На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84496


Наименование:


Курсовик Реформы государственного аппарата и развитие права России во второй половине XIX века

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 6.2.2015. Сдан: 2006. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3
1. Предпосылки реформ 4
2. Отмена крепостного права 5
3. Судебная реформа 9
4. Финансовая реформа 16
5. Формирование всeсословного самоуправления 17
6. Военная реформа 19
7. Реформа тюремной системы и полиции 21
8. Реформы системы просвещения и цензуры 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27


BBEДEHИЕ

Тема реформ государственного аппарата и развития права России во второй половине XIX века - одна из ключевых в отечественной правовой науке. И не случайно, она всегда привлекала к се6е пристальное внимание исследователей.
К середине XIX века явно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сфере. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.
На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: поступательное экономическое развитие (укрепление капиталистического уклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и социальных слоев), мощный подъем общественного движения.
Во внутренней политики России второй половины XIХ века выделяются три этапа. Первый - подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй - проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий - изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций (поворот «вправо»).
В данной курсовой рa6оте освещается весь комплекс реформ, в том числе и такие сравнительно менее известные, как реформы полиции и тюремной системы, цензуры, церковного управления (как одной из отрaслей государственого управления).


1. Предпосылки реформ.

К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической системы, назревавший еще с конца XVIII века, достиг наибольшей остроты.
Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего развития. Эта система не могла обеспечить рост экономики и полностью изжила себя, являясь тормозом развития промышленности, экономики. Не заинтересованность крепостного работника в результатах своего труда исключала возможность применения машин и улучшения агротехники в крепостных имениях. Значительная масса помещиков все еще видела главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян. Непрерывное увеличение повинностей вело к разорению крестьянства, что в свою очередь, пагубно сказывалось на помещичьем хозяйстве. В связи с этим, некоторые помещики пытались перейти к использованию вольнонаемного труда и машин, другие, просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьян в банках.
Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозила развитие промышленности. Так в промышленности, особенно горной и металлургической, на Урале широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину на заводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремились от них избавиться, и обращались к правительству с соответствующими просьбами. Однако вольнонаемных рабочих было найти трудно, поскольку основная масса населения была закрепощена, промышленность не имела необходимою рынка свободной рабочей силы. Неразвитость внутреннего рынка сбыта, обусловленная беднотой основной массы крестьянства и узким кругом потребителей, что сильно уменьшало товарооборот. Это сказывалось на экономике. Следствие - обострявшийся экономический и политический кризис в стране. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859 -1861 г.г.
Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853 - 1856 г. г., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость, неэффективность социальной и экономической систем России. Крепостнический строй, рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военные поражения привели в ряды оппозиции значительные слои буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформы по отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Пaрижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, Александр II, выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал «Гораздо лучше это произошло свыше, нежели снизу».


2. Отмена крепостного права.

Изменение в крепостном праве начались в начале XIX века.
В 1827 году принят закон, согласно которому часть помещичьих крестьян с определенным наделом земли переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещика при этом не требовалось. Также запрещалось уступать своих крестьян для работы в шахтах и ссылать в Сибирь.
В 1833 году запрет на аренду поместий, на которых проживали крепостные.
В 1841 году запрещено продавать крестьян в розницу.
В 1843 году безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян.
В 1847 году Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны населения дворянских имений.
Крестьяне, проживающие в имениях, продающиеся за долги могли выкупаться на волю с землей.
В 1848 году крестьяне могли приобретать недвижимую собственность с согласия помещика.
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.
Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян «на волю» без земли. Однако ряд предложений, исходящий от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы.
19 февраля 1861 г. манифест «Общее положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе (всего 11 актов) были подписаны царем.
Законы от 19 февраля 1861 г разрешили четыре вопроса: о личном освобождении крестьян; о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; о выкупе крестьянами своих земельных наделов; об организации крестьянского управления.
С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Kрестьяне пoлучили личные и имущественные права, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика вступление в брак, заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел и участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.
Закон- установил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян.
Уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники. Мировые посредники по идее должны были улаживать конфликты между помещиками и крестьянами, но они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков.
В течение этих 2 лет крестьяне о6язаны были отбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. Право продажи крестьян, отдачи их в услужение или в исправительные заведения, переселение крестьян, распоряжения их брачной судьбой отменялись немедленно. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временно обязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и с выплатой первого взноса за землю крестьяне получали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т. е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированные сословия - дворяне и духовенство, а также почетные граждане - буржуазия, интеллигенция).
Как уже говорилось, крестьяне при освобождении наделялись землей - приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых, т. е. состоявших в штате дворовых слуг помещика), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от той земли отказаться или передать в течение 9 лет после закона о реформе. Установление такого порядка объясняется полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.
Размеры полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и размеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось с учетом исключительно интересов помещиков.
Губернии великорусские, левобережной Украины и Восточной Белоруссии, в которых в первую очередь проводилась реформе, делились на 3 полосы, в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей. Эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которыми крестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Наконец, крестьяне по соглашению ч помещиками, могли получить так называемый «даровой» надел (без выкупа) размером 0,25 низшей нормы.
Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размером дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Исчислялся капитал, который при ежегодном обороте приносил бы 6% сумму прежнего годового оброка. Размер капитала и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически стоимость личности крестьян.
Четверть выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а три четвертых помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в течение 49 лет в форме выкупных платежей (выкупной платеж составлял 6% ссуды)........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «История государства и права России», И.А. Исаев, Москва, изд. «Юрист», 1999 г.
2. «История отечественного государства и права» О.И. Чистякова, Москва, 1996 г.
3. «История государства и права России», Ю.П. Титов, Москва, изд. «Былина», 1997 г.
4. «История России с древности до наших дней», М.Н. Зуева, Москва, 1997 г.
5. «Переворот 1861 г. в России», Б.Г. Литвак, Москва, 1991 г.
6. «Российское самодержавие в конце XIX века», П.А. Зайончковский, Москва, 1970 г
7. «Отмена крепостного права в России», П.А. 3айончковский, Москва, 1960 г.
8. «Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XIX века», В.А. Федоров, Москва, изд. «Манускрипт», 1993 г.
9. «История государственных учреждений дореволюционной России», Н.П. Ерошкин, Москва, 1983 г.
10. «Судебная реформа и контрреформа в России», В.М, Виленский, Саратов, 1969 г.
11. «Самодержавие и судебная реформа в России», М.Г. Коротких, Воронеж, 1988 г.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.