На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84671


Наименование:


Курсовик ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.2.2015. Сдан: 2013. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследований
1.1 Использование малых форм фольклора во всестороннем развитии личности ребенка………………………………………………………………………..…6
1.2 Психолого - педагогические исследования проблемы здорового образа жизни дошкольников……………………………………………………………………...13
1.3 Формирование представлений о здоровом образе жизни с использованием детского фольклора…………………………………………………………………..21
Глава 2. Изучение состояния работы по формированию здорового образа жизни
2.1 Анализ работы воспитателей по формированию здорового образа жизни……………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36



Введение
Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика - древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучие и всеопроеделяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.
Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность
Педагоги - классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Народный педагог, по мнению Я.А. Коменского, « должен быть патриотом родного языка, родной культуры». Его поддерживали и другие учёные, писатели, композиторы, педагоги - К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Чехов, Пушкин, Глинки, Горький, Чайковский и многие другие.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П. Бессонова "Детские песни" - был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ.
Долг старших - с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
В настоящее время актуальны вопросы в том, что последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому в первом звене непрерывного валеологического образования, одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Из этого следует, что вся жизнедеятельность, ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Цель исследования: выявить особенности формирования представлений у дошкольников о здоровом образе жизни через фольклор.
Задачи работы:
1. рассмотреть детский фольклор в истории России.
2. изучить использование фольклора во всестороннем развитии личности ребенка;
3. изучить значимость произведений детского фольклора в формировании здорового образа жизни;
4. разработать систему работы по формированию здорового образа жизни средствами фольклора.
Объект исследования: здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни через фольклор.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений у дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- разработать систему работы по формированию здорового образа жизни включая в себя занятия с использованием фольклора, беседы в качестве эмоционального стимула и средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни;
- систематически и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
- практическая (анализ деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, беседы).


Глава 1. Теоретические основные проблемы исследования
1.1 Использование малых форм фольклора во всестороннем развитии личности ребенка
«Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk -народ - и lore - мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно.
Если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру: - В.А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий.
Н.И. Костомаров в фольклоре видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. В.Ф. Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривал их как вернейшее отражение социальной жизни. И.П. Хрущов в детских песнях видел отражение древних языческих обрядов и современного крестьянского быта и так далее...
В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детского фольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор.
И так что же такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания. Детский фольклор - это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора - соотнесение художественного текста с игрой.
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности.
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и многие знатоки языка.
К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и в каких условиях, дети овладевают народными поэтическими богатствами.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.
Трудно переоценить роль О.И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор». Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор». Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.
Г.С. Виноградов подчеркивал, что "детский фольклор - не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою "маленькую провинцию" фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор - полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики".
Несомненно, что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь; ритм особых песен помогал соединить физические усилия тянущих невод, толкающих груз. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях.
Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.
Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни.
Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературы, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров.
Колыбельные песни. Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни. Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…
Слов - понятий в песне обычно немного - лишь те, без которых первичное познание мира невозможно. Частый персонаж в колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами - антропоморфизм.
Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение од........


Список литературы
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999.
3. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: М.: Высшая школа, 1987.- 254с.
4. Аникин, В.П. Русский фольклор: М.: Высшая школа, 1987.- 283с.
5. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: «Академия», 2000 - 472с.
6. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 464 с.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
8. Василенко, В.А. Детский фольклор: М.: Высшая школа, 1978.- 198с.
9. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с.
10. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л. Веремкович // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 7 - 8.
11. Виноградов, Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. - 231с.
12. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии - Иркутск, 1990. - 195с.
13. Виноградов, Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. - Л., 1978. - С. 188.
14. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.

15. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, В.Запорожец. - М. : Просвещение, 1978. - 240 с.
16. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985
17. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
18. Годовикова, Д.Б. Общение с взрослым и познавательная активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 9. - С. 44 - 48.
19. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63.
20. Загрутдинова, М. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
21. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
22. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С.34-36. 23. Капица, О.И. Детский фольклор: Л., 1948.
24. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1972.
25. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
26. Криницына, Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
27. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1979. - С. 13 - 25.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 98 с.
29. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре: М.--Л., 1958. -203с.
30. Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. //Управление ДОУ №7,2006.
31. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОУ. //Управление ДОУ №5,2004.
32. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. - В 2-х т. - Т.2 / А.С. Макаренко. - М.: Правда, 1971. - 534с.
33. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.
34. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - с. 22 - 24.
35. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогик: Новосибирск, 1985.- 243с.
36. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
37. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
38. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
39. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
40. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
41. Ружзик, Е.Е. Фольклор как фактор сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья.
42. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
43. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
44. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор: М - Л, 1991. - 297с.
45. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н /Д : Феникс, 2007. - 208 с.
46. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М. : Полит. литература, 1975. - 35 с.
47. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. - М.:П едагогика, 1974. - 600 с.
48. Чуковский, К.И. От двух до пяти: М., 1963.
49. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.