На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84080


Наименование:


Курсовик ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.01.2015. Сдан: 2014. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Известно, что расширение связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше понимает и ценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа и общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте; отчетливо проступает его самобытность, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка.
С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят свое отражение. Декоративно - прикладная деятельность тесно связана с рисованием, лепкой, аппликацией. Как показали исследования, дети получают на них разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности - творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее.
Цель работы: выявление педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по вышивке.
Объект: процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по вышивке.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по вышивке.
Гипотеза: процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по вышивке будет успешным, если систематически:
- использовать на занятиях элементы национальных орнаментов;
- различные техники исполнения изображения;
- народные и пальчиковые игры, художественное слово.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
1.1 РОЛЬ ДЕКОРОТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Основные цели образования в современном обществе видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Базовой целевой установкой является гармонизация развития личности дошкольников в единстве духовно-нравственных, социокультурных, психологических условий и составляющих такого развития: сохранение родного языка, богатства этнокультурного и духовного наследия с одной стороны, включение в гражданскую, государственную целостность посредством овладения родным языком, знания истории Беларуси, уважения права современной личности на культурную идентичность.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность форм, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Источниками данного вида творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Окружающий мир в народном декоративно-прикладном искусстве отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличии от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Дошкольными учреждениями уже накоплен опыт знакомства детей с народными традициями и творчеством, причем художественно-трудовая деятельность, декоративно-прикладное искусство, занимают в этом направлении ведущие позиции. Успешно зарекомендовали себя в практике работы дошкольных учреждений рисование и аппликация элементов народных узоров, вышивки, изготовление лепных изделий (посуды), приобщения к вышиванию в народном стиле. Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с местными художниками и скульптурами.
В педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений народное декоративно-прикладное искусство используется в трех направлениях:
- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного искусства, включение его в интерьер дошкольного учреждения создает эстетическую среду;
- с целью ознакомления детей с народным искусством;
- для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для творческого осмысления и применения.
Именно такой подход к использованию народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. В детском саду - это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной - «Праздник птиц», «Пасха», «Именины березки». Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни; получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Вместе со взрослыми они изготавливают народные игрушки и другие предметы. В процессе этих занятий, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи.
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки - на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В мини-музее, который должен быть в каждом детском саду, демонстрируются традиционные национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучиваются в группах, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.
1.2 ВОСПРИЯТИЕ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особое место в жизни человека занимает декоративно-прикладное искусство, призванное непосредственно служить ему, делать художественно оснащенным, красивым его повседневное бытие. В то же время оно может стать действенным средством эстетического воспитания дошкольников.
В результате непосредственного чувственного контакта человека с предметами и явлениями при помощи органов чувств и слуха возникает эстетическое восприятие предмета или явления.
Восприятие - способность воспринимать явления окружающего мира. Эстетическое восприятие - вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями [21].
Процесс восприятия включает в себя субъект и объект восприятия. С.В.Погодина в своей книге отмечала: « При восприятии произведений искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение» [16. С.33].
Созерцание произведения активизирует собственное творчество детей. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта[16].
Воздействия декоративно - прикладного искусства на мысли, чувства и поведение детей дошкольного возраста не следует упрощать. На одного ребенка произведение оказывает эмоционально-эстетическое влияние сразу, на другого это влияние распространяется постепенно. Известно, что восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Воспринятые образы накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.
Во время восприятия произведения искусства уже можно наблюдать его воздействия на ребенка. После этого активизируется его самостоятельная творческая деятельность, что является последствием восприятия. Восприятие является составной частью чувственного познания и связано с ощущениями. Если в результате ощущения дети приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате восприятия у дошкольников формируется целостный образ предмета или явления [16].
Для восприятия произведений искусства имеют значение следующие виды восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное.
В психологии восприятие делится на непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное восприятие произведений искусства происходит без специально поставленной цели. Оно обусловлено выразительностью, художественной яркостью образа. Преднамеренное восприятие имеет определенные цели и задачи. Ребенок не просто смотрит, а внимательно разглядывает то или иное произведение искусства, всматривается в него.
Организуя детскую художественно-оформительскую деятельность, целесообразно выяснить отношение детей к праздничному оформлению и способам его графического и пространственного выражения при оформлении разных ситуаций. Это важно выяснить, чтобы в дальнейшем дать детям элементарные, необходимые сведения об этой работе.
Следует отметить, что определенная последовательность преподносимого детям материала предполагает его широкое разнообразие (изобразительное, литературно-поэтическое). Параллельно выявляются уровни художественного восприятия и способов действий детей при оформлении разных ситуаций. Так, исходя из специфики художественно-оформительской деятельности, важно определить способность старших дошкольников выбирать изобразительные средства и выстраивать оформление согласно содержанию и характеру литературного эпизода, теме праздника, сценарию пьесы и особенностям оформляемого помещения (в макете). Как ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Сілівон В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыўнай творчасці: Кн. Для выхавацеляў дзіцячых садоў. - Мн.: Нар. Асвета, 1989.-111 с.
1. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. - М.: «Владос», 2008. - 271 с.
2. Гасюк, Е.О., Степан, М.Г. Исторический ракурс художественного вышивания / Е.О. Гасюк // Народно-прикладное искусство. - 1998. - № 4. - С. 34-41.
3. Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004. - 202 с.
4. Емшанова, Н.А., Ворончихин, Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Н.А. Емшанова, Н.С. Ворончихин. - М.: Истра, 2009. - 240 с.
5. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996. - 208 с.
6. Лобачевская, О., Зимина, З. Белорусский народный костюм декоративные швы / О. Лобачевская. - Мн.: Беларуская навука, 2009. - 279 с.
7. Макаренко, Т.А. Народные промыслы как средство этнопедагогики / Т.А. Макаренко // Педагогический вестник. - 2006. - № 9. - С. 56-63.
8. Минц, Н.Д. Изобразительное искусство / Н.Д. Минц. - Минск: Беларусь, 2006. - 101 с.
9. Расинэ, О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. - М.: Белый город, 2007. - 719 с.
10. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута. - Мінск: БГУК, 2001. - 182 с.
11. Фадеева, О.Е. Белорусская народная вышивка / О.Е. Фадеева. - Минск: «Наука и техника», 1998. - 197 с.
12. Фокина, Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. - М.: Феникс, 2007. - 208 с.
13. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / Т.Я. Шпикалова. - М.: Владос, 1996. - 212 с.
14. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
15. ( 4Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] / Е.Г.Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380.
16.
17. ( 16Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-352с.)

18. (21Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

19. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством // Ребенок в детском саду. 2006. № 6. С. 48-50.

20. 4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. М., 1999.

21. 5. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М., 2002.
22.
23. 6. Костомарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 3-8.
24. «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию», под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой,М. «Просвещение», 1979 г.


"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, 1979), "Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965), " Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, 2007), "Программа по изобразительной деятельности в детском саду (Г.С. Швайко, 1997);
Афанасьева Р. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - 11-17 с.
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество - М., Просвещение - 1985 - 193с.
3. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве - Изд. Просвещение - 1965-215с.
4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию - М., Просвещение- 1979 - 272с.
5. Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс - 2007 -185с.
6. Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. - М.: 1982-104-118с.
7. Береснева В.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство - 1982 -368с.
8. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение - 1986 - 207 с.
9. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1982 - 175 с.
10. Богатеева З.А Тканые орнаменты прибалтийских республик // Дошкольное воспитание - 1982 - № 8 - 34-39 с.
11. Богуславская ИЛ. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. - 11 с
12. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. - М.: Просвещение,1981. - 255 с.
13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М.: Просвещение, 1987 - 160 с.
14. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. - М.: Просвещение, 1984 - 288 с.
15. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа - М., 1998 - 87 с.
16. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
17. Зернова Т. Коллективные детские работы // Дошкольное воспитание - 1963 - №3 - 35-38 с.
18. Зиннуров Ф.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953-202с
19. Каган М.С. Роль взаимодейстивя искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе - 1987- № 3-29-31с
20. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. - М., 1991-66с.
21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 192 с.
22. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974 - 206с
23. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1975 - 239 с.
24. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век - М., 2003 - 154 с.
25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.
26. Романова Н.В. Фаворский В. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР - 1963 - № 7- 24 -28с.
27. Салтыкова А.А. Образ в декоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 - 89с.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960 - 326 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.