На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84236


Наименование:


Диплом Формирование позитивных детско-родительских отношений в современной семье на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 97 «Голубок». Подготовительная группа № 6 «Золотой ключик», дети 6-7 лет и родители.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 30.01.2015. Сдан: 2012. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: 48.

Описание (план):


Содержание

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития детско-родительских отношений в современной семье
1.1 Современная семья, её признаки и формы……………………………….8
1.2 Исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений в современной семье………………………………………….20
1.3 Типология стилей детско-родительских отношений…………………….36
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….45
Глава 2 Процесс формирования позитивных детско – родительских отношений в современной семье
2.1 Уровни развития позитивных детско-родительских отношений в современной семье ……………………………………………………………..48
2.2 Педагогические условия формирования детско-родительских отношений в современной семье.……………………………………………………………61
2.3 Эффективность программы формирования позитивных детско-родительских отношений в современной семье………………………………67
Выводы по 2 главе……………………………………………………………76
Заключение………………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………………….81
Приложение


Введение
Актуальность исследования: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Многих учёных самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений в современной семье, исследование специфики родительского отношения.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер, Целуйко В. М. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, типология стилей детско-родительских отношений, характер супружеских отношений и т.д.
Значимость работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.
Родительские установки, или позиции, стили отношений— один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская, понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации.[12.C.32] В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.
Таким образом, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в современной семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Объект исследования - детско-родительские отношения в современной семье
Предмет исследования - процесс формирования позитивных детско-родительских отношений в современной семье.
Цель исследования: определить эффективные методы, формы и средства формирования позитивных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования – формирование детско-родительских отношений будет позитивным если:
- воспитатели, зная индивидуальные особенности детей, используют эффективные методы, формы и средства на занятиях;
- родители корректируют тип семьи, позиции, стили отношений, выбирая наиболее оптимальную роль ребёнка в семье;
- обеспечивается гармоничное сотрудничество семьи и ДОУ (воспитателей – детей – родителей).

Задачи :
1. Уточнить признаки и формы современной семьи;
2. Проанализировать исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений в современной семье;
3. Рассмотреть типологию стилей детско-родительских отношений;
4. Определить уровни сформированности позитивных детско-родительских отношений в современной семье;
5. Обосновать условия формирования детско-родительских отношений в современной семье;
6. Оценить эффективность программы формирования позитивных детско-родительских отношений в условиях ДОУ.
Методологической базой исследования послужили:
- теория развития личности ребёнка в трудах Божович Л.И., Леонтьева Л. Н., Лурии А. Р., Элюконина Д. Б.;
- основные позиции личностно-ориентированного подхода Корепанова М. В., Суиков В. В. и др.;
- особенности функциональных взаимоотношений в семье в работах Антонова А. И., Голод С. И., Харчева А. Г. и др.;
- теория Лисиной М. И. о развитии общения ребёнка в онтогенезе; положение о том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребёнка;
- исследования в области детско-родительских отношений Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Спиваковская А. С., Варга А. Я., Карабанова О.А.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме формировании позитивных детско-родительских отношений в современной семье; выделение главного.
2. Эмпирические: анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ и обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнены признаки и формы современной семьи; проанализированы исследования отечественных психологов в области детско-родительских отношений в современной семье; рассмотрены типологии стилей детско-родительских отношений.
Практическая значимость заключается в том, что выявлены уровни сформированности позитивных детско-родительских отношений в современной семье; обоснованы условия формирования детско-родительских отношений в современной семье; разработана и апробирована программа по формированию позитивных детско-родительских отношений условиях ДОУ, что может быть использовано в работе дошкольных учреждений, а также на лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки воспитателей.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида № 97 «Голубок». Подготовительная группа № 6 «Золотой ключик», дети 6-7 лет и родители.

.


Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье
1.1 Современная семья, её признаки и формы
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.[45,С.23]
Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :
- семья стала меньше по численности;
- современная семья менее стабильна;
- уменьшилось число семей, где глава муж;
- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.
В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории:
- по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;
- по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;
- по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;
- по особенностям семейного быта, укладу: семья - «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.;
- по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;
- по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;
- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.
- по семейному стажу; географическому признаку и т.д.
Современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.[6,С.33]
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире....


Заключение
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника.
Обобщая, детерминанты родительского отношения в различных психологических концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой "задел" на будущее.
Разрабатывая программу исследования, мы исходили из того, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Контрольная диагностика после программы показала следующие результаты: родители, составляя портрет своих детей в большинстве случаев 88% оценили их как личность. Выделяли их лучшие личностные качества, такие как добрый, весёлый, способный, приветливый, отзывчивый в 62%. Уровень взаимодействия родителя с ребёнком повысился, высокий и средний уровень взаимодействия имеют 92% и лишь у 8% уровень взаимодействия имеет низкий уровень. Увеличилась симпатия и уважение к своему малышу 95 %; а также близость между родителями и детьми в 90%. Кроме этого, у большинства детей повысилась самооценка 92% и уровень притязания 60%, усилились волевые проявления в качестве настойчивости, целеустремлённости, выдержки, самостоятельности в 98%. Выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.


Список литературы
1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2004.- №2.
2. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 2001, - 32 с.
3. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена / Вопросы психологии.- 1999.- №6.- 155-164 с.
4. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / Перев. С англ. Н.Рассказовой, А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 45 с.
5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения / Вопросы психологии.- 2007.- №1.- 67-70 с.
6. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2003.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 49 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология / Собр. Соч. - М., 2000.- т.4.
9. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2000.- №4.- 53 с.
10. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал.- 1999.- №6.
11. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004, - 123 с.
12. Дробот О. Любить друг друга - значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону / Семья и школа.- 1999.- №10.- 79 с.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001, - 13 – 19 с.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 2009.
16. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 2003. -№1.
17. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей /Вопросы психологии.- 1990.- №2.
18. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Психолог в детском саду .- 2003.- №1.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 2000.
20. Зверева Н.В. Семья и воспроизводство человеческого капитала / Вестник Московского университета.- 1999.- №5.
21. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2005, 123 с.
22. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.
23. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми / Вопросы психологии.- 1999.- №1.
24. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Школа здоровья.- 2004.- №2.
25. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье / Обруч.- 1999.- №5.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 2000.
27. Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск:,2008.
28. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / Журнал практического психолога.- 1999.- №3.
29. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: , 2002..
30. Москаленко В.Д. Ребёнок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии.- 1999.- №4.
31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.
32. Панфилова М.А. Тест для родителей / Обруч.- 2000.- №3.
33. Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей / Журнал практического психолога.- 1999.- №1.
34. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Вопросы психологии.- 2001.- №1.
35. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу / Вопросы психологии. -1999.- № 2. -
36. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2002.
37. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.
38. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста / Вопросы психологии.- 2003.- №5.
39. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей / Вопросы психологии.- 1999.- №2.
40. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / Вестник Московского университета.- 2000.- №1.
41. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз.- СПб , 1999.
42. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.
43. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.
44. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
45. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.
46. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.-
47. Семья. Книга для чтения 1 и 2. / Сост И.С. Андреева, А.В. Гулыга.- М.: Политиздат, 1999.
48. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
49. Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии.- 1999.-№6.
50. Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов.- Ростов-на-Дону, 1999.
51. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.
52. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003.
53. Целуйко В.М. Современная семья: социально-психологические и этические проблемы. . - М.: Владос, 2001.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.