На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Квалификация трудовых отношений, подлежащих защите в гражданском судопроизводстве. Выбор способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, обращение прокурора в суд с заявлением в их защиту, с оспариванием нормативного правового акта.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
Содержание
    Введение
      1. Правовое регулирование, квалификация трудовых отношений, подлежащих защите в гражданском судопроизводстве
      2. Выбор способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан
      3. Рассмотрение трудовых споров в порядке гражданского судопроизводства
      4. Обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения
      Заключение
      Список использованных источников и литературы

Введение

Квалифицировать спорные трудовые отношения следует и по методу их регулирования, так как трудовые отношения регулируются не только диспозитивными нормами о свободе труда, о свободном распоряжении своими способностями к труду, о выборе рода деятельности и профессии (ч.1 ст.37 Конституции РФ), о праве на отдых (ч.5 ст.37), но и императивными нормами, запрещающими принудительный труд (ч.2 ст.37), допускающими труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37), гарантирующими установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, получившие дальнейшее развитие в трудовом законодательстве. Так, если правами диспозитивного характера и их защитой стороны спорных трудовых отношений могут распорядиться по собственному усмотрению, то другими - не могут, что также влияет на процессуальную правоспособность прокурора при обращении в суд в защиту трудовых прав и законных интересов граждан.

Правильное определение отрасли права, закона, характера норм права, с помощью которых подлежит урегулирование, и разрешение спорных трудовых отношений позволяет безошибочно выбрать способ и метод защиты нарушенных прав, законных интересов, предусмотренный процессуальным законодательством.

1. Правовое регулирование, квалификация трудовых отношений, подлежащих защите в гражданском судопроизводстве

Квалификацию спорных трудовых отношений, подлежащих защите, рекомендуется проводить исходя из требований ч.1 ст.7, ст.37, п. "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст.11 ТК РФ "Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" (в ред. от 30 июня 2006 г), что позволит правильно установить закон и нормы права, регулирующие спорные правоотношения.

Законодатель выделил следующие группы трудовых отношений.

Первую группу трудовых отношений составляют те, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности работодателя, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вторую группу трудовых отношений составляют те, которые регулируют особенности трудовых отношений для отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.), установленные нормами гл.40 - 55 ТК РФ, а также нормами трудового права, содержащимися в иных федеральных законах.

Третью группу трудовых отношений составляют те, которые не регулируются нормами трудового права, а подпадают под действие норм иных отраслей права, законодательство которых имеет собственные нормы, регулирующие трудовые отношения, и которые распространяются, например, на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), работников по договорам гражданско-правового характера (по договору подряда, по договору о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), других лиц, если это установлено федеральными законами.

2. Выбор способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан

Правильный выбор прокурором способа и метода защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан способствует их безусловному восстановлению. В этой связи прокурорам следует оценивать эффективность способа защиты трудовых прав граждан путем сравнения порядка и сроков рассмотрения трудовых споров в гражданском судопроизводстве с рассмотрением административных и уголовных дел, возбужденных по признакам правонарушений или преступлений, совершенных против трудовых прав граждан, в судах общей юрисдикции. Это обусловлено тем, что трудовое право представляет собой сложный комплексный правовой институт, который регулируется рядом отраслей материального права, в том числе нормами административного, уголовного и гражданского процессуального права.

Из комплексного материально-правового и гражданско-процессуального характера защиты, урегулирования трудовых отношений следует, что выбор эффективного способа защиты трудовых прав и законных интересов необходимо делать в сравнении гражданско-судебного с административным и уголовно-процессуальным способами защиты трудовых прав граждан.

В ст.5.27 КоАП РФ "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" не предусмотрено специального (самостоятельного) состава правонарушения за невыплату заработной платы, но общими положениями за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена мера наказания в виде штрафных санкций, административного приостановления деятельности, а также дисквалификации, если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В КоАП РФ не предусмотрено такого института, как обращение прокурора в рамках административного судопроизводства с заявлением (иском) в защиту прав граждан о взыскании заработной платы.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, рассматриваются только судьями (мировыми судьями), а дела, предусмотренные ч.1 ст.5.27, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч.2 ст.23.1).

Процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении, рассмотрения его имеет достаточно сложный и длительный характер. Согласно требованиям ч.1 ст.25.11, ч.1 ст.28.1, ст.28.3, 28.4, 28.5, ч.2, 5, 6 ст.28.7, ч.1 ст.28.8, ст.29.6 КоАП РФ срок от возбуждения до рассмотрения порой длится более 3 месяцев, это без учета того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в сроки и в порядке норм ст.25.1 - 25.5, 30.1, 30.2 - 30.8, 30.9 и 30.11 КоАП РФ.

В случае невыплаты работодателем работнику заработной платы более двух месяцев при наличии корыстной или иной личной заинтересованности возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.1451 УК РФ, которая в качестве меры наказания предусматривает следующие санкции: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы.

Процесс возбуждения, расследования и рассмотрения в суде таких уголовных дел достаточно сложный и длительный по сравнению с гражданским способом защиты трудовых прав граждан. Так, в соответствии с подп. "а" п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ указанные выше уголовные дела подследственны следователям прокуратуры. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца (ч.1 ст.162 УПК РФ) и может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев (ч.4 ст.162), а при расследовании особо сложных дел - прокурором субъекта РФ или его заместителем до 12 месяцев (ч.5 ст.162).

Поступившее уголовное дело судья может назначить к предварительному слушанию или назначить судебное заседание не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд (ст.227 УПК РФ).

Заявление в защиту трудовых прав на основании уголовного дела не может быть предъявлено в суд, так как это не предусмотрено УПК РФ. Как видно из требований ч.10 ст.31, ч.3 ст.44, ст.45, 54 УПК РФ, гражданский иск на основании уголовного дела может быть предъявлен только гражданским истцом, их представителями согласно положений Гражданского кодекса РФ (физическим или юридическим лицом) и только к гражданскому ответчику с требованиями по ГК РФ о возмещении имущественного вреда, если вред причинен преступлением.

Однако не следует недооценивать возможности уголовной юстиции, которая располагает более широким спектром по собиранию доказательств, значительная часть которых, как правило, находится у работодателя, и они могут быть использованы для защиты трудовых прав и законных интересов путем их восстановления.

Вместе с тем необходимо учитывать, что пресечение преступления или административного правонарушения представляет собой один из способов защиты трудовых прав, однако это не решает задачи восстановления нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, как это предусмотрено трудовым законодательством и законодательством о гражданском судопроизводстве.

Прокурорам следует учитывать возможность возникновения конкуренции между административным, уголовным и гражданским судопроизводством, так как исходя из требований ч.4 ст.1, ст.61 ГПК РФ решение суда общей юрисдикции по административным делам, а также вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязательны для суда, рассматривающего дело о защите трудовых прав и законных интересов граждан, в части правовых последствий действий лица, в отношении которого вынесено решение или приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Если нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного права позволяют выполнять задачу по пресечению преступлений и правонарушений, то трудового и гражданско-процессуального - по восстановлению прав, в том числе путем обращения прокурора в суд с заявлением в порядке требований ТК РФ, ГПК РФ. Своевременное обращение (с соблюдением сроков исковой давности) прокурора в суд с заявлением дополняет уголовно-правовой и административный способ защиты нарушенных прав. На наш взгляд, гражданско-судебный способ защиты для восстановления трудовых прав и законных интересов граждан, по сравнению с административным и уголовным, является более эффективным.

Например, согласно ст.381 - 383, 390 - 397 ТК РФ, ч.2 ст.4, ст.45 ГПК РФ, а также положениям п.4 ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (в том числе о выдаче судебного приказа) от своего имени в защиту трудовых прав, законных интересов работника сразу же при обнаружении нарушений, в том числе о невыплате заработной платы. Судебный приказ по существу заявленного требования о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы, выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления прокурора в суд.

3. Рассмотрение трудовых споров в порядке гражданского судопроизводства

Рассмотрение трудовых споров в порядке гражданского судопроизводства также выгодно отличается от административного и уголовного производства не только по задачам, направленным на восстановление трудовых прав и законных интересов, но и по срокам реализации этой меры защиты.

Судья в течение 5 дней со дня поступления заявления (искового) в суд обязан рассмотреть вопрос о принятии его к производству, о чем выносит определение, на основании которого возбуждает дело (ст.133 ГПК РФ). Дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются и разрешаются мировыми судьями до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ч.1 ст.154 ГПК РФ), а о восстановлении на работе - судами общей юрисдикции в тот же срок (ст.22, п.6 ч.1 ст.23, ч.2 ст.154 ГПК РФ).

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы (ч.1 ст. 209 ГПК РФ). Решение суда по трудовым спорам приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения судебного приказа о выплате работнику задолженности по заработной плате в течение 3 месяцев или решения суда о восстановлении на работе (ст.210, 211 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы, представления рассмотрение трудового дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции (ч.2 ст.327 ГПК РФ). Суды должны рассматривать поступившее по кассационным жалобам, представлениям дела не позднее чем в течение месяца со дня их поступления (ч.1 ст.348 ГПК РФ), Верховный Суд РФ - не позднее чем в течение 2 месяцев со дня их поступления (ч.2 ст.348 ГПК РФ).

С другой стороны, при анализе полномочий и функций прокурора, предусмотренных законодательством об административном и уголовном судопроизводстве, с его функциями и полномочиями в гражданском судопроизводстве по трудовым делам обнаруживается рассогласованность, нескоординированность этих способов защиты прав граждан. Так, прокурор, выявив уголовное или административное правонарушение, имеет право возбудить любое уголовное дело или административное производство по нарушениям трудовых прав граждан, чего нет в гражданском судопроизводстве, так как в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ он может обратиться с заявлением в суд в защиту трудовых прав других лиц, если они по каким-либо причинам сами не в состоянии это сделать.

На следующем этапе прокурору рекомендуется правильно определить правовые основания и собственную процессуальную правоспособность для обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту трудовых прав, законных интересов граждан.

Правовые основания и процессуальная правоспособность прокурора для обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту трудовых прав и законных интересов граждан.

Исходя из темы методических рекомендаций следует, прежде всего, отметить, что Гражданский процессуальный кодекс РФ является кодифицированным и, безусловно, важнейшим законодательным актом, определяющим порядок производства по трудовым делам в судах общей юрисдикции Российской Федерации, но он не единственный и не первостепенный источник процессуального права, регулирующий защиту трудовых прав и законных интересов граждан. С точки зрения верховенства законов при защите трудовых прав в федеральных судах общей юрисдикции, мировыми судьями более правильным является следующий порядок применения законодательства: Конституция РФ (ст. 19, 37, ч.1, 2 ст.46, ч.1 ст.47, ч.2 ст.50, ч.1 ст.51, ст.118, 120, 123), Трудовой кодекс РФ (в том числе ст.381 - 383, 390 - 397), Гражданский процессуальный кодекс РФ и принятые в соответствии с ними другие федеральные законы.

Основной источник права в этом перечне - Конституция РФ (ч.1 ст.15): имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В ст.37 Конституции РФ содержатся положения, определяющие предмет прокурорской защиты, содержание, характер деятельности суда и задачи в целом, а также положения о том, что Российская Федерация есть правовое (ст.1), социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда, на гарантирование минимальной оплаты труда (ст.7). В силу ее требований трудовые отношения регулируются не только диспозитивными нормами о свободе труда, о праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37), о праве на отдых (ч.5 ст.37), являются высшей ценностью (ст.2), но и нормами императивного характера, которые запрещают принудительный труд (ч.2 ст.37), допускают труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37), гарантируют установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Эти нормы не могут быть отменены или оставлены без защиты по собственному усмотрению сторон правоотношений.

Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита трудовых прав человека - обязанность социального государства, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.2, 7, 18).

Конституционные принципы судопроизводства (нормы-принципы) (ст. 19, 118, 120 123 и др. Конституции РФ), конституционные нормы гражданского процессуального права (ч.1 и 2 ст.46, ч.1 ст.47, ч.2 ст.50, ч.1 ст.51 Конституции РФ) и другие нормы о гражданском судопроизводстве, включая нормы о процессуальной правоспособности прокурора на обращение в суд с заявлением (ч.2 ст.4, ч.1 и 2 ст.45 ГПК РФ), обеспечивают правосудие по трудовым спорам, имеют подчиненное значение к трудовому праву, связаны с ним и возникают из него.

Основным кодифицированным источником гражданского процессуального права является ГПК РФ, нормы которого наделяют прокурора правом на обращение в суд общей юрисдикции c заявлением в защиту трудовых прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч.1 ст.45).

Однако определять процессуальную правоспособность прокурора защищать трудовые права и законные интересы граждан в гражданском судопроизводстве только из требований, предусмотренных ч.1 ст.45 ГПК РФ, будет не полным.

В силу требований ч.2 ст.4 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту трудовых прав и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц не только в случаях, предусмотренных ГПК РФ, но и другими федеральными законами. Включение норм гражданского процессуального права в иные, кроме ГПК РФ, федеральные законы вызвано объективными причинами, связанными с многообразием и особенностями дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.

Немало норм процессуального права содержится и в Трудовом кодексе РФ (ст.382, 383, 390 - 394, 397 и др.). Согласно ст.382 ТК РФ прокурор вправе обращаться в суд в защиту трудовых прав граждан по индивидуальным спорам, а также в защиту работников, оспаривая решение комиссии по трудовым спорам (ст.391 ТК РФ).

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением от своего имени в защиту трудовых прав и законных интересов иных лиц. Кроме служебных обязанностей, возложенных на прокурора законом, ему надлежит руководствоваться информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ" от 27 января 2003 г. № 8-15-2003, приказом Генерального прокурора РФ "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" от 2 декабря 2003 г. № 51.

Из нормы ч.1 ст.45 ГПК РФ видно, что процессуальная правоспособность прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц содержится в самом праве. Законодатель, как видно из текста указанной статьи, не раскрыл содержание правоспособности прокурора, не указал, в каких случаях следует применять конкретную форму правомочия прокурора в виде возможного или должного поведения, оставив выбор ее за самим прокурором.

Право прокурора на обращение в суд для защиты трудовых прав и законных интересов других лиц (ст.45 ГПК РФ) представляет собой меру, соотношение возможного и (или) должного поведения, выбор которой определяется исходя из диспозитивности или императивности характера самих трудовых правоотношений, подлежащих защите.

Следовательно, процессуальная правоспособность прокурора, в том числе на обращение в суд с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, зависит от того, какими нормами регулируются спорные отношения, а также подлежат ли защите требования гражданина, регулируемые, как уже упоминалось, диспозитивными нормами (ч.1, 5 ст.37 Конституции РФ) или нормами императивного характера (ч.2, 3 ст.37 Конституции РФ), которые не могут быть отменены или оставлены без защиты по собственному усмотрению сторон правоотношений.

В Российской Федерации признаются и гарантируются трудовые права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ.

Основные трудовые права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции РФ). Они определяют смысл, содержание и применение трудового законодательства, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст.18 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита их - обязанность социального государства, частью которого является прокуратура. Основные трудовые права человека, в том числе регулируемые императивными нормами, не могут быть отменены, умаляться другими законами (ч.1 ст.15, ч.2, 3 ст.55, ст.64 Конституции РФ), напротив, они обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ), их судебная защита гарантируется каждому (ч.1 ст.46 Конституции РФ).

Для гражданских правоотношений важную роль играют положения ст.9 ГК РФ, согласно которым граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права в силу принципа диспозитивности, получившего развитие в гражданском процессуаль и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.