференциации своих продуктов по отношению к продуктам конкурентов - только в этом случае компания сможет выйти на показатели эффект........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азоев Г.Л.. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.: Центр экономики. 1996 - 356 с.
Балашова Е. А. Гостиничный бизнес: как достичь безупречного сервиса. М.: Вершина, 2007.- 205 с.
Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995.- 467 с.
Вакуленко Р. Л., Хончурова Е. А. Управление гостиничным предприятием. М.: Логос, 2008. -319 с.
Ватабане Ичиген. Современные концепции управления: испытанные временем методы достижения успеха в конкурентной борьбе. М.: ГроссМедиа, 2006.- 112 с.
Ехина М. А. Организация обслуживания в гостиницах: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2008.- 343 с.
Зайнашева З. Ориентация системы сервиса на конкурентоспособность// Стандарты и качество. - 2007, № 1. - С.66 - 69
Кочетов В. Методы оценки конкурентоспособности продукции и производства//Стандарты и качество. - 2006, № 6. - С. 62 - 64
Ламперт X. Социальная и рыночная экономика. М.: Дело, 2003.- 482 с.
Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией. Глава 1 / А. Н. Лапин // Управление персоналом. - 2004. - N 14. - С. 39-46.
Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией. Глава 2 / А. Н. Лапин // Управление персоналом. - 2004. - N 15. - С. 63-69.
Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г. Е. Конкурентоспособность товаров: теория, оценка//Методы менеджмента качества. - 2005, № 9. - С. 30 - 33
Максимов Ю.А., Папков В. И., Сабодаш В. Н. СМК как средство повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия. Особенности реализации//Методы менеджмента качества. - 2007, № 11. - С. 17 - 25
Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 477 с.
Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиздат,2001. - 257 с.
Назаренко В. Оценка конкурентоспособности как основа планирования//Стандарты и качество. - 2006, № 8. - С. 72 - 77
Попов С. А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2003. - 230 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Издат. дом «Альпина», 2007.= 453 с.
Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.:Издат. дом «Альпина», 2008.- 715 с
Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международ­ные отношения, 1993.- 354 c.
Толкачев С. Конкурентные стратегии российских оборонных компаний - Российский экономический журнал, №1, 1998.- С.78-82.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегичесий менеджмент» Пер.с англ. - М.:ЮНИТИ, 1998.- 947 с.
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». - 2005. - 892 с
Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность России: как ее повысить// Стандарты и качество. - 2006, №1. - С. 60 - 63
Фатхутдинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление//ИНФРА-М - М.:2006. - С.312.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность - цель реформирования экономики России / Наука и промышленность России, №1, 2001.- С. 67
Шанк Дж., Говиндараджян В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. - СПб.: Бизнес Микро, 1999. - С. 20-24.
Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты - Мировая экономика и международные отношения, № 6, 1997 г.- С. 67.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 2-е изд. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 678 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.