На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83876


Наименование:


Диплом Вода, растворы в школьном курсе химии

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Химия. Добавлен: 19.1.2015. Сдан: 2013. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………....….. 3
Глава 1. Характеристика химического состава воды и растворов…………….4
1.1. Физические показатели воды………………………………………………..4
1.2. Химический состав воды……………………………………………….......13
1.3. Понятие и основные свойства растворов………………………………….22
Глава 2. Опытно-практическая работа по определению содержания химических элементов и их соединений в водопроводных водах города Читы........................................................................................................................25
Глава 3. Использование результатов исследования в школьном курсе химии……………………………………………………………………………..35
3.1. Изучение воды, растворов в школьном курсе химии…………………….35
3.2. Подготовка и проведение элективных курсов по химии…………………39
3.3. Разработка элективного курса: «Химия водопроводных вод города Читы»……………………………………………………………………………..51
Заключение …….…………………………………………………….….……….64
Список использованной литературы…………………………………………...66
Приложение 1

Введение
Мало кто из нас задумывался над тем, что представляет собой вода. Она сопровождает нас повсюду и кажется, нет ничего более обычного и простого. Однако это далеко не так. Многие поколения учёных изучают свойства воды. Совершенствуется научное оборудование и методы исследований, и на каждом этапе развития науки и техники открываются новые удивительные свойства воды. В настоящее время о воде известно очень много - наверное, в природе не существует химического соединения, о котором было бы накоплено больше научной информации, чем о воде. Несмотря на это можно с уверенностью говорить о том, что природа этого вещества ещё не познала до конца и нам предстоит узнать немало. Вода особенно интересна тем, что она является универсальным растворителем многих соединений и приобретает в растворах необычные свойства, которые и представляют первоочередной интерес для исследователей.
Выбор данной темы обусловлен разными причинами. Во-первых, основное необходимое условие существования всего живого на Земле - это вода. Ведь она занимает одно из центральных мест в биогеоценозах и при формировании экологической ситуации. Во-вторых, с ростом урбанизации происходит изменение воды. В настоящее время не только в Забайкалье, но и в стране и в мире остро стоит проблема загрязнения воды химическими соединениями.
Объект - неорганические вещества.
Предмет - вода, растворы.
Цель исследования - на основе теоретического анализа и опытно-практической работы раскрыть особенности изучения темы вода, растворы в школьном курсе химии.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать литературные данные об основных свойствах воды и растворов.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению содержания некоторых химических элементов и их соединений в водопроводной воде города Читы.
3. Проанализировать литературные данные по теме вода, растворы и определить место данной темы в школьном курсе химии.
4. Выявить особенности организации школьных элективных курсов и определить возможности их использования в работе учителя химии.
5. Разработать элективный курс «Химия водопроводных вод города Читы» для предпрофильной подготовки учащихся.
Методами исследования данной проблемы являются теоретические: анализ, синтез, обобщение и систематизация литературных источников и эмпирические: научный эксперимент.
Глава I. Физико-химические свойства воды и растворов
1.1.Физические свойства воды.
Вода (оксид < wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4> водорода < wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4>) - химическое вещество < wiki/%D0%92%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> в виде прозрачной жидкости < wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, не имеющей цвета < wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82> (в малом объёме < wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D1%91%D0%BC>), запаха < wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%85> и вкуса < wiki/%D0%92%D0%BA%D1%83%D1%81> (при стандартных условиях < wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F>) [9]. Химическая формула H2O.
Является хорошим сильнополярным < wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C> растворителем < wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>. В природных условиях всегда содержит растворённые вещества (соли < wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8>, газы < wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7>).
Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни < wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C> на Земле, в химическом строении живых организмов < wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, в формировании климата < wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82> и погоды < wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0>. Является важнейшим веществом для всех живых существ на планете Земля < wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F>.
Строение молекулы воды
Молекула воды состоит из двух атомов водорода (Н) и одного атома кислорода (О) [4]. Все многообразие свойств воды и необычность их проявления, в конечном счете, определяются физической природой этих атомов и способом их объединения в молекулу. В отдельной молекуле воды ядра водорода и кислорода расположены так относительно друг друга, что образуют равнобедренный треугольник со сравнительно крупным ядром кислорода на вершине и двумя мелкими ядрами водорода у основания. В молекуле воды имеются четыре полюса зарядов: два отрицательных за счет избытка электронной плотности у кислородных пар электронов и два положительных - вследствие недостатка электронной плотности у ядер водорода протонов.
Благодаря этому молекулы воды стремятся нейтрализовать электрическое поле. Под воздействием диполей воды на поверхности погруженных в нее веществ межатомные и межмолекулярные силы ослабевают в 80 раз. Столь высокая диэлектрическая проницаемость из всех известных веществ присуща только воде. Этим объясняется ее способность быть универсальным растворителем.
Молекулы в объеме воды сближаются противоположными зарядами, возникают межмолекулярные водородные связи между ядрами водорода и неподеленными электронами кислорода, насыщая электронную недостаточность водорода одной молекулы воды и фиксируя его по отношению к кислороду другой молекулы. Тетраэдрическая направленность водородного облака позволяет образовать четыре водородные связи для каждой водной молекулы, которая благодаря этому может ассоциировать с четырьмя соседними. В такой модели углы между каждой парой линий, соединяющих центр (атом О) с вершинами, равны 109,5 °С ( рис.1) .




Рис.1. Строение молекулы воды.
Агрегатное состояние
Вода бывает в трех агрегатных состояниях:
· жидком - вода;
· газообразном - водяной пар;
· твердом - лед.
В жидкостях молекулы имеют большую свободу для теплового движения [3]. Они не привязаны к определенным центрам и могут перемещаться по всему объему. Этим объясняется текучесть жидкостей.
Мутность и прозрачность воды
Мутность воды - показатель, характеризующий уменьшение прозрачности воды < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B> в связи с наличием неорганических и органических тонкодисперсных взвесей, а также развитием планктонных организмов [6]. Причинами мутности воды может быть наличие в ней песка < wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA>, глины, < wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0> неорганических соединений (гидроксида алюминия < wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, карбонатов < wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82> различных металлов), а также органических примесей или живых существ, например бактерио, фито- или зоопланктона < wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BD>. Также причиной может быть окисление соединений железа < wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE> и марганца < wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86> кислородом < wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4> воздуха, что приводит к образованию коллоидов.
Мутность воды в реках и прибрежных районах водоёмов < wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%91%D0%BC> повышается при дождях, паводках, таянии ледников. Как правило, зимой уровень мутности в водоёмах наиболее низкий, наиболее высокий весной и во время летних дождей.
Наряду с мутностью, особенно в случаях, когда вода имеет незначительные окраску и мутность, и их определение затруднительно, пользуются показателем «прозрачность». Мера прозрачности - высота столба воды, при которой можно наблюдать опускаемую в воду белую пластину определенных размеров (диск Секки) или различать на белой бумаге шрифт определенного размера и типа (шрифт Снеллена). Результаты выражаются в сантиметрах (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика вод по прозрачности
Прозрачность Единица измерения, см
Прозрачная Более 30
Маломутная Более 25 до 30
Средней мутности Более 20 до 25
Мутная Более 10 до 20
Очень мутная Менее 10

Запах
Интенсивность и характер запаха природной воды определяют органолептическим способом [4]. По характеру запахи делят на две группы:
? естественного происхождения (отмершие и живущие в воде организмы, загнивающие растительные остатки и др. (таблица 2));
Таблица 2
Запахи естественного происхождения
Обозначение запаха Характер запаха Примерный род запаха
А Ароматический Огуречный, цветочный
Б Болотный Илистый, тинистый
Г Гнилостный Фекальный, сточный
Д Древесный Запах морской щепы, древесной коры
З Землистый Прелый, глинистый
П Плесневый Затухлый, застойный
Р Рыбный Запах рыбьего жира, рыбы
С Сероводородный Запах тухлых яиц
Т Травянистый Запах скошенной травы, сена
Н Неопределенный Запахи естественного происхождения, не предыдущие определения

? искусственного происхождения (примеси сельскохозяйственных и промышленных сточных вод). Интенсивность запаха по ГОСТ 3351-74 оценивают в шестибалльной шкале (таблицу 3).
Таблица 3
Характеристика вод по интенсивности запаха
Интенсивность запаха, баллы Характеристика Описательные определения
0 Запаха нет Отсутствие ощутимого запаха
1 Очень слабый Запах, не замечаемый потребителем, обнаруживаемый исследователем
2 Слабый Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый им, если указать на него
3 Заметный Запах, легко обнаруживаемый и могущий дать повод относиться к воде с неодобрением
4 Отчетливый Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду неприятной для питья
5 Очень сильный Запах сильный на столько, что делает воду непригодной для питья
Вкус и привкус
Интенсивность вкуса и привкуса в соответствии с ГОСТ 3351-74 определяется по шестибалльной шкале (таблица 4) [21]. Различают четыре вида вкусов: горький, соленый, сладкий, кислый. Качественную характеристику оттенков вкусовых ощущений - привкуса - выражают описательно: хлорный, рыбный, горьковатый и так далее. Наиболее распространенный соленый вкус воды чаще всего обусловлен растворенным в воде хлоридом натрия, горький - сульфатом магния, кислый - избытком свободного диоксида углерода и т.д.
Таблица 4
Характеристика вод по интенсивности вкуса
Оценка вкуса, баллы Интенсивность вкуса и привкуса Характер проявления вкуса и привкуса
0 Нет Вкус и привкус не ощущается.
1 Очень слабая Вкус и привкус сразу не ощущается потребителем.
2 Слабая Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание.
3 Заметная Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде
4 Отчетливая Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья.
5 Очень сильная Вкус и привкус настолько сильны, что делают воду непригодной к употреблению.

Кислотность воды
Кислотность - содержание в воде веществ, способных вступать в реакцию с гидроксид-ионами (ОН-) [20]. Определяют кислотность воды количеством гидроксида, который уходит на реакцию.
В обычных природных водах кислотность в большинстве случаев зависит только от содержания свободного диоксида углерода. Естественную часть кислотности создают также гуминовые и другие слабые органические кислоты и катионы слабых оснований (ионы аммония, железа, алюминия, органических оснований). В этих случаях pH воды не бывает ниже 4.5.
В загрязненных водоемах может содержаться большое количество сильных кислот или их солей за счет сброса промышленных сточных вод. В этих случаях pH может быть ниже 4.5. Часть общей кислотности, снижающей pH до величин < 4.5, называется свободной.
Жесткость воды
Жесткость воды - определенное свойство воды, которое связывают с растворенными в ней соединениями кальция (Са2+) и в меньшей степени магния (Mg2+) [24].
Основные катионы металлов, вызывающие жесткость, и главные анионы, с которыми они ассоциируются (таблица 5).
Таблица 5
Основные катионы металлов, вызывающие жесткость
Катионы Анионы
Кальций (Ca2+) Гидрокарбонат (HCO3-)
Магний (Mg2+) Сульфат (SO42-)
Стронций (Sr2+) Хлорид (Cl-)
Железо (Fe2+) Нитрат (NO3-)
Марганец (Mn2+) Силикат (SiO32-)

Выделяют 3 типа жесткости воды:
· временная - карбонатная жесткость, обусловлена присутствием наряду с кальцием, магнием и железом гидрокарбонатных анионов;
· постоянная - некарбонатная жесткость, характеризуется присутствием сульфатных, нитратных и хлоридных анионов, соли кальция и магния которых прекрасно растворяются в воде;
· общая жесткость определяется как суммарная величина наличия солей магния и кальция в воде, то есть суммой карбонатной и некарбонатной жесткости.
Принято классифицировать жесткость воды следующим образом:
? мягкая вода - жесткость 3,0 мг-экв/л и более;
? средняя жесткость - от 3,0 до 6,0 мг-экв/л;
? жесткая вода - свыше 6,0 мг-экв/мл.
Причиной жесткости воды является подземные залежи известняков, гипса, доломитов, которые растворяются в подземных водах, а также отчасти, других процессов растворения и выветривания горных пород [20]. Обычно в маломинерализованных водах преобладает (до 70%-80%) жесткость воды, обусловленная ионами кальция (хотя в отдельных редких случаях магниевая жесткость может достигать 50-60%). С увеличением степени минерализации воды содержание ионов кальция (Са2+) быстро падает и редко превышает 1 г/л. Содержание же ионов магния (Mg2+) в высокоминерализованных водах может достигать нескольких граммов, а в соленых озерах - десятков граммов на один литр воды.
Щелочность
Щелочностью воды называется суммарная концентрация содержащихся в воде анионов слабых кислот и гидроксильных ионов (выражена в ммоль/л), вступающих в реакцию при лабораторных исследованиях с соляной или серной кислотами с образованием хлористых или сернокислых солей щелочных и щелочноземельных металлов [15].
Различают следующие формы щелочности воды: бикарбонатная (гидрокарбонатная), карбонатная, гидратная, фосфатная, силикатная, гуматная - в зависимости от анионов слабых кислот, которыми обусловливается щелочность. Щелочность природных вод, рН которых обычно < 8,35, зависит от присутствия в воде бикарбонатов, карбонатов, иногда и гуматов. Щелочность других форм появляется в процессах обработки воды. Так как в природных водах почти всегда щелочность определяется бикарбонатами, то для таких вод общую щелочность принимают равной карбонатной жесткости.

1.2 . Химический состав вод
Содержание вещества, растворенного в воде, не превышающее установленных норм, загрязнителем не является [22]. Это относится к любой воде - от дистиллированной, до неочищенной сточной. Только в случае превышения ПДК вещество является загрязнителем. Нормы содержания различных веществ для разных типов вод отличаются. Вещества, которые могут содержаться в воде, можно классифицировать по-разному. В соответствии с гидрохимической классификацией все компоненты природных вод делят на группы:
· органические вещества;
· неорганические вещества, в которые входят: макроэлементы, мезоэлементы, растворенные газы, микроэлементы.
Органические вещества [29]
Спектр органических примесей очень широк:
- группа растворенных примесей: гуминовые кислоты и их соли - гуматы натрия, калия, аммония; некоторые примеси промышленного происхождения; часть аминокислот и белков;
- группа нерастворенных примесей: фульвокислоты (соли) и гуминовые кислоты и их соли - гуматы кальция, магния, железа; жиры различного происхождения; частицы различного происхождения, в том числе микроорганизмы.
Главным источником поступления гумусовых кислот в природные воды являются почвы и торфяники, из которых они вымываются дождевыми и болотными водами. Значительная часть гумусовых кислот вносится в водоемы вместе с пылью и образуется непосредственно в водоеме в процессе трансформации «живого органического вещества».
Наличие в структуре фульво - и гуминовых кислот карбоксильных и фенолгидроксильных групп, аминогрупп способствует образованию прочных комплексных соединений гумусовых кислот с металлами. Некоторая часть гумусовых кислот находится в виде малодиссоциированных солей - гуматов и фульватов. В кислых водах возможно существование свободных форм гуминовых и фульвокислот.
Неорганические вещества
Макроэлементы
Макроэлементы - растворенные в воде твердые минеральные вещества в ионном и молекулярном состоянии, количественно преобладающие в природных водах [22]. Они составляют в пресных водах свыше 90-95%, а в высокоминерализованных - свыше 99% всех растворенных веществ. Концентрации макроэлементов не должны быть ниже 1 мг/дм3.
Обычными макроэлементами природных вод являются: K+, Na+, Mg2+,Ca2+, Cl-, SO42-, HCO3- и CO32-. Набор макроэлементов в природной воде и соотношения между их концентрациями определяются, прежде всего, химическим составом пород, с которыми эти воды находятся в контакте. Например, карбонатные породы обеспечивают поступление в воду значительных количеств ионов: Ca2+, HCO3- и CO32-.
Формы соединений химических элементов [3].
Кальций. Главными источниками поступления кальция в поверхностные воды являются процессы химического выветривания и растворения минералов, прежде всего известняков, доломитов, гипса, кальцийсодержащих силикатов и других осадочных и метаморфических пород.
CaCO3 + CO2 + H2O? Са(HCO3)2? Ca2+ + 2HCO3-
Растворению способствуют микробиологические процессы разложения органических веществ, сопровождающиеся понижением рН.
Магний. В поверхностные воды магний поступает в основном за счет процессов химического выветривания и растворения доломитов, мергелей и других минералов. Значительные количества магния могут поступать в водные объекты со сточными водами металлургических, силикатных, текстильных и других предприятий.
Натрий. Натрий является одним из главных компонентов химического состава природных вод, определяющих их тип.
Основным источником поступления натрия в поверхностные воды суши являются изверженные и осадочные породы и самородные растворимые хлористые, сернокислые и углекислые соли натрия. Большое значение имеют также биологические процессы, протекающие на водосб........

Список использованной литературы
1. Аршинский Е.Я. Предпрофильная подготовка: как ее реализовать в школьной практике // Химия в школе. 2007. № 5. С. 12 - 19.
2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов. М.: Академия, 2001. 743 с.
3. Бисвас А.К. Человек и вода. Спб: Гидрометеоиздат, 2012. 327 с.
4. Богомолова И.В. Неорганическая химия. Учебник для вузов. М.: Альфа-М, 2009. 336с.
5. Бурцева О.И., Гурова А.В. Кабинет химии: основная документация и организация работы. М.: Экзамен, 2010. 222 с.
6. Водоподготовка: Справочник / Под ред. д.т.н., действительного члена Академии промышленной экологии Беликова С.Е.. М.: Аква-Терм, 2009. 240 с.
7. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. 12-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008. 208 с.
8. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразоват. учреждений 4-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008. 190 с.
9. Глинка Н.Л.: Общая химия. Учебник для вузов. Спб.: Академия, 1985. 708с.
10. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008. 230 с.
11. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008. 240 с.
12. Гусакова Н. В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 246 с.
13. Ермаков Д.С. [и др.]. Элективные курсы по химии для профильного обучения // Химия в школе. 2008 г. № 5. С. 61 - 62.
14. Звягин А.С. Элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки // Химия в школе. 2007. №6. С. 31 - 35.
15. Коровина Н.В. Курс общей химии. М.: Высш. шк., 1991. 378-380 с.
16. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 8 класс: 4-е изд., перераб. - М.: 2012. 256 с.
17. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 10 класс: 5-е изд., перераб. - М.: 2012. 288 с.
18. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 11 класс: 5-е изд., перераб. - М.: 2012. 290 с.
19. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 2011. 179 с.
20. Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 2011. 272 с.
21. Львович М.И. Вода и жизнь (Водные ресурсы, их преобразование и охрана). М.: Мысль, 2008. 256 с.
22. Меркулов А.П. Самая удивительная на свете жидкость. М.: Юная Россия, 2011. 192 с.
23. Методические указания к выполнению лабораторной работы «Определение щелочности природных и питьевых вод методом нейтрализации» по дисциплине «Основы химического анализа в экологии» для студентов специальности «Экология и охрана окружающей среды» дневной и заочной формобучения / Сигора Г.А. Севастополь: СевНТУ, 2011. 24 с.
24. Петрянов-Соколов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире // Химия и жизнь. 2007. №1. С. 17.
25. Рахманина Ю.А. Вода - космическое явление. М.: Мысль, 2009. 427 с.
26. Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. М.: Знание, 2009. 176 с.
27. Титриметрические методы анализа: Учебное пособие / Калюкова Е.Н. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 108 с.
28. Ширина Н.В. Химия 9 класс: сборник элективных курсов. М.: Учитель, 2008. 220 с.
29. Щербенко О.В., Орлов Д.С. Гуминовые вещества. Киев: Наук. Думка, 1995. 304 с.
30. Экспресс-анализ экологических проб: практическое руководство / Ю.С. Другов, А.Г. Муравьев, А.А. Родин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 424 с.
31. Экологическая химия: лабораторный практикум / Лескова О.А., Лесков А.П., Федорова И.А.Чита: ЗабГГПУ, 2011. 66с.
32. Элективные курсы в профильном обучении. Приложение к информационному письму от 13.11.2003. № 14 - 51 - 277 / 13. С. 97 - 98.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.