Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84685


Наименование:


Диплом «Деятельность Министерства образования и науки Челябинской области по реализации государственной политики в сфере интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего профессионального образования»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.02.2015. Сдан: 2014. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: 79.88.

Описание (план):


Содержание
Введение3
Глава 1 Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере высшего образования и науки7
1.1 Государственное регулирование интеграции образовательной и
научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего
образования: цели, принципы, субъекты7
1.2 Нормативно-правовая база государственной политики в сфере
высшего образования и науки13
Глава 2 Анализ деятельности отдела вузов и науки Министерства
образования и науки Челябинской области21
2.1 Организация деятельности отдела вузов и науки Министерства
образования и науки Челябинской области по обеспечению интеграции
образовательной и научно-исследовательской деятельности
в учреждениях высшего образования21
2.2 Оценка состояния и развития образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования
Челябинской области28
Глава 3 Анализ проблем обеспечения интеграции образовательной и
научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего
образования Челябинской области и разработка методов их решения34
3.1 Проблемы обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования
Челябинской области34
3.2 Методы совершенствования деятельности Министерства образования и науки Челябинской области в сфере интеграции образовательной и
научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего
образования38
Заключение54
Библиографический список57
Приложения61
Введение

Высшее образование в России, согласно статье 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», это часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Вопросы обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования чрезвычайно актуальны и отличаются достаточной сложностью и в теоретическом, и в практическом отношениях. От того, насколько динамично будет развиваться как научно-исследовательская и инновационная деятельность, так и система высшего образования в целом, во многом будет зависеть дальнейшее успешное развитие России.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время назрела объективная необходимость в модернизации действующей в регионе системы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования. Интеграция науки и образования - процесс чрезвычайно важный. По большому счету, именно четко структурированная, глубоко проработанная и в соответствии с требованиями времени правильно выстроенная интеграция науки и образования делает результаты научных исследований быстро востребованными, позволяет внедрять их в процесс производства, естественным образом обеспечивает трансферт фундаментальной науки в образовательный процесс и практику, а это значит, что данному направлению необходимо уделять особое внимание.
В статье 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» также определено, что целями интеграции образовательной научно-исследовательской деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. Очевидно, что процесс интеграции не статичен, его нельзя выработать раз и навсегда: наука поддерживает образование на современном уровне, стимулирует его развитие и совершенствование, а образование, в свою очередь, служит одним из источников дальнейшего «финансирования» науки новыми умами, при этом координация всех указанных процессов не возможна без участия органов государственной власти, которые координируют работу всего механизма в целом. В частности, в Челябинской области роль координатора выполняет отдел вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области.
Целью данной работы является анализ действующей системы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования на региональном уровне и выработка методов ее совершенствования.
Достижение цели обусловило решение следующих задач:
- Рассмотреть основные направления государственной политики в сфере высшего образования в свете нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Изучить нормативно-правовые основы регулирования интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования в Российской Федерации и Челябинской области;
- Рассмотреть цели, задачи и полномочия отдела вузов и науки Министерства образования и науки в сфере обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования;
- Изучить организацию интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования на материалах отдела вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области;
- Проанализировать состояние и развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Челябинской области;
- Выявить основные проблемы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования;
- Сформулировать выводы и разработать методы совершенствования действующей системы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования.
Объект исследования - отдел вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области. Предмет исследования - деятельность отдела вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области в сфере обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, Челябинской области, а также труды ведущих в данной области отечественных и зарубежных ученых.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход, а также анализ нормативно-правовых актов и их моделирование, изучение практики работы по теме исследования, метод синтеза и сравнения, метод индукции и дедукции, метод экспертной оценки.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех основных разделов. Первый раздел посвящен рассмотрению теоретико-правовых основ государственной политики в сфере высшего образования. В нем рассматривается действующая система государственного регулирования интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования, ее цели, принципы, субъекты, а также нормативно-правовая база государственной политики в сфере высшего образования и науки. Второй раздел посвящен анализу деятельности отдела вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области. Здесь рассматривается организация деятельности отдела вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области по обеспечению интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования, а также проводится оценка состояния и развития образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Челябинской области. Третий раздел посвящен анализу проблем обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Челябинской области и разработка методов их решения. В нем рассмотрены проблемы действующей системы обеспечения интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Челябинской области, а также разработаны методы совершенствования данного направления. Объем работы - 68 страниц.

Глава 1 Теоретико-правовые основы
государственной политики в сфере высшего образования и науки

1.1 Государственное регулирование интеграции образовательной и
научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего
образования: цели, принципы, субъекты

Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», система высшего образования в Российской Федерации включает в себя:
- федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
К уровням высшего профессионального образования относятся следующие:
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Необходимо также пояснить, что в настоящее время в России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования, а каждом из которых, в той или иной мере, ведется научная деятельность:
1. Университет - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки, программы подготовки, переподготовки и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
2. Академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
3. Институт - высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.
В Российской Федерации к органам власти, осуществляющим государственное регулирование сферы образования и науки, относятся Президент РФ, Правительство РФ, министерства, ведомства, департаменты. Их основными функциями являются стратегическое планирование, мониторинг, нормативно-правовое регулирование образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Федеральные органы власти принимают участие в финансировании деятельности образовательных и научных учреждений. Также они могут выступать инициаторами как процессов объединения вузов (федеральные университеты), так и процессов межвузовской кооперации, оказывая различные виды поддержки.
Кроме того, при Президенте РФ созданы совещательные и консультативные органы по вопросам развития образования и науки. Так, например, с 2012 года функционирует Совет при Президенте РФ по экономике и инновационному развитию РФ - совещательный орган, образованный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России. В соответствии с задачами Совета, к его компетенции можно отнести подготовку предложений и координация деятельности, в том числе по межвузовскому взаимодействию и развитию связей высшей школы с органами власти, предпринимательским и экспертным сообществами.
В статье 89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования и науки федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования. Этим органом является Министерство образования и науки РФ. Оно разрабатывает и реализует программы развития высшей школы, в том числе на основе интеграции образования и науки. Министерство также может стать разработчиком программы интеграции высшей школы в национальную инновационную систему РФ и мероприятий, содействующих развитию межвузовского взаимодействия, для повышения эффективности использования образовательного и научно-исследовательского потенциала системы высшего образования.
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны, поэтому с целью активизации научно-исследовательской деятельности вузов ведется разработка политики развития науки и механизмов её реализации.
В статье 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования. Они включают в себя обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование; создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для того чтобы определить, что же исторически является главной целью, своеобразной миссией всей системы высшего образования, обратимся к исследованию испанского философа и социолога Хосе Ортега-и-Гассета. В 1930 г. была издана книга «Миссия университета», в которой автор представил анализ социально-исторического опыта развития института образования. Согласно его мнению, миссия университета заключается в концентрации усилий передовых людей, интеллектуалов, направленных на достижение культурного идеала эпохи и осознание всей меры ответственности за судьбу человечества. Он обосновывает свой вывод о том, что только университеты способны стать центрами воспитания «интеллектуальной элиты». Х. Ортега-и-Гассет располагает основные социальные функции университета по степени их значимости следующим образом: 1) передача культуры; 2) обучение профессиям; 3) научные исследования и подготовка ученых. В итоге, мы видим, что все эти три компонента неразрывно связанны между собой и вместе образуют единую, целостную систему высшего образования. Главной целью в итоге становится обеспечение подготовки специалистов и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование её образовательного, творческого и научного потенциала для решения социальных и культурных задач страны.
Система высшего образования, как и любая другая система, функционирует на основе своих базовых принципов, среди которых, можно выделить следующие:
- единство научного и образовательного процессов и их направленность на подготовку высококвалифицированных, востребованных в экономике кадров;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и управления на местах;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;
- поддержка ведущих учёных, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-творческого потенциала молодёжи;
- органическое сочетание образования и фундаментальных и прикладных исследований;
- согласование направлений научных исследований с приоритетами федеральной и региональной научной, творческой и инновационной политики;
- интеграция науки и образования в международное сообщество.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;
- дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных проектов;
- развитие правовой базы научной деятельности;
- привлечение в научно-исследовательскую деятельность дополнительных финансовых средств.
Что касается последнего пункта, то здесь стоит отметить, что система планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности должна определяться характером проводимых исследований. Бюджетные средства планируются и распределяются на конкурсной основе в форме грантов и на финансирование научных программ. Таким образом, первоочередными задачами, поставленным перед образовательными учреждениями, относятся: во-первых, создание на их базе современных структур, способных интегрировать образовательную и научно-исследовательскую деятельность, удовлетворять потребности высокотехнологичного сектора экономики; во-вторых, повышение уровня исследовательской культуры и качества научных исследований; в-третьих, приобщение к мировым достижениям науки, освоение международных стандартов научно-исследовательской деятельности, интеграция российских исследователей в мировое академическое сообщество.
Из всех перечисленных выше компонентов вырисовывается стратегическая цель всей государственной образовательной политики: достижение конкурентоспособного уровня развития вузов - локомотивов развития образования и отечественной экономики - посредством интеграции высшего образования и научно-исследовательской деятельности. Интеграция науки и высшего образования должна обеспечить повышение качества образования и подготовки научных кадров, повышение эффективности использования бюджетных средств, рост востребованности результатов прикладных научных исследований и разработок гуманитарной направленности в реальном секторе экономики.
1.2 Нормативно-правовая база государственной политики в сфере
высшего образования и науки

Значение вузовской науки определяется не только собственно научными результатами, но и тем, что в вузах обеспечивается преемственность научных традиций, накопление и обновление знаний, подготовка специалистов для научной и практической деятельности. В нашей стране, и в Челябинской области в частности, действует законодательство, направленное на надежное функционирование всей системы высшего образования, а также на успешную реализацию государственной политики в сфере интеграции образовательной и научно-исследовательской. На сегодняшний день наиболее подробно вопросы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности регламентируются нормами:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. от 03 февраля 2014 г.);
- Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. 02 ноября 2013 г.);
- Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015 г., (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2005 г. № 1340-р);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2011 г. № 3-91 «О концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 г.»;
- Законом Челябинской области от 29 августа 2013 г. № 513-ЗО «Об образовании в Челябинской области» (в ред. от 26 марта 2014 г.);
- Законом Челябинской области от 26 мая 2005 г. № 383-ЗО «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» (в ред. от 26 июля 2013 г.);
- Областной целевой Программой развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы (утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 г. № 520-4-П);
- Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 № 333-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2014 - 2015 годы" (вместе с "Государственной программой Челябинской области "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2014 - 2015 годы")
- положениями Областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2013-2015 годы» (утв. постановлением Правительства Челябинской области от 24 октября 2012 года № 537-П).
Такое количество нормативно-правовых актов в данной сфере объясняется необходимостью подготовки высококвалифицированного человеческого капитала для обеспечения задачи модернизации страны, что может быть обеспечено только качественным функционированием системы высшего образования.
Для эффективного функционирования любой системы должны быть определены базовые понятия ее деятельности. Такие основные понятия, используемые в системе образования, закреплены в статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», среди которых, в том числе, понятия образования, научно-исследовательской деятельности и грантов:
- Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
- Научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
- Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, ........

Литература:
20) План работы Министерства Образования и науки Челябинсокй области на 2013 год / под общей редакцией А. И. Кузнецова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2012. - 232с.
21) Результаты деятельности системы образования Челябинской области в 2012 году. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под ред. А.И. Кузнецова. - Челябинск, 2013. - 53с.
22) Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под в ред. А.И. Кузнецова. - Челябинск, 2012. - 84с.
23) Быкова, М.А. Инновационная основа образовательных процессов / М.А. Быкова// Проблемы интеграции образования, науки и бизнес-сферы в условиях новых вызовов глобальной экономики. Материалы международной конференции 16 мая 2013 г. к 20-тилетию Гуманитарного института. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013. - 176с.
24) Горшков, М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - M.: ЦСПиМ, 2010. - 352с.
25) Дежина, И.Г. Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах / И.Г. Дежина // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник аналитических материалов. Тезисы докладов. - М.: 2008. - 364с.
26) Довейко, А.Б., Верецкая, А.И. Проблема интеграции науки и образования в современном вузе / А.Б. Довейко, А.И. Верецкая// Материалы XIII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». - М.: 2012. - 207с.
27) Куликова, Ю.П. Высшая школа и задачи модернизации экономики России / Ю.П. Куликова// Мир и политика. - 2013. №01 (76). - 101с.
28) Ортега-и-Гассет, Х. Миссия образования /пер. с исп. М. Н. Голубевой; в ред. перевода А. М. Корбут; под общ. в ред. М. А. Гусаковского/ Х. Ортега-и-Гассет. - Минск: БГУ, 2005. - 104с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.