На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Общие положения о защите прав потребителей. Сертификация товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания. Защита прав потребителей при использовании услуг в Интернет. Государственная и общественная защита прав потребителей.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
НА ТЕМУ:
ТЕМА «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Москва 2006 Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей ……...….. 7
Глава 2. Сертификация товаров ………………………………….. 31
Глава 3. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания ………………………………………………….……….. 40
Заключение …………………………………………………………….. 86
Список использованной литературы ………………………………. 90
Приложения …………………………………………………………… 98
Введение

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.
Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения и так далее, мы не обращаем внимание на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у нас, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои права, отстоять свои интересы бывает очень не просто.
Именно, поэтому я выбрала данную тему. На мой взгляд, она является актуальной и интересной, особенно теперь, когда наша страна встала на путь правового государства и защита прав личности, постепенно, встает на равную ступеньку с защитой государственных интересов.
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм - движение в защиту прав потребителей - наиболее развито в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с 1970 года применяется Закон "О торговой практике". Его главная задача - защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и продовольственных товаров. Чуть позже принимается Закон "О договорных условиях", запрещающий вносить в договоры условия, ухудшающие положения потребителя.
Законодательство о торговой практике, аналогичное шведскому, было принято в Норвегии (1972 год), Дании (1975 год). Финляндии (1975 год). [1]
В 50-70 годы в Соединенном Королевстве, в Бельгии, в Нидерландах, в США были созданы общества защиты прав потребителей.
Российское законодательство либо полностью базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в данной области подготовленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС/. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции № 39/248, от 09.04.1986 года [2]. Корнилов Э, характеризуя действующее законодательство о защите прав потребителей, отмечает: приближение нашего законодательства к вышеуказанной резолюции является наиболее важным аспектом изменений законодательства. [3]
В связи с утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией, государства - члены ООН обязались проводить политику по защите прав потребителей. Кроме, вышеуказанной резолюции к данной тематике относятся - Декларация, принятая конвенцией обществ потребителей, [55] Директива Европейского сообщества "Об ответственности за причинение вреда личности и здоровью", содержащие принципы безусловной ответственности производителя и продавца за вред, причиненный потребителю. [55]
Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:
Конституции Российской Федерации - согласно статьям 20,30,37,41,42,43 граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях - статьи 146,147,149,150,157 и другие определяют административную ответственность за нарушения работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей и так далее.
Уголовный кодекс Российской Федерации - статья 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей;
Гражданский кодекс Российской Федерации - его первая часть введена в действие с 1 января 1995 года, в ней говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе граждан, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства и так далее; Вторая часть Гражданского кодекса введена в действие с 1 мая 1996 года, и регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан и так далее.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года, - регулирует отношения возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами:
Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 года;
Закон Российской Федерации " О стандартизации" от.06. 199З года; [10]
Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 года. Правда, на практике данный Закон при осуществлении денежных расчетов применяется не во всех случаях;
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации от 13.08.1997 года; [11]
Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний: от 23.04.1997 года;
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, от 13.05.1997 года; [15]
А также рядом других нормативных актов.
Однако, статья 1 Главы первой Закона "О защите прав потребителей говорит о том, что Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Статья 2 вышеуказанного закона предписывает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом "О защите прав потребителей", применяются правила международного договора.
Здесь должны быть Цель и Задачи проводимого исследования
Более подробно изложите свою позицию об актуальности вашего исследования
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей.

Прежде всего, законодательство о защите прав потребителей распространяется на потребителей. Потребителем, согласно Закону, является гражданин, который приобретает и использует товары, либо намерен приобрести и использовать их для личных бытовых нужд. Из этого определения следует, что потребитель может быть только гражданин. Имеются в виду не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на предприятия, организации и учреждения, которые приобретают товары. Не распространяется оно и на коммерческие организации, приобретающие товары для использования их в предпринимательской деятельности, то есть для извлечения с их помощью прибыли.
Потребителем, по смыслу Закона, является гражданин, который приобретает и использует товары для личных бытовых нужд, а не для коммерческого или производственного использования. Приобретение потребителем товара не должно служить для получения прибыли. Поэтому, если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью (индивидуальной трудовой деятельностью) в целях осуществления указанной деятельности, на него законодательство о защите прав потребителей распространяться не будет.
Например: Гражданин С. торговал на улице с лотка продуктами питания. На оптовой базе ему продали не качественный товар. Когда гражданин С. реализовывал товар, то его оштрафовали на значительную сумму. Гражданин С. хотел защитить свои интересы по Закону "О защите прав потребителей". Однако, юрист к которому он обратился, разъяснил ему, что на него Закон "О защите прав потребителей" не распространяется. [7]
В качестве потребителя Закон рассматривает, как гражданина, который приобретает и использует товар, так и гражданина, который намерен купить товар. Это означает, что гражданин, который еще ничего не купил, а только зашел в магазин, в ларек и так далее, уже признается Законом потребителем. [2]
Особое значение это положение имеет для осуществления потребителем права на просвещение в области защиты прав потребителей (статья 3 Закона "О защите прав потребителей"). Права потребителей обеспечиваются посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце (Ст. 8-10 Закона "О защите прав потребителей"); Возмещению убытков, причиненных потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара (Ст.16 п.2. Закона "О защите прав потребителей") и другое.
Потребителем по смыслу закона, признается не только гражданин, который приобрел товар, но и тот, который пользуется им непосредственно.
Потребитель может вступать в правовые отношения с изготовителем, продавцом.
Предприятие может выступать в качестве стороны регулируемых законодательством о защите прав потребителей отношений в любой предусмотренной законом организационно-правовой форме акционерного общества, полного или коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, производственного кооператива. (Каждое, из вышеназванных предприятий, действует в соответствии с законом, регулирующим свойственную ему организационно - правовую форму). Кроме того, надо иметь в виду, что предприятие может быть государственным или муниципальным индивидуальным (семейным), частным или предприятием общественных организаций.
Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Статья 23).
Вышеперечисленные лица (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" могут являться как изготовителями, так и продавцами.
Изготовитель может реализовать товары непосредственно потребителю, а может реализовывать их торговым и розничным предприятиям, посредникам.
Продавец реализует товары непосредственно потребителю по договору розничной купли-продажи. Следовательно, исковые требования могут быть заявлены исключительно в отношении продавца (изготовителя).
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на органы государственного управления, в компетенцию которых входит определение требований к товарам, направленных на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, контроль и надзор за соблюдением этих требований, правил по сертификации и законодательства о защите прав потребителей продавцами товаров и их изготовителями. Общественная защита осуществляется общественными объединениями потребителей.
Субъектами уголовной и административной ответственности являются должностные лица, в круг обязанностей которых входит обеспечение соблюдения правил, направленных на охрану прав потребителей.
Статья 3 Закона "О защите прав потребителей" указывает на право потребителей на просвещение. (Содержание этого права уже давала ранее).
Эта статья, в Законе "О защите прав потребителей" является новой, одной из причин ее введения является слабое знание потребителями своих прав. Статья не только провозглашает право потребителей на просвещение, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований государственные образовательные стандарты и программы. Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации " Об образовании" № 3266-1. (в редакции Федерального закона от 13.01.96 года № 12-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" вступившего в силу со дня его официального опубликования 23 января 1996 года.), государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации (за исключением случаев предусмотренных законом). Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и так далее. [7]
Статья 4 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет право потребителей на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. [8]
Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Четкое определение понятия "качества" имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками).
По своему содержанию статья 4 Закона соответствует статье 469 Гражданского Кодекса. Структура статьи 4 заимствована из Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик (статья 76). Однако при изложении статьи в Законе были утрачены некоторые детали. [9]
Основным критерием качества вновь определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца. Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает два вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина-потребителя публичный договор и договор присоединения. Согласно статьи 426 Гражданского Кодекса публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить товар не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о взыскании причинённых в результате этого убытков (Пункт 4 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Важно подчеркнуть, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар лежит на коммерческой организации (пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ").
Статья 426 Гражданского Кодекса РФ признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией, то есть организацией занимающейся предпринимательской деятельностью.
В случаях предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия, публичного договора , не соответствующего закону или указанным обязательным правилам являются ничтожными (пункт .5 статьи 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации) В настоящее время действует большое количество правил продажи товаров, утвержденных Правительством Российской Федерации. Это Правила продажи отдельных видов товаров, куда входят особенности продали продовольственных товаров; особенности продажи технически сложных товаров и обуви; особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения; особенности продажи парфюмерно-косметических товаров; особенности продажи легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов; особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замене аналогичного товара., и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащего возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации ". [10]
Этим же Постановлением признаны утратившими силу: Постановление Правительства РФ от 8.10.93 года № 995 "О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров"; Постановление Правительства РФ от 1202.94 года № 109 "Об утверждении правил продажи новых автомототранспортных средств"; Постановление Правительства РФ от 24.05.94 года № 553 "Об утверждении правил продажи меховых товаров".; Постановление Правительства РФ от 15.06.94 года. № 684 " Об утверждении правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней"; Постановление Правительства РФ от 20. 02. 93г. № 169 " Об утверждении правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей"; Постановление Правительства РФ 0 от 17.05.96 года № 595 "О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров".
Договор присоединения, согласно ст.423 Гражданского Кодекса РФ, признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны /продавца/ пораженный объективными условиями розничной торговли, все же имеет некоторые ограничения. Присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договору такого вида, либо исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Таким образом, к предусмотренному Законом "О защите прав потребителей" праву на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара, Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований.
Кроме изложенных оснований изменения или расторжения договора присоединения, предусмотренных статьей 428 Гражданского Кодекса РФ, он может быть изменен или расторгнут также по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенное нарушение договора коммерческой организацией, а также в иных случаях предусмотренных Гражданского Кодекса РФ, другими законами или договором. Спор рассматривается судом после принятия истцом мер по урегулированию спора с ответчиком. [11]
ГК РФ предусматривает два способа признания сделки недействительной (статья 166.) Одни сделки становятся недействительными в силу признания их таковыми судом (оспаримая сделка), другие независимо от такого признания (ничтожная сделка). Ничтожными являются также мнимые и притворные сделки (статья 170), сделки совершенные недееспособными гражданами (статья 171), несовершеннолетними до 14 лет (172 ГК РФ).
Согласно статьи 178 ГК РФ недействительной может быть признана сделка, совершенная под влиянием существенного заблуждения, по иску заблуждавшейся стороны. Существенное заблуждение имеет значение относительно природы сделки, либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. В данном случае следует исходить из возможности использования для конкретного лица, исходя из цели приобретения предмета договора.
Законом РФ "О защите прав потребителей" предусмотрен случай такого заблуждения в результате недостоверной или неполной информации потребителя о товаре. В этом случае, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения причиненных убытков.
Наконец, в интересующем нас плане обратимся к статье 79 Гражданского Кодекса, регулирующей недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны или стечения тяжелых обстоятельств.
Следует отметить определенные различия в реализации последствий договора расторгнутого и признанного недействительным. В первом случае. Согласно статьи 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора или с момента вступления в законную силу решения суда. При этом стороны не вправе требовать возвращения того, что было ими исполнено по обязательству, до расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Убытки причиненные расторжением договора могут быть взысканы, если основанием для расторжения послужило существенное нарушение договора. Существенным нарушением признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб. Что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (статья 450 Гражданского Кодекса). [12]
Вернемся к первоначально рассматриваемому нами понятию, касающемуся качества товара.
Вторым критерием качества товара в пункте 2 статьи 4 указана пригодность для целей обычного использования товара. Нормы и характеристики, определяемые качество товара. Устанавливаются в государственных стандартах и в технических условиях предприятий-изготовителей. В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяется целевое назначение изделия.
Например. Цель использования радиоприемника прием радиопередач.
Однако, не всегда цель использования товара может дать точное представление о товаре Именно в связи с этим в правила проведения сертификации включена специальная процедура идентификации товара по отобранным образцам на соответствие его наименованию", поскольку нельзя выдать сертификат на колбасу вареную или копченую без указания ее конкретного наименования: московская, останкинская, молочная.
В Законе РФ "О стандартизации" предоставлено право государственных инспекторов Госстандарта РФ приостанавливать реализацию проверенной продукции в случае несоответствия ее обязательным требованиям государственных стандартов. Но это право относится к продукции, на которую обязательные требования утверждены. [13]
Остальные критерии качества, упомянутые в законе, в комментариях на мой взгляд не нуждаются.
Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца) в области установления строка службы, срока. годности товара, а также гарантийного срока на товар, (статья 5 Закона "О защите прав потребителей".)
На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе установить срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Изготовитель обязан срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода; могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Срок службы товара может исчисляться единицами времени, а также иными единицами изменения (километрами, метрами и прочими).
На продукты питания , парфюмерно-косметические товары, медикаменты , товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан установить срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара на который должен быть установлен срок службы или годности, но не установлен, запрещается. Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок-период в течение, которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона "0 защите прав потребителей". (Содержание данных статей будет подробно раскрыто в дальнейшем).
Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен, продавец вправе установить гарантийный срок сверх сроков, Законом. Требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу в случае обнаружения недостатка товара ж течение установленного продавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также ответственность продавца устанавливается договором между потребителем и продавцом. [14]
Законом определено, что срок службы устанавливается на товары длительного пользования. Что такое товар длительного пользования закон не определяет. Во всяком случае, Закон не содержит никаких ограничений при определений товаров длительного пользования, и изготовитель вправе отнести к этой группе любые товары, руководствуясь здравым смыслом и обычаем.
Законодатель выделил две группы товаров длительного пользования.
В первую входят товары, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. На эти товары изготовитель обязан установить срок службы, перечень таких товаров должен быть утвержден Правительством Российской Федерации, указанная обязанность возникает у изготовителя со дня утверждения перечня. [15]
Изготовитель обязан устанавливать срок службы не только на потенциально опасные товары в целом, но также на такие комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты). Постановлением Правительства утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществе или окружающей среде и на которые изготовитель обязан установить срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. [16]
Первый перечень включает в себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары , культтовары , спортивные товары прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.
Второй перечень содержит большой описок продовольственных товаров (включая продукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслодельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственные товары следующих групп: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях парфюмерно-косметичеокие товары, товары бытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей.
Согласно этому постановлению срок службы товаров должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации и товаре, предоставляемой потребителю.
С 1 января 1998 года запрещена продажа на территории Российской Федерации товаров, указанных в перечнях, утвержденных данным постановлением, при отсутствии информации о сроках их службы (годности).
Во вторую группу товаров длительного пользования входят все товары, не включенные в упомянутый перечень: на эти товары изготовитель вправе установить срок службы. Определение срока службы, как периода ответственности изготовителя за существенные недостатки, возникшие по его вине, не означает, что он не может нести ответственность за "простые" недостатки возникшие не по его вине.
На наш взгляд, в данной статье необходимо еще прокомментировать отличие гарантийного срока, от срока службы срока годности.
Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями Основное его назначение - установить период обнаружения недостатков товара, за которые виновное лицо несет ответственность.
Гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем, не может быть менее срока, установленного Законом.
Гарантийный срок продавца, если этот срок не установлен изготовителей, устанавливается сверх шестимесячного срока (пункт 7 статьи 5). Сказанное относится и к импортным товарам. [17]
Следующее право потребителя связано с обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара - предусмотрено статьей 6 Закона "О защите прав потребителей."
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его о производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения изготовителем указанных обязанностей потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков в соответствии со статьей 13 Закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение изготовителем своих обязанностей может выражаться в отсутствии в продаже либо в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту необходимых запчастей, отказе в обслуживании или ремонте по другим причинам, отсутствии предприятий такого рода, Убытки могут состоять из вынужденных расходов, например стоимости проезда на такси при невозможности использовать автомобиль и другие транспортные средства, стоимости ремонта товара в мастерской - при отсутствии в продаже запасных частей и тому подобное.
Убытки должны взыскиваться с изготовителя по общим правилам об ответственности за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара, предусмотренное статьей 7 Закона "О защите прав потребителей".
Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.
Изготовитель обязан обеспечить безопасность, товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель не установил на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона "О защите прав потребителей" (Статья 14 будет подробно изложена далее).
Если для безопасности использования товара, его хранения транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Товар, на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, установленным законом.
Если, установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде изготовитель (продавец) обязан немедленно приостановить его производство до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву его от потребителя. [18]
Если причины вреда установить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар о производства. При невыполнении изготовителем этой обязанности снятие товара о производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товара.
Убытки, причиненные потребителю в связи о отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
Если установлено, что продавец реализует товары, представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары подлежат изъятию у продавца в порядке, установленном законом.
Обязательной сертификации подлежат товары, включенные в специальный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Такие перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации включает товары следующих групп: товары для детей продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные товары и головные уборы пушно-меховые и овчинно-пушные изделия обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных внешних воздействий. [19]
Госстандартом Российской Федерации утверждены документы, определяющие процедуру проведения сертификации:
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, определяющие цели, принципы и общие правила по проведению обязательной и добровольной сертификации. [20]
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортную. [21] Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года № 15, в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года. [22]
За реализацию товаров без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность,
В связи о правом Госстандарта России направлять предписания об устранении нарушении требований по безопасности товаров, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителей, налагать штраф в случае уклонения от исполнения или несвоевременного использования его предписаний изготовителем (продавцом), причинения ущерба потребителям товарами, не отвечающим предъявляемым к последним требованиям по безопасности Высший Арбитражный суд считает необходимым проинформировать арбитражные суды о следующем: [23]
Права государственных инспекторов Госстандарта России выдавать предписания об устранении выявленных нарушении обязательных требований государственных стандартов, о запрете или приостановки реализации, использования проверенной продукции предусмотрены Законом Российской Федераций "О стандартизации". [24]
Этим же Законом установлено, что главные государственные инспекторы республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации продукции, субъектами хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере, определенном пунктом 1 статьей 13 Закона РФ "О стандартизации".
Однако, законом не предусмотрено списание в бесспорном порядке Госстандартом России и его территориальными органами штрафов за невыполнение субъектами хозяйственной деятельности выданных предписаний и постановлений.
Поэтому, исходя из статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Госстандарт России и его территориальные органы могут предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установленных законодательством санкции. Такие иски могут предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установленных законом санкций. Такие иски могут быть заявлены только органом Госстандарта и должны бить подписаны руководителем этого органа или его заместителем либо соответствующим государственным инспектором по надзору за государственными стандартами. [25] Откуда это взято? Посмотрите АПК РФ внимательно!
На группы однородной продукции могут утверждаться специальные правила сертификации, учитывающие специфику соответствующих товаров. Так, например, были утверждены в январе 1995 года Правила сертификации парфюмерно-косметической продукции.
В отношении импортных товаров применяется Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Госстандартом Российской Федерации. [26]
Следующее право потребителя предусмотрено статьёй 8 Закона" о защите прав потребителей" Нет такого закона! это право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце) и о товаре (Режиме работы изготовителя).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России. [27]
Закон не раскрывает понятия "необходимая информация", и при возникновении опоров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя.
В статье 9 Закона "О защите прав потребителей", указано право потребителя на информацию об изготовителе. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, места её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе ее выдавшем.
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи должна быть доведена до сведения потребителя также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
Согласно статье 49 Гражданского Кодекса, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. До принятия закона вопросы лицензирования регулировались Постановлением Правительства от 24.12.94 года. В настоящее время данный вопрос регулируется Законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 года.№ 158 . [28]
Статья 10 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя на информацию о товарах. [29]
Изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
Сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания-сведения о составе, в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении о обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров информация, о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевании утверждается Правительством Российской Федерации.
цену и условия приобретения товара;
гарантийный срок, если он установлен: в соответствии с Законом "О защите прав потребителей";
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
срок службы и срок годности товаров, если он установлен в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствий при невыполнении таких действий ,если товары, по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
место нахождения изготовителя (продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации;
информация о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителя в технической документации прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о сертификации товара представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Следующее право потребителя - право потребителя на информацию о режиме работы продавца, установленное статьей 11 Закона "О защите прав потребителей". Режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
В связи с вышеперечисленными правами потребителей изготовитель (продавец) несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе (продавце) которая предусмотрена статьей 12 Закона "О защите прав потребителей".
Если предоставление ненадлежащей информации повлекло:
приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю (продавцу); [30]
невозможность использования приобретенного товара по назначению, потребитель вправе потребовать ему в разумно короткий срок ненадлежащей информации. Если информация в разумный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю (продавцу);
возникновение недостатков товара после передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу изготовителю требования предусмотренные пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" (безвозмездного устранения недостатков или возмещения соответствующих расходов; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом и так далее. Подробно данные требования будут рассмотрены в дипломной работе в дальнейшем), причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда в порядке предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненным природным объектам, находящимся в собственности потребителя. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предложения об отсутствии у потребителю специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Статья 14 Закона будет рассмотрена далее. Закон "О защите прав потребителей" предусматривает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме, сверх неустойки. Уплата неустойки не освобождает продавца (изготовителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре, однако он освобождается от обязательств, если докажет, что имела место непреодолимая сила.
При непреодолимой силе продавец освобождается также от уплаты неустойки.
Требования потребителя об уплате неустойки подлежит удовлетворению в добровольном порядке. При удовлетворении требований в судебном порядке, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя) в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Если, с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям или органам. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в следствий конструктивных, производственных, рецептурных иди иных недостатков подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, состоял он в договорных отношениях о продавцом или нет. Причиненный вред подлежит возмещению в течение срока службы, годности, а если такие сроки не установлены или неуказанны, в течение 10 лет с момента передачи товара или если день передачи установить невозможно, с даты изготовления.
Изготовитель несет ответственность за причиненный вред в связи о использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того , позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства. Изготовитель освобождается от ответственности, если имело место действие непреодолимой силы. Законом "О защите прав потребителей" также предусмотрена компенсации морального вреда, при наличии вины продавца (изготовителя), независимо от причинения имущественного вреда. (Статья 15 Закона) Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с законодательно установленными признаются недействительными. Если в связи с исполнением договора, который ущемляет права потребителей, у него возникли убытки, они подлежат удовлетворению в полном объеме.
Запрещается обуславливать приобретение одних товаров, приобретением других товаров.
Закон "О защите прав потребителей" предусматривает судебную защиту прав потребителей. Законом установлена альтернативная подсудность дел данной категории.
Истцу предоставлено право выбора между судами, то есть истец может предъявить иск в суд по месту своего нахождения, по месту нахождения ответчика либо по месту причинения вреда. [31] Постановление Пленума Верховного суда от 29 сентября 1994 года было разъяснено, (абзац 1 пункт 4), что применяется альтернативная подсудность и ни один из судов не вправе отказать в принятии искового заявления со ссылкой на статью 129 ГПК РСФСР, так как выбор между судами принадлежит истцу. [32] Не актуально, смотри ГПК РФ!
Глава II. Сертификация товаров.

В целях обеспечения безопасности товаров предусматривается сертификация соответствия, подтверждаемая уполномоченным на то органом.
Согласно закону «О сертификации продукции и услуг», сертификация - это метод объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям, а также безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества граждан.
Наличие сертификата помогает покупателям в компетентном выборе продукции и является определенной гарантией ее доброкачественности.
Сертификация подтверждает показатель качества продукции, заявленный изготовителем, а также облегчает импорт и экспорт продукции.
Она может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация является формой контроля государства за безопасностью продукции. Она осуществляется в случаях, установленных законодательными актами. Так, закон «О защите прав потребителей» предусматривает обязательную сертификацию товаров, для которых в законодательных актах или стандартах установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей. Необходимо отметить, что указанную продукцию, не прошедшую обязательной сертификации, запрещено рекламировать, а это является логическим дополнением нормы о запрете реализации такой продукции.
Постановлением правительства РФ (от 13.08.97 г. № 1013) утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной государственной сертификации, а также перечень работ, которые будут сертифицироваться.
В этот перечень входят: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепродукты, молоко и молочные продукты, рыба, рыбные и другие продукты моря, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, мукомольно-крупяные изделия, сахар и кондитерские изделия, плодоовощная продукция и продукты ее переработки, продукция масложировой промышленности, вода питьевая, расфасованная в емкости, безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия, кофе, чай и пряности, продукция зернобобовых и масличных культур продовольственная, пищевые концентраты, соль, продукция пчеловодства продовольственная.
Кроме этого обязательной сертификации подлежат посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости для хранения и транспортировки продуктов, упаковочные материалы для бытовых нужд и большой перечень непродовольственных товаров, включая швейные и трикотажные изделия, текстильные товары, хозяйственные товары, предметы обстановки дома, стройматериалы многие другие.
Сертификаты, как правило, оформляются на конкретное наименование продукции. В ряде случаев сертификат может быть оформлен на отдельную группу' продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований.
Срок действия сертификата устанавливается с учетом:
срока годности продукции - для сертификата, выданного на партию продукцию;
срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества для серийно выпускаемой продукции; срока действия гигиенического заключения (сертификата), но не более, чем 3 года.
Срок действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием заявления-декларации изготовителя, устанавливается с учетом годности продукции, но не более, чем на 1 год.
Для продукции с установленными условиями хранения и (или) реализации на сертификате или заявлении-декларации указывается, что продукт соответствует требованиям безопасности при соблюдении условий хранения и реализации.
Организация и проведение работ по сертификации продукции возлагается на Госстандарт России.
Сертификация продукции подлежит государственной регистрации. Порядок регистрации установлен Госстандартом России.
Сертификацию продукции проводят уполномоченные Госстандартом России органы, имеющие на это специальную лицензию. Это, как правило, органы Госстандарта России в регионах и специальные организации. Например, в Москве сертификацию проводит Ростест-Москва.
Для проведения сертификации заинтересованная организация (это, как правило, изготовитель или импортер продукции, оптовик, а в некоторых случаях и розничная торговая организация) подает в орган по сертификации (по своему выбору) заявку по специальной форме.
Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает по ней решение. По скоропортящейся продукции заявка рассматривается незамедлительно, и решение по ней в этот же день сообщается заявителю. Для сертификации продукции проводится оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям, в том числе испытания по специальной методике. Затем проводится анализ результатов испытаний и готовится решение о выдаче сертификата. Сертификация может быть проведена по схеме, включающей наряду с испытанием образцов анализ производства или сертификацию системы качества у изготовителя.
В России введены в действие ГОСТы РФ 40.003-06 и ГОСТ РФ 40.004-96, устанавливающие порядок проведения сертификации систем качества и производства в соответствии с международными стандартами и- европейскими правилами и процедурами.
Необходимо отметить, что обязательная сертификация продукции, на которую распространяются санитарно-гигиенические требования (а это практически все пищевые
- для продукции отечественного производства технические условия, технологический регламент и рецептура продукта; гигиеническая экспертиза продукции без указанных документов недопустима;
Также учитывается наличие для продукции животноводства ветеринарного свидетельства, а для продукции растениеводства - наличие заключения агрохимической и карантинной служб. В случае отказа в выдаче сертификата заявителю направляется письменное обоснование принятого решения.
Срок действия сертификата на партию продукции не устанавливается. Для продукции со сроком годности, реализуемой изготовителем в период срока действия сертификата, считается, что этот сертификат действителен при поставке и продаже такой продукции в пределах срока годности.
Одной из форм доведения до потребителей информации о сертификации является знак соответствия. Данные о требованиях, соблюдение которых удостоверяет знак соответствия, указываются в сертификате соответствия, на основании которого применяют этот знак.
Знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка), при невозможности маркировки тары знак соответствия может наноситься на этикетки, ярлыки и т.п.
На предоставление права применять знак соответствия держателю сертификата - организации или индивидуальному предпринимателю, на чье имя выдан сертификат, выдается лицензия.
При внесении изменений в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции заявитель обязан заранее известить об этом орган, выдавший сертификат. Сертификат обязывает изготовителя (продавца):
обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке. Продукция должна соответствовать испытанному образцу и данным испытаний;
по требованию органа по сертификации предъявлять продукцию и создавать условия для проведения органом по сертификации инспекционного контроля;
применять знак соответствия по правилам, установленным в системе сертификации;
приостанавливать (прекращать) применение знака соответствия в случае приостановки (отмены) сертификата соответствия. Сертификат обязывает изготовителя:
следить за тем, чтобы изготовление продукции осуществлялось согласно установленным правилам ее производства в соответствии с проверенным образцом,
следить за выполнением требований нормативных документов. Договариваясь о приобретении товара, подлежащего обязательной сертификации, от продавца - оптовой организации, посредника или любой другой организации, частника-предпринимателя, необходимо в первую очередь потребовать и получить в подтверждение факта сертификации один из следующих документов: - подлинник сертификата, копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом па сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации товарно-сопроводительными документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя у поставщика (продавца) с указанием его адреса и телефона.
От имени изготовителя или поставщика (продавца) удостоверять сведения о сертификации имеют право руководитель органа управления организации в соответствии с ее уставом либо другое лицо, которому такие полномочия специально предоставлены приказом либо иным решением органа управления.
Один из этих документов должен быть всегда в торговом предприятии, ресторане для доведения до сведения покупателю, клиенту информации о серти-фикации реализуемых товаров.
Отсутствие сертификата на продаваемые продовольственные товары или маркировки знаком соответствия на нем влечет за собой административную ответственность виновных лиц организации, предусмотренную частью 2 ст. 146-4 кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Причем наряду с наложением штрафа такие товары также могут быть конфискованы.
Отсутствие сертификата на непродовольственные товары влечет за собой ответственность ст. 146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. На виновное лицо налагается в этом случае административный штраф.
Кроме этого, закупаемая продукция должна сопровождаться товарно-транспортными документами, в которых указываются данные о товаре, его количестве, в ряде случаев и цена. В них можно указывать в установленном порядке и необходимые данные о сертификации продукции (тогда сертификат необязателен).
Отсутствие сопроводительных документов или некоторых из них, маркировки товара дает основание не оприходовать его и приостановить приемку. В этом случае соответствующими работниками должен быть составлен акт о фактическом количестве и качестве продукции и указано, какие документы отсутствуют.
При закупке продукции на рынках вместо товарно-сопроводительных документов должен быть акт закупки или кассовый чек. Конкретная проверка качества закупленной и поступившей продукции производится по правилам, установленным в соответствующих по каждому виду стандартов продукции стандартах.
ГОСТы и технические стандарты в России действуют практически на все виды продовольственных товаров. ГОСТы по соответствующим пищевым продуктам детально регулируют вопросы их приемки ло качеству, а в некоторых случаях и ло другим показателям (количеству).
В стандартах и других нормативно-технических документах в зависимости от характера и свойства продукции определяются: требования, которым она должна отвечать, способы проверки соответствия этим требованиям, объему, виды и ступени контроля, обязательные к применению при приемке соответствующей продукции по качеству. Для каждого вида продукции стандарты и технические условия предусматривают методы проверки и проверяемые показатели, обеспечивающие возможность наиболее надежно определить качество продукции с учетом предъявляемых требований. По объему проверка может быть сплошной или выборочной (проверяется только часть поступившей партии).
Выборочная проверка производится, если это предусмотрено стандартами, техническими или другими документами, обязательными для поставщика и получателя продукции. Проверка качества продукции может распространяться только на поступившую определенную партию.
В стандартах по каждому виду продукции содержится определение понятия партии, подвергаемой проверке при выборочном способе оценки качества. При выборочной проверке качества в ряде случаев должна быть взята определенная часть партии, т. е. отбираются образцы. Об отборе образцов составляется акт, в котором указывается количество мест и масса товаров, количество и номер мест, из которых отобраны образцы, а также фамилия и должность лиц, принимавших участие в отборе образцов. Предусмотрено, что отобранные образцы должны храниться до разрешения спора о качестве продукции.
При приеме по качеству продуктов в предприятиях торговли и общественного питания, как правило, применяются органолептические показатели, то есть определяются потребительские свойства продукта с помощью органов чувств человека. К органолептическим показателям относятся:
Внешний вид - это комплексный показатель, включающий в себя такие частности: форму, состояние поверхности, равномерность цвета и наличие посторонних включений. Внешний вид товара определяют, осматривая его с поверхности и на разрезе.
Цвет продукта (окраска) лучше всего устанавливается при естественном освещении.
Внешний вид и цвет - не только самый доступный и распространенный, но и один из наиболее значимых критериев органолептической проверки качества продукции. Именно с этого показателя, как правило, начинается проверка качества. Обнаружение по внешнему виду и цвету несоответствия требованиям качества продукции дает основания не проводить приемку по другим критериям. Однако по внешнему виду некоторых продуктов очень трудно установить качество, и запах наиболее характерные показатели пищевых продуктов. Консистенция - один из важнейших критериев установления качества продукции.
Продовольственные товары, вызывающие сомнения в доброкачественности, подлежат лабораторному анализу в специальных санитарно-гигиенических или других лабораториях.
Обязательные требования по безопасности товаров закрепляются в государственных стандартах или приравненных к ним документах и являющихся обязательными. Одним из средств обеспечения безопасности товара являются сроки годности и службы ряда товаров. Перечень товаров, на которые устанавливаются сроки службы и годности, устанавливаетется Правительством РФ.
Срок годности устанавливается на товары, потребительские свойства которых могут ухудшиться с течением времени. Поэтому изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию. К таким товарам относятся продукты питания, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и подобные товары.
Запрещено реализовывать такие товары по истечении срока годности как в торговле, так и для применения в общественном питании, школах, лечебных заведениях и других предприятиях, связанных с обслуживанием населения.
Перечень этих товаров утвержден Правительством РФ постановлением от 16.06.97 г. №720.
В этот перечень включены: продукция хлебопекарной промышленности, изделия кондитерские сахаристые, изделия кондитерские мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукция консервной и овощесушильней промышленности, продукты из картофеля, продукция пивобезалкогольной промышленности, продукция чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукция молочной и мясо-сыродельной промышленности, рыбные продукты, изделия кулинарные рыбные и из морепродуктов, продукты детского питания, специализированные продукты для лечебного питания детей.
Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием условий хранения. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие продукта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
По истечении срока годности пищевые продукты считаются непригодными для использования по назначению. Они могут быть использованы не для пищевых целей или подвергнуты утилизации.
Для пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе специальному, сроки годности, условия и сроки хранения устанавливают в договоре на поставку.
Указанным постановлением установлено, что с 1.01.98 г. запрещается продажа на территории России товаров, включенных в перечень продовольственных и ряда непродовольственных товаров, при отсутствии информации о сроках их годности.
К непродовольственным товарам, по истечении срока годности которых они считаются непригодными для использования по назначению, относятся: лечебно-профилактические средства, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой
химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства домашнего содержания рыб, птиц и зверей.
Срок годности этих товаров устанавливает изготовитель, и по истечении этого срока эти товары запрещено использовать по назначению.
О сроках годности товаров должен в обязательном порядке быть проинформирован покупатель, причем со сведениями о том, что по истечении срока годности они представляют опасность для здоровья или становятся непригодными для использования их по назначению.
Дату изготовления товара наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год, или отметок против чисел на кромках этикетки, или дается ссылка, где она указана.
3. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания

Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки.
Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара".
Недостатки могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара.
В порядке исключения следует отметить, что если продавец указал потребителю на явные и скрытые недостатки товара при покупке, то потребитель не имеет права воспользоваться положениями ст. 18 закона.
Однако если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:
·
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);
· расторжение договора купли-продажи.
При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.
Что касается технически сложных товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2. Остальные же требования потребитель предъявляет только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
В отношении товаров, реализуемых через комиссионные магазины, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца. Потребитель имеет возможность выдвинуть иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи. Такие требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, как и при покупке не в комиссионном магазине.
По тем товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе по своему выбору предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Основным условием для удовлетворения требований потребителя является предъявление им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.
"Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним" (п.6 ст.18 Закона). Это значит, что выше указанные лица должны обеспечить подготовку купленного товара к упаковке, транспортировке, погрузке, разгрузке, перевозке до места, указанного потребителем. Потребитель имеет право на документальное оформление принятия товара к перевозке. Это могут быть накладная, договор перевозки, квитанция и т. п. Стоимость доставки или возврата товара определяется согласно документу, выданному транспортной организацией, или на основе расценок данной местности (например, за один километр - 7 рублей). На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции.
Для устранения недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2001 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день.Ст. 19 Закона определяет сроки устранения недостатков в купленном товаре.
Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, то потребитель имеет право на устранение этих недостатков.
Если же гарантийный срок или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить свои требования в течение шести месяцев с момента покупки товара, а в отношении недвижимости - в течение двух лет с момента ее приобретения.
По окончании сроков, указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности, а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет с дня передачи товара потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п. 3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).
На комплектующие детали технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар.
Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем (п.1 ст.20 закона).
Согласно п.2 ст. 20 и п.1 ст. 21 Закона на период устранения недостатков, ремонта или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязаны в семидневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 8 октября 1993 г. № 995 установлен перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. К такой группе товаров относятся:
· автомототранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ);
· мебель;
· электробритвы;
· электрощипцы для завивки волос;
· электрофены;
· медицинские электрорефлекторы;
· электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла;
· электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др).
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранения недостатков комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта ( п. 4 ст. 20 Закона).
Требования о замене товара (ст. 21 Закона) удовлетворяются продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора с ними в течении 7 дней с момента предъявления такого требования. Если возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается до 20 дней.
Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, он тогда заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если отсутствует товар в момент заявления потребителя об обмене это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении.
При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.
Согласно п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишается возможности обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки. Это требование заявляется как самостоятельное, а также может быть заявлено вместе с другими требованиями. Как свидетельствует судебная практика, суд при удовлетворении требования потребителя о взыскании неустойки исходит из стоимости товара в день вынесения решения суда.
Ст. 24 Закона определяет порядок перерасчета цены товара, приобретенного потребителем.
При замене товара с недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.
Требования, сформулированные в п.2 ст. 24, предполагают замену товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены за товар. Если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, представляемого взамен, то потребитель должен оплатить разницу, если же - наоборот, то потребителю выплачивается разница суммы за товар. Цена товара, предоставляемого взамен, определяется в день предъявления требований потребителем, а в случае понижения цены - на день покупки товара потребителем. Если требования потребителя о перерасчете цены не были добровольно удовлетворены продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ потребитель имеет право произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения суда. Указанное требования должно быть исполнено в те же сроки, что и требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). За просрочку этого требования также предусмотрена неустойка.
При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатком и имеет право на возмещение убытков. Если никаких убытков у потребителя нет, то расчет между ним и продавцом производится просто.
При расторжении договора в случае повышения цены на товар, расчеты, с потребителем производятся аналогичные возвращенному товару с недостатками, исходя из цены на день удовлетворения требования потребителя о расторжении договора купли-продажи. В случае снижения цены товара следует исходить из цены товара на день его покупки.
Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности использовать его по назначению. Ст. 25 Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, в случае: если товар не подошел ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо по иным причинам.
Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок (14 дней) исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.
Продавец должен обменять товар, если:
· товар не был в употреблении;
· сохранен его товарный вид, потребительские свойства;
· сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
· у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.
Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.
Если в день обращения потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара. Для этого потребитель должен оставить продавцу свои адрес и телефон, по которым он будет извещен о поступлении в продажу товара.
Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят:
· изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
· ткани из всех волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.);
· бельевой трикотаж для взрослых и детей;
· купальники, плавки;
· трусы для взрослых и детей, в том числе и спортивные;
· белье для новорожденных и ясельного возраста;
· белье постельное;
· предметы женского туалета;
· чулочно-носочные изделия;
· штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.);
· парфюмерно-косметические товары;
· товары бытовой химии;
· изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи;
· предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.)
3.2 Защита прав потребителей в сфере обслуживания
Согласно п. 1 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Срок в договоре на выполнение работы, оказание услуги является одним из основных его условий. В Законе говорится, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре предусматривается срок выполнения работы (оказания услуги), если он определенными правилами не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.
Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков выполнения работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется календарной датой (периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или датой (периодом), к которой исполнитель обязан приступить для выполнения работы (оказания услуги).
Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и окончание. В ст. 191 ГК РФ "Начало срока, определенного периода времени" говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям в течение срока действия договора, наряду с общим сроком исполнения работы (оказание услуги) в содержании договора отражаются частные (промежуточные) сроки. Эти частные сроки конкретизируют обязанности исполнителя, придают выполняемой работе (оказываемой услуге) четкость и определенность.
Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг) изменяются только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое согласие, то новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном соглашении. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.