На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84166


Наименование:


Диплом Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старших подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 28.1.2015. Сдан: 2014. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: 90.05.

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Коррекция ситуативной тревожности старших подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема коррекции ситуативной тревожности в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………....5
1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности старших подростков……………………………………………………………………………..12
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков…………………………………………………………………..18
Глава II. Исследование ситуативной тревожности старших подростков
2.1. Этапы, методы, методики исследования…………………………………27
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…………35
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков…………………………………………………...45
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………………………………………………………………………......51
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по коррекции ситуативной тревожности старших подростков…………………………………………………...60
Заключение………………………………………………………………...........68
Список литературы…………………………………………………………….71
Приложения…………………………………………………………………….77


Введение
Повышенная ситуативная тревожность является одной из наиболее острых проблем подросткового возраста. Традиционно подростковый возраст характеризуют как самый неустойчивый и сложный период развития человека. Он сопровождается таким новообразованием, как чувство взрослости, которое очень тяжело переживается подростком. Критичность мышления, перестройка организма, частая смена настроения, неуравновешенность, потребность в самоутверждении, интерес к противоположному полу - все это не остается без внимания. Такая нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Подростку сложно осознать происходящие изменения, сложно справиться с ними. Все это вызывает повышение уровня тревожности, вне зависимости от наличия реальной угрозы.
Над проблемой тревожности работали многие ученые: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, Р. Мэй, И. П. Павлов, А. М. Прихожан, Г. С. Салливэн, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др.
Актуальность темы несомненна, поскольку ситуативная тревожность в подростковом возрасте стремительно повышается. Это вызвано не только возрастными новообразованиями подростков, но и влиянием внешней среды: экология, СМИ, уровень жизни населения в целом. Именно тревожность лежит в основе многочисленных психологических трудностей подросткового возраста. Изучение данной проблемы поможет своевременно выявить повышенную тревожность, а в дальнейшем и скорректировать ее.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности старших подростков.
Объект исследования: ситуативная тревожность старших подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности старших подростков.
Гипотеза: уровень ситуативной тревожности старших подростков изменится при проведении психолого-педагогической коррекции.
Задачи:
1) изучить проблему ситуативной тревожности подростков в психолого-педагогической литературе;
2) выявить особенности проявления ситуативной тревожности старших подростков;
3) составить и теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков;
4) определить этапы, методы и методики исследования;
5) провести характеристику выборки и проанализировать результаты исследования ситуативной тревожности старших подростков;
6) составить и экспериментально провести программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков;
7) проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
8) разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции ситуативной тревожности старших подростков.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение;
2) эмпирические методы: «Определение уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, «Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша, проективная методика « Рисунок несуществующего животного».
3) метод математической статистики: G критерий знаков.
Экспериментальная часть исследования выполнена на базе МОУ СОШ №3 города Челябинска. В диагностическом исследовании принимали участие дети 9в класса в количестве 23 человек, 11 девочек, 12 мальчиков в возрасте 14-15 лет.


Глава I. Коррекция ситуативной тревожности подростков как психолого-педагогическая проблема


1.1. Проблема коррекции ситуативной тревожности в психолого-педагогической литературе


Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию «тревожность» или «тревога», обозначаемому в английском языке термином «anxiety». В русском языке это два абсолютно разных слова, и следует отличать тревогу от тревожности. «Если тревога - это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием» [29, с. 16]
Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать эти два понятия, хотя ещё полвека назад такой дифференциации не наблюдалось. Сейчас же это разграничение характерно как для отечественной, так и для зарубежной психологии [39, с. 12].
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [42, с. 308].
По мнению Р. С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [43, с. 681]
В большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко дано следующее определение тревожности: тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [38, с. 341].
Значительные проблемы были связаны с тем, что понятия «тревожность», «тревога» и «страх» часто пересекались между собой.
Так, работа З. Фрейда по данной проблеме «Торможение. Симптом. Тревожность» через год после ее издания на родине была издана в переводе на русский под другим названием - «Страх» [63, с. 191].
Разграничение этих понятий произошло лишь в начале XIX века, хотя раньше все эти понятия сводились к одному общему - «страх». Это явление связывают с именем датского философа С. Кьеркегора [цит. по 50, с. 15].
И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения этих понятий. По их мнению, страх - это реакция на конкретную, реальную опасность, а тревожностью является реакция на опасность неизвестную, нереальную, или даже несуществующую.
В 90-е гг. XIX в. З. Фрейд впервые определил тревожность как следствие неадекватной разрядки либидо. Впоследствии он проводит ряд уточнений первоначальной концепции тревожности. Теперь он связывает тревожность с состоянием нарастающего психического напряжения, которое является в свою очередь результатом, не находящей выхода энергии либидо. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916-1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха. Таким образом, страх и тревожность видятся как обратные, отрицательные стороны сексуального влечения. Только впоследствии, в процессе разработки метапсихологии З. Фрейд определяет тревожность как функцию Эго. С этой точки зрения тревожность приобретает адаптивную функцию, ее назначение состоит в предупреждении индивида о надвигающейся угрозе, с которой необходимо как-то справиться [цит. по 12, с. 57].
А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [51, с. 4].
Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [33, с. 46].
Г. М. Бреслав определяет, что тревожность - личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности [11, с. 473].
Важным моментом в определении сути тревожности будет разведение этого понятия и понятия страх. Первым, кто четко разграничил страх и тревожность, был Кьеркегор; он противопоставил предметному страху, страху чего-либо, страх ничто: как он сам путано выразился, "ничто, с которым у индивида нет ничего общего". Вообще можно выделить пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти понятия.
Первый критерий - степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.
Второй критерий - направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае "витальной угрозы", а тревожность - когда, опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной.
Третий критерий - способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. Тревожность обычно порождает другой способ реагирования - недифференцированную поисковую активность.
Четвертый критерий - сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая "надстройка", формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.
Пятый критерий - интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение [8, c.13].
Анализируя указанные критерии, легко увидеть, что не все они практически применимы, а некоторые вызывают возражения. Разделение страха и тревожности по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций. Поэтому разграничение тревоги и страха обычно базируется на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом [73, c. 568], в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом, тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом.
Изучающие тревожность авторы: К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни, согласны с тем, что тревожность есть диффузное опасение и что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную опасность, а тревожность, беспредметна. Особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [цит. по 42, с. 215].
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
О. Х. Маурер считал, что основная функция тревожности - сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх [цит. по 48, с. 93].
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям [23, с. 16].
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
По степени осознанности тревожных переживаний А.М. Прихожан выделяет открытую и скрытую тревожность. Скрытая тревожность не осознается субъектом переживаний и проявляется либо в излишнем внешнем спокойствии при отрицании фактов неблагополучия, либо косвенно - через специфические поведенческие реакции. Открытая тревожность, наоборот, является сознательно переживаемой и отчетливо наблюдается в поведении и деятельности индивида. В качестве одного из вариантов открытой тревожности выступает "культивируемая" тревожность ("выученная беспомощность"), связанная с тем, что субъект переживания манипулирует окружающими людьми, осознанно усиливая проявление симптомов тревожного состояния с целью получения "условной выгоды" [51, c. 16].
Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность - как свойство личности. Личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ситуативная тревожность порождается некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Она характеризуется субъективными переживаниями, эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [59, c. 24].
По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу) [68, с. 56].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения [69, с. 158].
Таким образом, над проблемой тревожности работали многие ученые: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, Р. Мэй, И. П. Павлов, А. М. Прихожан, Г. С. Салливэн, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др.
Изучив взгляды отечественных и зарубежных авторов на ситуативную тревожность можно сделать вывод, что ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.


1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности старших подростков


Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Среди возможных причин возникновения тревожности могут выступать: физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе. Но первое место в этом списке занимает неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями.
Формированию неблагоприятного усиления тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть. Тревожность может формироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей [54, с. 44].
Д. Е. Журавлев рассматривает период с 13-16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность [26, с. 185].
Н. В. Перешеина и М. Н. Заостровцева пишут, что именно в подростковый период происходит усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личностные процессы развития ребенка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток - это еще не ребенок, но и не взрослый [цит. по 71, с. 158].
Возникшее у подростка чувство взрослости выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы старшие уважали достоинства его личности, считались с его мнением. Характерными чертами его поведения являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, напряженность и конфликтное отношение с окружающими, склонность к крайним оценкам и суждениям [26, с. 188].
Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.
Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т.д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность [32, c. 133].
Ш. Бюллер выделила в юношеском периоде 2 фазы: позитивную и негативную. Подростковый этап относиться к негативной фазе. Ее характерные черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями. Эта фаза начинается, по мнению Ш. Бюллер в 11 - 13 лет, у мальчиков в 14 - 16 лет [цит. по 20, c. 172].
Исследуя проблему ситуативной тревожности подростков, Н. Д. Левитов определяет, что каждому возрасту соответствуют свои специфические потребности и способы их удовлетворения, порождающие то или иное поведение. Очень часто подростковые потребности превышают реальные возможности их удовлетворения. Возникает конфликт между стремлением удовлетворить завышенные потребности и крайне ограниченными средствами, способностями и возможностями для их реализации. Такой конфликт приводит к эмоциональному напряжению, повышению уровня тревожности [33, с. 53].
Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, "когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным" [17, с. 115].
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики" тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.
Карен Хорни считает, что у тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии - для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным - чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе - чтобы завоевать сочувствие. Если ребенок не может обрести любовь - он может искать власти над другими [69, с. 78].
Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоуничижение.
Анализируя кризис подросткового возраста (самый длинный и сложный из всех кризисов), Л. И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется на первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"). На второй фазе (14-17 лет) - осознанием своего места в будущем, т.е. рождением жизненной перспективы: в нее входит и представления о своем желаемом Я, и о том, что он хочет совершить в своей жизни [10, с. 131].
Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит "угроза". Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен [61, с. 318].
Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие [40, с. 274].
Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения - и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.
Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.
Все виды тревожного расстройства ухудшают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю, от него нельзя избавиться [46, с. 109].
Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне - в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении.
Дело в том, что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье развитие отстает, и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [14, с. 98].
Анализируя ситуативную тревожность старших подростков, можно сказать, что характерными чертами его поведения является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость, напряженность и конфликтное отношение с окружающими. Именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения - и со сверстниками своего и противоположного пола, и со взрослыми.
Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. В связи с этим школа вынуждена значительно усиливать работу по коррекции ситуативной тревожности старших подростков.


1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков


Психолого-педагогическая коррекция, по А. А. Осиповой, - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия. Недостатки коррекции, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [45, с.7].
Скотарева Е. М. считает, что психолого-педагогическая коррекция - это форма профессиональной совместной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития [57, с. 6].
Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье.
Организация психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков начинается с построения модели предстоящей деятельности. В. И. Долгова и Я. В. Латюшин предлагают в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы [22, с. 39].
А. Д. Гонеева определяет понятие «модель» как схему, изображение или описание природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления, объекта [19, с. 158].
При построении модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков был использован метод целеполагания. Для этого было разработано дерево целей [рис. 1].


Рисунок-1 Дерево целей
Продиагностировав и выявив особенности проявления ситуативной тревожности старших подростков, была разработана программа коррекции данной тревожности. Программа психолого-педагогической коррекции содержит несколько блоков: диагностический, коррекционный, проверки эффективности коррекционного воздействия. Каждый блок состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков отражена в модели данной работы [Рис. 2].


Рисунок-2 Модель психолого-педаго........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.