На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 84971


Наименование:


Диплом особенности профессиональной деятельности следователя, его личностные качества, обеспечивающие высокий уровень производства следственных действий.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 19.2.2015. Сдан: 2014. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I.Общая характеристика профессиональной деятельности следователя.. 5
1.1 Следственная деятельность и ее особенность……………………………… 5
1.2 Профессионально-личностные качества следователя……………………... 7
Глава II. Психологические особенности деятельности следователя при следственной работе……………………………………………………………… 32
2.1. Психология осмотра места происшествия………………………………..... 32
2.2. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого……………………. 39
2.3. Совершенствование профессиональной подготовки следователей на основе оперативно-следственной игры как перспективной формы профессионального обучения….……………………………………………………………………… 43
Заключение……………………………………………………………………… 50
Библиографический список……………………………………………………. 52


Введение

Профессиональная деятельность следователей представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда следователя, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией следователя, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.
Актуальность данной темы является, профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как юристу приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии труда, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией.
Разработка проблемы обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально - психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь при производстве следственных действий. Развитие научных знаний о психологических особенностях труда следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности в ходе расследования уголовного дела с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования.
Таким образом, всестороннее рассмотрение деятельности следователя, психологических особенностей труда работника следственного аппарата, позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников правоохранительных органов, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать следователем.
Объект исследования является профессиональная деятельность следователя в ходе проведения следственных действий.
Предмет исследования - психологические особенности профессиональной деятельности следователя в ходе предварительного расследования.
Целью дипломной работы является выявить психологические особенности профессиональной деятельности следователя, его личностные качества, обеспечивающие высокий уровень производства следственных действий.
Для осуществления поставленной цели был разработан ряд задач:
1. Дать общую характеристику профессиональной деятельности следователя;
2. Рассмотреть психологическую структуру, профессионально значимые качества личности следователя.
3. оценить влияние основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя на уровень проведения следственного действия;
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.


Глава I.Общая характеристика профессиональной деятельности следователя
1.1.Следственная деятельность и ее особенность

Цель следственной деятельности - правовая охрана основных социальных ценностей, установление истины при расследовании совершенных правонарушений, предание виновных лиц суду. Поэтому профессионально-психологические особенности личности следователя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими особенностями его деятельности.
Деятельность следователя характеризуется процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, формализованностью социально-ролевой функции следователя; определенной познавательно-поисковой деятельностью; оперативностью и конспиративностью действий; направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц; наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.
Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.
Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.
Справедливость, объективность, избежание обвинительного уклона, неукоснительная реализация закона - основные требования к следственной деятельности. Деятельность следователя характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применения разнообразных качеств, навыков и знаний. Нужны специальные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т.д. Для того, чтобы применить эти знания в сложных ситуациях расследования, необходимо, чтобы они были систематизированы. Для эффективного использования объективных психологических закономерностей, действующих в период того или иного следственного действия, следователь должен иметь еще и психологическую программу, которая вооружит его методами диагностики личности и организации психологического воздействия на личность с целью получения информации и перевоспитания.
Следователь имеет право использовать тактические приемы, в том числе основанные на применении психологических реагентов, которые могут быть определенным образом систематизированы по признаку действительной или мнимой цели их использования (например, основанные на неразглашении подлинной цели действий следователя с использованием фактора внезапности; основанные на создании впечатления у подозреваемого, что его соучастник разоблачен; основанные на внушении мысли о «целесообразных» действиях подозреваемого и т.д.). Однако успешное применение психологического реагента не должно переоцениваться, это не снимает со следователя обязанности самым тщательным образом проверить любые показания обвиняемого, принять все меры к установлению истины по уголовному делу, строго согласовывать свои действия с правовыми и этическими нормами. Отсюда высокая эмоциональная напряженность его труда, а также закономерность эвристических методов в разработке гипотез и принятии решений и, следовательно, умение использовать такое творческое качество, как интуиция.
Следователь отвечает за установление истины, за законность и обоснованность своих решений. Все это порождает высокие требования к следователям, их труду. Выполнение следственной работы требует глубокой позитивной мотивации, готовности к труду, принципиальности и многих иных положительных качеств. И среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества. Но люди, успешно работавшие следователями, могут хорошо работать, как правило, повсюду. Работа следователя - прекрасная школа для следователя при условии жесткого самоконтроля.


1.1. Профессионально-личностные качества следователя

Морально-политические качества следователя.
Каждая профессия характеризуется целым рядом признаков, отличающих ее от других. Среди них есть главные, определяющие характер и специфику профессиональной деятельности. Одним из таких определяющих признаков следственной работы является то, что она представляет собой вид государственной службы и политической деятельности. Всякое действие следователя в значительной мере является реализацией определенной политической линии, а вся работа в целом - существенным вкладом в общее дело борьбы с преступностью.
Политическая направленность работы следователя определяется теми задачами, которые непосредственно ставит перед ним закон: строгое соблюдение законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, борьба с преступностью и причинами, ее порождающими. Чтобы успешно решать названные задачи, следователь должен иметь прежде всего глубокую профессиональную направленность, которая всегда выступает как стержневое свойство личности.
Составной частью этой направленности личности следователя является глубокий интерес к своей профессии, представление о работе как деле большого государственного значения. Только такое отношение к профессии способствует формированию высокоразвитого чувства долга и ответственности за порученное дело, столь необходимых для успешной следственной деятельности. В профессиональную направленность личности следователя входит правосознание. Мировоззрение следователя опосредствуется в правосознании, которое представляет собой единство правовой идеологии и правовой психологии. В качестве правовой идеологии правосознание представляет собой систему правовых знаний, представлений, взглядов, идей, в качестве же правовой психологии - совокупность социальных чувств, переживаний, привычек, возникающих в процессе действия правовых норм.
Высокоразвитое правосознание следователя с психологической стороны включает в себя глубокое понимание всех принципов и институтов права, веру в их справедливость, нетерпимость ко всяким правонарушениям, стойкую привычку безоговорочного исполнения правовых норм, обостренное чувство справедливости и законности, делающие следователя законником в лучшем смысле этого слова. Важнейшим условием успешной профессиональной деятельности следователя являются его моральный облик, высокие нравственные качества. Существуют профессии, предъявляющие повышенные нравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.). Общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования. Следственная деятельность как раз и относится к подобным видам профессий. Действительно, следователь, согласно ст. 68 УПК РФ, обязан доказывать виновность обвиняемого, выявлять мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, а также подвергать анализу психические качества иных лиц, выяснять их психические состояния в определенные промежутки времени и т. д., что, естественно, невозможно без психологического контакта с людьми, без проникновения в их внутренний мир.
Предметом труда следователя является распознавание различных аспектов человеческого поведения. Более того, предварительное следствие в определенном аспекте можно рассматривать как специфическое психологическое исследование, осуществляемое в рамках уголовного процесса. Большая социальная значимость и ответственность профессиональной деятельности следователя обусловливают предъявление к нему повышенных требований со стороны общества. Мораль получает свое профессиональное использование преимущественно в творческих по своему характеру профессиях. Профессия же следователя, как уже отмечалось, несомненно, является творческой.
Все это и позволяет говорить о специфических нравственных требованиях, предъявляемых к следователю. Профессиональная мораль следователя является предметом следственной этики, представляющей собой раздел судебной этики как учения о нравственных началах осуществления правосудия и деятельности, с ним связанной. Изучение морального облика следователя - одна из основных задач следственной этики, так как от того, каким будет этот облик, зависит не только подлинная нравственность следственной деятельности, но и ее объективность.
В современной профессиональной этике для раскрытия черт, составляющих моральный облик представителя той или иной профессии, обращаются к этической категории "нравственная ценность". Нравственные ценности следователя - это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности и поведения в быту, с самой профессиональной деятельностью и выраженными в ней моральными отношениями. Среди таких нравственных ценностей можно выделить ценности-нормы, ценности-цели, ценности-качества.
Применительно к следственной деятельности ценности-нормы - это определенные, сложившиеся на основе нравственных принципов нашего общества правила поведения следователей, при помощи которых регулируются их отношения между собой, с другими должностными лицами, с гражданами и обществом в целом. Основой таких ценностей-норм является объективная необходимость сочетания общественных и личных интересов в ходе предварительного следствия.
Расследование уголовных дел часто связано с моральными конфликтами между общественными и личными интересами. Так, например, исходя из общественных интересов и выполняя свой профессиональный долг, следователь арестовывает обвиняемого или задерживает подозреваемого. Тем самым он, конечно, приносит ущерб, как интересам этих лиц, так и интересам их близких. Однако следователь здесь не может исходить из какой-либо раз и навсегда установленной иерархии или шкалы ценностей (например, из тезиса, что личная свобода человека, счастье и спокойствие его близких - всегда меньшая ценность, чем интересы расследования, и т. д.). Руководствуясь законом и правосознанием, он должен применять предоставленные ему властные полномочия только в тех случаях, когда использованы все иные возможности для достижения целей правосудия. Это положение полностью соответствует глубоко нравственным принципам уголовного процесса. Оно проявляется и в том, что применение властных полномочий следователем в уголовно-процессуальном законодательстве не регулируется категорически однозначно. Следователь всегда имеет определенный тактический простор. Так, согласно ст. 89 УПК РФ он вправе (но не обязан!) применить одну из мер пресечения, согласно ст. 147 УПК РФ он может (но не обязательно должен!) подвергнуть обвиняемого приводу в случае его неявки без уважительной причины и т. д.
Ценности-нормы следователя всегда выступают как единство должного и сущего (реального), как элемент его нравственного сознания и результат его нравственной практики. Данные нормы регулируют и объясняют интересы следователей как профессиональной группы и интересы общества. Они обосновывают и узаконивают необходимость достижения общественных целей, разрешения общественных задач, служения общественным идеалам и т. д. Ценности-нормы, как и вся профессиональная мораль в целом, выполняют важную функцию социального управления, помогая следователю успешнее осуществлять профессиональную деятельность, правильно выбирать линию поведения в различных ситуациях предварительного следствия и в быту. В ценностях-целях выражаются нравственные ориентации и устремления следователя - добросовестная деятельность на благо общества.
Критерием же и необходимым условием добросовестности такой деятельности в первую очередь является точное и неуклонное исполнение законов. Соблюдение всех принципов и норм уголовного процесса - одна из основных обязанностей, входящих в профессиональный нравственный долг следователя. В целом же под профессиональным нравственным долгом следователя справедливо понимается совокупность моральных обязанностей, выполнение которых обеспечивает раскрытие объективной истины в каждом подлежащем расследованию случае общественно опасного деяния в целях укрепления законности, предупреждения преступлений, воспитания граждан в духе уважения к законам и исполнения нравственных норм.
Ценности-цели находят свое выражение и в идеалах следователей. При этом их личные идеалы отражают индивидуальные особенности (интересы, склонности, способности и иные личностные черты).
Ценности-качества следователя выступают как устойчивые элементы его морального сознания и поведения - и профессионального, и повседневного. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения, возникающие в ходе предварительного следствия, были подлинно нравственными, следователь должен обладать определенными морально-политическими качествами, такими, как честность, правдивость, нравственная чистота, стремление к истине, к торжеству справедливости, гуманизм, понимаемый как уважительное отношение к интересам личности в сочетании с непримиримым отношением к преступности.
Указанные нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для следователей, самым непосредственным образом влияют на укрепление и повышение престижа органов предварительного следствия, на эффективность уголовного судопроизводства.
Интеллектуальные (познавательные) качества следователя.
Даже при самом беглом знакомстве с профессией следователя бросается в глаза то, что эта деятельность, прежде всего познавательная, поисковая. Во многом она сходна с работой ученого. Несомненно, что следователь всегда исследователь. Поэтому вполне понятно, что для успешного осуществления процесса расследования требуется целый ряд высокоразвитых интеллектуальных качеств.
Многие авторы, отмечая профессионально важные качества следователя, обязательно указывают на интеллектуальные свойства. В частности, подчеркивается значение таких качеств, как высокоразвитое творческое воображение, острая наблюдательность, отличная память, умение логически мыслить, быстрая ориентировка, сообразительность, четкость мышления, гибкость, критичность ума. Чтобы определить, какими интеллектуальными качествами должен обладать следователь, необходимо дать психологическую характеристику его мыслительной деятельности, типов интеллектуальных задач, решаемых им, а также видов мышления. Дело в том........

Библиографический список.
Нормативно-правовые источники:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014)// СПС «Консультант плюс».

Научная и учебная литература:

1.Алексеев С. С, Яковлев В.Ф. О модели следователя и обучении в юридических вузах // Правоведение. 2006. № 4.
2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. - М., 2002. - Т. 1.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 2010.
4. Гейжан Н.Ф, Аджимуллаева Р.А. Совершенствование профессиональной подготовки следователей на основе оперативно-следственной игры как перспективной формы профессионального обучения.//Вестник СПб.МВД.России,2010.№ 3.
5. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. - Волгоград, 1983.
6. Гранат Н.Л. «Решение следственных задач». Учебное пособие. М.,1978.
7. Жалинский А.Э. Введение в специальность "юриспруденция". Профессиональная деятельность следователя. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во "Проспект", 2007.
8. Еникеев М.И. Юридическая психология М.,.2011,
9. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.
10. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Столяренко А.М. М., 2005.
11. Соя-Серко Л.А. Рационализация работы следователя. - М., 1975.
12. Шмидт А.П. Сущность и понятие осмотра места происшествия. Следственные действия (криминалистические и процессуальные аспекты). Свердловск, 1983.
13. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология., М.,2006.
14. Чуфаровский Ю. Юридическая психология. - M., 2009.
15. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности.М.,2006.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.