На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84779


Наименование:


Диплом ПОНЯТИЕ О ВАЛЕОЛОГИИ.МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.2.2015. Сдан: 2011. Страниц: 119. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………….……..3
ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ О ВАЛЕОЛОГИИ…………………………………….8
1.1История возникновения валеологии как области науки и социальной практики………………………………………………………………….….…….8
1.2 Сущность и содержание понятия о валеологии…………………………...15
1.3 Выводы из главы 1……………………………………………..………..…..22

ГЛАВА 2: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ………………………….…………….23
2.1 Обзор учебного материала, направленного на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у подростков…..….23
2.1.1 Краткий итог обзора учебного материала………………….…………….29
2.1.2. Критические материалы………………………………..…………………30
2.2Современное состояние и перспективы развития валеологических знаний………………………………………………………………….…………42
2.3.Профилактика здорового образа жизни в подростковой среде и совершенствование ее направлений на современном этапе…………...……50
2.4 Социально- педагогическая деятельность общественных организаций по формированию валеологической грамотности подростков в Орехово-Зуевском административном округе…………………………………………...63

ГЛАВА 3: НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…………………………………………………………………………..83
3.1 Основные направления в деятельности социального педагога при работе с учащимися, склонными к употреблению спиртных напитков……………….83
3.2 Работа социального педагога, направленная на профилактику табакокурения и наркомании...............................................................................88
3.3.Разработка мероприятий социального педагога по пропагандированию «Валеологии» среди учащихся-подростков в условиях колледжа…………………………….………………………………..…………..90
3.5 Итоги тестирования подростков экспериментальной группе и анализ их знаний о валеологии…………..……………………………………….…..…….95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...…….97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…….…101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......104


Введение
Поскольку здоровье населения страны - высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей и подростков. Можно с уверенностью утверждать, что именно подростки должны составлять основную часть нормально развитого юного населения государства. Однако в Российской Федерации наблюдается существенный демографический спад, настоящий демографический кризис, социальные последствия, которого заключаются в преобладании населения , находящегося в пенсионном возрасте над социально-активным, работоспособным и молодым. При этом, статистика свидетельствует о все более осложняющейся ситуации.
В международной социологии в середине 80х годов был разработан индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в который входят ожидаемая продолжительность жизни, реально душевой валовой внутренний продукт, уровень образования населения. По результатам исследования экспертов ООН, российский ИРЧП вначале 1995года составлял 0,547, что означает 119-е место среди 174 государств, для которых индекс рассчитывался. Общая продолжительность жизни на 1998год в России составляла 65,2 лет, в то время как в Японии этот показатель равен 80 годам, в Швеции -78, в Канаде и Франции - 77, в США и Великобритании 76 годам. Общая направленность демографических процессов по большинству регионов России характеризуется снижением рождаемости и ростом смертности.
Отмечается высокая общая заболеваемость. 60-70 % общей численности населения нуждается в реабилитации физического и психологического состояния. Больше половины работающих имеют рейтинг здоровья ниже трех по шестибальной системе. Вследствие неудовлетворительного состояния здоровья взрослых, в частности родителей, отмечается устойчивый рост заболеваемости новорожденных детей - 173,3 случая на 1000 родившихся живыми. При этом врожденная патология составляет 11%. По прогнозам, если не будет приняты энергичные меры, доля здоровых детей может сократиться до 15 -20%. У детей начавших обучение с 6 лет выявляются высокие уровень заболеваемости, в том числе нервно- психологическими расстройствами и нарушениями в развитие речи. К концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20- 25%.
В среднем в России лишь 10% выпускников средних школ могут считаться здоровыми. Каждый второй выпускник школы имеет серьезные психические или физиологические отклонения. В стране около 1,5 млн молодых инвалидов.
Наше общество быстро стареет. Смертность превышает рождаемость в 1,7 раза. По мнению специалистов, такая динамика без принятия кардинальных мер может привести к тому, что к 2040 году численность населения России сократится в 2 раза.
В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией в последнем десятилетии, здоровье детей и подростков приобретает особую ценность. Очевидно, что современное российское общество нуждается в здоровом подрастающем поколении.
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность родителей, школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения должна проходить непрерывно, и постоянно. Все компоненты программы должны быть связаны между собой, дополняя и взаимозаменяя, друг друга.
Именно в связи с вышеизложенными фактами, тема, выбранная нами, для рассмотрения в рамках данной курсовой работы представляется актуальной на сегодняшний день.
В учреждении образования социальный педагог входит в состав специалистов СППС, выполняя, таким образом, в пределах своей компетенции функцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни. А именно, осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.
Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, коррекции и реабилитации отдельных дезадаптированных учащихся образовательного учреждения. В этой связи оказывает поддержку классному руководителю в предупреждении распространения вредных привычек среди учащихся и в профилактике нарушений техники безопасности, которые могут быть связаны со злоупотреблением здоровьем.
Основной направленностью курсовой работы является изучение вопросов формирования у подростков основных понятий здорового образа жизни, знакомство с понятием «валеология» и учебной дисциплиной «Валеология», программ по профилактики здорового образа жизни у детей и подростков.
Целью исследования является - дать характеристику понятия здоровый образ жизни и описание опыта работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования - направления работы социального педагога с учащимися по приобщению к здоровому образу жизни и приобретению валеологических знаний.
Предмет исследования - условия работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Нам предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по проблеме исследования;
2. Обобщить представления социальной педагогики и психологии о понятии « валеология» и ее составляющих;
2. Рассмотреть основные направления и формы работы социального педагога по формированию основ здорового образа жизни школьников и студентов;
3. Выявить и описать основные направления профилактической и медико-социальной помощи, осуществляемой социальным педагогом для профилактики вредных привычек у подростков и приобщения их к здоровому образу жизни и основам валеологических знаний.
4. Рассмотреть социально- педагогическую деятельность общественных организаций по формированию валеологической грамотности юношества в Орехово-Зуевском административном округе.
Методы исследования, используемые в курсовой работе: теоретический анализ, обобщение, систематизация, социально-психологическое тестирование, социально-педагогический эксперимент
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ О ВАЛЕОЛОГИИ.
1.1История возникновения валеологии как области науки и социальной практики.
С давнейших времен традиционная медицина в основном была ориентирована на лечение болезней, в то время как жизнь требовала перенесения акцента на создании науки именно о здоровье.
Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни”, он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. В связи с этим академик РАМН
Ю.П. Лисицын предложил назвать это новое направление медицины санологией.
В этом контексте следует привести высказывание Ю.П. Лисицына о различии между терминами “санология” и “валеология” (Медицинская Газета, № 100, от 24. 12. 99). В середине 70-ых годов он предложил термин “Санология”.
Считается, что термин «Валеология» был предложен к использованию в медицинской практике и практике обучения в начале 80-х годов двадцатого столетия доктором медицинских наук, профессором Брехманом Израилем Ицковичем (1921-1994).
Последние 15 лет его научной деятельности были в области здоровья здорового человека. Им же были сформулированы плоскости влияний валеологии с физкультурой и спортом, лечебной и профилактической медициной, педагогикой.
Эти исследования были представлены в докладе на национальном конгрессе по профилактической медицине, в Санкт-Петербурге, в 1994 году. Затем, начиная с этого года, проходят ежегодные конгрессы по практической медицине и валеологии. Следует заметить, что во многих вузах Владивостока, Санкт-Петербурга, Курска, Москвы и многих других городов ныне действуют кафедры по валеологии.
С 1996 года < wiki/1996_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург < wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года < wiki/1996_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> издается научно-практический журнал «Валеология» < Magazin.html>. Журнал основан Министерством образования и науки РФ < wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, Федеральным агентством по образованию < wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E>, Российской академией образования < wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Южным научным центром РАН < wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%A0%D0%90%D0%9D>, ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) < wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, Южным отделением Российской Академии Образования, УНИИ Валеологии ЮФУ, Ассоциацией центров валеологии вузов России. Журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК < wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%90%D0%9A>.
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии». В итоге учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация < wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>», «инь и ян < wiki/%D0%98%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D1%8F%D0%BD>», практиками эзотерики < wiki/%D0%AD%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, нетрадиционной медицины < wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0> и психокультов < wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82>, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж < wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%AD%D0%B9%D0%B4%D0%B6>», учения Порфирия Иванова < wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, каббалистики < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0> и герметизма < wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви < wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C>, так и со стороны академической науки.
Журнал “Народное образование”, вероятно, решил не отстать от “Медицинской газеты” (МГ) образца 1999 года. Именно в тот год были опубликованы основные мысли многих авторов статьи в “Народном образовании” и именно эти публикации стали основной для принятия решения 1 февраля 2000 г о запрещении высшего валеологического образования. Открыла серию публикаций (с участием журналиста МГ Андрея Семенова) Ирина Силуянова. Ее статья в МГ (№ 51, от 7.07.99) называлась достаточно эффектно “Поп-наука. Валеология. Научно-методологическая, мировоззренческая и правовая несостоятельность”. А сама дискуссия шла под заголовком “Энтузазисты” и их жирные “гуси”. Затем была статья диакона Андрея Кураева “Осторожно: валеология!” ( МГ № 66 от 27.08.99), затем - статья клинического психолога Ирины Медведевой “Невроз от “просвещения” (МГ, № 7, от 6. 10.99). Завершало первый эшелон подобных публикаций печально известное “Письмо 140” - открытое письмо министру образования РФ В.М. Филиппову “Что кроется под мантией валеологии?” (МГ, № 5 от 28.01. 2000). Письмо подписали видные деятели науки, искусства, писатели, священнослужители - всего 140 человек.
Словари, как отражение изменений в общественном применении понятий, могут проиллюстрировать нам, какие явления укореняются в сознании людей и какие исчезают или видоизменяются.
Естественно, из выше указанного описания истории вопроса, такое понятие, как «валеология» невозможно отыскать в Большой Советской Энциклопедии 1971 года и Малой Советской Энциклопедии 1958 года тоже. Этого же понятия мы не обнаружим в: Комплексном словаре русского языка 2005 года; Большом словаре иностранных слов 2006 года; Большом толковом словаре русского языка 2006 года; Толково-энциклопедическом словаре 2006 года. Но, Словарь иностранных слов 2006 года предоставляет возможность определения этого термина:
Валеология (от лат. Valeo В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
«Здоровый образ жизни» малоконкретное понятие из-за большой широты применения. Настолько широко понимаемый разными людьми, что видимые проявления его осмысления в своих представлениях, и, следовательно, в поступках у многих людей диаметрально противоположны. Жизнь ради удовольствия - аскетизм, активное преображение действительности, противостояние изменениям - пассивное восприятие внешних процессов, путь приспособления к ним.
Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением (З.А. Федоренко, А.В. Коробков, В.Г. Жбанков, И.Т. Осипов, Н.А. Мусаелов и др.). Федерацией массовой физической культуры сельского населения (В.И. Жолдак, П.А. Виноградов, Ю.В. Борисов и др.), отраслевыми и региональными федерациями (И.В. Муравов, Ю.А. Хайрова, Л.Ф. Сорокина, В.А. Балтрушевич, С.Н. Исаева, Г.А. Шевченко и др.). А научно-методическое обеспечение, весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа (Н.Д. Граевская, Н.И.Косилина, В.В. Матов, Л.Н. Нифонтова, И.Т. Осипов, М.П. Сотникова, Н.В. Трофимов, М.В. Протасова и др.), а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны (Э.Г. Булич, В.М. Баранов, Л.С. Глузман, Л.П. Трофимова, В.Г. Камалетдинов, А.А. Шелюженко, Н.А. Нельга, И.В.Харабуга и др.). Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения.
В России < wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> проходят научные конференции посвященные вопросам валеологии. Так, например, в 2006 году < wiki/2006_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в Ростове-на-Дону прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторами выступили: Министерство образования и науки РФ < wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%A4>, Федеральное агентство по образованию < wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E>, Министерство образования Ростовской области, Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ.
В 2008 году < wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторы: Министерство образования и науки РФ < wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%A4>, Федеральное агентство по образованию < wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E>, Министерство образования Ростовской области, ФГОУ «Южный федеральный университет», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии ЮФУ.
В настоящее время вопросами валеологии занимаются повсеместно, активное участие в этом принимают различные общественные организации и институты.
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета < wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года < wiki/1998_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по 2004 год < wiki/2004_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> был член-корреспондент РАО < wiki/%D0%A0%D0%90%D0%9E>, заслуженный деятель науки РФ < wiki/%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%A4>, доктор биологических наук < wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>, профессор < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80> Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года < wiki/2004_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> по 2008 < wiki/2008> - кандидат биологических наук < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>, профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года < wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> - кандидат биологических наук < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA> Иваницкая Людмила Николаевна.
Направления научной деятельности:
· Физиологические и кибернетические механизмы нервной деятельности, межсистемных отношений и функционирования организма в целом. Руководитель - Чораян О. Г., профессор < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80>
· Психофизиологические основы когнитивной деятельности. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>, старший научный сотрудник
· Физиологические механизмы формирования функционального состояния, методы и средства управления им. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>, старший научный сотрудник
· Механизмы формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Руководитель - Иваницкая Л. Н., директор, кандидат биологических наук < wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>, старший научный сотрудник
Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ
Лидер валеологического направления в г. Кемерово < wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE>: Казин Эдуард Михайлович < w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>, зав. кафедрой, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ
Кафедра готовит специалистов для работы в многочисленных валеологических центрах Кемеровской области, осуществляющих мониторинг здоровья школьников и трудящихся.
Кафедра валеологии образовалась в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова в 1994 г. С 1994 г. ее возглавляет доцент Анатолий Иванович Остапенко.
Основной задачей кафедры является воспитание гармонично-развитой личности, в этой связи на базе кафедры существуют две организации, помогающие реализовать данную задачу: стркутурное подразделение - спортивный клуб НГЛУ, возглавляемый председателем Олегом Игоревичем Пикуновым и студенческая общественная некоммерческая организация «клуб культурного возрождения „Феникс“», куратором которой является Анатолий Иванович Остапенко, а директором Олег Игоревич Пикунов.
Несмотря на то, что развитие этого направления научного внимания людей развивается по сей день, до сих пор есть негативные и критические мнения, по вопросам практического применения валеологии в программном материале учебных учреждений. Что и вызвало прекращение преподавания валеологии в школах.

1.2 Сущность и содержание понятия о валеологии.
Валеология - это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии являются:
1) здоровье как биосоциальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы определения конституциональных особенностей индивида;
4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида;
5) практические способы сохранения и укрепления здоровья;
6) теория и методика валеологического образования.
Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья.
Напомним, многие науки носят комплексный характер. Например, математика - это: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств. Интегрально математику объединяет теория чисел. Комплексный характер физики, химии, биологии, анатомии, физиологии, медицины, астрономии - общеизвестен. Почему же валеология - наука об индивидуальном здоровье человека - не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека - наука педагогической стратегии XXI в.
В свое время, в 30-е гг. XX в., в СССР по идеологическим мотивам была ликвидирована педология, стремившаяся прочитать задатки человека через призму генетики, антропологии, физиологии, психологии, социологии. Педологии нет, но ее задачи может взять на себя валеология. Современная школа должна выпускать одухотворенных, добрых и здоровых людей. И немалое место в этой задаче отводится валеологии. Педагогическая стратегия должна опираться:
а) на здравосохраняющие основания наук;
б) на здравосохраняющие элементы педагогики;
в) на здравосохраняющие культуру и искусство нации.
Только такой "педагогический ансамбль" даст нам человека здорового, умного и красивого. О таком человеке мечтали И. Кант и Ф.М. Достоевский. Человек, по Достоевскому, - существо божественное, истинно красивое - и такая божественная красота спасет мир.
До сих пор раздаются голоса - зачем создавать валеологию, когда есть гигиена? В своей монографии украинские валеологи Г.Л. Апанасенко, и А.А. Попова проводят сравнение этих научных дисциплин, убедительно иллюстрирующее различия гигиены и валеологии.
Валеология опирается на новый синтез наук - антропологических, психологических, социальных, биологических, экологических и т.д., на новый педагогический синтез, направленный на познание человеческого здоровья, человеческой любви и красоты, на новый синтез науки и искусства: эстетику здоровья, эстетику и сексологию любви, эстетику и каноны красоты, на новый синтез науки и культуры.



Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомерно.
Валеологию нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.
Валеология включает в себя две составные части (см. схему):
1) теоретическую и 2) практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоятельных раздела:
1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья)
2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию. Специальная валеология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:
1) дошкольную,
2) школьную,
3) вузовскую,
4) поствузовскую.
Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здравствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально -гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.
В 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 - "Валеология" (квалификация врач - валеолог-преподаватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины "Валеология". В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы по валеологической тематике, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.
... В 2000 г., как ни странно, в России закончилась эпоха "валеологизации" образования: валеология как учебная дисциплина Министерством oбразования РФ, по существу, ликвидирована.
Для каждого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочно предпринять серьезные шаги на пути решения проблемы "Здоровье нации".
Следует отметить, что в настоящее время валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени дают вузовские кафедры физического воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины "Физическая культура" Министерства образования РФ. Учебная дисциплина "Физическая культура" направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности и т.д.
Несмотря на валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективность курса "Физическая культура" низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Целесообразно открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела необходимость в подготовке учебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений.
Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
И.И. Брехман писал: "Валеология........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - М. «Академия», 1988. - 176 с.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001. - 215 с.
3. Валеологизация образовательного процесса / под. ред. А.А.Топоркова. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. - 42 с.
4. Валеологизация образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции / под. ред. А.А.Топоркова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 48 с.
5. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы. «На путях к школе здоровья» Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К*» 1995. - 288 с.
6. Валеологический компонент образовательных программ начальной школы: (Из опыта работы МОУ СОШ №59) \ сост. Г.И.Кубрина, Н.И.Ерёмина. Челябинск: Челябинский государственный университет. 2001. 115 с.
7. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н.Заготова. - Ростов-на-дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2002. - 448 с.
8. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 1. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. - 432 с.
9. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 2. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. - 480 с.
10. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 3. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. - 416
11.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., - 1998, - 243 с.

12.Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. - Екатеринбург, 1996, - 322 с.

13.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991, - 214.

14.Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебн. пособие/ А.Н. Елизаров. - М, - «Ось-89», - 2003, - 336 с.
15.Козлов А.А. Практикум социального работника: учеб. пособие/ А.А.Козлов, Т.Б. Иванова. Ростов-на-Дону: «Феникс», - 2001, - 320 с.

16.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь, 2002. - С. 6-16.

17.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 - 7 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 208 с.

18.Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - Ч.1. - Орел, - 1994, - 236 с.

19.Матвеев В. Ф., ГройсманА.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. - М., 1987, - 327 с.

20.Мудрик А.В. Социальная педагогика/ учебн. пособие, - М, - «Академия», - 2000, - 200 с.

21.Основы социальной работы: учебник/ Отв. П.Д.Павленок, - М.: ИНФРА, - М. - 2001, - 395 с.

22.Право социального обеспечения: учебник/И.В.Гущин, - Мн., - Амалфея. - 2002, - 512 с.

23.Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995, - 231 с.

24.Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А.Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

25.Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. - М., 1997, - 433 с.

26.Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Авт.-составитель Т.А.Шишковец. - М.: ВАКО, 2007. - 336 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.