На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85358


Наименование:


Диплом Особенности внимания младших школьников с задержкой психического внимания

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 4.3.2015. Сдан: 2011. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Глава. Теоретические аспекты исследования особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития………………….5
1.1. Психологическое представление о внимании и его основные характеристики……….………………………………………………..…………….…..5
1.2. Развитие внимания в онтогенезе ……………………..…………………17
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития ……………………………………….…………………....25
1.4.Специфика свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития…………….……………………………………………….35
2.Глава. Организация и проведение экспериментального исследования………………………………………………………………………39
2.1. Цели, задачи и организация экспериментального исследования……39
2.2. Содержание экспериментального исследования……………………….40
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования………………44
3.Глава. Коррекционно - развивающая работа на внимания младших школьников с задержкой психического развития........................................51
3.1. Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………..68
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в общеобразовательных школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении. Большая часть из них имеет недостатки в развитии познавательной деятельности.
Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. Дети, обучающиеся в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Опираясь на исследования известных специалистов, как Гриншпун П.М. (1969 г.) Лубовский В.И. (1989 г.) Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. (1990г.) Усанова О.Н. (1990 г.) и др., отметим то, что у детей с задержкой психического развития так же имеются нарушения внимания, но в большей степени в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, особенно на уровне произвольности и осознанности.
Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, недостаточно работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.
Цель исследования: выявление особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: познавательная сфера детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: внимание у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза: предполагается, что у детей с задержкой психического развития наблюдается определенные особенности внимания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- провести теоретический анализ проблемы изучения внимания;
- выбрать подходящие методы исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста, как в норме, так и с задержкой психического развития.
- определить уровень развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с помощью экспериментального исследования;
- провести сравнительный анализ результатов исследования;
-разработать рекомендации по развитию свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.


1.Глава. Теоретические аспекты исследования особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития

1.1. Психологическое представление о внимании и его основные характеристики
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени нет единого мнения среди психологов. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. [21]
И с другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни психологи считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе как и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. [21]
Внимание, как психологическое явление, можно рассмотреть на примере школьника выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. [21,13]
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения его значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно выбрать только лишь ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете с легкостью направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу. [21,13]
И как следует из данного определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, то что, чем задача сложнее, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется. [21,13]
Таким образом направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то на это вы направляете свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие. [13]
И так, направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный или непроизвольный характер, так как в современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания (рисунок №1). [21,15,13]
При выполнении определенной работы, требующей усилий, направленность и сосредоточенность психических процессов носит произвольный характер. В процессе деятельности не требующей волевых усилий, направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. [13,15]


Рисунок №1
Общая характеристика внимания



Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они так или иначе взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории. [15,12]
Группа причин номер один связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах - невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, предположим ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. [13,15,17]
А также немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к группе причин номер один относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя. [17,15]
Группа причин номер два, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор со стороны, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты. [17,13]
Группа причин номер три связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник - на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения, потому что выявление стилистических и прочих ошибок составляет сферу его профессиональных интересов и подкреплено длительной практикой. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта безусловно сказываются на возникновении непроизвольного внимания. [37,17]
И в качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на чтении и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание но праву может быть названо преимущественно эмоциональным. [37,21,17]
Главной особенностью произвольного внимания в отличие от непроизвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания и является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности. [21,17]
По своему происхождению причины произвольного внимания не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Как было показано Л. С. Выготским на ранних фазах развития, функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, и затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. [17,9]
И несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. [21,9]
Существует еще один вид внимания, о котором не было сказано. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более понятной и возможной для решения, но хотя оказывается довольно трудной. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание стало из произвольного как бы непроизвольным. [13]
Подчеркивая к вышеизложенному, в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. [13,9]
Безусловно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен постараться увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес. [17,13,9]
Также внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К его основным свойствам относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. [44]
Так устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение определенного времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рисунок №2). [44,13,17,21]
Многие исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерность. [17]
Предположим, что если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также отчасти индивидуальные особенности личности. [21,13,17]

Рисунок №2
Двойственное изображение (усеченная пирамида)



Также большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает снижаться, т, е. отвлекаться на побочные раздражители. [17]
Обычно для измерения устойчивости внимания используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз (Приложение №1). Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3; 5; 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две букв, в сложных - заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной или согласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок испытуемого могут служить показателем колебаний внимания. [43,21,17]
Другое свойство внимания - концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, он считал, что концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Для измерения концентрации внимания рекомендуется использовать тест Пьерона-Рузера (Приложение №2) [43,17,13,21]
Следующее свойство внимания распределение, под ним понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух представленных раздражителях одновременно. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно. [43,21]
Распределения внимания, точнее его исследование имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы) (Приложение №3). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют задание: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные - в обратном. [42,17,21]
Большая часть авторов считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства - переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий, прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств внимания. [43,17]
Еще одно из свойств внимания - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он вообщем то практически не меняется при обучении и тренировке. [43,17]
Исследуя объем внимания обычно используется анализ числа предъявляемых элементов одновременно (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но чаще его показатель у людей равен 5±2. [21,43]
Подчеркивая, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия, и широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учеников.[17]
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение центра своего внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наибольшее отвлечение создают те предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела. [21,17,43]
При этом стоит обратить внимание и на внутреннюю отвлекаемость внимания, которая возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания. [17]
Следует отметить, что физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под в........


Список литературы.

1. Альманах психологических тестов. М., 1995.
2. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у мл. школьников// Дефектология.- 2002.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МОДЭК, 2001. - 256 с.
4. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: Педагогика, 1987.
5. Барташников И.А. Учись играя. - Харьков, 1997.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003 г.
7. Возможности практической психологии в образовании. Выпуск 1 - М.: Перспектива, 2001.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976.
10. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания--М. Изд. МГУ 1974г.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972.
12. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
13. Добрынин Н.Ф. внимание и память. - М., 1958.
14. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971.
15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984.
16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Академия, 2001г.
17. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - №3 - С. 121 - 128.
18. Дерффель К. "Статистика в аналитической хими"., Москва, "Мир", 1994 г.
19. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
20. Дубровина И. В, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд., стереотип. -- Издательский центр "Академия", 2001.
21. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. - Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004.
22. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.
23. Зиганов М. А. Скорочтение - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.
24. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1975.
25. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития / Хрестоматия6 Учебное пособие. - М., 2003.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
27. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: ЭКСМО, 1993.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов М.: Издательский центр «Академия».
29. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста СПб: Питер, 2001
30. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. - 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - Кн.1. Общие основы психологии.
31. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Владос, 1995.
32. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - №2.
33. . Пузанов Б.П., В.И.Селиверстов Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений-- 3-е изд., доп. -- М.: Академия, 2001.
34. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1984. - 127 с.
35. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
36. . Рибо Т. Психология внимания. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976.
37. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей, - М.; Флинта, 2003.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии,- Сп. б: изд. Питер 2000г.
39. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олимп-Пресс, 2000.
40. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М.: Медиа 2002.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
41. . Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
42. . Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
43. . Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. - М.: МПСИ, 2005.
44. . Чупров Л. Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий обучения и воспитания // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей (тезисы Всесоюзной сессии по дефектологии). - М.: АПН, 1990.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005.
46. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г.
47. Эриксон Э. Ребёнок и общество. М.: Академия 2000.
48. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.

Неопубликованные издания (диссертации)
32. Чупров Л. Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: АПН СССР, 1988.

Электронные книги, сайт.
49. ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ; Методика В.М. Когана (методика совмещения признаков)
< HTMLs/mir_diagnostica_attention.html#attention4>
50. Психология в тезисах;
< articles/tezis/index.html>



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.