На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84835


Наименование:


Диплом ЭКОНОМИЧЕСКие МЕТОДы В УПРАВЛЕНИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.2.2015. Сдан: 2014. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 9
1.1. Характеристика водных ресурсов Республики Беларусь состояния их использования в народном хозяйстве страны 9
1.2. Административно-правовые особенности государственного управления водохозяйственным комплексом 17
1.3. Меры по рационализации использования водных ресурсов 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 26
2.1. Основные принципы и методы управления водохозяйственной деятельностью 26
2.2. Водный кодекс Республики Беларусь 31
2.3. Водный кодекс 40
2.3.1. Объекты и субъекты платы за пользование водными ресурсами 40
2.3.2. Ставки платы за пользование водными ресурсами 45
2.3.3. Сроки платы за пользование водными ресурсами 46
2.4. Плата за пользование водными объектами 52
2.5. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы Республики Беларусь 59
2.6. Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы 63
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 68
3.1. Предложения по совершенствованию системы управления водным хозяйством 68
3.2. Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
км - километр
р. - река
тыс. - тысяч
га - гектар
м - метр
сут.- сутки
мг - миллиграмм
мл - миллилитр
ЗСО - зона санитарной охраны
ЦНИИКИВР - Центрального научно исследовательского института комплексного использования водных ресурсов
РБ - Республика Беларусь
ГЭС - гидроэлектростанция
ЕС - Европейский Союз
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
г.п. - городской посёлок
СанПиН- санитарные нормы и правила
МОПРОС - Министерства охраны природных ресурсов и окружающей среды
ППВО - плата за пользование водных объектов
Ветераны ВОВ - ветераны Великой Отечественной войны
НК РБ - налоговый кодекс Республики Беларусь
КПП - комитет природных ресурсов


ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с «Водным кодексом» Республики Беларусь - водные ресурсы - это запасы поверхностных и подземных вод данной территории.
Вода является основой жизни людей: она необходимо повсеместно для питья, умывания, приготовления еды, уборки помещений, выращивания сельхозпродукции, она нужна для работы промышленных предприятий и энергетики.
Для удовлетворения потребностей современных городов в воде требуются громадные ее количества, измеряемые от десятков тысяч до миллионов метров кубических в сутки. Выполнение этой задачи, а также обеспечение необходимого химического состава и высокого санитарно-эпидемиологического качества воды, требуют тщательного выбора природных источников, их защиты от загрязнений и надлежащей очистки воды на водопроводных сооружениях.
Одно из основных направлений использования водных ресурсов государства - питьевое водоснабжение, для которого используются как поверхностные (реки, моря, водохранилища и озёра), так и подземные (грунтовые, артезианские, подрусловые, шахтные) природные источники [19, c. 3].
Обеспечение жителей качественной питьевой водой является приоритетной социальной и экологической проблемой Республики Беларусь, решение которой направлено на достижение главной цели - улучшение и сохранение здоровья населения и в целом - безопасности нации.
Большим расходованием воды сопровождаются производственные процессы на промышленных предприятиях. При этом предприятия отдельных отраслей промышленности и энергохозяйства потребляют количество воды, нередко значительно превосходящее коммунальное водопотребление крупных городов. Некоторые промышленные предприятия предъявляют к качеству потребляемой воды специфические, иногда очень высокие, требования. От количества и качества используемой воды и организации водоснабжения промышленного предприятия в значительной мере зависят качество и себестоимость выпускаемой продукции.
Кроме обеспечения водой населения и промышленности, огромное значение имеет сельскохозяйственное водоснабжение, для животноводства и искусственного орошения земель в целях успешного выращивания сельскохозяйственных культур и получения высоких урожаев [17, c. 15].
В настоящее время в связи с общим ростом объемов потребляемой воды и недостаточностью в ряде районов местных природных источников воды, все чаще возникает необходимость комплексного решения водохозяйственных проблем для наиболее рационального и экономичного обеспечения водой всех водопользователей и водопотребителей данного района (города).
Важное значение придается координированию усилий между органами землепользования и управления водными ресурсами. Все больше внимания уделяется многоцелевому использованию водных объектов для целей водоснабжения, гидроэнергетики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, рекреационных целей. При этом, во главу водохозяйственной деятельности в большинстве стран мира в последние годы стала защита водных экосистем от различных источников загрязнения [42, c. 49].
Принято считать, что дефицит в воде становится ощутимо заметным, если забор воды на душу населения составляет менее 1700 м3 в год. К настоящему времени в 22 странах мира годовое водопотребление не превышает 1000 м3 в год. По оценкам Мирового банка, в 2025 году уже 32 страны мира с населением свыше трех миллиардов человек будут испытывать хронический дефицит в воде.
Рассматривая воду, как всеобщее достояние, руководству всех стран мира необходимо обеспечить рациональное использование водных ресурсов с тем, чтобы сохранить их в интересах будущих поколений. Для принятия срочных ер и активизации деятельности государств по рассмотрению наиболее острых проблем в области водных ресурсов в 2005 году Организацией Объединенных Наций объявлено Международное десятилетие пресной воды. Вполне очевидно, что хозяйственное освоение новых водных объектов должно тесно интегрироваться с охраной экосистем, координироваться на местном, государственном и межгосударственных уровнях [11, c. 715].
Принятие правительством Республики Беларусь в качестве программного документа модели устойчивого развития вызывает необходимость решения проблем восстановления благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала страны для удовлетворения потребностей ее жителей
Водное хозяйство является одной из базовых отраслей, успешное функционирование которой обеспечивает основу стабильного и устойчивого развития хозяйственного комплекса страны.
Водный фонд и водохозяйственный комплекс являются стратегически важным элементом национального богатства страны и определяют водно-ресурсный потенциал.
В данной работе на основе анализа сложившейся ситуации, существующих возможностей и проблем, а также с учетом опыта зарубежных стран будут выбраны наиболее перспективные способы (пути) преобразования сложившейся системы в действенный механизм, объективно оценивающий реальную водохозяйственную ситуацию и обеспечивающий справедливые экономические отношения между участниками водохозяйственного комплекса, постепенную нормализацию взаимодействий экономической системы с окружающей средой и сохранение естественных экосистем [24, c. 11].
Рассмотрение любого вопроса или проблемы проводится с позиций каждой заинтересованной стороны и предлагается компромисс, наиболее полно удовлетворяющий как экономические, так и экологические интересы на основе принципов устойчивого развития. Зарубежный опыт анализируется с позиций его применимости в условиях нашей страны, оценивается возможность его реализации на практике. С учетом того, что от состояния водных ресурсов, их охраны и рационального использования напрямую зависит здоровье нации и развитие экономики, освещение данного вопроса является приоритетным для стратегии развития государства в целом.
Основная идея исследования заключается в том, что для стабилизации состояния водных ресурсов и оптимизации их использования, экономической системе необходимо удовлетворять интересы не только экономических агентов, но и интересы «экологических» агентов, она должна быть призвана обслуживать процессы взаимодействия между ними, но работа любой здоровой экономики всегда подкреплена надлежащего уровня правовой базой.
Для реализации поставленной задачи, на основе анализа зарубежного опыта и существующей в РБ системы управления природопользованием (прежде всего, в части водных ресурсов) предполагается построить сценарии применения различных апробированных за рубежом идей в управлении беларуским водохозяйственным комплексом, выявить возможные противоречия с действующим в стране водным законодательством и общеэкономическим механизмом, оценить возможности их устранения и разрешения и на этой основе выбрать наиболее перспективные из этих идей.


ГЛАВА 1. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1. Характеристика водных ресурсов Республики Беларусь состояния их использования в народном хозяйстве страны
Беларусь располагает достаточными ресурсами возобновляемых поверхностных и подземных вод для удовлетворения как текущих, так и ожидаемых в перспективе потребностей в воде.
Поверхностные водные ресурсы представлены в республике главным образом речным стоком, который в средние по водности годы составляет 57,9 км3. Около 55% годового стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45% - Балтийского.
Водосбор бассейна Днепра в пределах Республики Беларусь имеет площадь 116,4 тыс. км2. Из этой площади 63,7 тыс. км2 приходится непосредственно на р. Днепр и его притоки (реки Березина, Сож и Ипуть), впадающие на территории республики, а 52,7 тыс. км2 - на р. Припять, впадающую в Днепр на территории Украины. С учетом транзитной зоны (в пределах России и Украины) общая водосборная площадь Днепра и Припяти до границы с Украиной составляет 217 тыс.км2 [4, c. 48].
В многоводные годы общий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в маловодные (95% обеспеченности) снижается до 37,2 км3 в год.
Одной из наиболее значимых проблем бассейна Днепра, препятствующей устойчивому использованию пойменных территорий, являются наводнения. Наиболее остро данная проблема проявляется в бассейне Припяти, где почти ежегодно затоплению подвергаются более 400 тыс. га [6, c. 51].
Интенсивное освоение пойменных территорий, включая строительство транспортных коммуникаций, гидротехническое и мелиоративное строительство, рост населенных пунктов и др. виды хозяйственной деятельности привели к повышению хозяйственной ценности пойменных земель и как следствие - к увеличению среднемноголетних ущербов от наводнений. Большие наводнения за последние годы были отмечены в 1956, 1958, 1974, 1979, 1993, 1999 гг.
Общий объем воды, аккумулированной в озерах, оценивается в 6-7 км3; объем водохранилищ - 3,1 км2.
Естественные ресурсы подземных вод Республики Беларусь составляют 15,9 км3.
Отбор вод на бытовые и хозяйственные нужды не превышает 5-7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Кроме того, более половины от объема забираемой воды после очистки повторно сбрасывается в водные объекты [23, c. 9-10].
Отличительной особенностью водных ресурсов Республики Беларусь является их принадлежность к бассейнам Черного и Балтийского морей, обусловливающая тесные территориальные и хозяйственные связи с сопредельными странами (Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией), и необходимость выполнения определенных международных обязательств, поскольку до 80% стока рек формируется на территории Беларуси.
Подземные воды распространены на территории Беларуси повсеместно. Их естественные ресурсы составляют 15,9 км3 в год (43560 тыс. м3/сут.). Величина естественных ресурсов зависит от условий формирования подземных вод, которые наиболее благоприятны в центральной, северо-восточной и западной частях страны. Эксплуатируются в основном неглубоко залегающие (50-200 м) водоносные горизонты, имеющие тесную гидравлическую связь с вышележащими горизонтами подземных вод и поверхностными водотоками.
Подземные воды характеризуются в основном благоприятными условиями формирования естественных ресурсов, обеспеченных инфильтрацией атмосферных осадков.
На территории республики разведано 243 месторождения и участка подземных вод, по которым утверждены запасы подземных вод в количестве 6643,72 тыс. м3/сут. На базе утвержденных запасов работает 132 групповых водозабора для водоснабжения 73 городов, промышленных центров и крупных населенных пунктов.
Суммарный водоотбор из подземных источников по этим водозаборам составляет 1857,3 тыс. м3/сут. Общий водоотбор подземных вод по республике (с учетом водоотбора из неутвержденных запасов) составляет 2992,5 тыс. м3/сут. Таким образом, степень использования разведанных эксплуатационных запасов в целом в республике не более 28%.
Значительное количество разведанных месторождений подземных вод с общими эксплуатационными запасами 2067,3 тыс. м3/сут. (что составляет 31% от утвержденных по республике запасов) вообще не освоено и только начинает разрабатываться.
Опыт эксплуатации и материалы режимных наблюдений на эксплуатируемых месторождениях свидетельствует, что в большинстве случаев реальная схема фильтрации подземных вод не соответствует принятой при оценке эксплуатационных запасов и при условии соблюдения экологических и технологических требований, как правило, возможен прирост эксплуатационных запасов [28, c. 54-55].
Таким образом, по запасам подземных вод Республика Беларусь может достаточно оптимистично смотреть в будущее, основная задача - обеспечить правильную эксплуатацию разведанных месторождений и предотвратить их возможное загрязнение.
Всего в Республике Беларусь насчитывается 20800 рек, общей протяженностью 90600 км. Крупнейшие реки, протяженностью более 500 км - Днепр и его притоки Припять, Березина, Сож; Неман и его приток Вилия; Западная Двина.
В таблице 1 (Приложение A) имеются сведения о протяжённости наиболее крупных рек Беларуси.
Важное значение для судоходства имеют реки Припять, Днепр, Неман, Березина и Западная Двина, а также Днепровско-Бугский канал.
В Беларуси имеется 10800 озер, в том числе 470 площадью более 0,5 км2 каждое и более 9000 болот.
Наиболее глубокие, разнообразные по очертаниям и живописные озера находятся в Белорусском Поозерье. Самое большое озеро Нарочь занимает площадь около 80 км2, наибольшая глубина около 25 м [43, c. 48-49].
В таблице 2 (Приложение Б) представлены сведения о наиболее крупных озёрах Республики Беларусь.
В Беларуси сооружено 145 искусственных водохранилищ. Особое значение имеет Вилейское водохранилище (75 км2), которое сопоставимо с озером Нарочь и дает начало Вилейско-Минской водной системе, по которой воды Вилии направляются к столице республики.
В водном законодательстве нашей республики в основе гигиенических критериев качества воды лежат следующие требования. Вода, используемая населением для питьевых и других целей, должна соответствовать физиологическим потребностям человека по органолептическим свойствам (запах, привкус, окраска) и солевому составу, быть безвредной и безопасной.
Действующие гигиенические нормативы играют большую организующую роль при проектировании новых и реконструкции старых промышленных предприятий. Они выступают научно обоснованным критерием оценки качества воды в водоемах и водотоках, позволяют контролирующим организациям объективно оценить их состояние, в ряде случаев способствуют совершенствованию методов очистки сточных вод многих промышленных и коммунально-бытовых предприятий.
Качество подземных вод на действующих водозаборах, на которых ведутся режимные наблюдения, соответствует санитарным требованиям РБ 10-124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Исключение составляют отдельные компоненты, такие как железо и марганец [51, c. 98].
По содержанию железа в Республике Беларусь не соответствует гигиеническим требованиям более чем 70% разведанных подземных водоисточников. Концентрация соединений железа составляет в них от 1 до 10 мг/л и более. Иногда в подземных водах наблюдается превышение норм содержания марганца, аммиака, фтора, солей жесткости и пр.
До недавнего времени имела место тенденция ухудшения качества подземных вод по ряду показателей (нитраты, сульфаты, хлориды, фенолы, хром, свинец, нефтепродукты, микробные загрязнения и др.) в результате влияния объектов городского хозяйства (полигоны твердых бытовых отходов, полей фильтрации, иловых площадок) промышленных и сельскохозяйственных предприятий, смывов с сельхозугодий и т.д.
По данным официальной статистики, 31% из числа опробованных подземных водоисточников не соответствовало санитарным нормам, что приводило к ликвидации водозаборных скважин (примером являются водозаборы Борисова, Новогрудка, Речицы и др.). Количество нестандартных из общего количества отобранных проб воды по санитарно-химическим показателям достигало 34%, по микробиологическим - 6%.
Одной из основных причин ухудшения качества подземных вод для питьевых целей является отсутствие или несоблюдение режима зон санитарной охраны (ЗСО) подземных источников водоснабжения.
По данным Центрального научно исследовательского института комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), из 13867 источников водоснабжения 2067 (14,9%) не имеют ЗСО. Зоны санитарной охраны не утверждены для 9110 (65,7%) и необустроены для 2124 (15,3%) источников.
Анализ состояния поверхностных водных объектов показывает, что для большинства водотоков бассейна Днепра на территории Республики Беларусь качество воды колеблется в широком диапазоне от относительно-чистой до загрязненной. Вместе с тем, уровень загрязненности ряда водных объектов превышает существующие нормативные требования.
Несмотря на то, что в настоящее время на территории республики очистке подвергается значительная часть бытовых и производственных стоков, происходит это, прежде всего, потому что не все города, не говоря уже о сельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не везде обеспечивается должный эффект очистки.
Например, в 2000 г. в водные объекты на территории республики поступило 1172 млн м3 очищенных стоков. Со сточными водами городов и промышленных предприятий в реки было сброшено 12,1 тыс. тонн органических веществ, 0,3 тыс. тонн нефтепродуктов, 6,4 тыс. тонн азота аммонийного, 474 тонны металлов.
На основе оценок по объему воды (который требуется для разбавления стоков) сбрасываемых в реки до уровня предельно-допустимых концентраций, к числу наиболее загрязненных на территории Республики Беларусь (по материалам 2000 г.) отнесены Днепр (13,0), Березина (10,0), Свислочь (7,9), Неман (2,1), Сож (1,2).
К наиболее загрязненным водотокам в настоящее время отнесят р. Свислочь на участке ниже выпуска сточных вод Минской станции аэрации и р. Узу, загрязняемую сточными водами городских очистных сооружений г. Гомеля.
Выполненные в последние годы в ЦНИИКИВР расчеты по оценке баланса качества поверхностных вод показали, что определяющее влияние на качество речных вод оказывают рассредоточенные (неточечные) источники загрязнения, обусловленные преимущественно сельскохозяйственной деятельностью (животноводческие стоки, смывы с неканализованных территорий и с сельскохозяйственных угодий избытков органических и минеральных удобрений и пестицидов, сухие и мокрые выпадения из атмосферы и др.).
Существенное влияние на качество подземных и поверхностных вод в республике оказывают крупные животноводческие комплексы по выращиванию крупного рогатого скота и откорму свиней, наибольшее количество которых сосредоточено в бассейне р. Неман (35 комплексов крупного рогатого скота из 115 в республике и 41 свинокомплекс из 114 по республике в целом).
Современный уровень очистки сточных вод таков, что даже в водах, прошедших биологическую очистку, содержание нитратов и фосфатов достаточно для интенсивной эвтрофикации водоемов.
Водные ресурсы (включая поверхностные и подземные воды) используются для удовлетворения потребностей хозяйственно-питьевого, производственного, сельскохозяйственного (включая орошение), прудово-рыбного хозяйства, а также целей рекреации (табл. 3) (Приложение B) [62, c. 154-156].
Потребление питьевой воды на душу населения по городам составляет от 180 до 370 л/сутки. Наибольшее удельное хозяйственно-питьевое водопотребление отмечено в городах Минск, Бобруйск, Могилев. В целом, в последние два года, в связи с массовой установкой индивидуальных приборов учета воды, в соответствии с Директивой №3 Президента Республики Беларусь - наметилась положительная тенденция снижения потребления воды населением республики.
Для хозяйственно-питьевого водоснабжения основным источником в Республике Беларусь остаются подземные воды. Их доля в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет около 88%. В Минской области на территории бассейна Днепра отбор подземных вод приближается к 14% от прогнозных ресурсов. По остальным областям использование водных ресурсов по отношению к прогнозным запасам существенно ниже (5,2 - 8,3).
Поверхностные воды используются для этих целей только в г. Минске (около 1/3 от водопотребления) и в незначительной степени в г. Гомеле. Использование поверхностных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения оценивается величиной около 255 тыс. м3/сутки.
По сравнению с серединой 90-х годов отмечается значительное снижение (почти в 2 раза) использования свежей воды на производственные и сельскохозяйственные цели, что привело к снижению объема сброшенных сточных вод.
Важным направлением рационального водопользования промышленностью является разработка и утверждение Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ технологических нормативов водопотребления и водоотведения, которые в настоящее время имеют 115 предприятий республики.
Вследствие преобладания равнинного рельефа энергетические ресурсы рек республики относительно невелики. В настоящее время выработка энергии на ГЭС составляет менее 0,1% от общего объема вырабатываемой энергии.
В Беларуси построены гидротехнические сооружения осуществляющие межбассейновую переброску стока (Вилейско - Минская водная система), и каналы, служащие главным образом для целей судоходства (Днепровско-Бугский канал, соединяющий бассейны Балтийского и Черного морей).
С учетом радиационного загрязнения Республики Беларусь полноценное рекреационное значение в основном имеет ее центральная и северная часть, где расположены наиболее крупные водные объекты и городские агломерации [14, c. 217].
Одним из интересных и перспективных направлений использования водных ресурсов республики является прудоворыбное хозяйство.
Рыбоводством занимаются специализированные организации, за которыми закреплено 8,9 тыс. га прудовой площади (59% пригодных для ведения рыбоводного хозяйства рыболовных угодий), и 224 юридических лица, которым передано в аренду 98,3 тыс. га озер и водохранилищ, 13 тыс. км рек (30,2%).
К 2015 г. планируется увеличить производство рыбы в водоемах Беларуси по сравнению с 2005 г. в 3,2 раза и обеспечить на уровне 19,4 тыс. тонн. Принятой Правительством Беларуси программой предусмотрено провести укрупнение рыболовных хозяйств, организовать на более высоком уровне селекционную работу с тем, чтобы к 2015 г. довести объем выращивания товарной высокоценной рыбы до 250 т, в том числе угря - до 105 т, осетровых - до 50 т и 1,5 т икры, а также карпа - до 350 т в год.
Кроме широко известных видов рыб, водные ресурсы республики планируется использовать для выращивания их «экзотических собратьев». В частности, несколько искусственных прудов белорусского национального парка «Браславские озера», не имеющих связи с естественными водоемами, планируется зарыбить черным буффало. Этот вид рыбы популярен на американском континенте и широко используется, как объект прудового рыбоводства [34, c. 182-183].

1.2. Административно-правовые особенности государственного управления водохозяйственным комплексом
Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Юридической основой управления использованием и охраной вод в Республике Беларусь являются: Закон об охране окружающей среды, введенный в действие в июле 2002 года, Водный кодекс 1998 года, Закон о питьевом водоснабжении (1999 г.), Налоговый кодекс (Особенная часть, 2010 г.) [15, c. 13].
Основополагающими положениями законов в области охраны водных ресурсов являются следующие:
государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в соответствии с действующим законодательством в постоянное или временное пользование юридическим или физическим лицам (исключение составляет земля, которая для определённых целей может передаваться в частную собственность);
система государственного контроля за состоянием водных ресурсов и их рациональным использованием;
обязательная экологическая экспертиза всех проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности;
платность водопользования;
система мер финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого вреда за счёт нарушителей.
Государственная политика в области использования и охраны вод ориентирована на:
обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства при соблюдении интересов других водопользователей с сохранением вводно-ресурсного потенциала и биоразнообразия;
совершенствование организационных, правовых, экономических механизмов управления использованием и охраной вод;
проведения мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению выноса загрязняющих веществ с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, внедрению безводных и малоотходных технологий;
развитие международного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных водных объектов;
гласность в работе, тесную связь с общественными объединениями населением при решении водоохранных задач.
Правовую основу управления водными ресурсами составляет Водный кодекс Республики Беларусь, который охватывает широкий круг вопросов, направленных на рациональное использование и охрану водных ресурсов [19, c. 54].
Водный кодекс Республики Беларусь, вступил в силу в 1998 году, внесены дополнения в 2006, 2007, 2008, 2009 гг.
Водный кодекс обеспечил условия для осуществления эффективной государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Вместе с тем институциональная структура и система управления требуют дальнейшего развития и повышения их эффективности.
Приоритетным направлением совершенствования государственного управления является реализация следующих предусмотренных Водным кодексом механизмов:
разработка схем комплексного использования и охраны бассейнов рек;
разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов;
разработка новых и актуализация существующих правил использования водохранилищ;
ведение государственного водного кадастра;
ведение мониторинга водных объектов в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды;
поэтапное введение в практику управления водными ресурсами бассейнового принципа.
Дальнейшего развития требуют вопросы повышения результативности и скоординированности деятельности органов государственной власти по достижению приоритетных целей и задач в сфере водных отношений. В связи с этим, в целях оптимизации расходов необходима разработка долгосрочной целевой программы, направленной на комплексное и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение высоких экологических стандартов водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод, повышение безопасности гидротехнических сооружений, улучшение качества подаваемой населению питьевой воды и снижению затрат на водоподготовку, водоподачу и водоотведение, снижение объема загрязнений, поступающих в поверхностные и подземные воды.
Совершенствование государственного управления является одним из основополагающих факторов, способствующих выработке согласованных действий, ориентированных на реализацию принципов интегрированного управления водными ресурсами в Беларуси.
Ключевым аспектом государственной политики в сфере водных отношений является также активное международное сотрудничество по вопросам использования и охраны водных объектов.
Дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества требует создания двухсторонней и многосторонней договорной базы о совместном использовании и охране трансграничных водотоков.
В сфере международного сотрудничества необходимо добиться усиления роли Беларуси в решении проблем в области охраны и использования водных........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 18-я сессия Межправительственного совета, Париж, 9-13 июня 2008 г. : заключ. докл. / ЮНЕСКО, Междунар. гидрол. программа, Межправительств. совет. - Париж : ЮНЕСКО, 2008. - Паг. разд.
2. Best ethical practice in water use / UNESCO, The World Comm. on the Ethics of Sci. Knowledge and Technology ; [text]: C. Brelet. - Paris : UNESCO, 2004. - 54 p.
3. Chairopoulos, P. Les oceans / P. Chairopoulos ; UNESCO. - Paris : UNESCO : Nouv. Arche de Noe ed., 2003. - 48 p.
4. Chairopoulos, P. The oceans / P. Chairopoulos ; UNESCO. - Paris : UNESCO Publ., 2003. - 48 p.
5. Guidance on water and adaptation to climate change / UN, Econ. Commis. for Europe, WMO, WHO. - New York ; Geneva : UN, 2009. - XII, 129 p.
6. Guidelines on the setting of targets, evaluation of progress and reporting : Protocol on Water and Health to the Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and Intern. Lakes / UN, Econ. Commiss. for Europe, WHO, Reg. Office for Europe. - New York ; Geneva : UN, 2010. - XIII, 51 p.
7. Hirji, R. Environmental flows in water resources policies, plans, and projects : findings and recommendations / R. Hirji, R. Davis ; World Bank. - Washington : The World Bank, 2009. - XVIII, 189 p.
8. The optimization of water resource management in the ESCWA countries : a survey of measures taken by the ESCWA countries during the 1990s for the optimization of water resource management and capacity-building in the water sector / UN, Econ. and Social Commiss. for Western Asia. - New York : UN, 2004. - VI, 44 p.
9. The World Bank policy for projects on international waterways : an hist. and legal analysis / World Bank ; S.M.A. Salman. - Washington : The World Bank, 2009. - XIX, 288 p.
10. Transboundary water cooperation : trends in the newly independent states / UN, Econ. Commiss. for Europe. - New York ; Geneva : UN, 2006. - VI, 126 p.
11. Water encyclopedia : [in 5 vol.] / ed.-in-chief J.H. Lehr ; senior ed. J. Keeley. - Hoboken : John Wiley, 2010. - [Vol. 2] : Water quality and recourse development. - XIV, 717 p.
12. Александров И.М. Налоги и налогообложение., «Дашков и К»: М.- 2006;
13. Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. / Пашкоў Г. П. - Мінск: БелЭн, 2002. - Т. 15. - 552 с.
14. Болгов, М.В. Современные проблемы оценки водных ресурсов и водообеспечения / М.В. Болгов, В.М. Мишон, Н.И. Сенцова ; Рос. акад. наук, Ин-т вод. проблем. - М. : Наука, 2005. - 318 с.
15. Бражников, М.М. Водные ресурсы и их использование : метод. пособие для практ. занятий по дисциплине "Основы экологии и энергосбережения" / М.М. Бражников, А.С. Калинович, П.И. Кирвель ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники, Каф. экологии. - Минск : БГУИР, 2011. - 25 с.
16. Вместе составим общую картину : "Программа оценки вод. ресурсов мира" в целях развития, создания потенциала и охраны окружающей среды / Орг. Объед. Наций по вопр. образования, науки и культуры. - Париж : ЮНЕСКО, 2001. - 10 p.
17. Вода для жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 22-24 марта 2005 г.) / сост.: А.И. Сыкало, О.В. Сивоградов, Т.А Лычагина. - Минск : Юнипак, 2005. - 139 с.
18. Вода, изменение климата и здоровье человека = Water, climate change and human health : материалы докл. междунар. молодеж. форума (Минск, 25-26 нояб. 2009 г.) / редкол.: Т.А. Савицкая [и др.]. - Минск : Вараксин А.Н., 2010. - 275 с.
19. Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года = Water Strategy of the Republic of Belarus for the Period till 2020 / М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Центр. науч.-исслед. ин-т комплекс. использования вод. ресурсов. - Минск : БелНИЦ "Экология", 2011. - 76 с.
20. Водные проблемы на рубеже веков : сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т вод. проблем ; отв. ред. М.Г. Хубларян. - М. : Наука, 1999. - 347 с.
21. Водные ресурсы в Европе и Центральной Азии : в 2 т. / Всемир. банк. - Вашингтон : Всемир. банк, 2003. - Т. 1 : Проблемы и стратегические направления. - XXX, 90 с.
22. Водные ресурсы и водопользование : сб. тр. Вост. НИИ комплекс. использования и охраны вод. ресурсов и Каф. вод. хоз-ва и инженер. экологии ЧИТГУ / М-во природ. ресурсов РФ, Рос. науч.-исслед. ин-т комплекс. использования и охраны вод. ресурсов, М-во образования РФ, Чит. гос. ун-т ; под науч. ред. В.Н. Заслоновского, А.В. Шаликовского. - Екатеринбург : ЧГУ ; Чита, 2003. - 175 с.
23. Водные ресурсы Республики Беларусь, их использование и качество вод / М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь ; сост.: А.Н. Колобаев [и др.]. - Минск, 2002. - 23 с.
24. Водные ресурсы Республики Беларусь: использование и охрана. - Минск : Центр. науч.-исслед. ин-т комплекс. использования вод. ресурсов, 2006. - 14 с.
25. Волчек А. А., Волчек А. А. Трансформация качества поверхностных вод рек Беларуси // Вестн. Брест. техн. ун-та. Сер. Водохозяйственное строительство и теплотехника. - 2007. - № 2 (44). - С. 5-16.
26. Гидрологический мониторинг Республики Беларусь / М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Департамент по гидрометеорологии Респ. гидрометеорол. центра ; под общ. ред. А.И. Полищука, Г.С. Чекана. - Минск : Кнігазбор, 2009. - 275 с.
27. Гирусова Э.В. Экология и экономика природопользования - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 607 с.
28. Государственный водный кадастр. Водные ресурсы, их использование и качество вод (за 2005 год). - Минск: ЦНИИКИВР, 2006. - 106 с.
29. Государственный водный кадастр. Водные ресурсы, их использование и качество вод (за 2009 г.) / М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, М-во здравоохранения Респ. Беларусь, Центр. науч.-исслед. ин-т комплекс. использования вод. ресурсов ; подгот.: Ю.Д. Лесничий [и др.] ; науч. ред. А.П. Станкевич. - Минск : ЦНИИКИВР, 2010. - 120 с.
30. Данилов - Данильян В.И. Обоснование стратегий управления водными ресурсами. - М.: Научный мир, 2006 - 336 с.
31. Данилов - Данильян В.И. Пряжинская В.Г. Водные ресурсы и качество вод: состояние и проблемы управления. - М.:РАСХН, 2010 - 415 с.
32. Данилов-Данильян, В.И. Потребление воды : экол., экон., соц. и полит. аспекты / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев ; Рос. акад. наук, Ин-т вод. проблем. - М. : Наука, 2006. - 221 с.
33. Доклад ООН о развитии человека 2006. «Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов». - М.: Весь Мир, 2006. - 440 с.
34. Дрозд, В.В. Водные ресурсы Беларуси: методология, структура, оценка, прогноз / В.В. Дрозд. - Минск : Ковчег, 2010. - 201 с.
35. Законодательство Республики Беларусь в области водных ресурсов и Водная рамочная директива Европейского союза : рук. для общественности / М. Калинин [и др.] ; М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, ОБСЕ ; под ред. М. Калинина. - Минск : Арт-Пресс, 2003. - 63 с.
36. И. ванн Бик, П.Лаукс. Планирование и управление водохозяйственными системами. Введение в методы, модели и приложения.- М: Юстицинформ, 2009. - 658 с.
37. Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) и планы эффективного водопользования (Цели 2005 в Плане Действий WSSD).
38. Казак, Г.В. Состояние водных ресурсов бассейна реки Неман / Г.В. Казак, Д.В. Виндигульский, М.Ю. Калинин ; Гродн. обл. ком. природ. ресурсов и охраны окружающей среды. - Минск : Белсэнс, 2010. - 27 с.
39. Калинин, М.Ю. Оценка состояния водных ресурсов бассейнов рек Западная Двина и Неман в Республике Беларусь / М.Ю. Калинин, А.В. Пахомов ; Центр. науч.-исслед. ин-т комплекс. использования вод. ресурсов. - Минск : Белсэнс, 2008. - 60 с.
40. Косарева Т.Е. Налогообложение юридических и физических лиц., «Бизнес-пресса»: Москва, 2004;
41. Курило, К.А. Ресурсы и качество подземных вод в Республике Беларусь : обзор. информ. / К.А. Курило ; Белорус. науч.-исслед. центр "Экология". - Минск : БелНИЦ "Экология", 2002. - 64 с.
42. Лавринович, М.В. Водные ресурсы Западной Европы и их современное состояние : пособие для студентов геогр. фак. специальностей Н.05.01.00 "География", Н.06.01.00 "Экология" / М.В. Лавринович ; Белорус. гос. ун-т, Геогр. фак., Каф. физ. географии материков и океанов и методики преподавания географии. - Минск : БГУ, 2002. - 62 c.
43. Логинов В. Ф., Волчек А. А. Водный баланс речных водосборов Беларуси. - Минск: Тонпик, 2006. - 160 с.
44. Логинов В. Ф., Волчек А. А., Волчек А. А., Парфомук С. И. Оптимизация режимной гидрологической сети Беларус // Природопользование: Cб. науч. трудов. - Минск, 2006. - Вып. 12. - С. 51-57.
45. Лукьянчиков Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды., «ЮНИТИ»: Минск, 2004;
46. Марушевский Г.Б. Международный опыт сохранения рек: участие общественности.-K:Wetlands International Black Sea Programme, 2004. - 80 c.
47. Материалы ІІІ Международного водного форума "Международное сотрудничество в решении водно-экологических проблем", 2-3 октября 2008 г., г. Минск, Республика Беларусь / М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь, Белорус. респ. фонд фундам. исслед., Представительство ООН в Респ. Беларусь. - Минск : Минсктиппроект, 2008. - 331 с.
48. Машерова, Н.П. Водные ресурсы Республики Беларусь, их состояние и использование : пособие для курсантов учреждения образования "Воен. акад. Респ. Беларусь" / Н.П. Машерова, Е.П. Прохорова ; М-во обороны Респ. Беларусь. - Минск : Изд-во ВА РБ, 2005. - 23 с.
49. М. Данилов - Данильян В.И.. Хранович И.Л.. Управление водными ресурсами. Согласование стратегий водопользования. - М.: Научный мир, 2010 - 232 с.
50. Международные водотоки: расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов: Конвенция по охране и использованию трансгранич. водотоков и междунар. озер / ООН, Европ. экон. комис, Всемир. банк ; науч. ред.: С.М.А. Салман, Л.Б. де Шазурн. - Нью-Йорк ; Женева : ООН, 2000. - 207 с.
51. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды., «Парт»: 2003;
52. Наши воды : возьмемся за руки, минуя границы : первая оценка состояния трансгранич. рек, озер и подзем. вод / ООН, Европ. экон. комис., Конвенция по охране и использованию трансгранич. водотоков и междунар. озер. - Нью-Йорк ; Женева : ООН, 2007. - X, 377 с.
53. Плужников В. Н., Фадеева М. В., Бучурин В. И. Водные ресурсы Беларуси, их использование и охрана // Природ. ресурсы. - 1996. - № 1. - С. 24-29.
54. Подземные воды Мира = Groundwater of the world : ресурсы, использование, прогнозы : монография / И.С. Зекцер [и др.] ; под ред. И.С. Зекцера ; Рос. акад. наук, Ин-т вод. проблем. - М. : Наука, 2007. - 438 c.
55. Природа Беларуси : энциклопедия : в 3 т / редкол.: Т.В. Белова [и др.]. - Минск : Беларус. энцыкл., 2009. - Т. 2 : Климат и вода - 2010. - 503 с.
56. Раткович, Д.Я. Актуальные проблемы водообеспечения = Water supply issues of the day / Д.Я. Раткович ; Рос. акад. наук, Ин-т вод. проблем. - М. : Наука, 2003. - 352 с.
57. Ресурсы поверхностных вод СССР: Белоруссия и Верхнее Поднепровье. - Л.: Гидрометеоиздат, 1966. - Т. 5 ч. 1. - 718 с.
58. Тарлок Э.Д. Интегрированное управление водными ресурсами: теория и практика. - Б:НАТО, 2004. - 23 c.
59. Управление водными ресурсами России : междунар.-правовые и законодат. механизмы : монография / А.Н. Вылегжанин [и др.] ; под ред. А.Н. Вылегжанина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. междунар. права. - М. : МГИМО-Ун-т, 2008. - 200 с.
60. Фомин, Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам = Water. Inspection of chemical, bacteriological and radiation safety according to international standards : энцикл. справ. / Г.С. Фомин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Протектор, 2010. - 1000 с.
61. Ясинский, В.А. Водные ресурсы трансграничных рек в региональном сотрудничестве стран Центральной Азии / В.А. Ясинский, А.П. Мироненков, Т.Т. Сарсембеков. - Алматы : Евраз. банк развития, 2010. - 263 с.
62. Ясовеев, М.Г. Водные ресурсы Республики Беларусь : распространение, формирование, проблемы использования и охраны : монография / М.Г. Ясовеев, О.В. Шершнев, И.И. Кирвель ; Белорус. гос. пед. ун-т. - Минск : БГПУ, 2005. - 296 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.