На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85057


Наименование:


Диплом Речевые ошибки в текстах региональных средств массовой информации (на материалерайонных и городских газет Липецкой области)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 23.02.2015. Сдан: 2014. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.
Введение, с.3-6.
Глава 2. Публицистический стиль и его особенности с.7-25,
Внеязыковые признаки публицистического стиля. с.7-10.
Лексика публицистического стиля. с. 11 -21.
Синтаксис публицистического стиля, с.22-26.
Глава 1. Типы речевых ошибок в СМИ. с.27-56.

Лингвистическая типология речевых ошибок. с.26-47
Анализ речевых ошибок. с.48-56.

Морфологические ошибки. с.48-50.
Стилистические ошибки. с.51-52.
Лексические ошибки. с.53-55.
Синтаксические ошибки. с.56-57.
Заключение. с.5 8-61.
Литература. с. 62-65.
1.2.1. В настоящее время СМИ оказывают огромное влияние на все сферы человеческой деятельности. Социально значимые тексты, по мнению многих исследователей, доминируют над всеми другими видами текстов. Во многом это обусловлено тем, что они являются источником значимой для индивида информации о природной и социальной реальности, на основе которой он принимает жизненно важные решения.
Характер коммуникации в СМИ за последние 10-15лет кардинально изменился. На смену общению, официально подготовленному, выверенному в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами, приходит общение неподготовленное, непосредственное. Резкая граница, которая проходила между неофициальным общением и официальным публичным общением размывается. В публичном общении возрастает степень неофициальности, увеличивается число разговорных, жаргонных, просторечных и других стилистически сниженных элементов.
Негативное воздействие СМИ определяется пренебрежительным отношением многих журналистов к речевой культуре, обусловленным низкой языковой компетенцией, проявляющейся в большом количестве различных типов ошибок в текстах СМИ. Массовое тиражирование ошибок, разрушающих норму устной и письменной литературной речи, формирует негативное отношение не только к языковой норме, но и к социальной норме вообще.
Актуальность темы работы связано с тем, что проблеме описания типологии речевых ошибок и выработки рекомендации по их устранению уделяется недостаточно внимания в науке.
Цель выпускной квалификационной работы-выявить и классифицировать наиболее распространенные отклонения от языковой нормы в текстах местных СМИ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) проанализировать состояние языка современных СМИ;
2)показать тенденции развития публицистического стиля современного русского литературного языка;
3)описать типологию речевых ошибок;
классифицировать речевые ошибки на материале местных СМИ;
выяснить причины возникновения ошибок в газетах.
Объект выпускной квалификационной работы-языковые и стилистические ошибки в текстах СМИ,
Предметом исследования является описание, классификация речевых ошибок и определение причин их появления в газетных материалах.
Методы исследования выпускной квалификационной работы-
описание, наблюдение, лингвистический эксперимент, стилистический эксперимент.
Рассмотренный материал был проанализирован в русле еиетемоцентрического, текстоцентрического и лингво-культурологического подхода.
Язык СМИ играет сегодня важнейшую роль в формировании норм русского языка. И хотя имеются некоторые положительные результаты работы СМИ по формированию уважительного отношения к русскому языку, но в газетах по-прежнему большое количество ошибок.
Речевые ошибки привлекают внимание ученых как наиболее очевидный показатель уровня грамотности языковой личности и изучаются в
отечественной науке, главным образом, для решения задач практической стилистики и литературного редактирования.
Все ошибки были разделены нами на две большие группы. Первая группа-ошибки, связанные с нарушением литературно-языковой нормы. В работе они квалифицируются как речевые и группируются в соответствии с уровнями языковой системы, Выделяются лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические ошибки.
Вторая группа ошибок-стилистические. К ним исследователи относят нарушение норм стиля, а также речевые недочеты, связанные со слабым владением ресурсами языковой системы, а также плохо развитым языковым чутьем. Анализ местных СМИ показал, что наиболее частотны в текстах лексические и стилистические ошибки.
Теоретическими источниками являются работы М.Н.Кожиной, М.Р.Львова, М.С.Соловейчик и других ученых. Языковой материал извлекался из газет: «Елецкий Вестник», «Аргументы и Факты», «Красное знамя», «Липецкие известия», «Комсомольская правда».
По мнению М.Н.Кожиной, большую часть речевых ошибок составляют нарушения норм грамматики и лексики. Собственно стилистические ошибки, по мнению исследователя, не так частотны.
Названия ошибок, недочетов и других недостатков усвоения русского языка рассматривается М.Р.Львовым в ряду собственно методических понятий и терминов. Речевыми ошибками исследователь предлагает считать нарушение правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм и т.д.
М.С.Соловейчик выделяет два вида отклонений в речи учащихся: нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой
системы) и нарушение речевой правильности (отклонения от требований контекста.
По мнению П.Г.Черемисина, типичные, часто встречающиеся в речевые ошибки по связи с соответствующими нормами членятся на пять разновидностей: орфографические, пунктуационные, грамматические, словарные и стилистические ошибки.
Орфографические ошибки возникают в связи с несоблюдением норм орфографии. Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблюдения грамматических норм (морфологических, синтаксических).
По мнению А.Н. Беззубова, основной класс речевых ошибок составляют грамматические ошибки. Грамматические ошибки возникают, как правило, тогда, когда в языке есть варианты: один вариант правильный, нормативный, другой - неправильный, ненормативный, неграмотный. Возможна, правда, ситуация, когда оба варианта нормативны, правильны. Поэтому главное понятие в этой области языка - понятие языковой (литературной) нормы, которое вами усвоено.
Грамматические ошибки (и варианты) исследователь подразделяется на две группы: морфологические (словоизменительные и словообразовательные) и синтаксические.
Выбор темы в практическом отношении обусловлен тем, что результаты наблюдений могут оказаться важными для дальнейшей профессиональной деятельности преподавателей русского языка и стилистики.
Глава 2.
Публицистический стиль и его особенности. 1.1. Внеязыковые признаки публицистического стиля.
По мнению М.Н.Кожиной, публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино [20; 183].
В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название-общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других) [20;55].
Исследователи полагают, что публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на ее эмоциональное отражение.
Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств», [( цит. по: 20;69)]. Публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры. [14; 92]
Ученые выделяют несколько функций газеты: информационную, просветительскую, воспитательную, организаторскую, развлекательную. Однако основной ее функцией является пропагандистко-информационная, или воздействующе-информационная.
М.Н.Кожина считает, что специфика газетной речи заключается в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания. Однако эта черта выступает не изолировано. Другой основной стилевой чертой публицистической речи, связанной с экспрессивностью, является наличие стандарта. Газета отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого. Все это накладывает отпечаток на стилевые особенности языка газеты. В результате возникают речевые стандарты. Они появляются и по другим причинам: вследствие повторяемости тематики, ограниченного круга тем. Одной из важных причин порождения стандартов, а иногда и газетных штампов является стремление к
экспрессивности высказывания. Поиски способов экспрессивности в особых условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт. Положительное стремление, обусловленное одной из основных в этой сфере задач общения, нередко превращается в свою противоположность. Однако это не означает необходимости или даже возможности снижения требований к экспрессивности газетной и, в целом, публицистической речи. [20; 187]
Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. [23;63]
Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее пропагандисткой направленностью, вызывает, прежде всего, открытую оценочность речи. В отличие от художественных произведений, в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает авторское отношение к излагаемым фактам.
Агитационно-пропагандисткой функцией публицистики определяются и другие стилевые черты. Призывность, лозунгово-декларативный характер выражения проявляются в побудительном характере речи, простота и доступность - в сравнительной несложности синтаксических конструкций. Речевая выразительность реализуется в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, свежести словосочетаний. Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в обращениях к читателю и т.д.
Ученые считают, что на стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт
публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. На эту особенность газетной речи обращает внимание А.Н. Васильева: «Функция выражения собирательных, обобщенных значений принадлежит преимущественно газетно-публицистическому стилю». [9; 122] Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений.[13;67]
Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства -
информационная функция - воплощается в таких особенностях
публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. По мнению МНКожиной, такими стилевыми чертами являются: 1) документализм, проявляющийся объективности и проверенной
фактологичности изложения, что в терминах стилистики определяют как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов; 2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии и т.д.; 3)известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности. [20; 188]
Стилисты считают, что публицистический стиль находится как бы на пересечении научного и художественного. Во всяком случае, он, действительно, использует приемы и средства этих стилей и оказывается областью живых межстилевых взаимодействий, что приводит к усложнению его структуры [13;35].
1.2. Лексика публицистического стиля.
Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С этой точки зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.
Количество употребляемых слов хотя и показательно для общей характеристики лексики, но не свидетельствует о ее внутренних качествах, о ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в качество. Чтобы познать своеобразие лексики, надо определить характер, особенности использования слова в той или иной разновидности речи.
Ученые отмечают, что каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего возможности лексики. [9; 162]
Принципиальное отличие публицистического слова заключается в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического стиля оценочный характер. По мнению Г.Я. Солганика, публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.


Публицист не пассивный регистратор событий, но активный их участник, страстно и открыто остаивающий идеи, которым он привержен. [49;52]
Газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информационная). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике. По сравнению с другими функциональными стилями (кроме художественного и разговорно-бытового), доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического стиля обычно ограничивают описанием специфически экспрессивных средств.
В многочисленных стилистических исследованиях, основанных на анализе конкретного материала, а также в словарях обычно выделяется специальная публицистическая лексика и фразеология. Но в связи со значительно возросшей ролью таких видов массовой коммуникации, как газета, радио, телевидение, они оказывают все большее влияние на язык других сфер общения. Происходит некоторое стирание граней между стилями, и публицистическая лексика утрачивает стилевую специфичность. Тем не менее язык публицистики сохраняет определенные отличия: в нем выделяется особая публицистическая лексика, стилистическая окраска которой ощущается говорящими. Эта лексика формируется в политической сфере общения и имеет в ней высокую частоту употребления. [14;73]
М.Н. Кожина к публицистической лексики относит две группы слов. В первую входят специальная публицистическая терминология, в том числе и газетная: интервью, репортаж:, информировать, хроника, заметка, комментатор, обозреватель и т.п. - и общественно-политические термины: дискриминация, антагонизм, агрессия, акция, ратификация и т.п. Вторую группу составляют ярко оценочные и потому эмоционально-окрашенные слова: захватнический, пресловутый, обуржуазиться и т.п. Есть здесь слова без особо ярко выраженной сопутствующей эмоциональной окраски: климат

(обстановка), микроклимат, потепление (в отношениях государств), Для всех этих слов характерно то, что они обладают высокой частотой повторяемости в публицистической литературе, а употребление их в других сферах придает речи публицистичность. [20; 192]
По мнению исследователей, газета рождает и культивирует свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить в утку. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и социальной оценкой: а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки; б) с положительной оценкой: работать с огоньком, золотые руки, трудиться не покладая рук и др.
Сюда же стилисты относят газетные клише книжного происхождения: приумножать боевые традиции; внести огромный вклад; свято чтить; с чувством гордости; выйти на проектную мощность; одержать всемирно-историческую победу; с глубоким удовлетворением [49;61]
Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимани........

Литература
1. Беззубов АЛ Введение в литературное редактирование.- ШХ, 1997.
Беззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи: Учебное пособие
для студентов-журналистов. - СПб., 2000.
Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.
Бойкова Н.Г. Публицистический стиль. - СПб., 1999.
Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. - М., 1967.
Былинекий К.И. Литературное редактирование. - М., 1981.
Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров. - М.9 1998.
Валгина Н.С. Теория стилей русского языка. - М., 1977.
Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. - М., 1976.
10. Виноградов С.И. Культура русской речи. - М.э 1999.
11. Винокур Т.Г. Развитие функциональных стилей современного русского языка. - М., 1968.
Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации. - М.,2002.
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, - М.91965.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 1997
Горбунов А.П. Образные средства языка газеты. - М., 1969.
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского
языка: современное написание: ок. 1500 ил./ В.И.Даль. - М., 2006.
18.Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. -М., 1977.
19. Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика. - М.5 2000.
20, Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед.
ин-тов по спец. № 2101 «Рус. Яз. И лит.».-2-е изд., перераб. и доп.-М: Просвещение, 1983,-223с.
Колесников ЬШ. Стилистика и литературное редактирование. - М.,
2007.
Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М, 1997.
Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М.5 1971.
Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок. - Мм 1980.
Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический
аспект. - Воронеж, 2003.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1976.
Лившиц В.А. Практическая стилистика русского языка. - М., 1964.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.,1985.

Максимова В.И. Стилистика и литературное редактирование. - М.,2004.
Медведева С. Ю. Специфика языка печати как средства массовой
коммуникации // Роль языка в средствах массовой коммуникации. - М.,1996.

Мучник Б.С. Культура русской письменной речи. - М., 1996.
Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. -
М., 1994.
Оганесян С.С. Культура речевого общения. - М., 1998.
Одинцов В.В Стилистика текста. - М., 1980.
35. Ожегов С.И., Шведова HJO. Толковый словарь русского языка:
80000слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд
культуры;-2-е изд., испр. и доп.-М.5 1994.
Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. - М.Д968.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. -
М., 1989.

Петрищева Е.Ф. Употребление стилистически окрашенных слов.//
Русский язык в школе.-1967.-№5.
Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и
стилистики. - М., 1930.
40. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. - МЦ 1980.
Рис О.В, Семь раз проверь; Опыт путеводителя по опечаткам и
ошибкам в тексте. - М, 1977,
Рогова К.А. Экспрессивно-стилистические формы синтаксиса в
публицистической речи. - Л, 1979.
Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. -
Л., 1975.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.Д984.
Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1980.
Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя. -
М, 1983.
СолганикГ.Я. Лексика газеты. - М., 1981
Солганик Г.Я. Язык и стиль передовой печать. - М., 1973.
50. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи
младших школьников.// Начальная школа.-1979.-№4.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.
Сулименко Н.Е, Стилистические ошибки и пути их устранения. - М.,
1966.
Успенский Л.В,Культура речи. - М.Д976.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.э 1995.
Фоменко Ю.В. О принципах классификации ошибок в письменных
работах школьников// Русский язык в школе.-1973 .-№1.-с. 32-35.
56. Цейтлин СН. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.
57.Челышев Е.П. Язык и стиль средств массовой информации и
пропаганды. - М., 1998.
Черемисин П.Г. Пособие по стилистике русского языка. - М., 1971.
Черняк В.И. Русский язык и культура речи. - М., 2002.
Чижик-Полейко А.И. Стилистика русского языка. - Воронеж, 1962.
61. Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. - М.? 1967.
65
Источники. Газеты:
«Аргументы и Факты» за 2009-январь-апрель 2010гг. «Елецкий Вестник» за 2009-январь-апрель 2010гг. «Комсомольская правда» за 2009-январь-апрель 2010гг «Красное знамя» за 2009-январъ-апрелъ 2010гг. «Липецкие известия» за 2008-январь-апрель 2010гг. « Факты и Аргументы» за 2008- январь-март 2010гг.
Работу выполнила: Ьг^У;

66



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.