На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 83964


Наименование:


Курсовик а основе анализа налоговой политики Республики Беларусь разработать рекомендации по ее совершенствованию на современном этапе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.1.2015. Сдан: 2009. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы разработки и реализация налоговой политики актуальны для экономики любой страны, поскольку налоги являются одним из основных регуляторов экономики и главным источником доходной части бюджета любого уровня.
Для успешной реализации налоговой политики должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов. Налоги должны обеспечивать необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, и при этом выполняя свою стимулирующую функцию. И в то же время налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснованна. Данное обстоятельство требует проведения налоговой политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и их доли в ВВП, стимулирующей развитие производства.
Одним из направлений устойчивого развития национальной и инновационной экономики Республики Беларусь является формирование эффективной налоговой политики. Механизм ее реализации должен определяться исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Налоговое воздействие распространяется на стабилизацию и достижение экономического роста, обеспечение конкурентоспособности, стимулирование роста объемов инвестиций, инноваций и осуществляется путем использования различных организационно-правовых форм и методов налогового регулирования. В связи с этим, формируя модель налогового регулирования, правительство должно выбирать такие формы и методы долго- и краткосрочного налогового воздействия, которые позволят решить социально-экономические проблемы государства.
Теоретическая база исследований изложена в работах А. Смита, Дж. С. Милля, М. Бернса, А. Лаффера, Дж. М. Кейнса, К. Макконнела, Л. Брю и др. Вопросы становления и развития налоговой политики Республики Беларусь представлены в исследованиях В. А. Гюрджана, В. А. Стасенко, Г. А. Шмарловской, Д. Г. Черника, Н. Е. Заяц, Н. А. Мельникова, Т. И. Василевской, В. И. Гуреева, Е. Н. Евстегнеева и др. Большое количество статей в журналах и газетах посвящено вопросам оценки и анализу уровня налоговой нагрузки, а также особенностям проведения налоговой политики в Республике Беларусь. Данными вопросами занимались экономисты А. Ахрамович, Е. Ф. Киреева, Д. Ермак, Т. И. Образкова, А. В. Брызгалин др.
Вместе с тем проблемы формирования государственной налоговой политики в условиях устойчивого развития национальной и инновационной экономики Республики Беларусь не в полной мере отражены в литературе, что и предопределило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования является налоговая политика Республики Беларусь, предметом - механизм реализации налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.
Цель работы - на основе анализа налоговой политики Республики Беларусь разработать рекомендации по ее совершенствованию на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели и инструменты налоговой политики, проанализировать механизм ее реализации;
- исследовать критерии и систему показателей эффективности функционирования налоговой политики;
- провести анализ налоговой политики Республики Беларусь, проводимой в период 1992-2007 года и выделить особенности и тенденции ее развития;
- определить основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
В соответствии с поставленными задачами в первой, теоретической главе дипломной работы исследуются цели и механизм реализации налоговой политики, во второй части дан анализ действующей налоговой политики Республики Беларусь, а в третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Цели и механизм реализации налоговой политики

В условиях рыночной экономики налоговая политика является мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно она реализуется во многом зави­сит эффективное функционирование национальной экономики.
Налоговая политика представляет собой совокупность организационно-правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти посредством использования специфических методов и инструментов воздействия с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, отвечающей финансовым интересам государства и общества. Налоговое воздействие распространяется на стабилизацию и достижение экономического роста, обеспечение конкурентоспособности, стимулирование роста объемов инвестиций, и осуществляется путем использования различных организационно-правовых форм и методов налогового регулирования.
При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
1) фискальная - мобилизация части создаваемого национального дохода в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
2) экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью перераспределения национального дохода в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, стимулирования предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности;
3) социальная - снижение уровня дифференциации доходов населения по группам и между регионами путем прогрессивного налогообложения, а также предоставления налоговых льгот и привилегий;
4) экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций;
5) контрольная - проведение выездных и калиральных проверок, не только с целью увеличения поступлений налогов в бюджет, но и соблюдения налоговой дисциплины;
6) международная - укрепление экономических связей с другими государствами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.
Достижение этих целей возможно посредством совершенствования правового регулирования, которое может затрагивать как отдельные элементы налоговой системы и сводиться лишь к незначительной корректировке механизмов налогообложения или системы налогового администрирования, так и приобретать всеобъемлющий характер, через проведение налоговых преобразований и реформ.
Необходимо также учитывать, что в процессе анализа и выработки государственной налоговой политики все в большей степени наряду с национальными интересами принимаются во внимание и международные факторы, вносящие в нее определенные коррективы. В странах, которые входят в состав международных объединений, реформирование налогообложения осуществляется в приведении национальных налоговых законодательств к соответствию общим требованиям объединения. При этом сходство достигается в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, называемое унификацией налогового законодательства, которое обусловлено общемировыми интеграционными процессами. В этом случае налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а основывается на общности экономических интересов всех стран-участников того или иного международного объединения. Его основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, участвующих в экономической интеграции. Например, работа по унификации налоговых законодательств России и Беларуси нашла отражение в Концепции Налогового кодекса Союзного государства. В этом документе отмечается, что при разработке кодифицированного акта стороны должны исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, терминов и понятий, прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства [30, c.37].
Налоговая политика воздействует на экономические и социальные процессы через наполнение бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней и создание благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования. В общем плане механизм влияния налоговой политики на экономические и социальные процессы показан на рисунке 1.1.
В целом налоговая политика включает мероприятия правительства направленные на изменение порядка налогообложения с целью достижения макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости.


Рисунок 1.1. Влияние налоговой политики на экономические и социальные процессы страны
Примечание. Источник: [6, c.10]
В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки:
· использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
· использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Методы налогового регулирования подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие. Применяются следующие инструменты налогового регулирования:
? введение новых или повышение ставок действующих налогов;
? манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в определенный промежуток времени;
? изменение структуры налогов;
? использование прогрессивной системы налогообложения с разной степенью прогрессии;
? дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производства;
? предоставление налоговых льгот и скидок;
? введение системы ускоренной амортизации;
? использование налоговых скидок на инвестиции (инвестиционный налоговый кредит).
Модель налогового регулирования строится на основе сочетания прямых и косвенных форм налогообложения. Выбор осуществляется в зависимости от целей налоговой политики, экономических условий и этапа исторического развития национальной экономики.
Налоговая политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую).
Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании налоговыми ставками или структурой налогообложения. Воздействуя с их помощью на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, государство влияет на реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Независимо от решений правительства формируется недискреционная налоговая политика, которая обусловлена возможностью «автоматического» изменения уровня налогов. Это политика «встроенных стабилизаторов», т.е. механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.
Стабилизационное воздействие налогов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывает прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства и занятость населения [37, с.120].
Рассмотрим, как повлияет на объем ВВП введение аккордного налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которого остается неизменной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупных расходов C1+I+G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1 (рис.1.2).

Рисунок 1.2. Аккордные налоги и равновесный выпуск
Примечание. Источник: [38, с.96].
Государство вводит аккордный налог с населения, равный ?Т, свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению - МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введения налога ?Т вызовет уменьшение потребления на 3/4 ?Т, что приведет к сокращению совокупных расходов (АЕ) на такую же величину. Прямая C1 + I + G сдвинется вниз в положение C2 + I + G. Как видно из рисунка 1.4., расстояние между Q1 и Q2 больше, чем разница по вертикали между прямыми C1 + I + G и C2 + I + G, т.е. больше ?Т, что объясняется наличием мультипликатора налогов. Мультипликатор налогов рассчитывается по следующей формуле:
Мn= - MPC/(1-MPC) (1.1)
Знак минус означает, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного выпуска, и наоборот.
Изменение совокупного дохода вследствие введения налога Т будет равен:
?Y = Y2-Y1 = Mn??T (1.2)
На практике аккордные налоги встречаются редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов растут и налоги.
Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на объем ВВП. Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии в точке Е1 (рис. 1.3).

Рисунок 1.3. Пропорциональные налоги и равновесный выпуск Примечание. Источник: [38, с.98].
Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка налога которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так:
(1.3)
Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило , а теперь , т.е. новая предельная склонность к потреблению - ?МРС. Величина МРС определяет наклон кривой совокупных расходов. Уменьшение этого показателя до ?МРС приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу в положение C2 + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. С учетом нового значения МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:
(1.4)
Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на 1, а потребительские расходы на ( 1). Поэтому равновесный национальный доход сократится на следующую величину:
(1.5)
Таким образом, поскольку мультипликатор налогов величина отрицательная, то рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупного дохода. Краткосрочный налоговый мультипликатор в среднем равен 0,5 [67, c.67].
Дискреционная налоговая политика используется для ускорения вывода экономики из спада и поддержания равновесного состояния. Это так называемая стабилизационная политика. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая налоговая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВВП по сравнению с потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов в сочетании с уменьшением правительственных расходов, что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая политика осуществляется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы. Поскольку целью политики является увеличение совокупного спроса и фактического объема ВВП, то правительство проводит мероприятия направленные на снижение чистых налогов или сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Формирование национальной модели налогового регулирования предполагает определение содержания и направленности налоговой политики, механизма ее реализации, методов налогового регулирования.
В 20-30-ые гг. ХХ в. государства ориентировались на прямые формы налогообложения, в связи с низким уровнем жизни населения. Прямое обложение позволяло перенести основную тяжесть налогов на имущие слои населения и в результате использовать финансовые рычаги для решения социальных вопросов. Это обеспечивало более равномерное распространение налоговых льгот, так как учитывало платежеспособность различных слоев населения.
В послевоенные годы применяются и прямые, и косвенные формы налогообложения. Целью налогового регулирования становится ослабление кризисных потрясений и оказание воздействия на весь воспроизводственный цикл. Для этого используются высокие прогрессивные налоговые ставки, которые, снимая сверхприбыль, позволяют осуществлять социальные программы, государственные заказы, капиталовложения. Налоговая политика основывается на кейнсианской трактовке.
По мнению Дж. М. Кейнса стимулирование предпринимателей к инвестированию должно быть организовано в рамках прогрессивной налоговой системы, которая способствовала бы перераспределению дохода от лиц, имеющих сбережения, к тем, кто инвестирует производство. Прогрессивные налоги влияют на распределение дохода по его размеру, так как ставки возрастают по мере повышения дохода, и в результате они могут изменить соотношение между сбережением и потреблением. Поэтому прогрессивное налогообложение является одной из мер государственного воздействия. Налоги выступают главным инструментом недискреционной фискальной политики. «Встроенный» характер налогов, считал Кейнс, обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы, вызывая изменения в размерах налоговых поступлений и государственного бюджета, которые воздействует на инфляцию и безработицу. По его мнению, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. В реальной действительности налоговая система обеспечивает изъятие такого размера чистого налога, который варьируется пропорционально величине ВВП. В связи с этим по мере изменений уровня ВВП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков. Данные колебания будут тем значительнее, чем круче будет изменяться кривая налоговых ставок и чем в больших размерах колеблются доходы населения.
Как показано на рисунке 1.4, размер автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков и, следовательно, встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ВВП.
Если налоговые поступления (Т) энергично изменяются вслед за изменением ВВП, то наклон линии Т будет крутым и вертикальное расстояние между линиями Т и G, т.е. дефицит государственного бюджета или его излишек будет большим. При незначительных изменениях налоговых поступлений наклон будет пологим, и элементы встроенной стабильности станут незначительными.

.
Рисунок 1.4. Встроенная стабильность
Примечание. Источник: [37, с.114].
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ВВП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обуславливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, и в результате вызывает снижение ВВП и уровня занятости. В периоды замедления роста экономики целесообразно сокращение налоговых изъятий с целью обеспечения роста доходов, которые будут стимулировать увеличение инвестиционной деятельности и расширение личного потребления. В этой ситуации снижение уровня ВВП приведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений, что смягчит спад и обеспечит движение государственного бюджета от излишка к дефициту.
Итак, Дж. Кейнс рассматривал налоги в движении агрегированных показателей, что позволило ему разработать модель регулирующего воздействия налоговой политики на стабильность национальной экономики. [37, с.115].
В 70-80-ые гг. модель государственного регулирования в промышленно-развитых странах строится на основе положений неоклассиков: теорий монетаризма, «рациональных ожиданий» и «экономики предложения». Предпосылками пересмотра системы налогообложения явились высокие налоговые ставки. Они обусловили эффект ускорения инфляции издержек, поскольку большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен.
Для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики неоклассики предлагали осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов, что обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».
Налоговая политика оказывает воздействие не только на совокупный спрос, но может изменить и совокупное предложение, повлиять на соотношение «уровень цен - реальное производство».
Допустим, что совокупный спрос и совокупное предложение представлены кривыми AD1 и AS1, точка равновесия - Е1 (рис. 1.5).

Рисунок 1.5. Воздействие фискальной политики на
совокупное предложение
Примечание. Источник: [38, с.111].
Предположим также, что уровень безработицы считается значительным, и поэтому проводится стимулирующая налоговая политика в форме сокращения налогов. В результате произойдет сдвиг совокупного спроса с AD1 до AD2 что увеличит величину реального ВВП до Q2, но также приведет к росту цен до уровня Р2.
Сторонники экономики предложения утверждают, что сокращение налогов также приведет к росту совокупного предложения и сдвигу его кривой вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов, и таким образом, возрастут сбережения домашних хозяйств. Аналогично сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций и приведет к увеличению объемов сбережений и инвестиций, обусловив рост нормы накопления капитала. Иначе говоря, масштабы производственных мощностей будут расти более быстрыми темпами, чем ранее. Более того низкие подоходные налоги увеличат величину реальной заработной платы, и, следовательно, усилят стимулы к труду. Снижение налоговых ставок - это также хороший толчок для тех, кто склонен к риску. Частные лица будут больше рисковать своим финансовым капиталом ради внедрения новых технологий и новых товаров, поскольку низкие налоговые ставки будут гарантировать им более значительное вознаграждение после уплаты налогов. Эти процессы переместят кривую совокупного предложения вправо от AS1 до AS2, что снизит инфляцию - уровень цен упадет с Р2 до Р3, обеспечив дальнейший рост реального ВВП с Q2 до Q3.
Большинство экономистов с осторожностью относятся к описанной трактовке сокращения налогов. Во-первых, ожидаемое позитивное влияние сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, риску может быть не таким сильным, как предполагают сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на совокупный спрос начнет ощущаться в экономике намного быстрее.
В условиях переходного периода важно акцентировать внимание на проведении дискреционной налоговой политики, поскольку еще не функционирует рыночная среда и главным образом государство регулирует изменения совокупного спроса и совокупного предложения, объемы сбережений, размеры и направления инвестирования, экспортной деятельности.
В период долгосрочного спада экономической активности необходимо проводить стимулирующую налоговую политику, основанную на использовании прямого прогрессивного налогообложения в качестве ведущей формы стабилизационного регулирования. Акцент на прямое налогообложение диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, низким уровнем жизни населения. Во-вторых, оно обеспечивает более равномерное распределение налогового бремени, поскольку учитывает платежеспособность и позволяет переложить основную тяжесть на имущие слои населения. В-третьих, прямое налогообложение позволяет увеличить накопления, воздействуя на платежеспособный спрос, образование капитала, размеры инвестиций.
Стабилизационную политику следует нацелить на социально-экономические обновление общества, предполагающее структурную адаптацию экономики и формирование конкурентоспособной рыночной системы в рамках национальной экономики. Налоговую политику необходимо ориентировать на микро- и макроэкономические проблемы: на микроуровне - на формирование конкурентоспособного производства; на макроуровне - на стабилизацию и вывод экономики из кризиса, вхождение страны в мировое пространство в качестве равноправного партнера. Следует формировать налоговый механизм с учетом развития процессов глобализации, необходимости функционирования страны в условиях международной экономики. Так, в связи с углублением процессов интеграции нужно осуществлять гармонизацию и унификацию налогового регулирования в рамках государств СНГ и в перспективе - стран ЕС.
Эффективность проведения налоговой политики определяется не только совокупностью организационно-правовых форм и методов воздействия, но и взаимосвязью налоговой политики с другими элементами экономического регулирования, и прежде всего с бюджетным, кредитно-денежным и внешнеэкономическим регулированием.
Необходимость взаимоувязки налоговой и бюджетной политики обусловлена тем, что налоги выступают источником формированием бюджетной системы и поэтому правомерно рассматривать их в качестве инструмента бюджетной политики. В механизме реализации фискальной политики налоги и государственные расходы образуют единство противоположностей. Взаимодействие налогового и бюджетного механизма находит свое отражение в следующих направлениях: налоги выступают инструментом регулирования дефицита (избытка) государственного бюджета; использование налоговых поступлений затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджета; налоговые инструменты применяются для обеспечения вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы.
Степень воздействия налоговой политики на экономику страны находится в тесной связи с проводимой денежно-кредитной политикой. Это объясняется тем, что с одной стороны, манипулирование чистыми налогами вызывает изменения объема денежной массы и нормы процента, а с другой - колебания количества денежной массы в обращении, обусловленные ограничительной кредитно-денежной политикой, видоизменяют действие налогового механизма. В краткосрочном периоде стимулирующие мероприятия правительства, которые направлены на снижение налогов, вызывают рост ВВП, а это сопровождается повышением спроса на деньги, что автоматически ведет к росту нормы процента и сокращению плановых инвестиций («эффект вытеснения»). В противоположной ситуации сдерживающие мероприятия, направленные на рост чистых налогов, ведут к уменьшению национального продукта и нормы процента. Взаимодействие налогового и денежно-кредитного механизмов обосновывается в модели IS-LM (рис.1.6).
Допустим, в период спада производства экономика находилась в равновесии в точке Е (рис.1.6). В ходе проведения стимулирующей политики, снижение чистых налогов приведет к сдвигу кривой IS вправо до положения IS1. В результате чего ВВП возрастет с QЕ до Q1, но не до Q2. поскольку рост национального продукта сопровождается повышением спроса на деньги, что повышает норму процента. Для достижения поставленной цели такого прироста недостаточно. Необходимо использовать стимулирующую денежно-кредитную политику. Увеличение предложения денег приведет к сдвигу кривой LM в положение LM1, точка равновесия переместится из Е1 в Е2, а объем ВВП возрастет с QЕ до Q2 [37, с.168].

Рисунок 1.6. Взаимодействие налоговой и денежно-кредитной политики в модели IS-LM
Примечание. Источник: [37, с.160].
Взаимосвязь налоговой и внешнеэкономической политики находит воплощении в применении различных форм и методов налогового воздействия на стимулирование (сдерживание) внешней торговли, миграции инвестиций и развитие предпринимательской деятельности, создание благоприятного климата для сферы международного сотрудничества.
Таким образом, налоговая политика страны формируется в контексте всего комплекса мер экономической политики, при этом должна существовать взаимосвязь с другими формами государственного регулирования. Она должна быть ориентирована на решение микро- и макроэкономических проблем. Стратегической целью налоговой политики должно быть формирование конкурентоспособной рыночной системы, обеспечение технического прогресса, роста инвестиций и ликвидация безработицы, а также интегрирование страны в мировое хозяйство.



1.2. Эффективность налоговой политики и ее показатели

Поскольку налоговая политика является одним из основных инструментов воздействия государства на экономику, то необходимо определить эффективность мероприятий проводимых правительством в налоговой сфере. С этой целью осуществляется расчет уровня налогообложения, оценивается налоговый потенциал государства, применяются экономико-математические методы для построения оптимизационных моделей налоговой политики и определения предельного уровня налоговой нагрузки.
В основе построения таких моделей лежит теория А. Лаффера, согласно которой по мере роста налоговых ставок (r), налоговые поступления в бюджет (N) первоначально будут увеличиваться до некоторого максимального уровня (Nmах), после чего начнут снижаться, поскольку чрезмерное увеличение налоговой ставки сдерживает экономическую активность и ведет к сокращению налогооблагаемой базы (рис. 1.7).

Рисунок 1.7. Кривая Лаффера
Примечание. Источник: [42, с.40].
В соответствии с данной теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений - 30% от доходов предприятия. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35-37% доходов, то это ведет не только к потере интересов экономических субъектов, но и к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном итоге приводит к стагнации или спаду производства.
По мнению Лаффера снижение налогов может дать тройной эффект:
- способствовать преодолению дефицита государственного бюджета за счет сокращения масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышения стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшения правительственных трансфертных платежей (пособие по безработице);
- обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства;
- обусловливать перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых стран, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Но с другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются через воздействие на экономические стимулы и мотивы. Это подтверждается результатами проводимых исследований динамики макроэкономических показателей в развитых странах [42, с.42].
Практика также свидетельствует, что попытка правительства решить проблему наполнения бюджета за счет высокого налогообложения даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. Сначала рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет. В дальнейшем большой налоговый пресс обуславливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса, и как следствие сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
Поэтому при разработке налоговой политики необходимо выбрать ее целевую направленность: либо поставить во главу кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налоговой нагрузки, либо ориентироваться на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.
Оценить эффективность налоговой политики государства можно с помощью ряда показателей. Для анализа налоговой нагрузки и выявления факторов, ее определяющих, необходимо более детальное изучение структуры налоговой нагрузки и ее элементов. Анализ доли каждого налога в структуре налоговой нагрузки связан с основным элементом процесса налогообложения - источником уплаты налогов, что требует изучение экономических факторов, воздействующие на размеры налоговых поступлений.
По мнению большинства экономистов, оценка налогового потенциала может проводиться с учетом следующих данных:
- Степень «открытости» экономики, характеризующаяся долей экспорта (без добывающей промышленности) в ВВП;
- Уровень развития экономики (доходы на душу населения в неэкспортном секторе);
- Отраслевая структура ВВП (доля добывающей промышленности в ВВП) [68, с.30].
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях используются ряд показателей, среди которых:
- предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет к абсолютному изменению ВВП);
- эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу. Коэффициент эластичности показывает степень оживления доходов;
- налоговый мультипликатор;
- урове........

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение. Мн.: финансы и статистика. 2004. 410с.
2. Ахрамович А. Налоговые и другие новшества в 2008 году // Главный бухгалтер. 2007. №41. с.75-76.
3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы: история и современность: курс лекций. 1996. 337с.
4. Величко О. Изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь: что нового? (Комментарий к ст. 12 Закона РБ от 26.12.07. №302-3) // Главный бухгалтер. 2008. №3. с.31-33.
5. Веремейко Ю. Подоходный налог - 2008 // Главный бухгалтер. 2008. №2. с.76-79.
6. Воронцова О. М. Влияние налоговой системы на экономические и социальные процессы на макро- и микроуровне: Автореф. дис. канд. экон. наук: 26.09. 2006 / Белгородск. ун-т экономики. Орел. 2006. 24с.
7. Гнедов А. Экологический налог: новации и проблемы (Комментарий к ст. 7 Закона РБ от 26.12.07. №302-3) // Главный бухгалтер. 2008. №3. с.39-42.
8. Дейко А. К. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2007. №23 (120). с.4-9.
9. Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.2008 №5 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. №43" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21.03.2008. №1/9554.
10. Декрет Президента Республики Беларусь от 28.01.2008. №1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 29.01.2008. №1/9381.
11. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов". // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21.12.2007. №1/9241.
12. Евглевская О. Ф. Экономико-математические модели и методы комплексной оценки эффективности функционирования налоговой системы в регионе: Автореф. дис. канд. экон. наук: 26.09. 2004 / Кисловодск. инст-т экономики и права. Кисловодск. 2004. 26с.
13. Ермак Д. Усложнение на фоне сокращения //Национальная Экономическая Газета. 02.11.2007. №83 (1102). с.4-5.
14. Закон РБ от 26.12.07. №302-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 09.01.2008. № 4, 2/1400.
15. Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 09.01.2008. №4, 2/1400.
16. Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года № 302-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 27.12.2007. №2/1399.
17. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/313.
18. Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года № 1314- XII «О платежах за землю» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/312.
19. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года № 1321- XII «Об акцизах» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/314.
20. Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 года № 1321- XII «О подоходном налоге с физических лиц» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/316.
21. Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года № 1330- XII «О налогах на доходы и прибыль» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/317.
22. Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года № 1337- XII «О налоге на недвижимость» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/320.
23. Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года № 1335- XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 15.03.2001. №2/319.
24. Журавлева Т. А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2004. №1. с.59-62.
25. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ. 2002. 220с.
26. Золотарев И. Подоходный налог в Беларуси: эволюция и совершенствование // Банковский вестник. 2006. №8. с.51-54.
27. Кашин В. А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финансы. 2006. №38. с.13-19.

28. Киреева Е. Ф. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе // Директор. 2005. №4. с.3-5.

29. Киреева Е. Ф. Налоговые пространства в условиях экономической интеграции: теория, методология и практика. 2004. 47с.
30. Киреева Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики // Белорусский экономический журнал. 2006. №1. с.22-29.
31. Ковриго А. Налогообложение членов ассоциации “Национальный “Инфопарк” // Главный бухгалтер. 2006. №48. с.54-56.
32. Круглов Д. Применение различных ставок налогов при упрощенной системе налогообложения // Главный бухгалтер. 2008. №11. с.85-89.
33. Крылович И. Поступления в бюджет растут // Белорусы и рынок. 11-18 июля 2005. №26 (661). с.5-6.
34. Курайши Е. В. О налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2006 год // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2007. №14 (111). с.4-6.
35. Лещенко В. Доходы растут, а налоги снижаются // Народная газета. 2006. №1. с.1-3.
36. Лученок А. И. Проблемы макроэкономического регулирования. Мн.: Право и экономика. 2005. 154с.
37. Макроэкономика.: Уч. пособ. / под ред. Базылева Н. И.. 2-е изд, перераб. Мн.: БГЭУ. 2000. 214с.
38. Макроэкономика.: Уч. пособ. / под ред. Бондарь А. В.. Мн.: БГЭУ. 2007. 415с.
39. Мамыкина Н. Н. Сущность и элементы налоговой политики // Финансы и кредит. 2005. №5. с.37-40.
40. Мельникова Н. А. Бюджетно-налоговая политика. Уч. пос. Мн.: БГУ. 2005.262с.
41. Местные налоги и сборы в 2008 году: налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги // Консультант Экспресс. 24.03.2008. №12 (263). с. 11-15.
42. Налоги в РБ: Теория и практика в цифрах и комментариях. / Под общ. ред. В. А. Гюрджан. Мн.: ПЧУП «Светоч». 2002. 256с.
43. Налоги / Под. ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской Мн.: БГЭУ. 2000. 296с.
44. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общ. часть. // Национальный центр правовых актов Республики Беларусь. 02.01.2003. №2/920.
45. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси в 2006 году составила 42,8% // Национальная Экономическая Газета. 15.03.2007. №20. с.3-10.
46. Нехай Н. НДС: изменения в законодательстве в 2008 году // Главный бухгалтер. 2008. №2. с.50-57.
47. Недоступ А. Новый год - новые ставки акцизов (Комментарий к Указу Президента РБ от 13.12.07. №636) // Главный бухгалтер. 2008. №1. с.54-55.
48. О бюджете Республики Беларусь на 2007 год. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006г. №191-3 // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. №3 (100). 2007. с.86-95.
49. Образкова Т. Что ждет налогоплательщиков в 2007 году? //Национальная Экономическая Газета. 2006. №93 (1011). с. 4-6.
50. Образкова Т. Налоги 2007 года // Главный бухгалтер. 2006. №44. с.79-80.
51. Об итогах работы налоговых органов за 2007 год // Налоги Беларуси. 07.04.2008. №10. с. 5-9.
52. Об упрощенной системе налогообложения // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2007. №13 (110). с.8-9.
53. Осипова Т. Основные изменения в налоговом законодательстве на 2008 год // Главный бухгалтер. 2008. №1. с.49-53.
54. Прохожая В. Новое о налоге на прибыль в 2008 году // Главный бухгалтер. 2008. №3. с.33-38.
55. Прохожая В. Налог на недвижимость в 2008 году // Главный бухгалтер. 2008. №9. с.25-30.
56. Сакс Д. Д. Макроэкономика. Глобальный подход. Мн.: Дело. 1999. 847с.
57. Совершенствование налогового законодательства: работа продолжается // Налоги Беларуси. 07.03.2008. №9. с. 4-5.
58. Стасенко В. А. Налоговая политика и создание оптимальной налоговой системы РБ. Мн.: Парадокс. 1996. 64с.
59. Титова Е. О. Налоговое регулирование как средство макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь. БГУ. Мн.. 1999. 40с.
60. Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119 «Об упрощенной системе налогообложения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 16.10.2007. №1/8996.
61. Указ Президента Республики Беларусь от 03.05.2001. №234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 07.03.2001. №1/2614.
62. Хотько А. Бюджет столицы - 2008 // Главный бухгалтер. 2008. №12. с.31-33.
63. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. Мн.: 1997. 383с.
64. Шакутин А. Налоговая система РБ: где проходят пути упрощения // Национальная Экономическая Газета. 2006. №38. с. 22-28.
65. Шевчук А. Л. Инструменты налогового регулирования: направления использования сквозь призму мирового опыта // Главный бухгалтер. 2005. №40. с.88-91.
66. Шкирман С. Упрощенная система налогообложения: основные особенности ее применения организациями // Главный бухгалтер. 2008. №10. с.50-57.
67. Шмарловская Г. А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Уч. пос. Мн.: БГЭУ. 2000. 80с.
68. Шмарловская Г. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. БГЭУ. Мн.: БГЭУ. 1996.134с.
69. Шмарловская Г. А. Концепция налогообложения в условиях перехода к рыночной экономике. БГЭУ. Мн.: БГЭУ. 1996. 37с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.