На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84305


Наименование:


Курсовик Особенности формирования бюджетного баланса в российской и международной практиках

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Экономика, Аудит. Добавлен: 02.02.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:

Введение 3
1. Бухгалтерская финансовая отчетность, ее назначение и задачи
1.1 Понятие и состав бухгалтерской отчетности, классификация бухгалтерской отчетности 4
1.2 Происхождение баланса и балансовой теории 8
1.3 Значение, виды и функции бухгалтерского баланса 11
1.4 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 15
2. Направления формирования показателей бухгалтерского баланса в российской практике и МСФО
2.1 Сопоставление российской и зарубежных методик составления бухгалтерского баланса 21
2.2 Порядок составления баланса по МСФО 23
2.3 Проблемы формирования бухгалтерского баланса и МСФО 32
Заключение 38
Библиографический список 39
Приложения 40


Введение
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам
Бухгалтерский баланс является одной из главных составных частей бухгалтерской отчетности, обеспечивающий пользователей информацией о финансовом положении организации, которое определяется существующими в распоряжении организации активами (ресурсами), структурой обязательств и капитала, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования баланса в российской и международной практиках.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия и состава бухгалтерской отчетности;
- рассмотрение понятия бухгалтерский баланс и его классификации;
- приведение общей схемы составления бухгалтерского баланса;
- сравнительная характеристика баланса в российской практике и МСФО;
- рассмотрение порядка составления баланса по МСФО;
- рассмотрение проблем формирования бухгалтерского баланса.

1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

1.1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности, классификация бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
В соответствии с действующим порядком под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год кумулятивным способом, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь, отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Организации, имеющие дочерние общества, составляют и представляют, помимо собственного бухгалтерского отчета, также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних обществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений в показатели форм своей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность организации (за исключением отчетности кредитных и бюджетных организаций) согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» состоит из:
• бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
• приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту;
• пояснительной записки.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
В состав годовой бухгалтерской отчетности согласно приказу Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 №66-н, включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, а также приложения к ним.
При этом в состав указанных приложений включаются:
• отчет об изменении капитала;
• отчет о движении денежных средств;
• пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые оформляются в табличной и (или) текстовой форме.
Кроме того, для некоммерческих организаций предусмотрена специальная отчетная форма – отчет о целевом использовании полученных средств.
Месячная и квартальная отчетности являются промежуточными и также составляются кумулятивным способом. При этом квартальная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Измерение показателей в отчетных формах осуществляется в валюте Российской Федерации. При этом показатели в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж и обязательств, в соответствии с действующим нормативным регулированием имеют право отражать показатели в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.
Бухгалтерская отчетность утверждается в порядке, установленном законодательно и указанном в учредительных документах организации. При этом отчетность подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.
В соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержденная в установленном порядке бухгалтерская отчетность представляется: учредителям, участникам, собственникам, территориальным органам статистики. Другим пользователям, в частности, банкам, органам исполнительной власти, бухгалтерская отчетность предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, согласно Налоговому Кодексу РФ бухгалтерская отчетность предоставляется по требованию в налоговые органы.
Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего года за отчетным, а квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Участники (учредители) предприятия устанавливают в пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность, утвержденная в установленном порядке, представляется в течении 90 дней после окончания отчетного года. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям только после ее утверждения в установленном порядке.
Соответствующему адресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственного вручения, либо отправлена по почте. При этом, согласно действующим правилам, бухгалтерская финансовая отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, которое оформляется с обязательным указанием:
• адреса, куда направляется письмо;
• исходящего номера и даты отправления;
• краткой информации об объекте отправления, а именно: что отправляется (годовая или промежуточная отчетность), период, за который составлена отчетность, перечень форм отчетности.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерской отчетности» за организацию бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям несет ответственность руководитель организации. Руководитель организации для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности обязан:
• возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
• заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность, как правило, составляется по формам, утвержденным соответствующим приказом Министерства финансов РФ. При этом предприятия могут составлять отчетность по формам, отличных от форм, утвержденных Министерством Финансов РФ. Применение иных форм должно быть обусловлено спецификой деятельности предприятия и утверждено в соответствующем порядке. Информация, которая будет содержаться в утвержденных предприятием формах отчетности, должна глубже и шире раскрывать деятельность, чем показатели форм, предложенных Министерством финансов РФ. Порядок утверждения форм нормативными актами не регламентирован. Однако представляется обоснованным применяемые формы бухгалтерской отчетности утвердить в составе учетной политики предприятия. При этом должны быть заполнены все реквизиты форм отчетности:
• название предприятия и его организационно-правовая форма;
• отчетная дата (например, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря).
На формах отчетности должен быть обязательно указан формат представления числовых данных (тыс.руб. или млн. руб.). При этом записи должны быть произведены во всех графах отчетности. Исправления в отчетности не допускаются, а по статьям отчетности, значения которых равны нулю, должен быть поставлен прочерк.
По каждому числовому показателю, представленному в бухгалтерском балансе, данные должны быть приведены за три сопредельных периода: отчетный, предшествующий год и год, предшествующий предыдущему.
В остальных отчетных формах по каждому числовому показателю, представленному в отчетных формах, данные должны быть приведены за два периода: отчетный и предшествующий год. Если в учетную политику были внесены изменения, то показатели за предшествующий период должны быть приведены в соответствие с показателями за отчетный период. Кроме того, показатели статей отчетности, в которые включены данные активно-пассивных счетов, приводятся в развернутом виде.
Бухгалтерская отчетность составляется в рублях и на русском языке. При этом подписывает отчетность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Если бухгалтерский учет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель этой организации или специалист, ведущий бухгалтерский учет и составляющий отчетность.
Возможность выбора необходимых правил и процедур в рамках действующего нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вызвала необходимость в разработке дополнительных способов ее раскрытия. С помощью таких способов заинтересованные группы внешних пользователей получают необходимые для себя данные, позволяющие принять им аргументированное решение о взаимодействии с организацией. [6]

1.2. Происхождение баланса и балансовой теории

Баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни компаний. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. В архивах компании Франческо Датини впервые в истории можно найти документально подтверждённый принцип применения двойной записи при отражении операций по счетам. Кроме этого в его торговой компании в первой половине 1390-х был составлен первый годовой бухгалтерский баланс, прототип современного. Первые теоретические сведения о нём были получены только в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом.
Баланс, который был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный документ, состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Значения самих понятий «дебет» и «кредит» не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона.
Таким образом, смысл группировки данных в балансе был пользователям непонятен. В результате такой разноски в актив, наряду с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наряду с кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль. Такой подход по сути называется теорией одного ряда счетов, в основу такого подхода принята предпосылка, что все счета одинаковы по своей природе и подчиняются общим правилам регистрации (например, формирование корреспонденций счетов по правилу: дебетовать того, кто получает, а кредитовать того, кто даёт.
Такой способ группировки сохранялся несколько веков. Только через триста лет после появления баланса появились первые критические реплики в адрес бухгалтерии. В XIX веке в Европе стали появляться акционерные общества, чьи балансы публиковались в газетах и даже рассматривались в судах.
Первыми среагировали на факт смешения данных в балансе французские бухгалтеры Евгений Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80-х годов XIX века они написали работу «Общие руководящие начала счетоведения», сделав выводы, что в активе баланса, наряду с действительными активами, есть и активы фиктивные. Аналогично, пассив, наряду с настоящими пассивами, содержит пассивы фиктивные. Именно тогда возникла идея заменить слова «актив» и «пассив» словами «дебет» и «кредит». В газетах начали появляться балансы акционерных обществ с заголовками «дебет и кредит». Такой подход был адекватнее предыдущего, так как на сторонах баланса определялась именно сторона счёта, на которой находилось сальдо, но всё равно не решал проблем. Тогда было решено в балансе ничего не менять, но предупреждать пользователей о наличии фиктивных статей в активе и в пассиве, но такой вариант вызвал широкое возмущение пользователей.
В первой половине XX века основоположник немецкой камеральной бухгалтерии Иоганн Фридрих Шер предложил провести реформу процедуры составления баланса, которая состояла из 3 этапов:
• перенос убытков из активов в раздел капитала с обратным знаком.
• перенос кредиторской задолженности на левую сторону с обратным знаком.
• переименование заголовков сторон: совокупность статей на левой стороне баланса Шер назвал «имущество» (которое состоит из имущественного актива и имущественного пассива). Правую сторону баланса он называл словом «Капитал».
Теория двух рядов счетов (так называется теория Шера), пришла на замену теории одного ряда счетов и позволила ясно и просто определить дебет и кредит бухгалтерского счёта.
В России в 1908 году Георгий Авксентьевич Бахчисарайцев разработал и опубликовал теорию, в которой заявил, что бухгалтерию следует понимать только через баланс (приложение А). Баланс в его исторической форме и балансовый метод в целом следует принять в качестве аксиомы и далее основывать все теоретические положения на их основе. Точка зрения Бахчисарайцева нашла поддержку в России и за рубежом. К 1930 году в России балансовая теория стала общепринятой, а теория двух рядов счетов не использовалась. Но уже в начале XX века началась поэтапная реформация баланса в направлении, указанном Шером, и баланс становился понятнее.
Во второй половине XIX века в США и Великобритании активно развивалось банковское дело и финансовые рынки, что потребовало предоставления финансовой отчетности для получения кредитов и участия в торгах на биржах. В итоге появились хорошо структурированная и достаточно унифицированная отчетность, которая строилась исходя из интересов различных пользователей отчетности, в том числе и менеджеров. Сейчас баланс, составленный по МСФО, состоит не из двух, а из трёх элементов: активов, капитала и обязательств. Причём убытки находятся не в активах, а в капитале. [13]

1.3. Значение, виды и функции бухгалтерского баланса

Бухгалтерский бала?нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.
Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее. [13]
Самостоятельный бухгалтерский баланс согласно статье 48 Гражданского кодекс РФ – один из признаков юридического лица. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета – имущественной обособленности хозяйствующего субъекта. Здесь проявляется первая функция баланса – экономико-правовая.
Бухгалтерский баланс служит основным источником информации об имущественном состоянии организации. Другими словами, из баланса обширный круг заинтересованных пользователей узнает, какой имущественной массой, т.е. собственным капиталом, располагает собственник. Это вторая функция баланса.
Следующая (третья) функция баланса – информация о степени предпринимательского риска. По данным баланса можно судить о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.
По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период (четвертая функция). На основании анализа финансового результата оценивают способность руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы. [2]
Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления (табл. 1).


Таблица 1 – Виды бухгалтерского баланса

Признак группировки Вид
1. По способу формирования Сальдовый баланс
Оборотный баланс
2. По периодичности Вступительный (начальный) баланс
Заключительный баланс
Годовой бухгалтерский баланс
Промежуточный бухгалтерский баланс
Санируемый баланс
Ликвидационный баланс
3. По степени готовности Предварительный (провизорный) баланс
Заключительный баланс
4. По уровню консолидации Единый бухгалтерский баланс
Консолидированный (сводный) баланс
Разделительный баланс
5. По признаку источника составления Инвентарный баланс
Книжный баланс
6. По наличию регулирующих статей Баланс-брутто
Баланс-нетто

Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения.
Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.
Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году.
Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме.
Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства.
Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращения деятельности как юридического лица.
Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.
Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании.
Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
Книжный баланс строится по данным бухгалтерского учёта без проверки книжных записей путем инвентаризации.
Баланс-брутто и баланс-нетто отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто.
По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.
Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере . [13]

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

Субъекты хозяйственной деятельности, реализуя свои интересы, ставят перед бухгалтерской отчетностью определенные цели, которых они могут достигнуть путем выбора тех или иных подходов к формированию информации. Поэтому в настоящее время при рассмотрении вопросов организации бухгалтерского учета особое внимание уделяется нормативному регулированию бухгалтерской финансовой отчетности.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов Российской Федерации, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В первой его части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязанность утверждения годового бухгалтерского отчета; случаи обязательного аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ; порядок реорганизации и ликвидации предприятий. В четвертой части ГК РФ в седьмом его разделе «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» определен перечень объектов, которые в бухгалтерском учете именуются нематериальными активами.
Другим не менее важным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов Российской Федерации и порядок представления их бухгалтерской отчетности, является Федеральный Закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Статьями 47 и 48 настоящего Закона регламентируется порядок утверждения и представления бухгалтерской отчетности акционерными обществами. Также отдельные вопросы бухгалтерской отчетности вытекают из норм федерального закона № 14-ФЗ от 8.12.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Законодательные и нормативные акт, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, по степени их значимости группируются по четырем уровням:
1. Федеральный Закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Федеральный Закон РФ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
2. Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказами Министерства финансов РФ (приложение Г).
3. Методические рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, утверждаемые приказами Минфина РФ, а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложенные в письмах Минфина РФ.
К таким нормативным актам относятся следующие:
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21.03.2000 № 29н;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49н;
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н;
Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденные приказом Министерства финансов РФ и ФКЦБ РФ от 29.01.2003 № 10н, 03-6/пз;
Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 28.11.1996 № 101 и другие. [6]
4. Учетная политика организации, утверждаемая руководителем.
Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При формировании учетной политики утверждаются:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетический и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• методы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на:
методические – аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее имущественного состояния;
организационно-технические – приемы и методы организации работы бухгалтерской службы предприятия, направленные на успешное выполнение основных задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия управленческих решений.
Учетная политика должна содержать конкретную информацию по обоснованию:
• выбранных организацией способов бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования;
• способов бухгалтерского учета, описания которых нет в нормативных документах более высоких уровней;
• способов бухгалтерского учета, которые определены документами более высоких уровней и особенности применения которых организация утверждает исходя из специфики условий деятельности: отраслевой принадлежности, характера и масштаба операций;
• способов бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, когда достаточно сложно определить законодательные приоритеты для того или иного способа. [7]
Учетная политика организации должна обеспечивать:
• полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
• рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). [11, п.6]


2. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ И МСФО

2.1. Сопоставление российской и зарубежной методик составления бухгалтерского баланса

В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, понятную всем пользователям, и таким образом завоевать доверие реальных и потенциальных инвесторов.
В рыночной экономике отчетность становится средством эффективного взаимодействия организации и потребителей информации. Финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отличие от других видов информации включающая отдельные показатели финансового состояния организаций, является единственно доступной и официально открытой как на российском, так и на международном уровне. Поэтому изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, произошедшие в последние годы, направлены на создание организационных предпосылок формирования полезной информации на базе основного инструмента реформирования бухгалтерского учета - МСФО.
Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить понятную всем пользователям информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, и таким образом завоевать доверие реальных и потенциальных инвесторов.
Порядок формирования и представления финансовой отчетности в российской системе учета установлен Принципами подготовки и представления финансовой отчетности, в которых определены основные требования к качеству финансовой отчетности, а в международной практике - МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".
Финансовая отчетность является структурированным представлением финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Целью финансовой отчетности является представление такой информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений.
В международных стандартах установлены основные компоненты финансовой отчетности. Принципиальных отличий в составе основных форм отчетности в международной и отечественной практике нет. Существенным различием является подход к раскрытию информации. Степень раскрытия информации играет существенную роль при представлении отчетности на международные рынки капитала.
Различия в подходах к оценке некоторых статей баланса в российской и международной практике не позволяют пользователям получить достоверную информацию, и только полное раскрытие в примечаниях этих статей поможет удовлетворить их информационные потребности в необходимом объеме.
Информация, содержащаяся в обязательных формах отчетности, лишь частично отражает деятельность компаний. Полное раскрытие полезной информации обеспечивается всей совокупностью основных и дополнительных отчетов, а также дополнительной финансовой и нефинансовой информацией (приложение Д).
Состав раскрываемой информации и требования к раскрытию в отечественном законодательстве и МСФО несколько различаются. Приведем сравнительную характеристику требований к информации, предоставляемой различными формами отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и международными стандартами (приложение Е).
Баланс представляет собой одну из обязательных форм отчетности и содержит три основных компонента: активы, обязательства и капитал.
В МСФО используется балансовая концепция поддержания капитала, и поскольку через активы и обязательства определяются другие понятия - "капитал", "доход", "расход", то можно сделать вывод о приоритете баланса над отчетом о прибылях и убытках .
Общий рекомендуемый подход к составу статей баланса состоит в том, чтобы все элементы баланса располагались в порядке возрастания или убывания ликвидности. Предусматривается возможность включения в баланс дополнительных строк с целью помочь пользователям лучше понять и оценить финансовое состояние организации. [14]

2.2. Составление баланса по МСФО

Представление бухгалтерского баланса в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности регламентируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Теперь баланс называется отчетом о финансовом положении, а отчет о прибылях и убытках — отчетом о совокупном доходе. Стандарт достаточно гибок и, таким образом, применим к различным видам компаний вне зависимости от рода деятельности и размера. В соответствии с МСФО капитал является балансирующей статьёй, наличие которой и делает баланс автоматически сходящимся.
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» является документом, обязательным к применению всеми компаниями, формирующими финансовую отчетность по международным стандартам. Полный комплект этой отчетности представлен в приложении Ж.
Объекты, представляемые непосредственно в отчете о финансовом положении, должны быть классифицированы как текущие и долгосрочные активы, краткосрочные и долгосрочные обязательства, за исключением случаев, когда структура отчета на основе ликвидности более уместна. В ситуации, когда применяется данное исключение, все активы и обязательства должны представляться в порядке убывания (или нарастания) их ликвидности. По каждой статье активов и обязательств, объединяющей суммы, которые предполагается возместить (или погасить) в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода; и в срок, превышающий 12 месяцев после даты окончания отчетного периода.
Организация обязана раскрыть информацию о суммах, которые предполагается возместить (или погасить) в течение срока, превышающего 12 месяцев. В тех случаях, когда организация поставляет товары (или услуги) в рамках четко идентифицируемого операционного цикла, полезно раздельное представление оборотных и внеоборотных активов (краткосрочных и долгосрочных обязательств), поскольку при этом разграничиваются чистые активы, которые используются непрерывно как оборотный капитал, и те, которые используются долгосрочно. Кроме того, при такой классификации выделяются активы, которые предполагается конвертировать в денежные средства в течение текущего операционного цикла, и обязательства, подлежащие погашению в течение того же периода.
Организация может представлять одну часть своих активов и обязательств в группировке текущие/долгосрочные и краткосрочные/долгосрочные, а другую — в порядке убывания (нарастания) ликвидности, если это более полезно в информативном плане.
Сведения о предполагаемых датах конвертирования в денежные средства активов и обязательств имеют большое значение для оценки ликвидности и платежеспособности организации. Требования по раскрытию информации о датах погашения (сроках оплаты) финансовых активов и финансовых обязательств установлены МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».
В состав финансовых активов включают дебиторскую задолженность покупателей (торговую) и прочую дебиторскую задолженность, а в состав финансовых обязательств — кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам (торговую) и прочую кредиторскую задолженность. Данные о предполагаемой дате возмещения и погашения немонетарных активов и обязательств, например запасов и резервов, имеют значение независимо от того, классифицированы ли активы и обязательства соответственно как текущие/долгосрочные, краткосрочные/долгосрочные.
Организация раскрывает информацию о сумме запасов, которые предполагается продать по истечении 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Текущие активы. Актив классифицируется как текущий, если он удовлетворяет любому из приведенных ниже критериев:
• предполагается, что актив будет конвертирован в денежные средства (или предназначен для продажи или внутреннего использования) в течение обычного операционного цикла;
• актив предназначается главным образом для торговых целей;
• предполагается, что актив будет конвертирован в денежные средства в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода;
• актив представляет собой денежные средства (или эквивалент денежных средств в соответствии с определением МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»), если на его обмен не установлены ограничения (или он предназначен для погашения обязательств) как минимум в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.
Операционный цикл — это интервал времени между приобретением активов для переработки и их конвертированием в денежные средства. Если обычный операционный цикл не может быть четко идентифицирован, предполагается, что он равен 12 месяцам.
Краткосрочные обязательства. Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное, если оно удовлетворяет любому из приведенных ниже критериев:
• предполагается, что обязательство будет погашено в течение обычного операционного цикла;
• обязательство предназначается главным образом для торговых целей;
• срок его погашения наступает в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода;
• организация не имеет безусловного права отложить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные.
Финансовые обязательства, обеспечивающие финансирование на долгосрочной основе (т.е. не являющиеся частью оборотного капитала), срок погашения которых не наступает в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода, являются долгосрочными обязательствами.
Отражение таких финансовых обязательств, как банковские кредиты, регламентируется достаточно жестко. Ключевой датой, по состоянию на которую определяется классификация, выступает дата окончания отчетного периода. Даже если предполагается рефинансирование, обязательство по кредиту классифицируется по состоянию на дату окончания отчетного периода.
Непосредственно в составе отчета о финансовом положении должны быть представлены, как минимум, следующие статьи:
1) основные средства;
2) инвестиционная собственность;
3) нематериальные активы;
4) финансовые активы;
5) инвестиции, отраженные по методу долевого участия;
6) активы, классифицированные как удерживаемые для продажи, и активы, включенные в группу выбытия, классифицированные как удерживаемые для продажи, в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»);
7) биологические активы;
8) запасы;
9) дебиторская задолженность покупателей и прочие виды дебиторской задолженности;
10) денежные средства и эквивалентны денежных средств;
11) кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, а также прочие виды кредиторской задолженности;
12) резервы;
13) финансовые обязательства;
14) обязательства и активы по текущим налогам (в соответствии с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»);
15) активы и обязательства по отложенным налогам (в соответствии с положениями МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»);
16) неконтрольная доля, представленная в капитале;
17) акционерный капитал, выпущенный компанией, а также фонды (резервный капитал), принадлежащие владельцам материнской компании.
Основные средства — это материальные активы, которые отвечают двум требованиям:
• используются в деятельности компании для производства или продажи товаров (услуг), для сдачи в аренду другим компаниям или в административных целях;
• предполагаются к использованию на протяжении более одного года (долгосрочные активы).
Инвестиционная собственность — это имущество (земельные участки, здания и (или) части зданий, либо и то и другое), находящееся в распоряжении (владельца или арендатора по договору финансовой аренды) для:
• получения дохода от аренды;
• получения выгод в связи с повышением стоимости капитала, либо того и другого.
Нематериальные активы — это объекты, отвечающие следующим условиям:
• существует высокая вероятность того, что компания получит связанные с данным активом будущие экономические выгоды;
• себестоимость данного актива может быть надежно измерена.
Финансовые активы включают:
• финансовые активы, предназначенные для торговли;
• инвестиции, удерживаемые до погашения;
• займы и дебиторскую задолженность, предоставленную компаниям;
• финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи.
Инвестиции, учтенные по методу участия, — это активы компании, инвестированные в другие компании с целью получения будущих экономических выгод.
Запасы — это активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности или находящиеся в производственном процессе для такой продажи, или находящиеся в виде сырья и материалов, потребляемых в производственном процессе.
Биологические активы — растения и животные, применяемые для сельскохозяйственной деятельности, т.е. выращиваемые на продажу, замену или для увеличения их численности с целью получения сельскохозяйственной продукции в настоящем и будущем.
Торговая и иная дебиторская задолженность выделяется в отдельную категорию, если включает денежные средства, товары или услуги, переданные непосредственно дебитору (покупателю, клиенту, заемщику и т.п.). Если займы или дебиторская задолженность предоставлены компанией с целью их переуступки в самое ближайшее время или в краткосрочной перспективе, то они классифицируются как предназначенные для торговли.
Денежные средства и их эквиваленты состоят из:
• кассовой наличности и депозитов до востребования (денежных средств);
• краткосрочных (3 месяца или менее до даты погашения) высоколиквидных инвестиций, свободно обратимых в известные суммы денежных средств, подверженных незначительному риску изменения их ценности (эквивалентов денежных средств).
Торговая и иная кредиторская задолженность представляет собой часть обязательств компании (возникающих в результате договорных отношений), которые требуют уплаты денежных средств или передачи иных активов компании другим компаниям и организациям, например:
1) кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам;
2) кредиторская задолженность по авансам, полученным за товары, работы, услуги;
3) задолженность по векселям, выданным различным контрагентам;
4) расчеты со связанными сторонами;
5) прочие.
Налоговые обязательства и требования включают:
1) отложенные налоговые обязательства — суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в будущих периодах в отношении налогооблагаемых временных разниц;
2) отложенные налоговые требования — это суммы налогов на прибыль, возмещаемые в будущем в отношении:
• вычитаемых временных разниц;
• перенесенных на будущий период не принятых налоговых убытков;
• перенесенных на будущий период неиспользованных налоговых кредитов.
Резервы — это обязательства компании произвести определенные расходы в будущем, которые на данный момент не были оплачены, отфактурованы или формально согласованы с контрагентом. Признание резерва имеет место, если одновременно удовлетворяются три условия:
• вследствие определенного события в прошлом существует некая обязанность компании;
• с высокой вероятностью можно утверждать, что исполнение этой обязанности повлечет отток ресурсов, заключающих в себе экономические выгоды;
• данная обязанность может быть оценена в денежном выражении с достаточной степенью надежности.
Неконтрольная доля — это часть акционерного капитала дочерних компаний, не принадлежащая материнской компании.
Акционерный капитал, выпущенный компанией, а также фонды (резервный капитал), принадлежащие владельцам материнской компании состоят из:
• стоимости обыкновенных и привилегированных акций (дающих их владельцам определенные права в отношении компании);
• эмиссионного дохода;
• резервов, созданных за счет чистой (нераспределенной в дивиденды) прибыли, предназначенных для различных целей, определенных законодательными и (или) установленными положениями;
• нераспределенной (капитализированной) прибыли.
Дополнительные статьи, разделы и промежуточные итоги должны вводиться непосредственно в состав отчета о финансовом положении в том случае, когда их представление способствует лучшему пониманию финансового положения организации.
Организация обязана либо в составе отчета о финансовом положении, либо в примечаниях дополнительно расшифровывать строки отчета о финансовом положении по видам деятельности.
Степень детализации в представлении информации определяется требованиями МСФО, а также величиной, характером и функциональным назначением соответствующих объектов.
Раскрытие информации может варьироваться в зависимости от специфики объекта, например:
1) объекты основных средств подразделяются на классы в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
2) дебиторская задолженность подразделяется на следующие группы:
• дебиторская задолженность покупателей (торговая);
• дебиторская задолженность связанных сторон;
• по авансам выданным;
• прочая;
3) более детальная классификация запасов включает следующие статьи:
• товары;
• производственные запасы;
• материалы;
• незавершенное производство;
• готовая продукция;
4) резервы подразделяются на резервы по вознаграждениям работников и пр.;
5) капитал и фонды подразделяются на различные классы, например:
• оплаченный акционерный капитал;
• эмиссионный доход;
• фонды.
Организация должна раскрывать или в отчете о финансовом положении, или в примечаниях следующую информацию:
1) по каждому классу акционерного капитала:
• количество акций зарегистрированной эмиссии;
• количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью;
• номинальную стоимость акции или указание на отсутствие номинальной стоимости акции;
• числовую сверку количества акций, находящихся в обращении, на начало и конец отчетного периода;
• права, привилегии и ограничения по каждому классу акций, включая ограничения на распределение дивидендов и возврат капитала;
• акции, выкупленные самой организацией или ее дочерней или ассоциированной компанией;
• акции, зарезервированные для эмиссии по опционам или договорам на размещение акций, с указанием сроков и сумм эмиссии;
2) описание характера и назначения каждого фонда в составе капитала.
Организация, не имеющая акционерного капитала, например товарищество или доверительный фонд, обязана раскрывать информацию, аналогичную вышеприведенной, показывая изменения, произошедшие в течение отчетного периода, по каждой категории капитала, а также права, привилегии и ограничения по каждой категории капитала. [5]

2.3. Проблемы формирования бухгалтерского баланса в российской и международной практике

В силу различных причин бухгалтерская отчетность может неточно отражать имущественное (финансовое) состояние и /или результат деятельности организации. Нередко составители отчетности умышленно или неумышленно допускают отступление от требования полноты и достоверности отчетных показателей. Отчетность, подготовленная и представленная с нарушением указанного требования, называется искаженной. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда применение действующих правил составления отчетности может помешать заинтересованным лицам верно оценить положение дел в организации, допускается отступление от этих правил. Если о сделанном отступлении организация сообщает в Пояснительной записке, то составленная таким образом отчетность также считается достоверной и полной. [2]
Главная цель финансовой деятельности каждой организации сводится к одной стратегической задаче – к увеличению ее активов. Для этого она должна постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Бухгалтерский баланс является одним из основных источников информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным бухгалтерского баланса устанавливаются излишек или недостаток источников для формирования запасов и затрат, обеспеченность организации собственными средствами, кредитными и другими заемными источниками, определяются оценка практики финансирования запасов, оценка и прогнозирование банкротства, кредитоспособности организации.
Согласно МСФО, цель финансовой отчетности – представление информации, необходимой пользователям для принятия экономических решений и позволяющей прогнозировать движение денежных потоков. Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс – упрощение структуры баланса. Так, за последние три десятилетия число статей баланса уменьшилось примерно в два раза. Упрощение бухгалтерского баланса один из способов его совершенствования.
Необходимым условием успешного функционирования предприятия является:
1) достижение реальности баланса;
2) улучшения информационного обеспечения внешних и внутренних пользователей.
Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность баланса – неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным. Условие правдивости – обоснование показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Обязательное условие правдивости баланса – сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед составлением.
Вместе с тем бухгалтерскому балансу свойственна недостаточно высокая степень аналитичности в силу объективной информационной ограниченности содержащихся в нем показателей. Баланс отражает имущественное положение организации и состояние ее пассивов, но не дает ответа, в результате каких факторов внешнего и внутреннего характера оно сложилось. Для выявления таких факторов и их количественной оценки необходимо использовать сведения о производстве и сбыте продукции, инвестиционной деятельности, организационных изменениях внутри фирмы и т.п. Такая информация при проведении финансового (внешнего) анализа не всегда доступна, так как относится к категории внутренней информации, составляющей коммерческую тайну. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает статичное состояние средств на отчетную дату. Поэтому для определения общих тенденций в структуре актива и пассива необходимо использование балансовых показателей на несколько отчетных дат.
Валюта баланса зачастую не отражает реальной суммы средств, которой располагает организация, так как балансовая стоимость некоторых активов не соответствует рыночной (ликвидационной). Например, материально-производственные запасы отражаются в балансе по фактическим затратам на их изготовление или приобретение, в то время как дебиторская задолженность покупателей отражается с учетом наценки, т.е. по цене реализации продукции, как правило, выше ее себестоимости. Кроме того, существенные расхождения между учетной и реальности стоимостью ряда статей баланса связаны с инфляционными процессами. Эти и другие причины вызывают необходимость использования в аналитических исследованиях имущественного комплекса организации и источников его формирования более широкого круга показателей других форм бухгалтерской отчетности.
Совершенствование бухгалтерского баланса, возможно, проводить по следующим направлениям:
• применение компьютерных программ для полной автоматизации бухгалтерского баланса;
• максимальное сближение российских стандартов с международными стандартами финансовой отчетности.
Проблемы улучшения информационного обеспечения внешних и внутренних пользователей обусловлены применением современных технических средств в управлении. В настоящее время актуальной задачей является совершенствование потоков прогнозируемой, нормативной и учетной информации в направлении создания единых международных стандартов, научно обоснованной системы классификации, кодирования и обработки экономической информации, развития методологии и форм бухгалтерского учета на основе использования современных технических средств и ЭВМ. Аналитические таблицы должны кратко и ясно отражать прогнозируемые, нормативные и фактические показатели изучаемого объекта, причины и виновников их возникновения. Это позволит оперативно выявлять резервы, принимать правильные решения и воздействовать на управляемый объект.
Автоматизация бухгалтерского учета создает возможность расширить область его применения, использовать однократную запись в память электронных машин хозяйственных операций для любых последующих экономических расчетов, упростить алгоритм составления и анализа бухгалтерской отчетности, повысить качество учетной и другой экономической информации в их взаимосвязи.
Кроме того, использование бухгалтерских программ позволяет за короткое время получить оперативную информацию о состоянии аналитических и синтетических счетов.
В настоящее время складываются благоприятные условия для понимания необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО. Согласно МСФО, цель финансовой отчетности – представление информации, необходимой пользователям для принятия экономических решений и позволяющей прогнозировать движение денежных потоков. [15]


Заключение
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год кумулятивным способом, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного года.
В состав годовой бухгалтерской отчетности согласно приказу Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 №66-н, включаются:
• бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках;
• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
При этом в состав указанных приложений включаются:
• отчет об изменениях капитала;
• отчет о движении денежных средств;
• пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые оформляются в табличной и (или) текстовой форме.
Баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни компаний. В архивах компании Франческо Датини впервые в истории можно найти документально подтверждённый принцип применения двойной записи при отражении операций по счетам.
Баланс, который был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный документ, состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны.
Бухгалтерский бала?нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале.
В МСФО используется балансовая концепция поддержания капитала, и поскольку через активы и обязательства определяются другие понятия - "капитал", "доход", "расход", то можно сделать вывод о приоритете баланса над отчетом о прибылях и убытках.
Представление бухгалтерского баланса в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности регламентируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Теперь баланс называется отчетом о финансовом положении.


Библиографический список:
1. Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник - М.: ИНФРА-М, 2012. - 398 с.
2. Под ред. В.Д. Новодворского. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – 2-е изд., испр. – М. : Издательство «Омега-Л», 2010. – 608 с.
3. К.Ю. Цыганков. Начала теории бухгалтерского учета, или Баланс, счета и двойная запись - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 384 с
4. Е.Н. Домбровская. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 279 с.
5. Под ред. Ю.И. Сигидова. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 с.
6. А. И. Нечитайло. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное пособие - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 640 с.
7. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. - с.509
8. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 28.11.2011 г.)
9. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в редакции от 05.10.2011.)
10. Приказ Минфина России от 06.07.99 № 43н, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
11. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/08
12. www.consultant.ru
13. >14. DOC/2Raznoe/0312srst.htm
15. >
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Первым на несовместимость этих двух подходов обратил внимание московский бухгалтер Г. А. Бахчисарайцев. В 1908 г. он написал небольшую брошюру «Как надо изучать баланс. Мысли о законе двойной записи и о Балансе»1, в которой противопоставлялись два теоретических начала бухгалтерии: с одной стороны - счета и двойная запись, с другой стороны — баланс. По мнению автора, исходная точка бухгалтерии — баланс, а не двойная запись, являющаяся лишь методом построения баланса. Объяснять и понимать бухгалтерию нужно «от баланса». Все теоретические категории бухгалтерии, включая двойную запись, должны выводиться из баланса. Вскоре Бахчисарайцев воплотил свою идею в конкретные формулировки. В декабре 1908 г. в Бюллетенях Московского общества бухгалтеров появился 31 тезис его новой теории. Приведем наиболее значимые из них.
1. Баланс — счетное изображение предприятия: а) в виде таблицы (bi lance — чаша весов) и б) в виде собрания счетов.
2. В Баланс входят значения только двух величин: Актива и Пассива.
Актив — то, что предприятие получило; Пассив — то, что предприятие должно (источники). Пассив — начало, Актив — конец.
3. Счетная формула баланса: Актив = Пассиву. Формула (Актив = Пассив + Чистый капитал) неверна, ибо чистый капитал есть составная часть пассива.
4. Все методы прикладной бухгалтерии должны вытекать из понятия о балансе. Баланс — начало и конец как теоретического, так и прикладного счетоводства. Балансом начинается жизнь предприятия, баланс сохраняется в течение всей жизни предприятия, балансом жизнь предприятия заканчивается.
5. Никакого закона двойной записи теоретически не существует. Метод регистрации изменений на счетах, являющихся лишь частью баланса, полностью подчинен основному закону счетоводства — закону баланса.
6. Счетом называется место учета какой-либо статьи в балансе. Изучение счета ранее изучения Баланса логически невозможно (хотя это и принято повсюду).
7. Все счета и операции следует делить по их отношению к балансу.
7.1. Операции по отношению к балансу делятся на четыре категории (дана используемая и сейчас классификация фактов по их воздействию на баланс).
7.2. Счета по отношению к балансу делятся на Активные и Пассивные.
8. Операции, прежде всего, изменяют баланс, но только те из них подлежат регистрации, которые вызывают эти изменения.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н

СТАТЬИ БАЛАНСА Код строки Счета, остатки по которым отражаются в балансе
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 1110 Сч. 04- сч. 05 + сч. 08
Результаты исследований и разработок 1120 Сч. 04 + сч. 08
Основные средства 1130 Сч. 01- сч. 02 + сч. 07 + сч. 08 +, - сч. 16
Доходные вложения в материальные ценности 1140 Сч. 03- сч. 02
Финансовые вложения 1150 Сч. 58- сч. 59
Отложенные налоговые активы 1160 Сч. 09
Прочие внеоборотные активы 1170 Сч. 94
Итого по разделу I 1100 Сумма строк 1110 + 1170
II. Оборотные активы
Запасы 1210 Сч. 10 + сч.11 +, - сч. 15 +, - сч. 16 + сч. 20 + сч. 21 + сч. 23 + сч. 29 + сч. 41 +, - сч. 42 + сч. 43 + сч. 44 + сч. 45 + сч. 97 – сч. 14
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1220 Сч. 19
Дебиторская задолженность 1230 Выборка из сч. 60 + сч. 62 + 68 + сч. 69 +сч. 71 + сч.75 + сч. 76 – сч. 63
Краткосрочные финансовые вложения 1240 Сч. 58 – сч.59
Денежные средства 1250 Сч. 50 + сч. 51 + сч. 52 + сч. 55 + сч. 57
Прочие оборотные активы 1260 В т.ч. сч. 94
Итого по разделу II 1200 Сумма строк 1210 +1260
БАЛАНС 1600 Сумма строк 1100 + 1200
III. Капитал и резервы
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 1310 Сч. 80
Собственные акции, выкупленные у акционеров 1320 (Сч. 81)
Переоценка внеоборотных активов 1340 Выборка из данных ведомости переоценки
Добавочный капитал 1350 Сч. 83
Резервный капитал 1360 Сч. 82
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 Сч. 84 + сч.99
Итого по разделу III 1300 Сумма строк 1310 + 1370
IV. Долгосрочные обязательства
Заемные средства 1410 Сч. 67
Отложенные налоговые обязательства 1420 Сч. 77
Резервы под условные обязательства 1430 Сч. 96
Прочие обязательства 1450
Итого по разделу IV 1400 Сумма строк 1410 + 1450
V. Краткосрочные обязательства
Заемные средства 1510 Сч. 66
Кредиторская задолженность 1520 Сч. 60 + сч. 62 + сч. 68 + сч. 69 + сч.70 + сч.71 + сч.76
Доходы будущих периодов 1530 Сч. 98
Резервы предстоящих расходов 1540 Сч. 96
Прочие обязательства 1550
Итого по разделу V 1500 Сумма строк 1510 + 1550
БАЛАНС 1700 Сумма строк 1300 + 1400 + 1500


ПРИЛОЖЕНИЕ В
Приложение № 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 02.07.2010 № 66н
(в ред. Приказа Минфина РФ
от 05.10.2011 № 124н)
Бухгалтерский баланс
на 20 г. Коды
Форма по ОКУД 0710001
Дата (число, месяц, год)
Организация по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид экономической
деятельности по
ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности
по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.) по ОКЕИ 384 (385)
Местонахождение (адрес)


Код строки На На 31 декабря На 31 декабря
Пояснения 1 Наименование показателя 2 20 г.3 20 г.4 20 г.5

АКТИВ
1110
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
Результаты исследований и разработок 1120
Основные средства 1130
Доходные вложения в материальные ценности 1140
Финансовые вложения 1150
Отложенные налоговые активы 1160
Прочие внеоборотные активы 1170
Итого по разделу I 1100
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1210
Запасы
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1220
Дебиторская задолженность 1230
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1240
Денежные средства и денежные эквиваленты 1250
Прочие оборотные активы 1260
Итого по разделу II 1200
БАЛАНС 1600
Форма 0710001 с. 2
Код строки На На 31 декабря На 31 декабря
Пояснения 1 Наименование показателя 2 20 г.3 20 г.4 20 г.5

ПАССИВ 1310
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)
Собственные акции, выкупленные у акционеров 1320 ( )7 ( ) ( )
Переоценка внеоборотных активов 1340
Добавочный капитал (без переоценки) 1350
Резервный капитал 1360
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370
Итого по разделу III 1300
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1410
Заемные средства
Отложенные налоговые обязательства 1420
Оценочные обязательства 1430
Прочие обязательства 1450
Итого по разделу IV 1400
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1510
Заемные средства
Кредиторская задолженность 1520
Доходы будущих периодов 1530
Оценочные обязательства 1540
Прочие обязательства 1550
Итого по разделу V 1500
БАЛАНС 1700


Руководитель Главный
бухгалтер
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

“ ” 20 г.
Примечания
1. Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации № 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанным Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
3. Указывается отчетная дата отчетного периода.
4. Указывается предыдущий год.
5. Указывается год, предшествующий предыдущему.
6. Некоммерческая организация именует указанный раздел "Целевое финансирование". Вместо показателей "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)", "Собственные акции, выкупленные у акционеров", "Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).
7. Здесь и в других формах отчетов вычитаемый или отрицательный показатель показывается в круглых скобках.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Положения по бухгалтерскому учету, прямо или косвенно регулирующие порядок формирования показателей бухгалтерской финансовой отчетности

Номер, год принятия Дата принятия Номер приказа Наименование нормативного акта
1998 29.07.1998 № 34н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
ПБУ 1/2008 06.10.2008 № 106н Учетная политика организации
ПБУ 2/2008 24.10.2008 № 116н Учет договоров строительного подряда
ПБУ 3/2006 27.11.2006 № 154н Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/99 06.07.1999 № 43н Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/01 09.06.2001 № 44н Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 30.03.2001 № 26н Учет основных средств
ПБУ 7/98 25.11.1998 № 56н События после отчетной даты
ПБУ 8/2001 13.12.2010 № 167н Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
ПБУ 9/99 06.05.1999 № 32н Доходы организации
ПБУ 10/99 06.05.1999 № 33н Расходы организации
ПБУ 11/2008 29.04.2008 № 48н Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2010 08.11.2010 № 143н Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 16.10.2000 № 92н Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 27.12.2007 № 153н Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 06.10.2008 № 107н Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/02 02.07.2002 № 66н Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/02 19.11.2002 № 115н Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/02 19.11.2002 № 114н Учет расчетов по налогу на прибыль
ПБУ 19/02 10.12.2002 № 126н Учет финансовых вложений
ПБУ 20/03 24.11.2003 № 105н Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 06.10.2008 № 106н Изменения оценочных значений
ПБУ 22/2010 28.06.2010 № 63н Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности


ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Раскрытие информации для пользователей отчетности
в международной практике


ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Сравнение состава показателей баланса в отечественной
и международной практиках
МСФО РСБУ Различия
Основные средства Нематериальные активы Отсутствие отдельных
статей
Инвестиционное имущество Результаты
исследований
и разработок Расположение статей по
выбранному компанией
принципу (убывание или
возрастание
ликвидности)
Нематериальные активы Основные средства Вертикальная форма
баланса
Финансовые активы Доходные вложения в
материальные средства Отсутствие возможности
определения отдельных
показателей
Инвестиции, учтенные
по методу долевого участия Финансовые вложения
Биологические активы Отложенные налоговые
активы
Активы, предназначенные
для продажи Запасы
Запасы НДС по приобретенным
ценностям
Торговая и прочая
дебиторская задолженность Дебиторская
задолженность
Текущие и отложенные
налоговые активы Финансовые вложения
Денежные средства и их
эквиваленты Денежные средства
Торговая и прочая
кредиторская задолженность Уставный капитал
Резервы Собственные акции,
выкупленные
у акционеров
Финансовые обязательства Переоценка
внеоборотных активов
Налоговые обязательства
и требования Добавочный капитал
Обязательства,
предназначенные для
продажи Резервный капитал
Неконтролируемые доли,
представленные в составе
капитала Нераспределенная
прибыль (непокрытый
убыток)
Выпущенный капитал
и резервы Долгосрочные заемные
средства
Отложенные налоговые
обязательства
Резервы под условные
обязательства
Краткосрочные заемные
средства
Кредиторская
задолженность
Доходы будущих
периодов
Резервы предстоящих
расходов


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Комплект финансовой отчетности компании


ПРИЛОЖЕНИЕ И

Схема бухгалтерского баланса в РФ [4]


Схема отчета о финансовом положении по МСФО




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.