На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85265


Наименование:


Диплом «Профилактика наркомании подростков в образовательном учреждении»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 1.3.2015. Сдан: 2015. Страниц: 97. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ проблем наркомании подростков 5
1.1. Особенности подросткового возраста 5
1.2. Сущность и особенности наркомании подростков 11
1.3. Причины подростковой наркомании 16

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы подростковой наркомании 29
2.1. Диагностика уровня предрасположенности к зависимости подростков в ГБОУ СПО ПК№15 29
2.2. Апробаация программы профилактики подростковой наркомании 36
2.3. Анализ результатов реализации программы профилактики подростковой наркомании 44

Заключение 55

Выводы 56

Список литературы 59


Введение
Актуальность темы исследования. Темпы распространения наркомании среди молодежи ставят педагогов, психологов и родителей перед необходимостью мгновенно и адекватного реагирования на это явление.
Несмотря на то, что в масштабах нашей страны предпринимаются определенные меры по сдерживанию наркотизации общества (совершенствование правовой базы, разработка федеральных программ и т.д.), тем не менее, кардинально ситуация не меняется. Наиболее «уязвимой» частью общества в плане риска наркомании является подрастающее поколение.
В работах многих авторов показано, что риск наркомании обоснован большим комплексом разнообразных социальных, педагогических, биологических, психологических и личностных причин. Тем не менее, систематизированных исследований по изучению данных факторов риска у нормативных подростков практически не проводились.
Как показывают исследования современных ученых педагогов и медиков (З.В. Коробкина, Л.П. Макарова, Г.А. Корчагина, Н.Н. Плахов, В.П. Соломин и др.), профилактика наркомании в подростковой среде является трудоемкой работой по формированию у подрастающего поколения установки на здоровый образ жизни.
Важно фиксировать внимание подростков на проблеме здоровья, так как мотивация здоровья и здорового образа жизни является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.
Следует так же указать на то, что в настоящее время многие образовательные программы нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной антинаркотической профилактики.
В связи, с чем профилактика является приоритетным направлением работы по организации профилактики молодежи в системе образования. Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди подростков и молодежи системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в подростково-молодежной среде России.
Цель исследования - выявить особенности профилактики наркомании подростков в образовательном учреждении.
Объект исследования - социально - педагогическая работа в образовательном учреждении.
Предмет исследования - процесс профилактики наркомании подростков в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования - мы предположили, что эффективность профилактики наркомании подростков будет эффективнее при своевременном применении профилактической программы в условиях образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1Определить особенности подросткового возраста;
2) Рассмотреть сущность и особенности наркомании подростков;
3) Выявить причины подростковой наркомании;
4) Диагностировать уровень зависимости подростков и проанализировать полученные результаты;
5) Разработать и внедрить программу профилактики подростковой наркомании, выявить ее эффективность.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ, обобщение литературы.
2) Практические: беседа, анкетирование, эксперимент, анализ результатов первичной обработки данных эмпирического исследования, метод ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Скриниговый тест на диагностику алкогольной и / или наркотической зависимости.
2. Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ.
3. Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблем наркомании подростков


1.1. Особенности подросткового возраста


Особенности подросткового возраста исследовали многие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Е.В. Звягинцева, В.Н. Иванов, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов и др.). Впервые описал психологические особенности данного возрастного периода С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка и ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [27, c. 116].
Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. [35, c. 96 - 100].
Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими [35, c. 96 - 100].
Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
- «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка на большие масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
- «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному [5, c. 29].
В.А. Ганзер отмечает, что ведущая деятельность подросткового возраста - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию [7, c. 16].
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
Подростковый возраст, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [35, c. 96 - 100].
Личностное и профессиональное самоопределение - характерная черта данного периода. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора [7, c. 15].
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми [5, c. 43].
Мышление в данном возрасте приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страсть к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу своих собственных возможностей, личностных качеств и способностей. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к поиску принципов, стоящих за частными фактами.
В данный период возрастает концентрация внимания, объем памяти, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, критичность и самокритичность, решительность [7, c. 18].
Как отмечает Е.Е. Сапогова, подростковый возраст - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности, поэтому мировоззрение связано с решением смысло-жизненных проблем. Явления действительности интересуют подростка не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним [45, c. 75].
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной группы, нации и т.д., выбор своего социального положения и способов его достижения [45, c. 78].
Р.С. Немов отмечает, что фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Как жить?», «Для чего?»). Подросток ищет глобальную формулировку «приносить пользу», «служить людям». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?» [27, c. 126].
Этому возрасту свойственны самоанализ и рефлексия. Кроме того, подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (подростки, как правило, неуравновешенны, у них происходит частая и резкая смена настроения, они могут быть тревожны и т.п.). В то же время чем старше подросток, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в данный период связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самооценкой и самосознанием. Становление стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование данного возраста [27, c. 132].
Так же Р.С. Немов говорит о том, что в данном возрасте складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (подросток начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с открытием своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в собственном характере, собственных чувствах, поступках и действиях). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания. Возрастает волевая регуляция. Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Подростки остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, большого или маленького роста и т.д. [27, c. 126].
Г. Крайг отмечает, что одна из важных психологических характеристик данного периода - самоуважение (принятие / не принятие, одобрение / неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным «Я» и реальным «Я». Большую роль в восприятии мира подростков начинает играть социальное пространство, в котором они живут. В живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы подростки могут обсуждать с учителями и со знакомыми, чье мнение для них важно [20].
Э. Фромм отмечал, что важное значение для развития личности в данном возрасте имеет общение со сверстниками, которое является специфическим каналом информации, специфическим видом межличностных отношений, а также одним из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми [52, c. 59].
По словам И.Ю. Кулагиной, дружба занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее очень трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии [22, c. 110]. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Любовь в данном возрасте предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.
В данный период происходит гормональная перестройка, которая сопровождает половое созревание, что в результате приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства подростков характерен рост сексуального возбуждения, сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам [22, c. 112].
Данный период характеризуется наличием кризиса, суть которого заключается в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
Е.И. Исаев кризис юности связывает со становлением авторства в собственной жизни (период 17 - 21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь. Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения [14, c. 61].
С.В. Духновский делает акцент на том, что кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности. В кризисе подросткового возраста молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму [9, c. 32].
Я.Л. Коломинский отмечает, что центральной проблемой данного периода становится нахождение подростком индивидуального (отношение к культуре, социальной реальности), авторство в становлении собственных способностей, в определении собственного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический - кризис юности» [18, c. 317].
Таким образом, многие авторы усматривают в кризисе подросткового возраста как позитивные, так и негативные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни - взаимоотношений с другими людьми, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности, вступлением в новый период жизни. Позитивные - с новыми возможностями становления индивидуальности подростка, формирования гражданской ответственности, целенаправленного и сознательного самообразования. В данном возрасте происходит овладение профессией, выбор стиля и места в жизни, создание семьи,


1.2. Сущность и особенности наркомании подростков


Статистика наркомании за первое десятилетие XIX в. выглядит угрожающей. По данным Организации Объединенных Наций за 2014 г., в мире зафиксировано более 200 миллионов человек, которые употребляют наркотики [29] (рис. 1).
Россия по данным Организации Объединенных Наций по наркотикам вышла на первое место в мире по употреблению героина. На данный момент в нашей стране зарегистрировано около 630 тысяч наркоманов, но эти данные отражают только количество добровольно вставших на учет, из них 140 тысяч - дети и подростки.


Рис. 1. Данные медицинского учета

По данным Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности наркоманов в России: 20% - школьники, 60% - молодые люди от 16 до 30 лет, 20% - люди, старше 30 лет. Кроме того, в ООН отмечают, что Россия находится на третьем месте в мире по употреблению наркотиков и число наркоманов с каждым годом растет.
По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в 2012 - 2013 гг. в нашей стране 18 миллионов человек (13% населения страны) имели опыт употребления наркотиков, около трёх миллионов делали это регулярно [30].
По заявлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, на 2014 г. рынок наркопотребления в России составляет 8 миллионов человек (регулярное и эпизодическое потребление) из которых активно употребляют 3 миллиона.
Проблема подростковой наркомании стоит в нашей стране особенно остро. По официальным же данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотики - от 15 до 17 лет, в последнее время все больше становится наркоманов в возрасте 9 - 13 лет. Фиксируются случаи употребления наркотиков детьми 6 - 7 лет, которых сажают на иглу родители-наркоманы.
В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов - это люди в возрасте от 16 лет. По данным Министерства Внутренних Дел, 70% всех наркоманов - это подростки и молодежь [31].
Федеральное Бюджетное Государственное Учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова [32]:
- среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% юношей и 93% девушек;
- употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% юношей и 20% девушек;
- потребляют наркотики в настоящее время 45% юношей и 18% девушек.
По данным С.В. Березина, первая склонность к употреблению наркотиков проявляется примерно на десятом году жизни. Для этого возраста характерно восхищение героями, соперничество и желание «сделать что-то необычное» [41, c. 47 - 54].
Е.В. Звягинцева отмечает, что у подростка, который начал употреблять наркотики, прежде всего, наблюдаются изменения в поведении, которые, первоначально спровоцированы не столько самим наркотиком, сколько собственной реакцией на то, что человек делает что-то недозволенное - то, что влечет за собой наказание или осуждение. В результате появляются беспричинные перепады настроения с острыми периодами. Подросток становится немногословным и не проявляет желания общения с членами семьи, особенно с родителями. Чувство вины порождает угрызения совести и страх перед наказанием, так как родители - это те, кто может наказать, то подросток начинает их бояться [11].
Ю.Н. Ружникова отмечает, что в поведении подростка начинает доминировать безразличие ко всему, что происходит вокруг. Это безразличие, как правило, выражается в пассивном поведении. Подросток может часами лежать, уставившись в одну точку, не участвует ни в каких событиях. Порой он реагирует только на музыку - может без конца слушать любимого исполнителя, не обращая внимания на то, что это кому-то мешает. Подросток, принимающий наркотики, может стать агрессивным по отношению к своему близкому окружению. Он очень резко реагирует на замечания и готов пререкаться часами, доказывая свою правоту, убеждая других в том, что они к нему придираются и вообще не понимают запросов современной молодежи. Он ежедневно уходит из дома и возвращается поздно и при этом не любит говорить о том, с кем и где проводит время [43, c. 133 - 138].
Для подростка-наркомана также может быть характерно требование денег от родителей якобы на подарок девушке или другу, у которых как раз день рождения. Из дома начинают пропадать деньги. Любой вопрос родителей об этом вызывает приступы гнева и возражения, как правило, убедительные.
Т.Ю. Райфшнайдер отмечает, что для нарокмана характерны конфликты с родителями, которые, со временем, случаются все чаще и чаще. Свои личные проблемы наркоман очень ловко переводит в ракурс всеобщей проблемы, а свои собственные ошибки представляет как следствие непонимания молодежи вообще [41, c. 50 - 56].
Характерной чертой наркомана становится ложь. Он лжет при каждом удобном случае, даже если на то нет никакой необходимости, но если кто-то ставит под сомнение его правдивость, он чувствует себя оскорбленным. Некоторые родители пытаются объяснить перемены в поведении своих детей «трудным возрастом» и пассивно ждут, пока это пройдет. К, сожалению, часто такой самообман обходится слишком дорого [54].
По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в возрасте 14 лет наиболее популярными являются психотропные вещества и амфетамин. Последний делит «пальму первенства» с героином, однако, героин употребляют люди постарше, как правило, наркоманы со стажем. Так же, популярными среди школьников являются так называемые «спайсы» и «соли» [30].
Еще один распространенный среди молодежи наркотик - «экстази». Главное место его употребления - это ночные дискотеки, клубы. Проводя время в многочасовых танцах, необходима выносливость, достичь которую можно легко с помощью «экстази». При его приеме возникает ощущение легкости, необычного прилива сил, энергии и веселья. Одна таблетка способна заставить человека двигаться без перерыва в течение 8 - 10 часов [30].
В провинциальных городах наиболее популярной является марихуана, самое простое объяснение популярности конопли то, что она растет повсюду, особенно трудно ее уничтожить там, где она произрастает естественным путем.
Кроме того, в ФСКН в конце 2014 г. поступило обращение от родителей одной из московских школ, которые сообщили, что в школе наблюдается повальное увлечение учащихся кодеин-содержащими лекарственными средствами. Ученики свободно покупают в ближайшей аптеке таблетки от кашля, в которых имеется кодеин, и принимают их по 10 штук сразу.
По данным МВД, на сегодняшний день существую сильные различия в восприятии проблемы наркомании в разных обучающих учреждениях [31]. Так, в школах, где непосредственно столкнулись с наркотиками, начинали эту работу самостоятельно, в остальных же эта проблема была «спущена» сверху, что формировало представление об искусственности поднимаемых вопросов.
Школы не имеют информации о случаях употребления и распространения наркотиков вне школы, поскольку наркологические диспансеры и центры социально-психологической помощи не разглашают информацию о своих подопечных. Отвечая на вопрос об актуальности проблемы в школах, учителя ссылаются на слухи и на свой личный опыт. Следствием этого является противоречивая оценка динамики распространения наркомании, хотя мнение о развитии проблемы по нарастающей преобладает [31].

1.3. Причины подростковой наркомании


По данным клиники при кафедре наркологии и психотерапии ГОУ Института повышения квалификации ФМБА России, ученые, изучая наркоманию среди подростков, отметили следующие возрастные особенности [33]:
- Периодическое злоупотребление без зависимости от наркотиков преобладает над сформировавшейся наркоманией.
- Подростковая наркомания постоянно омолаживается, возраст подростков, принимающих наркотики уменьшился в среднем до 12 лет.
- «Мода» старая информация на наркотики не постоянна, используемые наркотические вещества весьма разнообразны.
- Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания», подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.
- Подростки склонны к экспериментам, они попеременно пробуют различные наркотики.
- Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер и т.п.).
В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные, психологические, биологические.
К социальным факторам относят особенности современной социально - политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики.
Психологические факторы включают привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно страх из-за возможности причинить вред своему здоровью. Но главный психологический фактор, обуславливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотика - это тип акцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также с весьма неустойчивым типом характера и психопатией.
Среди биологических факторов приобщения к наркомании выделяют следующие: индивидуальную устойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек.
В первую очередь, подростковая наркомания сегодня так распро........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.