На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Законность и правоохранительная деятельность ОВД. Соотношение законности и целесообразности в деятельности ОВД. Требования законности к правоприменительным актам.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 04.04.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Министерство Внутренних Дел России
Омский Юридический Институт
Кафедра теории права и государства


КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: “Законность в деятельности ОВД"

ВЫПОЛНИЛ: слушатель 101 учебной группы
рядовой милиции
Козинов Д.А.

ПРОВЕРИЛ:


Омск - 1997

ПЛАН
Введение
Законность и правоохранительная деятельность ОВД
Соотношение законности и целесообразности в деятельности ОВД
Требования законности к правоприменительным актам

Введение
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.
Законность и правоохранительная деятельность милиции

Вся деятельность милиции основана на строгом соблюдении законности и осуществлении своих функций только в соответствии с предписанием закона См.: ст. ст. 3, 6 Закона об органах внутренних дел Республики Казахстан; ст. ст. 3, 4 Закона Российской Федерации “О милиции”.. Определим содержание понятия законности и характер воздействия этого принципа на правоприменительную деятельность милиции.
Понятие законности Отметим, что во всех работах социалистического периода речь идет о социалистической законности, однако было бы ошибочным считать, что эти работы потеряли свою ценность, тем более что некоторые из них (см., например: Афанасьев В. С. Ленинское учение о социалистической законности--теоретическая основа укрепления законности в деятельности органов внутренних Дел//Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. М., 1978. Вып. 1) написаны с позиций правового государства. было разработано Н. Г. Александровым, который под таковой понимает неуклонное и точное соблюдение (исполнение) норм права всеми субъектами общественных отношений См.: Александров Н. Г. Право и. законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1981 С. 106--107, 147; Советский уголовный : Процесс. М., 1982. С. 51.. Данное понятие вызвало к жизни множество точек зрения. Вплоть до настоящего времени вокруг него идут непрекращающиеся дискуссии, суть которых, по мнению, например, В. С. Афанасьева, можно свести к четырем положениям:
а) верховенство закона;
б) единство законности;
в) целесообразность законности;
г) реальность законности См.: Афанасьев В. С. Указ. раб. С. 9--16..
В настоящее время новый вид дискуссии неизбежен. В переходный к правовому государству период в дальнейшем становлении понятия законности неизбежно начнутся эволюционные процессы, а в период становления правового государства сегодняшнее понятие законности, видимо, трансформируется в новое содержание. Поэтому предлагается к классификационному ряду дискуссионных положений В. С. Афанасьева пятое: д) динамизм законности. Этот вопрос актуальный в плане определения предельных границ этого динамизма, а также для выяснения того, где кончается динамизм закона и начинается вал правотворческих органов, значительно ослабляющих эффективность функционирования правовых актов.
Наиболее полное представление о роли и способах проявления принципа законности дает его “постадийное” изучение правоприменительной деятельности милиции. На начальной стадии, когда устанавливается фактическое обстоятельство дела, принцип законности проявляет себя и при опросе очевидцев, и при осмотре места происшествия. Так, опрос работниками милиции граждан должен проводиться в соответствии с требованиями норм процессуального закона. В то же время граждане имеют право давать информацию по делу и даже требовать, чтобы они были выслушаны. Осмотр места происшествия проводится обязательно с участием не менее двух понятых. Если же он осуществляется без понятых, то будет признан незаконным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Тоже самое и при принятии решения о назначении на должность в органы милиции. Все вопросы в данном случае должны решаться в рамках ст. ст. 64--68 Конституции Республики Казахстан, аналогичных статей Конституции Российской Федерации и Положения о службе в органах внутренних дел (1992 г.).
Видно, что законность пронизывает собой всю правоприменительную деятельность милиции. Многие авторы отмечают, что основополагающим свойством системы и процесса правоприменения является законность, которая выступает как принцип, метод и режим его осуществления и обеспечивает единство законодательства и правоприменительной практики Левченко И. П. Применение права как система государственно-властной деятельности: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 1986. С. 6..
Важным условием соблюдения законности являются, его гарантии. Гарантиями обеспечения принципов законности в правоприменительной деятельности милиции являются демократическая сущность обновленного общественного строя, основные принципы государственного устройства и система государственного (ст. ст. 3, 4, 5, 7, 10, 22, раздел IV Конституции Республики Казахстан и аналогичные статьи и разделы Конституции Российской Федерации) и общественного контроля за соблюдением законности, уровень правосознания, степень активности личности в правоприменительной деятельности милиции, состояние ее правовой дисциплины и самодисциплины. К сожалению, уровень правосознания населения, профессионального правосознания и профессиональной культуры, дисциплины и самодисциплины граждан в настоящее время в обеих республиках невысокий. Сказывается отсутствие правового воспитания населения. Без этого формирование не только правового государства, но даже цивилизованных общественных отношений невозможно.
Гарантии законности могут быть разделены на нормативные и организационно-правовые. Под нормативными понимаются средства, установленные законом. Нормативные гарантии могут быть в свою очередь прямыми и косвенными.
Способом выражения прямых гарантий является прямое указание в законе на необходимость соблюдать законность при; осуществлении применения права (ст. ст. 33--43,96--98, раздел IV Конституции Республики Казахстан, ст. ст. 4, 6, 6-1, 8, 9--20 УПК и 7--8 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, ст. ст. 8,--9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т. д.).
Примером косвенной нормативной гарантии может служить наличие в законе норм, предусматривающих уголовную ответственность свидетеля за дачу ложного показания или отказ от дачи показания (ст. ст. 187, 193 УК Республики Казахстан). Эти нормы уголовного законодательства являются гарантиями получения от свидетеля правдивых показаний и обеспечения тем самым быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного.
Важная гарантия соблюдения законности -- внутриуправленческая деятельность ОВД. Действенным средством служит контроль. Так, например, утверждение начальником органа милиции или ОВД постановления о возбуждении уголовного дела является гарантией его законности и обеспечения принципа неотвратимости наказания.
Здесь, однако, встает вопрос, чему отдать предпочтение -- принципу законности или целесообразности? Думается, сама постановка такой дилеммы не совсем правомерна. Здесь мы, соглашаясь с позицией В.В.Лазарева и В.Г.Лихолоба, хотели бы сказать, что в рамках закона можно, руководствуясь целесообразностью, выбирать между верхним и нижним пределами санкции. Если же речь идет о том, применять или не применять закон, когда на то есть основание, то необходимо исходить из принципа законности. В правоприменительной деятельности милиции не должен стоять вопрос о целесообразности в ущерб законности См.: Лазарев В. В. Применение советского права. С. 162..
Эта точка зрения имеет право на существование хотя бы потому, что в прошлом “революционное правосознание” и “революционная целесообразность” вообще фактически вытеснили из правоприменения принцип законности Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 334; Крыленко Н. В. Что такое революционная законность. М.; Л., 1927. С. 35..
Из всего вышеизложенного следует, что законность означает осуществление всех властных действий в рамках закона и в режиме определенных правовых взаимоотношений личности и правоприменителя Этот важный момент впервые, как мы полагаем, нашел отражение в работе В. М. Горшенева. См.: Горшенев В. М. Теория социалистической законности в свете конституции. 1977//Советское государство и право 1982 № II. С. 14-21.. И именно в этом смысле законность является принципом правоприменительной деятельности милиции по охране общественного порядка.
Принцип законности является основой профессионального правосознания работников милиции. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса более 500 работников милиции УВД Алма-Атинского, Актюбинского, Карагандинского, Советского РУВД г. Москвы, Мангыстауского, Павлодарского, Ростовского, Семипалатинского облисполкомов. Лишь 0,5% из них в различных ситуациях, когда, например, затрагивались личные интересы, интересы родственников, товарищей, не решались уверенно следовать требованиям принципа законности. В то же время результаты проведенных нами социологических исследований Исследования проведены в Академии Российской Федерации, в Советском РУВД г. Москвы, УВД г. Алма-Аты, а также УВД Актюбинского, Кустанайского, Мангыстауского, Акмолинского, Павлодарского, Ростовского, Семипалатинского обисполкомов в 1985-1986 гг. и 1988-1993 гг. показывают, что из всех нарушений законности в правоприменительной деятельности 75% допускаются из-за низкого уровня профессионального правосознания и правоприменительной культуры самих работников милиции и членов общественных организаций.
Законность немыслима без развития демократии, как и демократия -- без законности. Они неразрывно связаны в своем действии. Поэтому вторым по значимости основополагающим принципом правоприменительной деятельности милиции является; принцип демократизма, который в условиях углубления демократических процессов и совершенствования государственных . институтов в Республике Казахстан и Российской Федерации все более набирает силу и разворачивает свое содержание.
Принципы законности и демократизма являются основополагающими в любой прогрессирующей политической системе. Однако в настоящее время они еще с трудом избавляются от прошлой их трактовки. Однако непонятна пауза в ожидании. Если недостаточно ясен экономический курс, то необходимость развития демократических процессов очевидна. Очевидно и то, что конструктивная оппозиция должна следовать принципу законности. Все объединения и организации, возникающие не в соответствии с установленным законом порядком, являются антиконституционными, незаконными.
По мере развития общества и создания им правового государства принцип законности, полагаем мы, перерастет в условие функционирования как всех правоохранительных органов, так и органов государства. Было бы неверно думать, что принцип законности в правовом государстве сохранится в прежнем виде. Вполне логично предположить закономерное перерастание его в одно из условий функционирования правового государства.
Соотношение законности и целесообразности в
деятельности ОВД
Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системе советской уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей “остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания”.
Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций. Вместе с тем, специфика функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов.
Анализ практики предупреждения и устранения этих нарушений в деятельности отдельных подразделений органов внутренних дел позволяет выделить четыре группы встречающихся должностных правонарушений. Это - превышение власти или служебных полномочий в процессе пресечения преступных посягательств, задержания лиц, совершивших преступления или другие правонарушения, при производстве дознания или предварительного следствия, и т.п.,
злоупотребление властью или служебным положением при решении вопроса о регистрации преступлений, о возбуждении уголовного дела или о его отказе, о привлечении к уголовной ответственности, о статистической отчетности и др.;
халатность при выполнении функциональных обязанностей;
нарушение норм закона в процессе правовой оценки преступлений, их отграничении от проступков.
Указанные нарушения законности выступают как проявление и сочетание социально негативных явлений и процессов в формировании и жизнедеятельности их носителей, как результат влияния социально-психологических детерминантов, включающих элементы экономической, политической, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. Изд. МГУ, 1984, с. 44.
. Любое должностное нарушение со стороны работника правоохранительных органов -- это прежде всего проявление ею искаженных потребностей и интересов, в т.ч. ложно понятых интересов службы. Условия же ситуации лишь способствуют нарушениям закона.
Для уяснения конкретных причин должностных правонарушений целесообра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.