На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84475


Наименование:


Курсовик Федеральные органы по управлению государственным имуществом

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.2.2015. Сдан: 2014. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным имуществом 5
1.1. Понятие и способы государственного управления имуществом 5
1.2. Федеральные органы власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ 10
1.3. Зарубежный опыт управления государственным имуществом 12
Глава 2. Анализ эффективности работы федерального агентства по управлению государственным имуществом 19
2.1. Характеристика и анализ деятельности Росимущества 19
2.2. Анализ использования государственной собственности в федеральном агентстве по управлению государственным имуществом 23
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию управления государственным имуществом 27
3.1. Проблемы управления государственным имуществом в федеральном агентстве 27
3.2. Совершенствование системы управления государственным имуществом 29
Заключение 44
Список литературы 46

Введение
Государственная собственность и государственный сектор служат фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития общества, гарантом сохранения национального богатства и обеспечения безопасности общества. Результаты рационального управления государственной и муниципальной собственностью влияют на уровень жизни граждан, их социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.
Однако, без формирования эффективной системы управления и внятной экономической политики региона по управлению своей собственностью, государственная собственность не имеет никакого экономического смысла.
Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением государственной собственностью в регионах и тем самым определили актуальность выбранной темы.
Научные основы теории управления собственностью разработаны в классических трудах М. Вебера, А. Файоль, К. Маркса, А. Маршалла, А. Смита, Л. Туроу, О. Уильямсона. Управленческие аспекты развития отношений собственности в период рыночных преобразований раскрыты в работах А.В. Венедиктова, Л.И. Кошкина, М.М. Соловьева, С.А. Кимельмана, Н.И. Дорогова, И.А. Максимцева, А.Д. Некипелова и других ученых.
Объектом исследования выступает система государственных органов управления собственностью РФ.
Предметом исследования являются принципы и механизмы управления госмуществом, пути и методы повышения ее эффективности.
Цель курсовой работы: исследование системы управления государственной собственностью в РФ,
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
- рассмотреть опыт управления государственной собственностью зарубежных стран;
- исследовать эффективность работы федерального агентства по управлению государственным имуществом;
- выявить основные проблемы управления госимуществом в РФ;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления государственной собственностью.

Глава 1. Теоретические основы управления государственным имуществом
1.1. Понятие и способы государственного управления имуществом
Важнейшей составляющей экономических реформ в Российской Федерации (РФ) являются процессы формирования и нормативного закрепления различных видов собственности.
В нормативно-правовой базе даётся определение понятию «собственность»: «Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности [2; ст.214]». Это понятие неразрывно связано с юридическим понятием «права собственности», содержание которого составляют принадлежащие собственнику правомочия: владения, пользования и распоряжения.
Государственная собственность используется для осуществления конституционных функций государства и удовлетворения жизненно важных потребностей всего общества. Чтобы выполнить эти функции государство должно располагать соответствующими финансовыми и материальными ресурсами и возможностями, поэтому существование наряду с иными признанными формами собственности, такими как индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная, государственная собственность представляется совершенно обоснованным.
В России в результате разгосударствления и приватизации государственная собственность стала одной из признанного Конституцией РФ ряда форм, утратила привилегированное положение, однако и сегодня продолжает занимать весомую долю в структуре экономики (по оценке Минэкономразвития около 50%) [3].
Новый Гражданский Кодекс РФ определил, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [2;ст.214].
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. На рис. 1.1 представлена классификация государственной собственности.

Рисунок 1.1 - Классификация государственной собственности

Вся государственная собственность подразделяется на две группы.
1. Государственная казна - система финансово-экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда, включающего в себя средства бюджета РФ (субъекта РФ) и имущество, находящееся в собственности РФ (субъекта РФ), не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, предназначенного для обеспечения экономической и правовой основы выполнения государственных задач и функций.
2. Государственное имущество закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
В составе объектов государственной собственности выделяются виды имущества, ценностей относимые к исключительной государственной собственности, не подлежащие преобразованию в иные формы: недра, водные ресурсы, ресурсы прибрежных вод, лесной фонд, воздушное пространство, заповедные зоны, памятники культуры и искусства, музейные ценности, золото - валютный фонд страны, государственные архивы, уникальные научные объекты, патенты на открытия.
Российская Федерация может иметь любое имущество необходимое для выполнения государственных задач и функций, как на своей территории, так и за ее пределами. В региональной собственности может находиться только имущество необходимое для выполнения государственных задач и функций органами власти субъекта РФ, определенных федеральным законодательством, как на территории региона, так и за ее пределами [14;с.13]. В таблице 1.2 представлены основные цели, которые преследует государственная политика в сфере управления собственностью.
Таблица 1.2 - Цели государственной политики в сфере управления государственной собственностью
Стратегические цели Тактические цели
- защита интересов общества и безопасности государства; - обеспечения сохранности, рационального использования, капитализации государственного (муниципального) имущества; - повышение доходности от использования государственного и муниципального имущества (рост национального богатства); - сокращение расходов на содержание государственного и муниципального имущества (оптимизация платежного баланса); - решение социальных задач связанных с использованием имущества (повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции). - увеличение доходов соответствующих бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью; - оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро - и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; - вовлечение максимального количества объектов государственной (муниципальной) собственности в процесс совершенствования управления; - использование государственных (муниципальных) активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; - повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

В ходе реализации государственной политики система управления государственной собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов:
- законности;
- единство управления на всех уровнях;
- разграничения полномочий между субъектами управления;
- подотчетности, подконтрольности, самостоятельности, эффективности, достоверности, обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности), обеспечения условий для развития состязательности (конкурентности).
Существуют и другие принципы - досконально обоснованные и проверенные практикой, на которых должна основываться практическая деятельность всех государственных органов в сфере управления государственной собственностью.
Принципы управления представлены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 - Общие принципы управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью должно быть строго целевым. Способ достижения цели определяется в рамках установленной конкурсной процедуры назначения управляющего, на которого возлагается вся ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели.
Одним из важнейших принципов является принцип построения и функционирования системы управления государственной собственностью.
Система управления государственной собственностью представляет собой упорядоченное, неразрывное единство множества взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижении заданных целей.
Схема системы управления собственностью представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Система управления государственной собственностью

В процессе управления государственной собственностью необходимо обеспечить реализацию всех элементов системы управления: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, а также их мотивации, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими. А также, на основании анализа результатов контроля и отчетности - принятие верных управленческих решений, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления [14, с.27].
1.2. Федеральные органы власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ
Государственное имущество в РФ на федеральном уровне находится в ведении Федерального Агентства по управлению государственным имуществом. На территории субъектов РФ - его территориальные отделы.
Способ управления госсобственностью зависит от объекта собственности. Их существует несколько видов.


Рисунок 1.4 - Система управления государственной собственностью

Объекты, принадлежащие государству как единственному собственнику, на полных правах владения и распоряжения. В этой группе государство в лице соответствующих органов обладает самыми широкими полномочиями управления и может производить с имуществом любые законные операции;
Объекты смешанной собственности, принадлежащие государству частично. Применительно к объектам этой группы оно имеет возможности ограниченного распоряжения, пропорциональные своей доле владения, наряду с другими собственниками;
Объекты негосударственной собственности, но подверженные государственному воздействию на иных началах. Государственное воздействие носит косвенный характер и скорее относится к области регулирования их использования, чем непосредственного управления.
Ключевая часть госуправления собственностью - это управление объектами первой группы. Его разделяют на две основные части: преобразование форм и отношений собственности и управление функционированием и использованием.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства. Оно находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.3. Зарубежный опыт управления государственным имуществом
В настоящее время отношения собственности формируются под воздействием рыночных механизмов, поэтому для эффективного управления государственной собственностью становится важным знание мировой практики в этой области.
Заслуживает внимания опыт решения многих вопросов связанных с управлением государственным имуществом таких стран как Норвегия, Швеция, США, ФРГ, Великобритания. Опыт стран, прошедших длительный путь развития правовой основы, технологий сбора, оценки, применения информации о недвижимости, планирования землепользования, контроль за использованием государственной собственности очень важен для России.
В рамках данной главы произвести такой широкий анализ не представляется возможным, поэтому остановимся на исследовании зарубежного опыта управления государственным недвижимым имуществом.
Исследование данного опыта является особенно важным для России, так как недвижимое имущество относится к числу наиболее значительных, объемных и ценных объектов управления государственной собственностью. Недвижимость (земельные участки, все, что прочно связано с землей, здания, сооружения, жилой фонд) представляет собой одну из главных составляющих государственного имущества и один из существенных источников государственных доходов.
В ходе исследования данной темы, мною были выбраны научные работы А.В. Руднева, М.М. Соловьева и Р. Гровера.
В результате исследования зарубежного опыта управления недвижимостью, А.В. Руднев выделил три основных типа имущественно-земельной политики, проводимой в крупных городах различных стран:
«…Первый тип - это политика местных властей в условиях доминирования муниципальной собственности на недвижимость и землю, основанная на использовании преимущественно арендных методов регулирования. Такую политику проводят в Финляндии, Швейцарии, Канаде, Индии и других государствах, где главными субъектами земельных отношений являются городские муниципалитеты, на которых как на крупнейших владельцах и распорядителями земли лежит основная ответственность за справедливый и эффективный отвод земель и регулирование правового положения недвижимости в городских границах.
Второй тип - это политика, реализуемая при наличии достаточно свободного рынка недвижимости, связанная с использованием менее жестких инструментов регулирования объектов недвижимости (рыночная стоимость, налоги). Речь здесь может идти о городах Испании, Греции, Кипра, Португалии. В данных городах регулирование имущественно-земельных отношений основывается на привлечении инвестиций в недвижимость, в том числе иностранных, что положительным образом влияет на экономику городов.
Третий тип политики управления недвижимостью можно назвать смешанным, комбинирующим элементы первых двух типов. Такую политику проводят в США, ФРГ, Великобритании, Италии и другие страны.
Имущественно-земельная политика большинства высокоразвитых стран относится к третьему типу. Основным средством осуществления данной политики является купля-продажа. Большинство покупателей приобретают недвижимость в кредит, внося 20% продажной цены и выплачивая оставшуюся часть в течение 25-30 лет при ставке кредита 7% годовых. Национальная политика поощряет индивидуальное приобретение недвижимости путем сокращения федеральных налогов для земледельца, чтобы помочь ему выплачивать ссуду за дом.
В США практически любой участок земли может быть продан за сумму, на которой сойдутся продавец и покупатель.
Использование земель городов и штатов США регламентируется многими законами страны. Для осуществления генеральных планов развития муниципалитеты получили право покупать землю у частных владельцев, компенсируя им полную рыночную стоимость, даже против воли владельца. Затем эти земли продаются новому владельцу, согласному осуществлять планы муниципалитетов, обычно эта продажа совершается на льготных условиях. Объекты недвижимости облагаются поимущественными налогами - штатными и местными. Многие штаты взимают поимущественные налоги, однако их значение как источника дохода не велико - менее 3%.
Для местных налоговых систем поимущественный налог является наиболее значительным; его доля во всех поступлениях составляет около 50%. Через этот налог осуществляется возмещение городу той части «дифференциальной ренты», которой пользуются предприятия и люди, поселившиеся на его территории. Поимущественный налог является самым важным источником городских финансов, который оказывает специфическое воздействие на градостроительство, формирующее облик и структуру современных городов. Каждый год устанавливается местная налоговая ставка - определенный процент рыночной стоимости имущества. Оценка недвижимости производится раз в два-три года. Процентная ставка, определяемая местной администрацией через референдум, колеблется от 1 до 3%. Налоги на недвижимость остаются в местном бюджете и составляют 40% местного бюджета. Таким образом, органы местного самоуправления имеют возможность влиять на размер поступлений в бюджет, изменяя как налоговую ставку, так и уровень оценочной стоимости облагаемого имущества относительно рыночной» [9; с. 82-93].
«В Великобритании при достаточно свободном рынке земли крупнейшие города строят свои земельные отношения на основе аренды, срок которого предусматривается до 99 лет. Оценка недвижимости производится раз в 10 лет и служит основой для расчета арендной платы поимущественного налога, величина которого поставлена в зависимости от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов семьи. В основе оценки лежит определение совокупного годового дохода от земельного участка. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем по дифференцированным ставкам налога. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах [9, с.82 - 91] ».
Подводя итоги проведенным исследованиям, профессор А.В. Руднев приходит к выводу, что каждая страна разработала свою систему управления собственностью и вместе с тем процессы управления, протекающие в развитых странах во многом схожи.
Профессор выделяет главные элементы, присущие практически всем странам: «муниципальные власти играют решающую роль в вопросах землепользования на всех уровнях управления городом; при всем многообразии систем управления муниципальные власти отдают предпочтение аренде недвижимости по сравнению с ее продажей, т.е. стоят на позиции соблюдения интересов города; муниципалитеты регулярно проводят комплексную оценку городских земель и недвижимого имущества, земельные платежи и налоги на недвижимость основаны на фактической рыночной стоимости объектов недвижимости [9, с. 95]».
В каждой стране приватизация имеет свои особенности, но в целом в настоящее время практически все страны рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики, поэтому решению задач в сфере повышения эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом уделяется особо много внимания.
В таблице 1.1 представлен сравнительный анализ управления государственной собственностью в развитых странах.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что во всех странах государственной собственности принадлежит весьма значимое место, а государственные расходы зависят от социально-экономической политики, которую проводит государство. Как видно из проведенного анализа, в экономиках протекционистского типа большая доля суммарного дохода перераспределяется через бюджет, тогда как в экономиках либерального типа эта доля значительно ниже. Правительства развитых стран для обеспечения высоких бюджетных доходов широко использовали приватизацию, наиболее успешным был опыт Японии и Великобритании.
Таблица 1.1 - Сравнительный анализ управления государственной собственностью в зарубежных странах
Факторы/ Показатели США Англия Германия Франция Италия Швеция Испания Япония
Доля госсобственности в экономике страны (%) 23 40 48 45 35 62 32 35
Доля государственных расходов в ВВП,% 34,9 40,2 48,3 52,5 48,5 57,2 39,3 38
Доходы от приватизации с 1990 по 2001гг. (в млрд. долл.США) 33,96 150 27,3 32 106,6 15 38,4 189
Особенности приватизации Полная продажа госпредприятий - частным лицам, делегирование прав по распоряжению госимуществом. Долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного Беспрецендентная по своим масштабам и темпам приватизация. Тщательная законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая продажи. Ориентация на стратегического частного инвестора Процессы разгосударствления соб-ти развивались традиционными для демократических стран путями. Особо быстрыми темпами и в больших масштабах. Осторожный подход к использованию методов и приемов приватизации Широкомасштабная приватизация , реформирование госсектора Частое использование «золотой акции». Ярко выраженный прагматизм Все основные государственные монополии были преобразованы в акционерные общества. Применение механизма «золотой акции». Приватизация продвигается очень медленно, по ряду причин: госсектор невелик, госкомпании рентабельны и конкурентноспособные, а бюджет профиц........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.