На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность и понятие термина «Картина мира»«Картина мира» как механизм раскрытия мировоззрения

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Философия. Добавлен: 19.02.2015. Сдан: 2014. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: 80.

Описание (план):



Оглавлние
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие термина «Картина мира»………………………4
1.1. «Картина мира» как механизм раскрытия мировоззрения………4
1.2. О понятии «картина мира»………………………………………….6
2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии.8
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………..

Ввеление

Настанет время, когда потомки
наши будут удивляться, что мы
не знали таких очевидных вещей.
Сенека

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.
С давних пор в человеческой жизни большое значение при- обретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние, как бы, скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.
Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную ”сеть бытия”. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие ”картина мира” занимает особое место в структуре естествознания. [2]

1. Сущность и понятие термина «Картина мира»
1.1. «Картина мира» как механизм раскрытия мировоззрения.

Каждая культурно-историческая эпоха по своему отвечает на вопросы: что есть первопричина всего сущего, из чего все произошло, откуда взялся этот мировой порядок, кто им управляет, в чем смысл и предназначение человека в системе Мироздания? Из попыток ответить на эти вопросы и складывается общепринятая свойственная ей картина мира, которая включает специфические представления о Мироздании, познавательные системы, эталоны мышления, методы исследования и освоения окружающего мира, отражающие уровень развития цивилизации, ее особенности и проблемы, взаимоотношения с природой, состояние науки и культуры.
Систем обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности называют мировоззрением.
Мировоззрение - это форма общественного сознания, присущая той или иной исторической эпохе. Оно формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний и включает определенную идеологию. Его носителем являются общество, социальная группа или отдельный человек. В целостной системе мировоззрения присутствуют три взаимосвязанных компоненты, характеризующие отдельные его аспекты: естественнонаучная, гуманитарная и гносеологическая (греч. gnosis - познание). Естественнонаучный аспект отражает целостное представление о социоприродной среде, отношение к природе как универсальной ценности, сфере своего бытия и объекту практической деятельности. Гуманитарный аспект включает онтологию (греч. ontos - сущее) - учение о бытии, особенностях мира людей, влияние на него социоприродной среды. Он связан с внутренним миром человека и включает его взгляды, направленные на осознание своей социальной природы, своих интересов, потребностей, мотивов, целей, смысла жизни, нравственных норм и образцов поведения. Гносеологический аспект составляют знания об особенностях познавательной деятельности, ее форм, средств и методов. Ядро мировоззрения составляет система философских взглядов, включающая четыре группы проблем: учение о бытии, учение о познании, учение о ценностях и учение о практике.
Выделяют три уровня мировоззрения - эмпирический, теоретический и методологический (методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной деятельности). Эмпирическое или жизненно-практическое мировоззрение - это скорее миропонимание, которое базируется на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включает в себя национальные и культурные традиции, ненаучные знания, которые постигаются через мифологию, мистику, искусство, религию. Теоретическое или научное мировоззрение опирается на научные представления об окружающем мире. Его основу составляют научные теории и идеи. Оно базируется на понимании всеобщности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде.
Базисом методологического уровня является философия (греч. Phileo -любовь, sophia- мудрость). Используя диалектический метод (греч. Methodos - путь исследования, теория, учение) познания и законы логики, она обобщет и систематизирует знания об объективных закономерностях развития мира, о месте человека в системе Мироздания, смысле и назначении его жизни и деятельности.
Для раскрытия категории «мировоззрение» в философской и научной литературе используется понятие «обобщенная картина мира».
С одной стороны, обобщенная картина мира - это способ систематизации знаний, выработанных человечеством в процессе освоения действительности через разные формы ее познания, с другой - это модель Мироздания, общепринятая обществом в тот или иной период его культурно-исторического развития.
Однако однозначная трактовка этого понятия отсутствует. Несмотря на то, что картина мира и мировоззрение соотносятся множеством каналов связей, они все же существенно отличаются. Вся совокупность представлений человека об окружающем мире и самом себе превращаются в мировоззрение только на основе определенной их философской интерпретации (лат. interpre- tatio - истолкование, объяснение) и ценностных ориентаций, которые реализуются в практической деятельности.
Обобщенная картина мира складывается из мифологической, эзотерической, религиозной, художественной, научной, технологической, информационной, экологической, социально-культурной и других частных картин, которые построены на основе разных форм познания мира. Они генетически связаны между собой, однако принципиально несводимы друг к другу и входят в обобщенную картину как отдельные этапы становления представлений человечества о Мироздании.
Имеется ряд оснований для их различения:
- центральная идея (эзотерическая реальность, бог, художественный образ, социоприродная среда с ее объективными законами),
- особенности и логика познания (иррациональное, трансцендентное, чувственное, интуитивное, рациональное),
- характер общности представлений (общие для узкого круга лиц, религиозной конфессии, научного сообщества),
- следствия для практики (совершенствование духовной и материальной жизни отдельного человека и общества).
Тем не менее, наложение этих совершенно разных интерпретаций воспроизводит в сознании человека некую объемную голографическую (греч. holos - весь, полный) картину мира, в которой природа, человек, его дух, поиски истины, творчество, труд неотделимы друг от друга, выступают как целостность и высвечивают разные ракурсы этой картины.
Мифологическая, религиозная и художественная картины связаны с образным, субъективным личностно-значимым представлением о мире. Научная картина мира построена на объективном знании о мире, полученном с помощью научного метода исследования. Она включает множество составляющих - научные основы миропонимания, законы развития природы и общества, духовный мир человека, механизмы их взаимодействия. Та ее часть, которая связана с гуманитарными науками и чувственным восприятием мира, сохраняет в себе отдельные черты мифологической, религиозной и художественной картин. Научная картина мира как форма систематизации знаний включает качественное обобщение научных теорий, их методологическую интерпретацию и выработанную на их основе общественную мировоззренческую позицию. Однако она - всего лишь одна из сторон нашего представления о Мироздании, его объективная, подвижная и динамичная модель, которая по мере развития науки изменяется, приобретает новую концептуальную основу, дополняется, изменяется и перестраивается.
Социокультурная картина мира во многом опирается на достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Естественные науки являются основой техники, технологий и информационных систем и составляют базис экологической, технологической и информационной картин.
Целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях от- дельного человека, его миропонимание и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания. Многомерность и безграничность окружающего мира обуславливают и многомерность его восприятия. Все формы познания - наука, религия, философия, искусство, мифология - не более, чем разные интерпретации действительности. Вступая в резонанс, они дают новое видение истоков человеческого разума и культуры, приносят более глубокое понимание связи духовного мира человека с природой и практической деятельностью. [2]

1.2. О понятии «картина мира».
Анализ сущности философского знания в разные исторические эпохи и содержания таких его функций, как обобщающая, синтезирующая и интегрирующая — приводит к выводу, что одной из важнейших задач философии является постижение онтологического отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности всех его элементов и проявлений. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира» (КМ). В ее построении существенную роль играет онтология – учение о бытии, раздел философии, в котором создается картина мира на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира.
«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества КМ различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает такой вселенский образ, который в наибольшей степени соответствует потребностям его духа. Кто я – творец или творение мира? Что я могу в этом мире? Каков смысл моего существования? Каково мое предназначение в мире? Следует особо подчеркнуть, что картины мира формируются в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, они являются средством онтологизации наших представлений, а следовательно, детерминируют ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.
Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах. [8]
Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира.
Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность – это мир, где он является главной фигурой.
Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир “таким, каким он есть”.
Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.
.............
Список использованной литературы
1. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие / В.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев. - Красноярск: Краснояр.гос.ун-т, 2002. - 320 с. Стр 111.
2. В.А.Игнатова Концепции современного естествознания: Учебное по- собие для дистанционного обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005,с. Стр 38.
3. Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания: учебное пособие - 4-е изд. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 184 с. Стр 9.
4. Электронный источник: BIBLIO/archive/andreychenko_filosofija/02.aspx



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.