На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84843


Наименование:


диплом Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни (40-45 лет)

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 16.2.2015. Сдан: 2014. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 4

ГЛАВА 1
Теоретические основы исследования особенностей самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни .………………………………………................. 8
1.1. Особенности самооценки женщин в период кризиса
середины жизни ………………………………………………..…... 8
1.2. Специфика развития мотивационной сферы женщин
в период кризиса середины жизни ………………………………14
1.3. Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни…………….……… 19
Выводы ........................................................................................... 20

ГЛАВА 2
Эмпирическое исследование особенностей самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни................................................................................................ 21
2.1. Организация и методика исследования ................................ 21
2.2. Эмпирическое исследование уровня самооценки
и самооценки и мотивации достижения успеха замужних
женщин в период кризиса середины жизни............................... 22
2.3. Эмпирическое исследование уровня самооценки
и самооценки и мотивации достижения успеха незамужних
женщин в период кризиса середины жизни............................... 23
2.4. Анализ влияния уровня самооценки на мотивацию
достижения успеха женщин в период кризиса
середины жизни…………………………………………………...25
2.5. Программа психологической адаптации женщин в период кризиса середины жизни............................................................ 30
Выводы ........................................................................................... 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................... 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ......................... 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расчет взаимосвязи между самооценкой и
мотивацией достижения успеха в период кризиса
середины жизни коэффициента Спирмэна
(незамужние женщины)……………………………………….. 1-2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расчет взаимосвязи между самооценкой и
мотивацией достижения успеха в период кризиса середины жизни коэффициента Спирмэна
(незамужние женщины).............................................................. 3-4


ВВЕДЕНИЕ


Одной из наиболее важных задач, которые встают перед современными психологией, является формирование активной личности, мотивированной на деятельную жизненную позицию, то есть личности, оценивающей себя адекватно как внешним обстоятельствам, так и своим индивидуальным возможностям.
В психологических исследованиях достаточно подробно освещен период формирования, становления самооценки, при этом, как правило, внимание этому феномену уделяется лишь в детском и юношеском возрасте. Однако самооценка является динамической структурой и, так или иначе, подвергается изменениям на протяжении всей жизни человека, в том числе и в зрелом возрасте.
Большинство женщин, вступивших в средний возраст считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни. Поколение 40-летних женщин становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была недоступна. Женщина 40-45 лет, с одной стороны, уверена в себе и достигла определенных результатов в жизни, а с другой стороны - задумывается над тем, что половина жизни уже прожита, впереди старость и время уходит. Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремления к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат.
Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей: реализации своего творческого потенциала на фоне снижения профессиональной мобильности и ощущения сужающегося жизненного пространства; необходимости передать что-то следующему поколению, способному оценить продуктивность или инертность достигнутых женщиной результатов; корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть застоя и упущенных возможностей; заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовки к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие - рождение ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод - заставляет взрослую женщину посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей
Критические периоды, нередко достаточно остро переживаемые женщинами в зрелости, вносят значительную нестабильность их жизнь. Подобные условия, на наш взгляд, служат благоприятной почвой для каких-либо изменений их самооценки, предположительно для снижения её уровня в отдельных сферах. Полное отсутствие сведений о самооценке женщин в кризисные периоды поднимает проблему исследования её уровня и особенно динамики. Данные о значимости уровня и стабильности самооценки женщин для психологического комфорта последней делают эту проблему весьма актуальной.
Актуальность и новизна темы исследования - несмотря на то, что в последние десятилетия исследования особенностей самооценки занимают все более заметное место в кругу психологических наук, информации о самооценке женщин в период кризиса середины жизни и ее связи с мотивацией достижения успеха как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе очень мало. Поэтому актуальным является исследование особенностей самооценки женщин в период кризиса середины жизни.Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии - как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.
Многочисленными исследованиями в зарубежной и отечественной психологической науке продемонстрировано значительное влияние, оказываемое на отношение к деятельности и на сами мотивы, особенностями самооценки. Теоретические основы данной проблемы были заложены такими психологами как Р. Бернс, B.C. Мерлин, У. Джемс, И.И. Чеснокова, Р. Бернс, Л.B. Бороздина, Н.А. Батурин, Л.В. Бороздина, М. Розенберг, C.Л. Рубинштейн, Д. Майерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. С. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, Э. Эриксон, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе и др. Вместе с тем в проблеме исследования как мотивации достижения успеха, так и самооценки женщин в период кризиса середины жизни существует ряд противоречий, а накопленный эмпирический материал разнороден, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния уровня самооценки на личностные характеристики.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое изучение связи самооценки женщин и мотивации достижения успеха в период кризиса середины жизни с различным социальным статусом (в браке и вне брака).
Задачи исследования:
1) изучить состояние теоретической разработанности проблемы самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни в психологии;
2) провести эмпирическое исследование, направленное изучение уровня самооценки и мотивации достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни;
3) обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем самооценки и мотивацией достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни.
Объект исследования - психологическое состояние женщин в период кризиса середины жизни.
Предмет исследования - особенности самооценки и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: тест-опросник исследования самооценки личности С.А. Будасси, тест-опросник «Мотивация к успеху; методы математической статистики - корреляционный анализ (статистическая обработка данных с применением коэффициента корреляции Спирмена).
Фактический материал исследования. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 женщин, не состоящих в браке, и 20 замужних женщин. Все испытуемые имеют высшее образование, работу, удовлетворены своим материальным положением; у каждой испытуемой есть ребенок (дети). Возрастная категория участников эксперимента - 40-45 лет.
Гипотезой исследования послужили следующее предположение: мотивация достижения успеха женщин в период кризиса середины жизни зависит от уровня их самооценки; женщинам с высоким уровнем самооценки характерны высокие показатели мотивации достижений успеха.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в том, что впервые проведено исследование влияния кризиса среднего возраста у женщин, психологических особенностей, социальных аспектов на формирование самооценки и мотивации достижения успеха. Полученные результаты позволили выявить особенности двух групп испытуемых, переживающих кризис среднего возраста с различным социальным положением: замужних и незамужних женщин. Показано влияние самооценки на уровень мотивации достижения успеха. Результаты исследования позволили выявить корреляцию между психологическими и социальными особенностями женщин, переживающих кризис среднего возраста. Полученные данные позволили выделить факторы, способствующие и препятствующие формированию мотивации достижения успеха.Данные исследования различных уровней самооценки женщин в период кризиса среднего возраста, их значение в формировании мотивации достижения успеха с социальных особенностей могут быть использованы при оказании психологической помощи с целью повышения у данной категории уровня мотивации достижения успеха.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ


1.1. Особенности самооценки женщин в период кризиса середины жизни


Зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе [33, с. 284].
Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни [1, с. 611].
Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей [4, с. 42].
Самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов - изменение собственного физиологического состояния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему [1, с. 610].
Период середины жизни, основной этап жизнедеятельности женщины, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.
Развитие личности женщины в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Рассмотрение возрастных кризисов при этом составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости.
Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период середины жизни у женщин могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление женщиной всей своей жизни.
Для мужчин и для женщин понятие «среднего возраста» относительно кризиса середины жизни могут быть разными. Для женщин наиболее критический возрастной момент наступает раньше, чем для мужчин. Причины гендерной возрастной разницы кроются в биологических различиях мужского и женского организма, а соответственно, и сформированных на этой основе социальных нормах.
Репродуктивный возраст женщины куда более короток, чем у мужчины. По этой причине в копилку психологических состояний свой вклад вносят как гормональные изменения в организме, так и социально-бытовое устройство. В 40-45 лет женщина может почувствовать увядание свой молодости, привлекательности, красоты. Мужчина же, наоборот, способен почувствовать расцвет своей мужской силы, мужественности и привлекательности.
Кризис середины жизни у женщин отличается своими особенностями. Этот важный переходный период примерно для трети женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли. Кризис «середины жизни», как и другие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; женщина может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.
Часто можно встретить проекцию внутриличностного кризиса женщины на свое окружение: социальную обстановку в стране, семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит к попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка. При достаточно высоком уровне развития рефлексии они пытаются осмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаления о том, что не получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей.
По мнению Е.Л. Солдатовой, чтобы исследовать отношение женщины к изменениям, происходящим в период испытываемого ею кризиса, необходимо определить ядро ее личности, выполняющее регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения собственной непрерывности и интегративности в условиях изменений. И в качестве такого ядра автор называет эго-идентичность. Это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим. В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности: предрешённая идентичность, диффузная, достигнутая и мораторий. По мнению Е.Л. Солдатовой, во время проживания кризиса, при переходе к каждой следующей его фазе статус эго-идентичности женщины меняется. Для каждой фазы нормативного кризиса характерен определённый статус эго-идентичности: в дебюте кризиса - предрешённая (заданная новой социальной ситуацией, внешними образцами и идеальной формой); в апогее кризиса - диффузная; в завершении кризиса - автономная, или достигнутая эго-идентичность; для стабильных периодов развития характерен мораторий в поиске эго-идентичности.
Таким образом, выявленный статус эго-идентичности становится диагностическим критерием для определения фазы переживания женщиной кризиса середины жизни. Частные самооценки женщины представляют собой оценку ею себя в какой-то определённой сфере, например, Я как профессионал, или Я как мать и т.п.
В зрелом возрасте женщина должна осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте индивид способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром [33, с. 293].
Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира женщины - изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самой себе, того, что стало иным. По крайней мере, один из моментов кризиса середины жизни женщины связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил - жестокий удар по самооценке и Я-концепции любой женщины.
Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание женщиной утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. Г. Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью) [33, с. 296]. Наиболее частым ролевым конфликтом женщин среднего возраста является поиск времени и для семьи, и для карьеры. Ролевое напряжение связано с перегрузкой требованиями в рамках одной роли, как в случае, когда мать пытается уделить каждому из своих детей-подростков требуемое им внимание, чувствуя при этом, что она просто не в состоянии полностью удовлетворить потребности в нем каждого из них [3, с. 690].
Вопрос самооценки личностных качеств женщины можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества они находят у себя, то есть, как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: замужние или незамужние женщины адекватнее оценивают себя.
При описании своего психологического портрета женщины, согласно данным Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной, значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу («вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная» и т. д.). По данным В. Н. Князева, у женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают очень высокое место [11, с. 94].
Е. А. Шумилин выявил, что у женщин на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. Женщины в качестве положительных своих характеристик отмечают обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных - безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность [11, с. 94].
По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева, в самоописаниях женщины представляют себя через импульсивно-капризное «хочу» и «не могу», что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности - капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом [11, с. 95].
Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины - качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное. По поводу адекватности самооценки О. М. Мороз отмечает, женщины оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку [11, с. 96].
Н. Н. Обозов считает, что для женщин характерна субъективность и впечатлительность, так как при восприятии мира они больше ориентированы на свое состояние, настроение. Об этом же говорят и данные исследования И. В. Тельнюк: у женщин же преобладает эмоциональная оценка своих результатов [11, с. 96].
В работе Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус выявлено, что русские женщины оценивают у себя выраженность таких особенностей личности, как самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность [11, с. 96].
Самооценка своего возраста. Т. Ю. Филимоненко показала, что для женщин факторами, повышающими субъективный возраст, являются преимущественно отрицательные психофизиологические состояния.
При изучении самооценки профессионализма С. А. Гаранин отмечает у женщин высокую оценку уровня сформированности у себя умений, распределения и переключения внимания, памяти на лица, эмоциональности речи, правдивости, требовательности к себе и другим. Женщины выше оценивают и свои успехи в работе [11, с. 97]. Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становится качественно другой - взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательно осуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.
В роль хозяйки дома входит и забота о хозяине дома - своем мужчине. Эта забота - занятие не менее творческое, чем самая творческая из профессиональных деятельностей. Изменившееся социально-психологическое пространство семьи существенно влияет на отношения между супругами, роль психотерапевта в период зрелости переходит к женщине, так как она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения, происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из жизненных ситуаций - это интеллектуализация всех проявлений жизни [1, с. 613].
Период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, - «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью, сохраняясь годами и даже десятилетиями. Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе можно попасть под пресс гнетущего чувства одиночества. Подготовка этого чувства связана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, который естественно перерастает и в интерес к другому человеку, не похожему на тебя. В этом синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества, обнаружить их наличие или их отсутствие [1, с. 615].


1.2. Специфика развития мотивационной сферы женщин в период кризиса середины жизни


В свете изменений, происходящих в мотивационной сфере женщины средних лет (около 45 лет), происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей, когда она делает новую попытку понять, какие из них действительно имеют значение в жизни. Эта переоценка происходит в контексте трех связанных между собой миров: личного мира, мира семьи и профессионального мира.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд на новое место жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой. В то же время мотивационный кризис может быть обусловлен не только критическими событиями в жизни человека, но и ситуациями появившегося выбора в личной и профессиональной жизни (предложения новой работы, рождение детей, новая любовь и т. д.).
Мотивационный кризис - ситуация смены и / или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.
Мотивация достижения успеха - устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в раз личных видах деятельности [4, с. 508].
Мотивационный кризис в жизни женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период для женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли. Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, нежели с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста - их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.
Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.
Сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет. Несмотря на то что возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа, тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет [4, с. 509].
В целом разрешение мотивационного кризиса зависит от способности женщины признать собственные заблуждения относительно сложившихся потребностей и установок, привести к адекватному соотношению свои возможности и желания, найти иные пути достижения поставленных целей. Нежелание признаться самой себе в истинных причинах сложившейся ситуации приводит к появлению «защитных механизмов», ложно мотивирующих, то есть рационально объясняющих действия женщины.
Побуждение к реализации потенциалов для женщины естественно и необходимо. Однако многие женщины просто не видят своего потенциала. Боязнь женщины воплотить собственное желание стать тем, кем он может стать, является значительным препятствием на пути к самореализации. Большинство женщин среднего возраста склонны сохранять специфические привычки, тем более что для этого возраста характерна сложившаяся система взглядов и ценностей, старый, устоявшийся стиль поведения, с трудом поддающийся корректировке. Это ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.