На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84846


Наименование:


Диплом Диагностика и коррекция творческого потенциала дошкольников с различным социометрическим статусом

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.02.2015. Сдан: 2014. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание


ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 5

ГЛАВА 1
Теоретические основы проблемы повышения
социометрического статуса через развитие
творческого потенциала дошкольников.................. 8
1.1. Формирование и развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста ……………..…………………….... 8
1.2. Социометрический статус дошкольников в группе
сверстников ……………………………………………………..… 10
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса у детей дошкольного возраста. Формы развития творческого потенциала………………………………………………………….16
Выводы ............................................................................................ 22

ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ.................. 24
2.1. Организация и методика исследования ................................ 24
2.2. Выявление дошкольников с высоким творческим
потенциалом (констатирующий эксперимент) ............................ 27
2.3. Диагностика социометрического статуса дошкольников и
уровня их творческого потенциала (формирующий
эксперимент) …………………………………………………….... 31
2.4. Выявление дошкольников с высоким творческим
потенциалом (констатирующий эксперимент) ............................ 35
Выводы ............................................................................................ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .......................... 46


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фигурный тест Е. Торренса………………………………….... 1-5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА "ВЫБОР В ДЕЙСТВИИ"................................................. 6-7

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ»
Тарасова Е.М..................................................................................... 8-14

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол
результатов констатирующего эксперимента
определения факторов креативности при
исследовании креативности дошкольников по
методике Торренса у детей старшей группы
государственного учреждения образования «Ясли-
сад № 62 г. Могилева» ............................................................... 15-16

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Протокол
результатов констатирующего эксперимента
распределения по показателям социометрического
статуса (игровые предпочтения) с использованием
методики «Выбор в действии» у детей старшей группы
государственного учреждения образования «Ясли-
сад № 62 г. Могилева» ……………............................................ 17-18

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Протокол
результатов констатирующего эксперимента
распределения по показателям социометрического
статуса (эмоциональные предпочтения) с
использованием методики «Выбор в действии» у
детей старшей группы государственного учреждения
образования «Ясли-сад № 62 г. Могилева».................... 19-20

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Протокол
результатов контрольного эксперимента
определения факторов креативности при
исследовании креативности дошкольников по
методике Торренса у детей старшей группы
государственного учреждения образования «Ясли-
сад № 62 г. Могилева»................................................................. 21-22

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Протокол
результатов контрольного эксперимента
распределения по показателям социометрического
статуса (игровые предпочтения) с использованием
методики «Выбор в действии» у детей старшей группы
государственного учреждения образования «Ясли-
сад № 62 г. Могилева»................................................................. 23-24

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Протокол
результатов контрольного эксперимента
распределения по показателям социометрического
статуса (эмоциональные предпочтения) с
использованием методики «Выбор в действии» у
детей старшей группы государственного учреждения
образования «Ясли-сад № 62 г. Могилева».....................24-25

ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Расчетная таблица
для нахождения различий в уровне
социометрического статуса между
экспериментальной и контрольной группами
дошкольников.............................................................................. 26-27

ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Расчетная таблица
для нахождения связи между показателем уровня
творческого потенциала в контрольной группе
дошкольников и их социометрического
статуса.............................................................................................. 28-29
ВВЕДЕНИЕ


В последние годы отмечается возрастание интереса к проблемам раннего выявления и развития способностей детей. Высокий творческий потенциал проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, развитии его общения со взрослыми и сверстниками, раскрытии детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.
В психологии вопросы формирования социометрической структуры детского коллектива рассматривались многими учеными, такими как В. Р. Кисловская, Я. Л. Коломинский, А. В. Кривчук, Т. А. Репина, B. C. Мухина, Блинова Л.Н. и другими. Проблеме развития отношений в детском коллективе были посвящены исследования Божович Л.И., Коломинского Я.Л., Мясищева В.Н., Новикова Л.И., Страхова И.В., Уманского Я.И., Шнирман А.Д., Якобсона П. М., Нечаевой В.Г. и других.
Актуальность и новизна темы исследования - несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития творческих способностей в онтогенезе, многие аспекты проблемы детского творчества исследованы пока еще недостаточно. Исходя из этого, теоретическое и практическое значение проблемы повышения социометрического статуса дошкольников через развитие творческого потенциала и необходимость ее решения обусловили ее актуальность.
Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение возможностей ребенка, на раскрытие его потенциальных творческих резервов, позволит не только оптимизировать творческое развитие ребенка - дошкольника, но и научиться пользоваться воображением, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, пусть даже фантастических.
Учитывая актуальность и важность данной темы, нами было проведено исследование проблемы социометрического статуса и особенностей общения дошкольников с высоким творческим потенциалом.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое изучение связи социометрического потенциала дошкольников с их творческим потенциалом.
Задачи исследования:
1) изучить состояние теоретической разработанности проблемы диагностики и коррекции творческого потенциала дошкольников с различным социометрическим статусом в психологии;
2) определить начальный уровень творческого потенциала дошкольников с различным социометрическим статусом, установить наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценить состояние самих участников эксперимента.
3) осуществить экспериментальное воздействие в практической воспитательной работе с экспериментальной группой в соответствии с намеченной коррекционной программой;
4) по окончании воспитательного процесса произвести сбор конечных показателей уровня творческого потенциала дошкольников с различным социометрическим статусом.
5) обработать и интерпретировать результаты исследования с целью выявления характера связи между творческим потенциалом дошкольников и их социометрическим статусом.
Объект исследования - творческий потенциал.
Предмет исследования - особенности творческого потенциала дошкольников с различным социометрическим статусом.
Методы исследования - теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, социометрия, тест Е.П. Торренса, метод математического анализа и статистики (корреляционный анализ).
Гипотеза: существует взаимосвязь между творческим потенциалом и социометрическим статусом в группе детей дошкольного возраста; для достижения высокого социометрического статуса необходим высокий уровень развития творческого потенциала.
Фактический материал исследования - исследование проводилось в 2012-13 годах в г. Могилеве на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 62 г. Могилева». В эксперименте принимали участие 15 мальчиков и 17 девочек, всего 32 ребенка в возрасте 5-6 лет.
В комплексном исследовании детей использовались следующие методики:
- наблюдения за детьми на занятиях и в условиях свободных игр;
- опрос воспитателей и педагогов об особенностях индивидуального развития детей с помощью специальных анкет;
- фигурный тест творческого мышления Е.П. Торренса (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Щеблановой);
- модифицированный вариант социометрической методики «Выбор в действии»;
- статистическая обработка данных методом ранговой корреляции Стьюдента.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования - проведенное теоретико-методологическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов и специалистов, занимающихся изучением проблемой влияния творческого потенциала дошкольников на их социометрический статус. Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования данной проблемы. Результаты исследования могут быть использованы для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими низкий социометрический статус.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ


1.1. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста


Как отмечает П. Штомпка, творчество - это один из немногих феноменов, которые выделяют человека от окружающего мира. Под творчеством, прежде всего, понимают созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразование в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, многие из которых связаны с особенностями мышления [42].
В последние годы отмечается возрастание интереса к проблемам раннего выявления и развития творческого потенциала детей. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детских способностей, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, развитии его общения со взрослыми и сверстниками, раскрытии детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста.
Высокий творческий потенциал составляет основу дарований дошкольников и характеризуется стойкой познавательной мотивацией, выраженной познавательной активностью, опережением в развитии когнитивной сферы, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности. Разработанная Е.И. Щеблановой структурно-динамическая модель одаренности позволила представить высокий творческий потенциал, определяемый как общая одаренность, в виде единой и целостной характеристики ребенка, складывающейся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных и других личностных свойств и условий окружения, и составляющей особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. Интегральные характеристики личности ребенка детерминируют проявления и развитие его творческого потенциала, являясь одновременно и объектом этого развития [21].
Процесс раскрытия высокого творческого потенциала, складывающегося из взаимодействия когнитивных и некогнитивных индивидуальных качеств ребенка-дошкольника, по мнению С.А. Михайлова, во многом определяется возрастными особенностями его развития. Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью, «осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» [11].
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым условием является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться;
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. При этом важна ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе [42].
Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В развитии способностей ребенка большую роль играет общение и взаимодействие со взрослым. У творческих детей наблюдается стремление к общению со взрослым как участником и организатором совместных действий по познанию нового.


1.2. Социометрический статус дошкольников в группе сверстников


Особую актуальность и значимость приобретают исследования, нацеленные на раскрытие специфики социального развития дошкольников с высоким творческим потенциалом, что связано еще и с недостаточной изученностью проблемы развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста.
Одним из существенных факторов, влияющих на психическое развитие детей, является общение ребенка со сверстниками и его социометрический статус в детской группе.
Как отмечает Е.С. Белова, социометрический статус - это показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими [3].
Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.
Группа - это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяют по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей [1].
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы - нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (на данный момент) и динамике (изменении и развитии). Общие правила поведения в группе - это групповые нормы. Групповые ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции.
Как отмечает А.К. Уледов, в группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация - это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция - сплочение и объединение группы. Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль» [28].
По мнению Е. А. Смирновой, позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы [23].
Роль - нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию [23].
Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический». Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса [23]. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений.
Внешним фактором, определяющим социометрический статус учащихся, являются групповые нормы и требования. Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы.
По мнению С.Л. Шалаевой, формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение индивида, определяет характер его социализации в группе. Социализация связана со статусом личности в системе социальных и межличностных отношений [37]. Таким образом, можно предположить, что ценности и требования группы к отдельным ее членам оказывают влияние на развитие их личностных качеств, которые в свою очередь являются фактором социализации подростков в группе.
Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус - положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе - это реальная социально - психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников [36].
Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться.
Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения, и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга.
Как отмечает С.А. Михайлов, между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно взаимное безразличие [11].
По мнению С.И. Степановой, социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы [27].
Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области, длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе [28].
Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать, когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Также могут быть образования, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей.
Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть.
Следует отметить, что социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Личность не является простой результирующей социальных воздействий, но представляет собой специфичное образование. Социальная природа деятельности индивида не носит универсально-абстрактного характера: она коренится в исторически конкретной форме общества.
Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности.
Взаимодействие со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка, вследствие чего определяется характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Только при общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права, при общении и взаимодействии со сверстниками у ребенка формируются необходимые ему социальные, оборонительные, агрессивные навыки, ребенок-дошкольник может в самом себе выделить конкретные действия и качества. Так же сверстники учат межличностному пониманию, побуждая адаптировать свое поведение к чужим стратегиям. При взаимодействии со сверстниками складывается та или иная самооценка у ребенка-дошкольника, которая влияет на отношение ребенка к определенным видам деятельности, его успеваемости в различных начинаниях. Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии и психическом развитии в целом [9].
Изучение взаимодействия ребенка и взрослого как процесса социализации, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, ценности, позволило выделить индивидуальные формы социализации, которые определяются комплексом индивидуальных способов вхождения ребенка в мир взрослых и сверстников, выражаются в особенностях его общения, эмоциональных переживаний. При этом основополагающим моментом является развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возможностей ребенка в социально заданном ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.