На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84308


Наименование:


Курсовик Финансовая система понятие принципы построения структура и функции

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 2.2.2015. Сдан: 2013. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ 5

1.1 Основные этапы развития финансовых отношений. Признаки и функции финансов 5

1.2. Общее понятие о финансовой системе государства 8

1.3 Принципы построения финансовых систем различных стран 14

1.3.1. Финансовая система США 14

1.3.2.Финансовая система Франции 16

1.3.3.Финансовая система Великобритании 18

1.3.4.Финансовая система Японии 20

II. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 22

2.1 Финансовая политика государства, содержание финансовой политики, ее цели и задачи 22

2.2 Составные части финансовой политики, их характеристика 27

2.3 Роль государства в реализации финансовой политики 31

III. СТРУКТУРА ФИНАНСВОЙ СИСТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33

3.1 Структура финансовой системы Республики Беларусь 33

3.2 Основные направления и тенденции финансовой политики Республики Беларусь 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами и т.д.). Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции, а также представляет собой определенную сферу финансовых отношений.
Глубокое теоретическое изучение финансовых отношений, механизмов их регулирования, изучения опыта развитых капиталистических стран на практике помогает остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолевать бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
В первой главе на основе исторических данных излагается современная трактовка признаков и функций финансов как объективной экономической категории. Рассматривается структура, которую можно разделить на две крупные сферы: централизованные и децентрализованные финансы, и понятие финансовой системы, а также ее варианты, каждый из которых соответствует той или иной стране, в зависимости от того является ли представленное государство унитарным или федеративным. В данной главе будут рассмотрены финансовые системы Японии, США, Франции, Великобритании.
Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика.
Во второй главе идет изучение финансовой политики, которая оказывает активное влияние на экономическое развитие общества. Рассматриваются такие понятия как финансовая стратегия и финансовая тактика, в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач. Раскрывается содержание основных целей и задач. Особое внимание уделяется вопросу о роли государства в реализации финансовой политики, которое должно уметь, в свою очередь, правильно сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.
В третьей главе анализируется состав, установленный Конституцией РБ, и структура финансовой системы Республики Беларусь, которая включает в себя две крупные сферы: общегосударственные финансы и финансы субъектов хозяйствования. Далее дается характеристика их содержания, на государственном и местных уровнях. Рассматриваются основные направления и тенденции финансовой политики нашего государства, которые получили свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года.
Целью данной работы является исследование, а также раскрытие сущности, структуры, принципов построения и функций современной финансовой системы в рыночной экономике.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Исходя из поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы, ее структуру, функции и принципы построения;
- проанализировать особенности и структуру финансовой системы Республики Беларусь;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
- изучить основные направления финансовой политики Республики Беларусь, а также изучить ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.
Указанные выше цель и задачи определили логику построения курсовой работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Финансы - категория не только экономическая, но и историческая. Исторически образование финансов связано с развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства. Развитие товарно-денежных отношений обусловило переход от простой или случайной формы стоимости к денежной, а также от взимания налогов в натуральной форме к взиманию налогов в денежной. Следствием усиления роли государства явилось его более активное вмешательство в жизнь общества, что потребовало отделения государственной казны от собственности монарха, а также расширения и дополнительной структуризации ее доходных и расходных статей, что в последствии приводит к созданию финансовых механизмов и органов управления финансами.
Для понимания сущности финансов, их природы и значения прежде всего надо четко уяснить, что, возникая на основе денег - последние являются материальным содержанием финансов, - они выражают особую систему экономических отношений. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы - это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.
Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов.

1.1 Основные этапы развития финансовых отношений. Признаки и функции финансов

Термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает «платеж, доход». Он получил распространение в торговых городах Италии в XIII-XV вв., в дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений сфера применения понятия расширилась, понятие финансов стало включать в себя отношения, связанные с формированием денежных фондов предприятий и домохозяйств.[21,с.3]
Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы, однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы в Средние века. По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в). [8,с. 23].
Финансы отражают совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства (на уровне предприятий и экономики в целом) [16,с. 1085] .
К основным признакам финансов относятся следующие:
- финансы не являются эквивалентом денег; они представляют собой денежные отношения;
- к финансовым относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров;
- финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;
- в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.
Что является источником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства, с более общих позиций, источник финансовых ресурсов - прибавочный продукт. В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов.
Финансы выполняют ряд функций, основными из которых являются следующие:
1.Создание материальной основы существования самого государства. Денежные средства, привлеченные через финансовую систему, государство использует для создания, сохранения и совершенствования социально-экономической системы страны, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования соответствующих производственных отношений и надстройки. Привлечение средств осуществляется при помощи налогов, займов и денежной эмиссии. При особых обстоятельствах для преодоления кризисных явлений государство может воспользоваться национальным богатством (например, продать часть золотого запаса, предметов искусства и др.). [7,с.329]
2.Распределительная функция заключается в том, что они опосредуют распределение и перераспределение созданного национального продукта. Благодаря этой функции формируются фонды денежных средств субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную.
Распределительная функция тесно связана с контрольной. Последняя обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые информируют о движении финансовых ресурсов. [4,с.148]
Распределительная функция финансов позволяет:
1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют регулирующую функцию. [11,с.191]
3.Контрольную функцию финансов реализуют органы государственной власти и управления (министерства финансов, налоговые инспекции и т.д.); финансовые службы предприятий, организаций, учреждений; аудиторские фирмы и т.д. данная функция позволяет обществу контролировать процесс создания и использования денежных фондов, стимулировать их эффективность.
Контрольная функция финансов не зависит от воли и сознания людей, имеет объективный характер. Она обслуживает весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, а также формирование и использование централизованного фонда государства. Контрольная функция имеет нормативную основу. Формой реализации контрольной функции является финансовая информация, отражающая такие основные финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, платежеспособность и др. финансовый контроль охватывает производство товаров и услуг и направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, предупреждение бесхозяйственности и расточительства. [14,с.6]
4.Регулирующая функция проявляется в том, что финансы являются одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. Финансовая политика становится частью экономической политики государства.
Таким образом, прежде чем дать определение финансам, нужно вспомнить качественные характеристики экономической категории «финансы», позволяющие выделить их из других экономических категорий. Финансовые отношения - составная часть денежных отношений. Материальным содержанием этой категории являются финансовые ресурсы. Финансы способны оказывать воздействие не только на процесс воспроизводства. Объективный характер финансов не исключает государственного управления финансовыми отношениями. Финансы - это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением. Не все денежные отношения относятся к финансам.

1.2. Общее понятие о финансовой системе государства

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, где все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единое целое.[1,с.14]
В научной и учебно-методической литературе нет единой точки зрения на определение понятия «финансовая система» и ее структуру. Например, американский экономист Дж. Ван Xopн предлагает рассматривать финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам [2,с.34.]; его коллеги 3. Боди и Р. Мертон придерживаются мнения, что «финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками» Боди З., Мертон Р. Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующее определение: «Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению» [16,с. 1021.]. Однако известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.
Сбалансированная финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта цель должна достигаться с минимальными потерями, что зависит от ее составляющих.
Сложность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям. Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы (Рис. 1.1):
- финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
- государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.
Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений; Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Являются основой финансовой системы, так как обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, здесь формируется основная масса финансовых ресурсов страны.
Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образцом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Задача финансов хозяйствования заключается в обеспечении воспроизводственного процесса на микроуровне. Кроме того, они служат основным источником денежных средств для государства. Финансы предприятий децентрализованы, т.е. хозяйствующие субъекты самостоятельно формируют и используют свои денежные фонды. [11,с.192]
Внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.[13,с.32]
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом [14,с.10].



Рис 1.1 Схема финансовой системы
Примечание. Источник: [14]

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.
К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Финансы домашних хозяйств формируют два основных фонда, направленных на обеспечение их жизнедеятельности: фонд потребления, используемый для удовлетворения личных потребнос........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640с.
2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./ Гл. Ред. Я.В.Соколов - М.: Финансы и статистика,2003. - 800с.
3. Вечканов, Г. С. Экономическая теория : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. - 3-е изд. - Москва, 2011. - 512 с.
4. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2006. - 368 с.
5. Зубко Н.М. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М.Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс,2011. - 192с.
6. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. - 2-е изд., исп. и доп. - Минск: Выш. шк. 2007. - 416 с.
7. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учеб пособие / Н.М.Зубко, А.Н. Каллаур. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш.шк.,2011. - 428 с.
8. Левкович, А.О. Эволюция и тенденции развития финансово-кредитной системы: курс лекций / А.О. Левкович. - Минск: Амалфея, 2009. - 215с.
9. Лушин, С.И. Финансы: учебник / С.И. Лушин; под ред. С.И. Лушина. -2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Экономист, 2005. - 680 с.
10. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А.Лутохина и др.; под ред. Э.А.Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 442с.
11. Макроэкономика: Учеб.пособие/ М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462с. - (Экономическое образование).
12. Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 751 с.
13. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь. - Минск.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 95с.
14. Теплякова, Н.А. Финансы и финансовый рынок: ответы на экзаменационные вопросы /Н.А. Теплякова. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 208с.
15. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб.- метод. комплекс для студ. экон. спец. / Авт.-сост. С.А. Эрдман. - Новополоцк: ПГУ, 2005. - 180с.
16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. - Минск: Финансы и статистика, 2004. - 1168 с.
17. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 527с.
18. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-М, 2001. - 543с.
19. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редколлегия: Е. И. Кухаревич (председатель) и др.]; Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. - 612 с.
20. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. - Минск: Современная школа, 2008. - 184 с.
21. Ханкевич Л.А. Финансы: Практ. пособ. / Л.А.Ханкевич - Мн.: Молодежное, 2003. - 136с.
22. Чернецов, С. А. Финансы : учебное пособие / С. А. Чернецов ; Московский городской университет управления Правительства Москвы. - Москва, 2011. - 576 с.
23. Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. - 4-е изд., испр. и доп. - Минск: Дашков и К, 2006 - 456 с.
24. Экономическая теория. Учеб. пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др.; Под ред. И.В. Новиковой. - Мн.; БГЭУ, 2006. - 543с.
25. Экономическая теория: Учеб.пособие / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 432с.
26. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю.Юданова. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 606с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.