На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84156


Наименование:


Курсовик ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.1.2015. Сдан: 2010. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………………………. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития детских организаций в России ..…………………………………………………………………………… 7
1.2 Этапы развития детских организаций в России ………………………..….. 12
2 ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА
2.1 Особенности скаутской организации ……………………………………..… 23
2.2 Особенности пионерской организации ……………………………...…..… 30
2.3 Использование опыта детских организаций в России ХХ века в современных условиях ………………………………………………… ………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…. 51
Список использованных источников .. ……………………………………….…. 54
Приложение А …………………………………………………………………… 57
Б ……………………………………………………………………. 66
В …………………………………………………………………… 68


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одна из особенностей, характеризующих жизнь детей в ХХ веке, - возникновение детских организаций. Детское движение - это процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, с установленным или без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды.
Ныне, в период реформ в России, ситуация в детском движении как в стране, так и в мире изменилась. В России вместо единой и единственной детской организации возникли и фигурируют разнообразные детские организации, объединяющие детей по принципам общих интересов и увлечений, стремлению приобщиться к тем или иным видам общественной деятельности.
Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
В разное время воспитание подрастающего поколения через детские организации и детское движение в России изучали многие педагоги, среди которых В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др.
На современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов в его исследовании. Эти исследования связаны с именами Л.В. Алиевой, М.В. Богуславского, А.В. Волохова и др.
Цель исследования: охарактеризовать детские организации в России первой четверти ХХ века.
Объект исследования: детские организации.
Предмет исследования: детские организации в России первой четверти ХХ века.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения и развития детских организаций.
2. Раскрыть этапы развития детских организаций в России.
3. Проанализировать особенности скаутской организации.
4. Охарактеризовать особенности пионерской организации.
5. Рассмотреть использование опыта детских организаций в России ХХ века в современных условиях.
Методы исследования: анализ историко-педагогической литературы по теме исследования, ретроспективный, хронологический, обобщение.
Практическая значимость работы. В дальнейшем материалы исследования могут быть использованы в качестве дополнительного источника при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, приводится методологический аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы становления и развития детских организаций, приводятся исторические предпосылки возникновения и развития детских организаций, раскрываются этапы развития детских организаций в России. Во второй главе описываются детские организации первой четверти ХХ века, даются характеристики скаутской и пионерской организаций, а также рассматривается использование опыта детских организаций в России ХХ века в современных условиях. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы. Список использованной литературы включает 34 источника.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития детских организаций в России

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует - все это делает клубную деятельность очень привлекательной. Детское движение - процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения, его развитие - показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.
Основным и важнейшим институтом общественного воспитания детей и подростков начала ХХ века являлась школа. В наиболее зажиточных семьях еще сохраняется культ домашнего гувернера и учителя-студента. Основной же массе подростков из рабочих семей и «кухаркиным детям» предназначалась в лучшем случае начальная школа. Дальнейшее их обучение в гимназиях и прогимназиях, за исключением «одаренных гениальными способностями», было заказано. Из 26,6 миллиона подростков и молодых людей, считавшихся грамотными, 25,3 миллиона было лишено возможности продолжать учебу в учебных заведениях, дающих законченное образование [1: 28-30].
С конца XIX в. в связи с завершением промышленного переворота и развитием капиталистических отношений в России усиленно протекал процесс урбанизации. Увеличение количества фабрик и заводов привлекало в города все новых жителей (с 1897 по 1913 гг. городское население увеличилось на 70%). Крестьяне уходили в город, который не был готов к такому наплыву, а, следовательно, возникали социальные проблемы, неустроенность, неудобство, что создавало почву для конфликтов, проявившихся, в том числе, и в 1905 - 1907 годах. Изменение структуры городского населения, увеличение доли рабочих и полупролетарской массы явилось причиной появления многих новых социальных проблем, одной из которых стала проблема детства. В среде рабочих, в отличие от других социальных групп, дети зачастую были предоставлены сами себе, поскольку родителям либо некогда было заниматься ими, либо они не видели в этом никакой необходимости, перенося в город деревенские традиции. В этих условиях вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, приобрели особую значимость для общества.
На рубеже веков в Российской империи появляются разнообразные организации, ставившие своей целью именно работу с детьми. Так, например, в 1894 г. в Петербурге Фребелевским обществом был открыт бесплатный детский сад для малоимущих. Вскоре подобные учреждения стали возникать и в других крупных городах, главным образом на средства благотворительности. В начале XX в. начали создаваться и детские площадки, где в хорошую погоду устраивались игры, рассчитанные на большое количество участников. Увеличилось число детских периодических изданий. Однако все подобные мероприятия были рассчитаны в основном на детей самого младшего возраста. Что же касается детей постарше и подростков, то значительную часть времени они проводили в учебных заведениях, после чего были предоставлены сами себе [4: 55].
Изменить сложившуюся ситуацию неоднократно пытались прогрессивные и либерально настроенные педагоги. В 1905 г. усилиями С.Т. Шацкого, впоследствии известнейшего советского педагога, на окраине Москвы были организованы первые клубы для детей рабочих. В следующем году при участии С.Т. Шацкого было создано детское просветительное общество «Сетлемент», деятельность которого полиция квалифицировала как «попытку проведения социализма среди маленьких детей». В условиях наступающей реакции карательные меры последовали незамедлительно: просуществовав всего год, оно было запрещено. Такая же участь постигла и организованное в 1909 г. в Москве все тем же С.Т. Шацким общество «Детский труд и отдых». Вершиной же дореволюционных воспитательно-просветительских поисков педагога стала организованная им и его женой В.Н. Шацкой в 1911 г. в Калужской губернии летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» [7: 14].
В конце XIX-начале XX века в России неоднократно предпринимались попытки создать под эгидой благотворительных обществ и комитетов различные детские организации и объединения. Одни, не успев возникнуть, тут же распадались, другие, завоевав признание детей, просуществовали до 1917 г. Примером таких объединений, ставших прообразом пионерских лагерей, являлись возникшие в конце XIX века, так называемые летние колонии. В Москве этими учреждениями ведало Общество школьных ваканционных колоний, в Петербурге - Общество охранения народного здравия. Как правило, колонии размещались на благотворительных началах в школах и помещичьих усадьбах, где отдыхали гимназисты, дети мещан, купцов и крестьян. К началу XX века только в окрестностях Москвы насчитывалось несколько десятков колоний [29: 15].
Почти все политические партии, существовавшие в Российской империи, имели «подшефные» союзы молодежи, а иногда и группы детей. Наиболее пристальное внимание воспитанию своей смены уделяла еврейская социал-демократическая партия «Бунд». Ее детская организация «Югенд-Бунд» (1904) состояла из подмастерьев и учеников (10-14 лет) мелких торговых и ремесленных предприятий западных губерний. Ребята подражали взрослым во всем, но не имели устоявшейся организационной структуры. Взрослые лишь время от времени выступали перед ними на политические темы. В 1908 г. подросшие «югендбундовцы» сформировали уже юношескую организацию «Цукунфт» («Будущее») и взяли на себя заботу о детских объединениях. Новые детские группы просуществовали до весны 1917 г., а затем реорганизовались в спортивные группы «Маккаби» и «Шомеры». Кроме того, существовали националистические группы «Соколы», грузинские «Амирани» и «Шевардени» [18: 10].
После неудачной войны с Японией в 1905 г., многие русские пришли к выводу о том, что для поднятия патриотического духа в стране необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения. Так в 1908 г. появилось в России движение «потешных». Оно было названо в честь мальчиков «потешных» (отрядов, которые в свое время создавал Петр I). «Потешные» носили военную форму и маршировали с деревянными ружьями. Какое-то время ребята занимались этим с удовольствием, однако скоро интерес пропал.
Отправной точкой в создании детских организаций в России была книга Баден-Пауэлла «Scouting for boys», присланная Императору Николаю II из Англии. Русский вариант «Scouting for boys» - это напечатанная в 1908 г. Академией Генштаба книга «Юный разведчик». Текст Баден-Пауэлла при переводе был адаптирован, исходя из условий России, так что в каком-то смысле это весьма вольный перевод, но дело тут вовсе не в соблюдении или несоблюдении авторских прав, а в том, что книга сработала, дала толчок новому движению в среде юношества.
Уже в 1909 г. штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона Олег Иванович Пантюхов организовал в Павловске (а затем и в Царском Селе) первый отряд юных разведчиков в России, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. 30 апреля 1909 г. был зажжен первый скаутский костер в Царском селе и этот день считается днем рождения скаутинга в России [22: 53-54].
В 1910 г. Баден-Пауэлл приезжал в Россию, где его принял сам Николай II. Между ними состоялась беседа о перспективах скаутинга в нашем Отечестве.
Вскоре после начала войны было основано общество помощи юным разведчикам - «Русский скаут». Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916 г. На съезде присутствовали руководители из Петрограда, Царского Села, Москвы и Киева. Через год уже в 143 городах России было около 50 000 разведчиков и разведчиц. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.
Во время гражданской войны скауты (к этому времени слово «скаут» стало употребляться чаще, чем разведчик), в основном, сочувствовали Белому движению, многие из них уходили добровольцами на фронт и помогали в тылу [13: 20].
1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами. Новая власть сразу настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «ЮК-скими» и «пионерскими» но к тому времени из этих групп было по существу выброшено скаутское содержание и заменено тезисами пролетарского воспитания. Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Тайно выпускались рукописные альманахи и журналы.
В 1926 г. последние отряды, сохранявшие верность скаутингу, перестали существовать [16: 25].
Таким образом, в начале XX века в России, вступившей на путь модернизации экономики и демократизации в обществе, были созданы предпосылки для зарождения и развития детского и молодежного движения. В условиях советской России детские и молодежные организации рассматривались как важное средство коммунистического воспитания.

1.2 Этапы развития детских организаций в России

Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.
В основу периодизации детского движения в России исследователями (Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.
Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:
I этап: 10-е годы XX века - возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
2 этап: 20е - начало 30х годов XX века - становления детского движения в форме пионерства, как нового средства воспитания детей;
3 этап: 30е - 80е годы XX века - развитие пионерского движения как массовой детской организации, звонка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;
4 этап: 90е годы XX века - 10е годы XXI века - саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества [2: 18.].
Допионерский период. 10-е годы XX века. Началом этого периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях - школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах и называются они по-разному: в Ижевске - Дом юного пролетария, в Перми - муравейник и т.д.
Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.
В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций [14: 20].
Скауты: официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске в Царском Селе под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов, первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков [29: 228].
В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.
В 1911 г. в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О.И. Пантюховым и О.Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Боострем, как председатель общества, и О.И. Пантюхов, как его вице-председатель».
Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. - в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов [15: 16].
По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое.
Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира…». После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга.
Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е-20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого [10: 5-10.].
Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую направленность, сужая рамки движения - от широкого спектра к единой массовой организации. И рождается пионерская организация.
Организация пионеров рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма.
В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы [28: 8].
Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич-наследник Алексей.
Пионерский период: 1920-30-е годы - был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране.
В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых бывшими скаутмастерами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922г. 2-й Всероссийской конференцией РКСМ резолюции о детском движении [6: 92].
Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.
Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде - при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.
После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа - дружина, класс - отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый - комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста [27: 23].
Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голод........


21. Молодежное движение России в документах (1905-1938). - М., 2000. - 324 с.
22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М., 2000. - 274с.
23. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г.Калашникова. - М., 1928. -634 с.
24. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 2001. - 374 с.
25. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации. / Авт.-сост. А.В. Волохов, И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др. - М., 2009. - 232 с.
26. Руденко, И.В. Введение в педагогику детского движения / И.В. Руденко. - М., 2003. - 158 с.
27. С веселым другом - барабаном. Сб. воспоминаний. - М., 2001. - 228 с.
28. Скаутинг. С чего начать. Сборник документов, программ и рекомендаций / Сост. В. Несевря. - М., 2004. - 208 с.
29. Соколова Э.С., Федорова М.И. Дети и детские организаций России в ХХ веке / Э.С. Соколова, М.И. Федорова. - М., 2007. - 255 с.
30. Социокинетика. Книга о социальном движении в детской среде / Под ред. Л.И. Швецовой. - М., 2000. - 191 с.
31. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства / Д.И. Фельдштейн. - М., 2007. - 160 с.
Архивные материалы
32. МО Енисейский архив. - Фонд 4. - Опись 8.
33. МО Енисейский архив. - Фонд 6. - Опись 9.
34. МО Енисейский архив. - Фонд 9. - Опись 1. - Дело 269. - ЛЛ. 3-4.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.