На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Переход от полной занятости к системе рыночной активности. Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии занятость. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми. Правовой статус безработного. Трудоустройство и его виды в РФ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


План

Введение
1. Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»
2. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми
3. Правовой статус безработного
4. Трудоустройство и его виды в РФ
Заключение
Задача
Список использованной литературы
Введение

Рыночная трансформация российской экономики оказалась всеобъемлющей и затронула, в большей или меньшей мере, все ее сферы. при этом смена характера социально-трудовых отношений приняла специфически российские формы. В значительной степени это было обусловлено тем, что трудовые отношения были наиболее жестко регулируемым сегментом плановой экономики.
В период рыночных реформ произошел переход от полной и безусловной занятости, соответствующей всеобщности и обязательности труда в условиях планово-административной экономики, к системе рыночной активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.
В дореформенный период российская рабочая сила существенно отличалась от рабочей силы других стран, особенно со зрелой рыночной экономикой. Российская занятость отражала гипериндустриализированный характер экономики. Это поставило на повестку дня вопрос о качественных и институциональных структурных изменениях в экономической активности и занятости Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. / Васильев В.Н. и др., М. 2007. С.20..
Динамика занятости показывает, что рынок труда, в конечном счете, оптимизировал в соответствии с уровнем экономического развития структуру занятости, сохранив для наемных работников привлекательность государственного сектора и ограничив привлекательность частного.
В рамках данной работы считаю необходимым рассмотреть вопросы международных положениях регулирования занятости и трудоустройства, о формах занятости и правовом положении безработного.
1. Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»

В системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Российской Федераций.
Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966г.) предусматривает полную, продуктивную и свободную избранную занятость.
В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделяется вопросам занятости.
Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» от 09.07.1964г. Ведомости Верховного Совета СССР. 8 ноября 1967. № 45. Ст. 608. в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости, каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:
а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
b) такая работа была как можно более продуктивной;
c) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения.
Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
Согласно ст.7 Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» от 21.06.1988г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184. (не ратифицирована в РФ) в качестве приоритетной цели предусмотрена политика, направленная на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами, включая социальное обеспечение. Такие меры должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.
Также указано на необходимость стремления ввести, сообразуясь с национальными законодательством и практикой, специальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости, а также способствующие получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий, находящихся в неблагоприятном положении лиц, которые сталкиваются или могут сталкиваться с трудностями в поисках стабильной занятости, таких как женщины, молодые трудящиеся, инвалиды, пожилые трудящиеся, лица, являющиеся безработными продолжительное время, трудящиеся - мигранты, проживающие в стране на законных основаниях, и трудящиеся, которых затронули структурные изменения. (ст. 8).
Международно-правовые акты устанавливают основные принципы трудовых отношений, в том числе в области повышения занятости и трудоустройства. Так, Конвенция МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930г. Ведомости Верховного Совета СССР. 2 июля 1956. № 13. Ст. 279. обязывает упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Ввиду такого полного упразднения принудительный или обязательный труд может применяться в течение переходного периода единственно для общественных целей и в порядке исключения на условиях и при гарантиях, установленных в нижеследующих статьях.
Термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2). Однако этот термин в смысле Конвенции № 29 не включает в себя: обязательную военную службу; работу являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан; работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие судебного акта; d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; e) мелкие работы общинного характера.
Компетентные власти не должны ни предписывать, ни разрешать предписывать принудительный или обязательный труд в пользу частных лиц, компаний или обществ (ст. 4).
Международно-правовые акты предусматривают основные права граждан в области обеспечения занятости. Так, Конвенция МОТ № 168 устанавливает право:
- на содействие занятости и защите от безработицы (право на проведение государственной политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, право на выбор места работы, право на трудоустройство);
- на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемое в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к получению работы или к созданию занятости (ст. 14).
- на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23).
- на учитывание периодов, в течение которых выплачиваются пособия по безработице, для получения права на пособия по инвалидности, старости и в связи со смертью кормильца; для получения права на медицинское обслуживание и на пособия по болезни, по беременности и родам и на семейные пособия по истечении периода безработицы, если законодательство заинтересованного государства - члена предусматривает такие пособия и ставит их в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности. (ст. 24).
Конвенция МОТ № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» от 23.06.1934г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 337 - 343. предусматривает следующие права граждан:
- на возмещение (выплата которого связана со взносами, уплачиваемыми ввиду принадлежности получателя в связи со своей работой к обязательной или добровольной системе страхования) или на пособие (вознаграждение за труд на общественных работах) (ст.1). При этом право на получение возмещения или пособия может предоставляться лишь на ограниченный срок, продолжительность которого, как правило, не может быть менее 156 рабочих дней в год и ни в коем случае менее 78 рабочих дней в год (ст. 11). Согласно ст. 13 возмещение выплачивается деньгами, но дополнительная помощь, имеющая целью облегчить трудоустройство застрахованного лица, может предоставляться натурой. Пособия могут назначаться натурой.
- на пособие или возмещение лицам, занятость которых сокращена (ст. 3).
Конвенция МОТ № 122 предусматривает такие права граждан, как:
- право на получение как можно более продуктивной работы,
- право на свободу выбора работы,
- право на получение подготовки и использование своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден.
Согласно Конвенции МОТ № 122 гражданам предоставлены следующие права:
- право на ограничение принудительного труда - согласно ст.12 максимальный период, в течение которого какое-либо лицо может быть привлечено к принудительному или обязательному труду различных форм, не должен превышать шестидесяти дней в году, причем время, необходимое на проезд к месту работы и обратно, должно быть включено в эти шестьдесят дней.
- право на приравнивание требований к условиям принудительного труда к условиям вольного труда. Согласно ст. 13 продолжительность нормального рабочего дня каждого лица, привлеченного к принудительному или обязательному труду, должна быть такой же, как и продолжительность рабочего дня, практикуемая в условиях труда по вольному найму, а время, проработанное сверх обычной нормы, должно оплачиваться по тем же ставкам, которые практикуются при оплате сверхурочной работы при труде по вольному найму. Один день отдыха в неделю должен быть предоставлен всем лицам, привлеченным к какой-либо форме принудительного или обязательного труда, и этот день должен по мере возможности совпадать с тем днем, который определяется традициями или обычаями данной страны или района.
2. Формы занятости и круг лиц, являющихся занятыми

Согласно ст.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 18.10.2007г.) Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Конституция РФ не обязывает трудоспособного гражданина трудиться: она запрещает принудительный труд, указывая в ст. 37, что труд свободен. Понятие «занятые» шире понятия «работники». Работником является гражданин, работающий по трудовому договору.
Согласно ст. 2 закона занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1. трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующее в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч.1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007г.) Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Граждане могут быть занятыми по таким договорам, как подряд, оказание услуг, авторский договор, договор поручения, агентский договор и др.
Наиболее часто возникает необходимость разграничения договора подряда и трудового договора. Их близость предопределена тем, что оба договора охватывают правовым регулированием процесс труда. При этом сложившиеся в хозяйственной практике формы организации труда настолько сближают эти две формы правового регулирования отношений в сфере найма труда, что грань между ними становится недостаточно четкой Гражданское право. Учебник. Часть II./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С.305..
Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров сводятся: 1) к предмету договора (повседневная трудовая функция в трудовом договоре и овеществленный конечный результат труда - изобретение, построенный дом, проведение конкретного мероприятия и т.д.), 2) работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, выполняет определенную меру труда, 3) обязанность работодателя организовать труд работника (ст. 22 ТК РФ).
Рассматривая предпринимательскую деятельность как одну из форм занятости считаю необходимым отметить следующее. В существующих российских условиях наиболее динамичными категориями занятых должны и будут выступать работающие за свой счет (работодатели, самозанятые, члены производственных кооперативов, учредители, помогающие члены семьи и т.п.) и на малых предприятиях.
Официальная статистика показывает, что количество малых предприятий в российской экономике за последние 15 лет не достигало и миллиона (860-890 тыс.), а на постоянной основе в секторе малого предпринимательства работали 6,5-7,5 млн. человек, что составляло 10-12 % от общей занятости Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России. 2004: Статистический бюллетень./Госкомстат России. М., 2004. С. 214..
Кроме постоянных работников малые предприятия активно привлекают персонал на условиях совместительства или по договорам гражданско-правового характера - таких насчитывалось до 2,5 млн. человек. Таким образом, малые предприятия, по существу, - новый частный сектор, удерживали не менее 15% занятых в экономике. Логично предположить, что данную категорию работников составляют преимущественно профессионально подготовленные и экономически активные люди, качество рабочей силы которых позволяет улавливать конъюнктуру рынка труда.
Самозанятость (работа не по найму) является важной характеристикой экономической активности населения. В переходных экономиках расширение сферы применения ненаемного труда выполняет важную роль: самозанятость предотвращает всплеск возможной безработицы. Абсолютное большинство работающих не по найму, обеспечивают занятость только самим себе. Значительное расширение сферы торговли и услуг способствовало и увеличению работающих за свой счет. Масштабы ненаемного труда обусловливаются прежде всего потребностями развития совместного труда, достигнутым уровнем развития экономики и производительности труда.
Непоследовательность в проведении реформ, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, привела к неадекватному взаимному переплетению на российском рынке труда регулируемого (открытого) и нерегулируемого (теневого) его секторов. Наиболее заметными проявлениями этого стали вторичная и неформальная занятость. Исследователями эти формы занятости рассматриваются как разновидности нестандартной, к которой относят также неполную и случайную, а также занятость в личном подсобном хозяйстве Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - Высшая школа экономики. М. 2006. С. 172..
Несмотря на то, что неформальный сектор рынка труда сдерживает в российской экономике падение уровня жизни населения и рост безработицы, его существование порождает ряд острых социально-экономических проблем (нелегальная миграция, недобросовестная конкуренция, нарушения гражданских прав, преступность и т.п.). В долгосрочной перспективе это создает предпосылки к внутренней «утечке мозгов» Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России / Вестник РАН. 2004. № 3. Т. 24. С. 214. утрате работниками квалификации, здоровья, деформациям в психологии, снижению стоимости человеческого капитала.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст.1 Закона РФ о занятости). Реализация принципа свободы труда - это свободный, добровольный акт гражданина. Он может и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в любое время может пожелать его осуществить Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учеб. М. 2006. С.155..
3. Правовой статус безработного

Взаимодействие традиционного государственного сектора и вновь образуемого частного в области занятости заключается, во-первых, в активном сбросе излишней рабочей силы госпредприятиями, с другой - в росте найма рабочей силы частными фирмами. Безработица при этом должна стать рыночным институтом, обеспечивающим переход работников из одного сектора в другой. При этом масштабы безработицы должны были определяться различной интенсивностью процессов высвобождения и найма.
В связи с этим можно было предположить резкий рост безработицы. Однако выбранная форма приватизации, согласно которой для большинства занятых трансформация занятости произошла одномоментно (вчера они работали на государственном предприятии, сегодня - на частном), в совокупности с другими условиями становления российского рынка труда должна была обеспечить его высокий динамизм и крупномасштабное перераспределение трудовых ресурсов, минуя значительную безработицу Капелюшников Р.И. Проблема безработицы в российской экономике. М.: Центр политических технологий. 1994. С. 14.. В действительности российский рынок труда, с одной стороны, избежал социально заметной безработицы, с другой - приобрел специфические адаптационные черты, консервирующие положение на рынке труда.
Итак, согласно ст. 3 Закона о безработице безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.