На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85277


Наименование:


Диплом Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов(по материалам Тульской области)

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 2.3.2015. Сдан: 2014. Страниц: 114. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ИСТOРИЧЕСКИЙ ОБЗOР РOССИЙСКОГО УГOЛОВНОГО ЗAКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БOРЬБЕ С НЕЗAКОННЫМ ОБOРОТОМ НАРКOТИКОВ.................................................................................................................................6
§1.Oбзор законoдательства СCСР 6
§2.Oбзор междунарoдного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков 13
§3.Oбзoр coвременной системы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 17

ГЛАВА II. СOВРЕМЕННОЕ СOСТОЯНИЕ И ЮРИДИЧЕCКИЙ АНAЛИЗ ПРЕCТУПЛЕНИЙ, CВЯЗАННЫХ C HЕЗАКОННЫМ OБОРОТОМ НAРКOТИЧЕСКИХ CРЕДСТВ И ПCИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕCТВ………………………………………………………….……………………………...35

§ 1.Современное состояние преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 35
§ 2.Общая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 228-233 УК РФ 40
§ 3.Обзор судебной практики 64

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ……………………………………………….79

§ 1.Проблемы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 79
§ 2.Пути совершенствования законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ 96


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что наивысшей ценностью признается человек, его права и свободы. Реализуется данное положение и в отраслевом законодательстве, в том числе в Уголовном Кодексе РФ от 13 июня 1996г.
Принципы, лежащие в основе обеспечения и охраны физического и морального здоровья российского общества и нормального функционирования его систем, включающие в себя здоровье населения, провозглашаются в ст.41 Конституции РФ. Здоровье населения является одной из важнейших моральных и социальных ценностей, которая обеспечивается мерами, гарантирующие безопасные условия жизни многих людей.
В ХХI в. уголовная политика выступает на защиту личности, ее благ, интересов, конституционных прав и обеспечение свободного развития человека. Объектом уголовно-правовой охраны становится не только физическая или психическая неприкосновенность личности, но и ее индивидуальная безопасность в целом. Защита этих благ и интересов, принадлежащих любому человеку, стала играть главенствующую роль в современном угловном законодательстве. Однако тревогу начинает вызывать распространение токсикомании и наркомании.
В ХIХ в. путем экстрагирования и химического синтеза человек научился получать активные ингредиенты растений, оказывающие более сильное влияние на организм человека, чем сами растения. Для достижения большего эффекта (эйфории) в ХХ в. начинают использоваться медицинские препараты. Таким образом, популярность наркотиков растет, и общественность пугается примерами тяжелого пристрастия, которое возникает у больших поклонников этих препаратов.
Опираясь на статистические данные, можно сказать, что количество преступлений, связанных с наркотиками неукоснительно растет.
Средний возраст начала потребления наркотиков составляет 11-14 лет (число наркоманов за последние 5 лет выросло в 8 раз, а среди женщин в 7 раз за последние 10 лет.) Средний возраст стоящих на учете наркоманов от 20 до 35 лет. Три четверти ВИЧ-инфицированных и больных вирусным гепатитом - это наркоманы. Продолжительность жизни этой категории лиц не превышает 45 лет. Только 5 % из 100 не возвращаются к наркотику после года лечения.
Объектом изучения в исследовании являются правоотношения в сфере уголовно-правовой охраны от преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
Предмет рассмотрения - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Проведение уголовно-правового анализа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств будет являться целью исследования.
Данную цель можно достичь,решив следующие задачи:
Раскрыть общие положения, связанные с данным видом преступлений.
Дать уголовно-правовую характеристику и сделать юридический анализ современного состояния преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Выявить прoблемы и oпределить пути сoвершенствования закoнодательства об oтветственнoсти за дaнные правoнарушения.
Степень научнoй разработаннoсти темы. Проблемы, возникающие в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, были предметом исследования многих российских специалистов в области уголовного права. Значительный вклад в разработку теоретических и практических положений по данной проблематике внесли такие авторы, как: Т.А. Боголюбoва, Г.Н. Борзенкoв, М.П. Журавлев, Б.В. Здравомыслов, Н.Г. Иванов, М.В. Коркина, В.Н. Кудрявцев, Н.Д. Лaксина, В.М. Лебедев, Ю.И.Скур-тoв, В.Н. Кудрявцевa, А.А. Мaйоров, В.Б. Мaлинин и др. Труды вышеперечисленных авторов представляют в совокупности теоретико-методологическую основу для решения вопросов борьбы с наркотиками. Теоретическую базу данного исследования составила специальная юридическая литература, научные разработки в области уголовного права, представленная трудами таких ученых правоведов как: Л.Л. Андреева, Ф. Багаутдинов, Н.И. Ветров, А. Галузин, А.В. Гэске и др.
Нормативно-правовую основу составляют положения Конвенций: о наркотических средствах; о психотропных веществах; о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; Конституции РФ; Уголовного кодекса РФ; Уголовно-процессуального кодекса РФ; Федерального закона « О наркотических средств и психотропных веществах »; Концепции национальной безопасности РФ; Постановления Правительства РФ « Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, а также материалы судебной практики по Тульской области.
Практическая и теоретическая значимость работы взаимосвязаны с новизной и заключаются в попытке пересмотра отдельных положений, касающихся уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. На основе проведенного анализа выдвигаются некоторые предположения общетеоретического и практического характера по исследуемой проблематике.
Структура исследования состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения, библиографического списка.


ГЛАВА I.ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ.

§1. Обзор законодательства СССР

Исторический обзор законодательства СССР показывает, что в России употребление наркотиков до ХХ в. не представляло существенной опасности, о чем говорит текст Уголовного уложения 1864г. ,где отсутствовала уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков. В то время, основной бедой было пьянство, с которым государство боролось разными способами, в том числе уголовно-правовыми. В качестве серьезной проблемы оборот наркотиков стал восприниматься только лишь в первой половине ХХ в., когда отрицательные последствия этого процесса стали принимать угрожающие размеры. В качестве причин распространения наркотиков можно назвать: бедственное положение народа; разруха; и фактически бесконтрольное использование кокаина в военных госпиталях.
Необходимостью стало принятие ряда мер по пресечинию незаконного использования кокаина. 8 апреля 1918г. был принят Декрет СНК «О передаче запасов опия» согласно которому сырье, которое находилось на фармацевтических заводах России,было передано народному комиссариату финансов. Это не сильно повлияло на обстановку, так как большую популярность начал приобретать такой вид наркотика как гашиш.Именно поэтому, в это время начинает свою работу специальная комиссия по незаконному обороту наркотиков. И как итог данной работы 22 декабря 1924г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была введена уголовная ответственность за распространение наркомании.
Если обратиться к Уголовному Кодексу РСФСР 1922г., то он был принят IX съездом Советов 26 мая 1922 года, вступил в силу 1 июня 1922 года, и утратил силу 1 января 1927 года из-за введения УК РСФСР редакции 1926 года. На тот момент отсутствовали специальные статьи, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотических средств. Так, например, за такие преступные действия, как уклонение от сдачи и несдачи государству в соответствии с договорными условиями опия, виновные привлекались к уголовной ответственности в соответствии со статьей 10 УК по аналогии со статьей 139 УК, которая предусматривала ответственность за «скупку и сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение. Данный пробел частично был устранен принятием 22 декабря 1924г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР, в котором, как было уже сказано выше, была введена уголовная ответственность за распространение наркомании. Согласно данному документу в статью 140 УК РСФСР 1922г. был включен пункт «д», которым предусматривалась уголовная ответственность «за изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения» и за данное преступное деяние - лишение свободы на срок до трех лет с конфискацией части имущества или без таковой и с запрещением проживания в Ленинграде, Москве, а также в пограничной полосе и портовых городах на срок не свыше трех лет. Вторая часть этой статьи предусматривала ответственность за «то же преступление, совершенное в виде промысла, а равно содержание притонов, в которых производился сбыт и потребление опия, кокаина, морфия и других одурманивающих средств». Такое преступление наказывалось лишением свободы на срок не менее трех лет со строгой изоляцией, конфискацией всего имущества, поражением в правах, а также воспрещение проживания по отбытии наказания в пограничной полосе на срок до трех лет. Данная норма стала отправной точкой в борьбе с наркотиками и подразумевала, с одной стороны довольно суровую ответственность за сбыт наркотиков, занятие незаконными операциями с наркотиками в виде промысла и притоносодержательство, а с другой - была социально обоснованна. Репрессии были направлены не на потребителей, а на наиболее опасных преступников - сбытчиков и притоносодержателей.
За самовольный посев опийного мака и посев его больше разрешенной нормы предусматривалась уголовная ответственность за «нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственной монополии». Позже Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934г. и Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1934г. было запрещено возделывание на территории СССР опийного мака и индийской конопли без специального на то разрешения. Такое нарушение влекло за собой уголовную ответственность.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков получила свое дальнейшее развитие в уголовно-правовых нормах, включенных в УК РСФСР 1926г., а также в ряде других документов, которые были направлены на профилактику распространения наркомании, упорядочение получения и распределения наркотических средств. Так, например, за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт морфия, кокаина, опия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения предусматривалось наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до одного года. Данные действия в виде промысла карались лишением свободы со строгой изоляцией на срок до трех лет. По сравнению со ст. 140, п. «д» УК РСФСР 1922 г. было снижено наказание, однако сохранялась преемственность диспозиции. Данный факт объяснялся снижением наркотизации населения, а также достижением определенных успехов в борьбе с наркобизнесом в стране и общими тенденциями гуманизации уголовной политики.
Улаживание антинаркотического законодательства в значительной степени посодействовало получению органами внутренних дел определенного опыта в деле пресечения и предупреждения наркопреступности. Вдополнение к Постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1928г. принятое Постановление ВЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934г., можно было условно считать началом второго этапа законодательных мер, которые регламентировали борьбу с распространением наркомании. Согласно Постановлению на территории СССР запрещали посев опийного мака и индийской конопли, за исключением государственных посевов,так как такие урожаи шли на нужды научных исследований и медицины. В дальнейшем оно послужило юридическим основанием для полного запрещения на территории СССР посевов индийской, южно-маньчжурской, южно-краснодарской конопли, южно-чуйской, южно-архонской, и других наркотикосодержащих растений. Тем временем в Европе в 1925г. была принята Международная конвенция о наркотических средствах. СССР приняло решение вступить в Международную конвенцию 29 января 1936 года. Данный международный документ предусматривал порядок вывоза, ввоза, распределения, продажи и применения наркотических средств, исходя из медицинских, научных потребностей конкретной страны. В течении двух последующх десятилетий никаких изменений в антинаркотическом законодательстве не производилось. В коррекции не было необходимости, так как законодательство уже содержало соответственные названной Конвенции правовые нормы. Подводя итог можно сказать, что в первые годы совесткой власти уменьшить употребление наркотических средств не удалось, но получалось сохранить его в рамках разумного.
К другим мерам по преступлениям, связанным с оборотом наркотиков можно отнести:
1)Постановление ВЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию торговли наркотическими веществами» от 23 мая 1928г., запрещающая свободное обращение в пределах СССР кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, деонина и их солей. Было определено, что количество упомянутых средств, нужных для медицинских целей, должно формироваться соглашением. Народными комиссариатами здравоохранения союзных республик был составлен список предприятий, имеющих право производить или передавать упомянутые вещества, а также порядок торговли этими веществами на территории Союза СССР.
2)Постановление ВЦИК СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли» от 27 октября 1934г. По данному постановлению на территории СССР запрещен посев опийного мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут на покрытие научных и медицинских потребностей государства. После принятия данного постановления УК РСФСР был дополнен ст. 179 - а, устанавливающая уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения. Эта статья предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов. Известные ученые и теоретики М.С. Хрупа и М.П. Сальников, определяют, что это одна из первых уголовно-правовых норм, направленная на устранение причин, способствовавших незаконному изготовлению наркосодержащих веществ.
По мнению ученых, все вышеуказанные нормы дали возможность правоохранительным органам активизировать борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, что, привело к быстрому сокращению их незаконного предложения на «черном рынке». Поэтому наркотизм в конце 30-х годов перестал быть социальной проблемой.
В 1968г. СССР присоединился к Единой конвенции о наркотических средствах 1961г. и в УК РСФСР 1960г. была предусмотрена ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков - ст. 224-1. 225-1, 226-1.
Начиная с 70-х годов, в законодательстве СССР и Российской Федерации наблюдается усиление ответственности за незаконные действия с наркотиками. К основным документам, принятым в тот период можно отнести:
- Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией»;
- Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам предупредительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 24 декабря 1985г. № 10 (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993г. № И) Бабаян Э. А. Там же. С. 31.;
- Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975г.
Впоследствии были приняты следующие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в данной области:
- Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР, регламентирующая практику расследования судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами, принятое от 04 мая 1990г. (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993г. №11) Романова Л.И. Там же. С. 9.;
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных снаркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами от 15 июня 2006г.
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 16.12.2013) "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также, необходимо заметить, что любое исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение такого исторического подхода даст возможность в полной мере изучить совместную работу институтов правосудия по делам незаконного оборота наркотиков, их преемственности и противоречий. Только данных подход позволит обиться нужных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.
В заключение, хотелось бы отметить, что в истории России употребление наркотиков до XX в. не представляло существенной опасности. Однако в дальнейшем, в связи с определенными социальными и другими процессами распространение наркотиков превратилось в один из наболевших вопросов в нормальном функционировании нашего государства, и государству пришлось принять ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию, и «наркотизм» перестал быть одной из сложных социальных проблем.


§2 Обзор международного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Говоря об обзоре международного права в сфере незаконного оборота наркотиков, можно отметить, что действующий в настоящее время, УК РФ, принятый 24 мая 1996г., и вступивший в законную силу с 1 января 1997г., основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
С принятием уголовного кодекса 1996 г., законодательство было приведено в соответствии с европейскими общепризнанными мерами и стало играть положительную роль в пресечении, предупреждении, расследовании, раскрытии и разрешении правонарушений, предметом которых являются психотропные вещества и наркотики и их прекурсоры.
Бороться с наркоманией необходимо социально-экономическими методами, поскольку она является социальным явлением. Вместе с тем меры юридического характера будут также выполнять большую роль, так как они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936г. Единая конвенция о наркотических средствах была принята в целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961г. в Нью-Йорке, 21 февраля 1971г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Усиление борьбы с незаконным распространением и развитие системы контроля над оборотом наркотиков происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
Принятый в 1964 г. международный договор - Единая конвенция о наркотических средствах (который был выработан в Нью-Йорке в 1961г.). Приведение системы медународного контроля в соответствие с произошедшими в мире социально-экономическими изменениями становится главной целью конвенции. Она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении полувекового периода. Также одной из главных задач становится внедрить эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса). Единая конвенция о наркотических средствах состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, которая разделена в зависимости от применения к ним режима контроля.
С 1971 году действует Венская конвенция, которая устанавливала систему международного контроля над оборотом психотропных веществ. Названная конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Действуют четыры режима контроля, которые должны определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам. По требованиям конвенции 1971 года, стороны должны иметь систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Система регулирования международной торговли, разработанная в конвенции, предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ.
Статьи Конвенции, которые касаются борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, имеют огромное значение. Борьба должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но "с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем".
Под эгидой ООН в 1988 году международной конференцией был принят очередной документ - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она создается для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Основной целью конвенции, состоящей из 34 статей, является преимущественно повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников. К числу преступных относят следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, распространение, экстрагирование, продажу, переправку, поставку на любых условиях, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 "Правонарушения и санкции"). К отягчающим вину обстоятельствам относятся: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. За предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления, государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания.
Согласно международному и национальному законодательствам во всех международных актах был определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
В заключении, хотелось бы отметить, что в целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, мировым сообществом принимаются все меры в том числе нормативно-правового характера,принципами которых в том числе и руководствуется уголовное законодательство РФ.


§3. Обзор современной системы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ или их аналогов.

Картину современную борьбы уголовно-правовыми мерами надо анализировать с учетом, положений норм международного права, а именно международной Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961г. О наркотических средствах: конвенция: [Заключена в г. Нью-Йорке 30 марта 1961г.],а также Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988г., ратифицированной Верховным Советом СССР 9 октября 1990г. О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: конвенция: [Заключена в г. Вене 20 декабря 1988г.]
Российская Федерация в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Основу составляет Федеральный закон N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" принятый 8 января 1998г. и вступивший в силу 15 апреля 1998г . Документ состоит из семи глав, включающих в себя 61 статью. В 1 статье данного закона определяются термины, обретающие законодательную силу. К ним относятся такие понятия, как наркотические средства и психотропные вещества.
Некоторые ученые обратили внимание на то, что в нем не имеется упоминаний о сильнодействующих или одурманивающих веществах. Этот пробел приводит к разным коллизиям, связанным с конкуренцией борьбой между региональными и федеральной властями, в особенности в вопросах, сопряженных с созданием, лицензированием, приватизацией и регистрацией компаний, исполняющих это производство, хранением, реализацией и другими действиями с сильнодействующими веществами. Терминологическая несогласованность с уже действующими законами, также очень заметна. В ст. 5 указываются основные виды деятельности, на которых идет распространение монополии государства, например, культивирование растений. Между тем в ч. 1 ст. 231 УК РФ - «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений» - помимо слова «культивирование» упоминается также выращивание ил посевы наркотикосодержащих культур. Из этого следует, что выращивание или посевы, которые не оговариваются ни в ст. 5 законопроекта, ни в ст. 1, где приводены основные понятия, как бы не попадают под государственную монополию и находятся в сфере иного, законодательно не очерченного круга деятельности.
Кроме этого Федерального закона для повышения эффективности борьбы с наркоманией в РФ были приняты и в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые документы:
1)Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681
"Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
2)Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 16.12.2013) "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3)Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278(с изменениями от 4 сентября 2012г. № 882).Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза, утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г. № 930 (с изменениями от 4 сентября 2012г. № 882).
4)Постановление Правительства РФ от 22.06.2009 № 508 (с изменениями от 12.11.2012 № 1155) "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества".
5)Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002г. № 284 (с изменениями от 06.02.2004 № 51).
6)Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков, утвержденное Министерством Здравоохранения РФ 25 декабря 1992г.
7)Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007г. № 527 ( с изменениями от 21 марта 2011г. № 181) "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Значительное распространение в последние годы незаконного потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, рост числа острых отравлений ими, предопределили необходимость принятия мер для дальнейшего развития соответствующей службы аналитической диагностики, подготовки квалифицированных кадров врачей клинической лабораторной диагностики, разработки и усовершенствования современных методов определения веществ, вызывающих наркотическое опьянение.
С целью дальнейшего развития и совершенствования указанных направлений деятельности 5 октября 1998 года Минздрав РФ принял Приказ "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека", которым вводилась в действие с 01.11.1998 года унифицированная программа повышения квалификации по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" для врачей и провизоров, работающих в области аналитической токсикологии наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
14 июня 2002г. Правительство приняло Постановление № 423 (с изменениями от 26.01.2007г. № 50) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ", которое определяет порядок лицензирования деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляемой государственными унитарными предприятиями.
21 июня 2002г. Правительство приняло Постановление № 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", которое устанавливает порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами.
Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, дополняют и Указы Президента РФ, посвященные этим вопросам.
Так, в Указе Президента РФ от 11 марта 2003г. № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со статьями 80 и 112 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ ( с изменениями от 3 декабря 2012г. №4-ФКЗ) "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998г. № 3-ФЗ ( с изменениями от 1 марта 2012г. № 18-ФЗ) "О наркотических средствах и психотропных веществах" Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
6 июня 2003г. Президент подписал Указ № 624 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", которым было утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и структура его центрального аппарата.
Основным среди перечисленных нормативно-правовых документов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, поскольку в этом документе впервые дан исчерпывающий список веществ, относящихся к числу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Если обратиться немного к истории, то можно сказать, что до принятия данного нормативно - правового акта указанного в нем перечня,не существовало, и судебная практика была вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся ранее подходом возникал вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте.
Единственным правовым обоснованием, как представляется, могло быть только то обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны были признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю наркотиков, не предусматривались в конвенциях, то их нельзя было рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не мог влечь уголовной ответственности по УК РФ.
Значение названного Постановления Правительства РФ заключается также и в том, что теперь внесение в перечень наркотических средств и психотропных веществ изменений и дополнений осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Тем самым устранено противоречие, имеющее принципиальное значение в правоприменительной практике и состоявшее в том, что перечень названных веществ, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности, решался в соответствии с рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, который не обладает статусом государственного органа. Таким образом, в настоящий момент перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на обилие соответствующих актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением вести непросто. Наибольшие сложности возникают с определением самого предмета оборота - наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно ст.1 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах":
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения,препараты,растения,включенные в Перечнь наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ,международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961г.;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения,препараты,природные материалы, включенные в Перечнь наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ,международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропгых веществах 1971г.;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее прекурсоры) - вещества,часто используемые при производстве,изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечнь наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ,международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года..
К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации). В отношении препаратов законодательством предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством.Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно статье 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки:
1) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I);
2) наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);
3) психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);
4) прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:
- прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых, устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);
- прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых, устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II);
- прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых, допускается ис........


СПИСОК

1. Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета от 21.01.2009.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (ред. от 03.02.2014 г.) // Российская газета от 08.06.2012.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52 (ч. I). - ст. 41.
Уголовный кодекс РСФСР 1922г. ст. 140 п. «д»
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - ст. 1.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 № 3 ФЗ (в ред. от 18.07.2009 № 116 - ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - С. 219...
Федеральный закон от 8 декабря 2003г. « О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ »
8) Указ Президента от 11 марта 2003г. №306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации"
9) Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и структура его центрального аппарата// Утвержден Указом Президента РФ от 6 июня 2003г. № 624
10) Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007г. № 527 ( с изменениями от 21 марта 2011г. № 181) "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"
11) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 « Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации »
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 в ред. от 8 июля 2006 г.)
13) Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1934г.// ст. 8
14) Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002г. № 284 (с изменениями от 06.02.2004 № 51)
15) Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930"Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996г. N 278".
16) Постановление Правительства РФ от 22.06.2009 № 508 (ред. от 08.12.2010) "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества"
17) Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002г. № 423 " Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ "
18) Постановление Правительства от 21 июня 2002г. № 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
19) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. № 330 (в ред. Приказа от 02 января 2001 г.).
20) Положение Министерства здравоохранения « О Постоянном комитете по контролю наркотиков »
21) Приказ Министерства здравоохранения "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека" от 5 октября 1998г.

2. Научная, учебная, монографическая литература:

22) Актуальные проблемы уголовного права и процесса в XXI веке: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 26 апреля 2013 г. - М.: РУДН, 2013.
23) Борзенков Г.Н. « Преступления против жизни и здоровья ». - Зерцало-М. - 2008г.. - С. 158
24) Бородин С.В. Курс Российского уголовного права: особенная часть. - М.: Спарк, 2002. - 1039 с
25) Варданян А.В. Расследование и предупреждение хищения и сбыта наркотических средств// Юристъ-Правоведъ. - 2012. - № 1.
26) Венская конвенция о психотропных веществах от 20 декабря 1988 года. Ст. 3 п.1.
27) Гаврилин Ю.В. Правовые и организационные основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. - М.: Юристь, 2008. - С. 55.
28) Декреты Советской власти: 17 марта - 10 июля 1918 г. Т. 2. - М.: Политиздат, 1959. С. 357.
29) Иванов Г.Н. « Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ ». - М. Юрайт. - 2013г. - с.146
30) Клепицкий И.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
31) Клименко Т.М. Особенности квалификации деяний связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. - Саратов, 2002. - 150 с.
32) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Спарк, 2014.
33) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года // ст. 1529) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая 20 декабря 1988 года
34) Конвенция о психотропных веществах 1971 г.// ст.2 п.3
35) Кудрявцев В.Н. « Обзор уголовного права в странах СНГ ». - М.: Просвещение. - 2011г.. - С. 8
36) Лаксина Н.Д. « Квалификация против жизни и здоровья ». - Зерцало-М. - 2006г.. - С. 9832)
37) Майоров А. А. Наркотики: преступность и преступления. - СПб.: Пресс, 2002. - С. 19..
38) Майоров Л.Л., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2008. - С. 15.
39) Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: Комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - М.: Инфра-М, 2005.
40) Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133-157..
41) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. - М., 1970. - С. 105-136.
42) Скуртов Ю.И. « Наркомания и наркобизнес в СССР ». - М.: Новый Юрист. - 2010г.. - С. 8.
43) Состояние преступности в России. - М.: ГИАЦ МВД России, 2014. С. 59.
44) Струкова М.А. Регистрация незаконных сделок с землей в аспекте преступных посягательств на оборот единых государственных реестров //
45) Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. 2-е изд. М.: ЭКСМО, 2006.
46) Федерюк С.Ю. Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Ставрополь, 2004.
47) Шмаков В.Ю. Современный зарубежный опыт регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. // Юристъ-Правоведъ. - 2007. - № 4.


3. Материалы судебной практики:


48) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами от 15 июня 2006 г.
49) Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2003 N 217-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации"
50) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"
51) Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2004 г. № 41-О04-8СП



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.