На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Оброк и барщина за пользование полным наделом до 1917 г. История развития земельных отношений и земельного законодательства и права Беларуси в 1917-1937 гг. Земельная реформа 1991-2002 гг. в республике Беларусь. Индивидуальное землепользование граждан.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА"
Факультет экономики и права
Кафедра правоведения
Контрольная работа
по земельному и аграрному праву
Выполнил студент 4 курса
заочного отделения
группы П-023
Панюков А.А.
тел.27-06-95
№ зач.02092
Могилев 2005
План
    1. Земельные правоотношения В 1861 - 1916 гг.
      2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.
      3. Земельные отношения и земельное законодательство Беларуси В 1937-1968 гг.
      4. История развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси В 1968-1990 гг.
      5. Земельная реформа в республике Беларусь (1991-2002 гг.)
      Список использованных источников

1. Земельные правоотношения В 1861-1916 гг.

Беларусь середины XIX в. представляла собой аграрный регион. Сельское хозяйство определяло его экономический облик. Основную массу населения (72,3%) составляли крестьяне, делившиеся на помещичьих и государственных. Кроме них в Беларуси имелись малочисленные группы крестьян: удельные (принадлежали царской семье), полиезуитские, ленные, церковные и монастырские.

Несмотря на крепостное право, поступательное развитие экономики неизбежно выводило Беларусь на путь капитализма. Однако этому сопротивлялось дворянство, которое цепко держалось за свои сословные права и привилегии. Чтобы увеличить доходность своих имений, помещики за счет уменьшения крестьянских наделов расширяли свои пахотные земли и переводили крестьян с оброка на барщину (в 50-е гг. на ней было свыше 90% крестьян). Процесс обезземеливания в связи с введением в 40-50-е гг. обязательных инвентарей, регламентировавших размеры крестьянских наделов и повинностей, достиг наибольшего размаха. На усиление эксплуатации белорусское крестьянство отвечало сопротивлением. Только за 1858-1860 гг. в Беларуси произошло более 40 выступлений крестьян, многие из которых (около 1/4) были подавлены с помощью войск.

Правительство Александра П, понимавшее необходимость быстрейшей отмены крепостного права, в январе 1857 г. сделало первый практический шаг по осуществлению крестьянской реформы: под председательством императора "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян" был создан Секретный комитет. Под непосредственной угрозой немедленного введения стеснительных для них инвентарных правил помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний через генерал-губернатора В.И. Назимова дали свое согласие на освобождение крестьян. Предусматривалось, что крестьяне бесплатно получат только личную свободу, а вся земля и крестьянская недвижимость останутся в собственности помещиков. В ответ 21 ноября 1857 г. последовал рескрипт Александра II на имя В.И. Назимова, означавший начало подготовки крестьянской реформы. Обязательным условием ее проведения было предоставление крестьянам кроме усадебного также и полевого надела. Самодержавная власть оказалась более дальновидной, чем литовское и белорусское дворянство. Чтобы избежать революции, крестьяне должны получить землю. Для подготовки проектов реформы были созданы губернские дворянские комитеты.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянским делам, ставший публичным законодательно оформленным учреждением. Губернским комитетам поручалось разработать проекты положений об улучшении быта помещичьих крестьян и представить их в Главный комитет. Большинство белорусских помещиков по-прежнему высказывалось за безземельное освобождение крестьян, за превращение их в вечных арендаторов, привязанных к помещичьим усадьбам.

Предложения белорусских помещиков оказались настолько грабительскими, что редакционные комиссии, созданные в марте 1859 г. при Главном комитете, отклонили их. Для Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний был разработан специальный проект "Местного положения".

19 февраля 1861 г. Александр П подписал одобренные Государственным советом законодательные акты (положения) о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и одновременно Манифест об отмене крепостного права. Эти документы были опубликованы 5 марта 1861 г. В соответствии с положениями помещики лишались права распоряжаться личностью крестьянина (продавать, дарить, вмешиваться в семейные дела). Крестьяне получали право приобретать на свое имя недвижимое имущество, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако помещик по-прежнему оставался собственником всей земли. Хотя крестьянам и давалось в пользование определенное количество пахотной земли, однако до ее выкупа (не раньше чем через 9 лет) они не являлись собственниками этой земли.

До заключения выкупной сделки крестьянин находился в положении временнообязанного и выполнял определенные повинности в виде барщины или оброка. Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными крестьянами регулировались уставными грамотами, в которых указывались размеры полевого надела и повинности за него. Составление уставных грамот возлагалось на самого помещика в установленный двухгодичный срок - до 19 февраля 1863 г. Землеустройство белорусских крестьян проводилось на основе двух "Местных положений". В Могилевской и восьми уездах Витебской губернии землеустройство крестьян осуществлялось по "Местному положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний". В белорусских уездах, где господствовало общинное землепользование, размеры земельных наделов составляли: высший - от 4 до 5,5 десятины (1 дес. = 1,09 га), низший - 1/3 высшего. Согласно уставным грамотам крестьянам выделялось в пользование то количество земли, которое они имели до реформы. Если размер надела был больше высшего, помещик имел право отрезать излишек в свою пользу.

За пользование "полным", т.е. высшим, наделом крестьяне обязаны были платить оброк (в среднем 8 руб. в год) или отбывать барщину (40 мужских и 30 женских дней в год). Кроме того, крестьяне должны были отбывать и другие повинности (подводную, строительную и т.д.). Сохранение круговой поруки гарантировало помещикам их беспрекословное выполнение.

В Виленской, Гродненской, Минской и четырех уездах Витебской губернии землеустройство крестьян проводилось по особому "Местному положению", которое не устанавливало конкретных норм наделов. В постоянном пользовании крестьян этих губерний сохранялись приусадебные и пахотные земли и угодья, которыми они, согласно инвентарям, пользовались до 1861 г. Если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось меньше 1/3 удобных земель, то последний имел право отрезать в свою пользу до 1/6 части крестьянского надела. Размер повинностей определялся независимо от величины надела, но не должен был превышать инвентарную норму: барщина - не более 23 дней, оброк - не более 3 руб. с десятины в год. За выполнение повинностей крестьяне несли личную ответственность перед помещиком, так как надел отводился в подворное использование каждому хозяину.

Приобретение крестьянами земель в собственность осуществлялось при помощи выкупа. Правила выкупа земельного надела были одинаковыми для всех губерний России. Размер выкупной суммы определялся на основе 6% -ной капитализации годового оброка. В эту сумму включался доход от крепостного труда, которого помещик лишился в связи с освобождением крестьян. Таким образом, выкуп земли крестьянами, по сути, являлся выкупом личности, ее оброчных повинностей. Государство для осуществления выкупной операции давало крестьянам долгосрочный денежный кредит. Крестьяне на 49 лет становились должниками государства и должны были выплачивать ему долг с высокими процентами - так называемые выкупные платежи. Размер выкупа значительно превышал действительную стоимость земли: например, рыночная стоимость земли в Минской губернии составляла 18 руб. за десятину, а по выкупу крестьяне должны были заплатить за нее 79 руб.20 коп.

"Общим положением "устанавливался порядок управления крестьянами. Сельская община, состоявшая из крестьян, проживавших на землях одного помещика, выбирала сельского старосту и сборщика налогов и других должностных лиц. Несколько сельских общин образовывали волость. На волостном сходе избирались правление во главе с волостным председателем, а также волостной суд. Сельские и волостные правления занимались распределением и сбором налогов, объявляли крестьянам законы и распоряжения центральных и местных властей, следили за общественным порядком. Для воплощения реформы в жизнь учреждались специальные органы - уездные мировые съезды и мировые посредники, губернские по крестьянским делам присутствия.

Мировым посредникам, назначаемым губернаторами из числа местных помещиков, подчинялось крестьянское управление нескольких волостей. Их основной обязанностью было содействие составлению актов, определяющих поземельный устройство и повинности крестьян согласно "Положениям" (уставные грамоты). Губернское по крестьянским делам присутствие руководило проведением реформ в губерниях, его председателем был губернатор, членами - местные помещики и чиновники.

Условия отмены крепостного права не были приняты белорусским крестьянством и послужили толчком к развитию крестьянского движения. В 1861-1862 гг. белорусское крестьянство оказывало серьезное сопротивление деятельности мировых посредников, созданию новых органов крестьянского "самоуправления" и введению уставных грамот. Кульминацией этого движения было восстание под руководством К. Калиновского, совпавшее с польским национально-освободительным движением. Восстание было подавлено, однако оказало сильное влияние на политику царизма в отношении Беларуси. Царское правительство вынуждено было пойти на уступки крестьянам.

1 марта 1863 г. вышел указ об отмене временнообязанных отношений в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и четырех уездах Витебской губернии. Через три месяца этот указ был распространен на Могилевскую и белорусские уезды Витебской губернии. Указ вводил обязательный выкуп крестьянских наделов.

Обязательные отношения между крестьянами и помещиками прекращались с 1 мая 1863 г. Выкупные платежи за надельную землю понижались на 20%. Крестьяне переходили в разряд собственников и должны были вносить выкупные платежи в уездное казначейство. Указом от 9 апреля 1863 г. создавались проверочные комиссии, которые должны были проверять правильность составления уставных грамот после 19 февраля и неправильно составленные аннулировались. В результате проверки уставных грамот части крестьян были увеличены земельные наделы, снижен оброк и соответственно выкупные платежи, за крестьянами закреплялись сервитутные угодья (пашня, водопои и т.д.), которыми они пользовались до реформы 1861 г. Правительственная администрация большое значение придавала землеустройству безземельных и малоземельных крестьян. На основе циркуляра 17 августа 1863 г. крестьяне, обезземеленные после составления инвентарей, т.е. после 1844 г. наделялись 3 десятинами земли на семью. По циркуляру 18 октября 1863 г. крестьяне, обезземеленные после 1857 г., должны были получить свои наделы в полном объеме. Изменилось и землеустройство государственных крестьян Беларуси. По закону от 16 мая 1867 г. оброчная подать превращалась в выкупные платежи и государственные крестьяне становились собственниками земельных наделов. Таким образом, в результате реформы 1863 г. крестьянству Беларуси были возвращены отрезанные ранее земли, а также значительно облегчены условия выкупа земли. В отличие от внутренних губерний Российской империи феодальные отношения в Беларуси были ликвидированы в 1863 г. вследствие прекращения временнообязанных отношений.

Отмена крепостного права создала условия для более быстрого развития капиталистических отношений в Беларуси. Однако наличие пережитков и прежде всего крупного помещичьего землевладения определило для Беларуси медленный, постепенный ("прусский") путь буржуазно-аграрной эволюции, при котором крупное помещичье хозяйство, перераставшее в буржуазное, надолго сохраняло свои крепостнические черты. В 70-е гг. в Беларуси помещикам принадлежало свыше 55% всей земли, крестьянам - меньше 33,5%. Крупные помещики владели десятками и сотнями тысяч десятин земли. В большинстве крестьянских дворов в собственности находилось от 2 до 5 десятин.

В развитии сельского хозяйства Беларуси второй половины XIX в. необходимо выделить два периода. Первый охватывает 60-70-е, второй - 80-90-е гг. Первый период характеризуется преобладанием в помещичьих и крестьянских хозяйствах зернового направления, широким распространением отработочной системы, суть которой заключалась в обработке помещичьей земли инвентарем крестьян за предоставление им в аренду пахотной земли и других угодий. Наибольшее распространение отработочная система получила в Витебской и Могилевской губерниях. В Минской, Гродненской и Виленской губерниях помещики широко использовали труд наемных рабочих. Но и в этих губерниях отработки занимали значительное место, особенно в период уборки зерновых и трав. Необходимо отметить, что в целом техническая оснащенность земледелия как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйствах почти ничем не отличалась от дореформенной.

Несмотря на остатки феодально-крепостнических отношений, капитализм в сельском хозяйстве Беларуси развивался относительно быстро. Этому содействовал ряд обстоятельств: развитие промышленности, системы капиталистического кредита, рост железнодорожного строительства и городов, а также концентрация войск на территории Беларуси. Все это создавало благоприятные условия для развития торгового земледелия и рыночных отношений.

Мощным катализатором эволюции сельского хозяйства Беларуси явился мировой аграрный кризис 80-90-х гг., вызвавший резкое снижение цен на хлеб. Это привело к коренным изменениям в экономической организации и технической оснащенности сельского хозяйства, к окончательной победе торгового земледелия и увеличению рыночного спроса. В связи с большим сокращением в начале 80-х гг. посевных площадей под зерновые культуры сельское хозяйство Беларуси начинает специализироваться на выращивании технических культур (картофеля, льна и др.) и мясо-молочном животноводстве, связанном с производством масла и сыра.

Развитие молочного хозяйства оказало влияние на структуру посевных площадей. Так, в крупных поместьях, на землях зажиточных крестьян (чаще всего купленных и арендных) вводилась многопольная система севооборота, применялись минеральные удобрения, расширялось использование машин (молотилки и др.) и усовершенствованных орудий труда (железные плуги, бороны). По применению машин Беларусь стояла на одном из первых мест в Российской империи, хотя в целом во всем сельском хозяйстве преобладала ручная техника.

Важным видом капиталистического предпринимательства как у помещиков, так и у зажиточных крестьян было винокурение, основным сырьем для которого сначала было зерно, преимущественно рожь, затем картофель. Отходы винокурения шли на корм скоту. Развитие торгового земледелия, его специализация по отдельным отраслям (молочное животноводство, производство льна, пеньки, винокурение) расширяли обмен между земледелием и промышленностью. Это содействовало росту внутреннего рынка и привело в конце XIX в. к появлению в помещичьих хозяйствах крупных высокотоварных капиталистических форм, работающих исключительно на рынок. Количество малотоварных поместий, основанных на отработочной системе, постепенно сокращалось. Обедневшие дворяне продавали поместья и шли на государственную службу, а их земля попадала в капиталистический оборот. Одна ее часть покупалась дворянством, другая приобреталась купцами и зажиточными крестьянами.

Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве усилило процесс социального расслоения крестьянства. С одной стороны, росла сельская буржуазия, а с другой - увеличивалось малоимущее крестьянство. Надельная земля, полученная в 60-е гг. по уравнительному принципу, уже к концу 70-х гг. была распределена неравномерно. Увеличилось количество безземельных дворов. Малоземельные и безземельные крестьяне, вынужденные наниматься к помещикам или зажиточным крестьянам, становились по сути наемными сельскохозяйственными рабочими.

К началу XX в. в белорусской деревне беднота составляла 60%, середняки - около 30, сельская буржуазия - 10% от всех крестьян.

В 1905 г. дворяне в Белоруссии держали в своих руках 41% всей земли. Они составляли абсолютное большинство среди 2896 латифундистов-собственников, которые владели 500 и более десятинами, а также и среди крупных помещиков (5431), которые имели имения от 100 до.500 десятин. Многие помещичьи хозяйства, прежде всего крупные, приспособились к рынку. Капиталистическая система значительно потеснила полукрепостнические, отработочные формы хозяйствования и существенно укрепилась в сельском хозяйстве Белоруссии в целом. Тем не менее развитие капитализма по прусскому пути, начало которому положила реформа 1861 г., и через 40 лет после ее не привело к решению аграрного вопроса.

Основой хозяйства преобладающего большинства крестьян оставались надельные земли, которыми они не могли распоряжаться так, как хотели, даже в тех регионах, где было подворное землевладение. К началу XX в. после неоднократных семейных разделов наделы значительно помельчали. Возросло количество безземельных и малоземельных крестьян. В 1905 г. из 660 тыс. крестьянских дворов Белоруссии около 70 тыс. (12%) являлись безземельными, а 251,4 тыс. (42,6%) имели наделы до 8 десятин, с которых они не могли прожить. Не обеспечивал в то время прожиточный минимум средней крестьянской семьи в 6-7 душ и надел до 15 десятин на двор. А таких крестьянских дворов насчитывалось 82,5%. При этом крестьянин без согласия сельской общины не мог продать свой надел, заложить его в банке и т.д. Он был фактически прикреплен к тем повинностям, которые были связаны с наделом. Именно многочисленные налоги и повинности при низкой плодородности земли и отсталой агротехнике и приводили к тому, что крестьянская семья, имея надел до 15 десятин, не могла прокормить, одеть себя, по-человечески жить.

Средневековые формы землевладения, сословная неполноправность и униженность крестьянина, непосильные налоги и повинности, которые он нес на пользу помещичьего государства, были основной причиной, которая тормозила развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности, ибо и паупер-крестьянин, который находился в кабальной зависимости от помещика, и помещик, который вел свое хозяйство методами полукрепостнической эксплуатации таких крестьян, почти не являлись потребителями промышленных товаров. Ограниченность внутреннего рынка все больше обостряла противоречия между высокоразвитой промышленностью и отсталым полукрепостническим сельским хозяйством. Не случайно именно аграрный вопрос является главным и первоочередным в процессе созревания и развития первой русской революции 1905-1907 гг.

Рост массового аграрного, а затем и политического движения российского крестьянства в 1905 г. заставил царское правительство признать неизбежность реформы старых порядков в деревне. Инициатором и главным руководителем преобразований выступил премьер-министр и министр внутренних дел П.А. Столыпин, который осознал необходимость ломки средневековых форм землевладения с целью расчистить путь для капиталистического развития России. Ставка делалась, с одной стороны, на то, чтобы разбить единый, общекрестьянский фронт против помещиков, расколоть деревню, ускорить создание класса сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства, привлечь его к поддержке царского правительства и таким образом поставить преграду на пути революционного движения. А с другой стороны, чтобы обеспечить условия быстрого развития экономики страны. Важнейшими средствами достижения этой цели являлось разрушение крестьянской общины, насаждение хуторов и переселение "избыточного" в европейской части России крестьянства в Сибирь и на Дальний Восток. А в целом - переход от прусской к американской (фермерской) модели землепользования.

Первоначальным, исходным этапом реформы, необходимым для становления частной крестьянской земельной, собственности, являлось разрушение крестьянской общины. Указ 9 ноября 1906 г. позволял каждому хозяину по его желанию выйти из общины и закрепить в личную собственность свою надельную землю. Санкцию на это должно было дать общее собрание сельской общины в продолжение месяца со времени подачи заявления. Если собрание не удовлетворяло просьбу, то окончательно решал вопрос земский начальник. Крестьянину, который выходил из общины, разрешалось требовать выделения земли в одном участке, на хуторе. Таким образом решался вопрос о ликвидации чересполосицы, которая препятствовала прогрессу крестьянского хозяйства.

По указу от 29 мая 1911 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно - в целях ликвидации чересполосицы - выделять крестьянам землю в одном участке и таким образом толкать их к переселению на хутора. К 1915 г. в Могилевской губернии вышли из общины 56,8%, а в Витебской 28,9% хозяев. Всего в этих двух губерниях закрепили землю в личную собственность 48% общинных дворов (против 22% в целом по России).

На реализацию реформы в Белоруссии и Литве определенный отпечаток наложил открыто великодержавный, по сути колониальный курс политики царизма, который при Столыпине проявился в дополнительных мерах по насаждению здесь русского землевладения. За счет казенных земель здесь был создан специальный, фонд для русских переселенцев. Соответствующую политику должен был проводить и Крестьянский банк. В результате в 1907 - 1912 гг. только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи банка купили у помещиков "польского происхождения" почти 28 тыс. десятин земли, а сам банк в этих же целях приобрел более 13 тыс. десятин.

Хуторское хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора, которые обеспечивались” сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, минеральными удобрениями, усовершенствованным инвентарем, машинами и др. В Виленской губернии до конца 1914 г. было организовано 387 показательных хозяйств на площади около 5,6 тыс. десятин. Такие же хозяйства создавались и в других белорусских губерниях. Для перенимания их опыта организовывались экскурсии крестьян как в пределах Белоруссии, так и в других краях, например в Финляндии. На все это отпускались немалые средства.

С целью интенсификации сельского хозяйства, повышения культуры земледелия и животноводства, их технической оснащенности в период реформы землеустроительными комиссиями и земствами принимались меры по укреплению агрономической, зоотехнической, ветеринарной службы, организации точек продажи и проката усовершенствованных сельскохозяйственных машин и оборудования, складов минеральных удобрений, семян, "заводов" племенного скота и т.д. Количество агрономов в Витебской губернии в 1909-1913 гг. увеличилось с 3 до 169 человек.

За 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банком земле в 5 западных губерниях было создано более 12,8 тыс. хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн. десятин. Процент созданных в Белоруссии хуторов (12) был выше, чем в 1 России в целом (10). Хуторизация постепенно набирала - темпы: из всех хуторов, что возникли здесь до 1915 г., около 2/3 появились в 1911-1914 гг.

Однако эффективность всей отмеченной деятельности в целом была невысокой по причине бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. Единственное, что реально дала бедняцкой массе столыпинская реформа, это возможность продать свой надел и избавиться таким образом от опеки сельской общины, а значит, и от кабалы местного помещика, ростовщика, кулака. Реформа открыла для полупролетарского населения деревни свободу выбора занятий, поиска более выгодного места и условий продажи своей рабочей силы, а для зажиточных крестьян - более широкие возможности для интенсификации хозяйства. В выигрыше оставались и помещики, которые сохранили своя имения. В тяжелом положении оказались только те из них, кто вел хозяйство путем кабальных отработок.

Особенно крепкий удар по последним нанесла отмена запрета на переселение крестьян в азиатскую часть России. Более того, чтобы притупить острие аграрного вопроса в европейской России, правительство принимало определенные меры для поощрения переселенцев. С этой, целью выделялись средства на проезд, краткосрочные займы и безвозвратная денежная помощь, обеспечивались специальные, поезда, готовились пункты приема и распределения переселенцев, нарезались участки и т.д.

За 1904-1914 гг. из пяти западных губерний переселились 368,4 тыс. человек, из них около 70% -в 1907 - 1909 гг. Пик переселения (102,5 тыс) падает на 1909 г., когда крестьяне лишились последней надежды получить бесплатно помещичью землю на родине с помощью Государственной думы. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими просторами и выгодами, льготами и правительственной помощью переселенцам, они нередко за бесценок распродавали свое имущество и выезжали в Сибирь.

Однако помощь со стороны правительства была мизерной. Чиновническо-бюрократическая система не смогла надлежащим образом организовать переселения. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям в суровом крае. В связи с этим некоторые переселенцы были вынуждены возвращаться назад. Всего за 1907 - 19Г4 гг. в Белоруссию вернулись 36,5 тыс. (около II%) переселенцев - совсем обедневших людей, которые потеряли последние средства и надежды обзавестись своим хозяйством.

Именно горький опыт многих тысяч переселенцев, который не скрывался в тогдашней печати, привел к резкому сокращению количества переселенцев в 1910 - 1914 гг. Начало первой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы. Однако и те мероприятия, которые были проведены, в значительной степени содействовали развитию капиталистических отношений, в сельском хозяйстве Белоруссии.

Существенно ускорился процесс распада феодальной и роста буржуазной земельной собственности. В 1911 - 1914 гг. дворяне, чиновники, офицеры продали в пяти западных губерниях 1514 тыс. десятин земли. Из них крестьяне купили 714,1 тыс., а купцы и мещане - 241,6 тыс. десятин. Преобладающая часть купленных земель переходила в собственность крестьян-предпринимателей. Крестьянская беднота, получив в ходе реализации столыпинской аграрной реформы право собственности на землю, как правило, выступала на земельном рынке в качестве продавца. В 1907-1914 гг.40,8 тыс. крестьянских дворов из числа тех, что вышли на хутора и отруба, продали 177,8 тыс. десятин земли.

При этом на одного продавца приходилось в среднем около 4,6 десятин. К концу первого десятилетия существенно возросла техническая оснащенность помещичьих и определенной части зажиточных крестьянских хозяйств. В 1910 г. на помещичье имение уже приходилось в среднем по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельскохозяйственных машин \ (молотилок, веялок, сеялок, жаток, сенокосилок).

Количество молотилок и веялок увеличилось и в хозяйствах зажиточных крестьян до 32,4 тыс. В результате крестьяне имели на 2,8 тыс. больше этой техники, чем помещики, зато сеялок, жаток и сенокосилок у них почти не встречалось.

В большинстве помещичьих, а также во многих кулацких хозяйствах возросло использование наемного труда (годовых, сезонных и поденных рабочих. Накануне первой мировой войны насчитывалось свыше 200 тыс. постоянных сельскохозяйственных рабочих (батраков, слуг). Кроме того, в летний период помещики и кулаки нанимали большое количество поденных и сезонных рабочих.

Все это содействовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве Белоруссии [13, с.48-70].

2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.

История становления и развития земельного законодательства и права в Республике Беларусь - это история развития государства и права вообще, в том числе и история становления и развития союзного государства - бывшего СССР.

Коренное переустройство земельных отношений и земельного строя было осуществлено на базе социалистической национализации земли, провозглашенной Декретом "О земле". Этот Декрет заложил основы нового земельного строя.

В статье 1 этого земельного закона указывалось, что помещичья собственность отменяется немедленно и без всякого отказа. В статье 2 говорилось: "Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания". Одновременно подчеркивалось, что не подлежали конфискации земли рядовых крестьян и рядовых казаков (ст.5 Декрета). Таким образом, в Декрете "О земле" было законодательно оформлено осуществление основного требования крестьян. С изданием этого Декрета, крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков больше не будет. А это, как говорил В.И. Ленин, было самое главное.

В Декрете нашел закрепление действовавший вплоть до 80-х годов принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей.

При проведении земельных преобразований в силу ст.4 Декрета следовало руководствоваться Крестьянским наказом, составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией "Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов". Он был приложен к Декрету "О земле" и стал его неотъемлемой частью. Право землепользования, согласно ст.6 Крестьянского наказа, предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, при помощи членов семьи или в товариществе. Одновременно вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме). Сразу же государство приступило к формированию государственного земельного реестра. Достаточно сказать, что в соответствии со ст.3 Крестьянского наказа, земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, были объявлены как показательные. Они подлежали передаче в зависимости от размера в исключительную собственность государства.

Декрет "О земле" решал две важнейшие задачи: национализацию земли и начало перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его продолжением и развитием явился и Декрет "О социализации земли". Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФРС. Земля, как было указано в ст.2 Декрета, без всякого выкупа переходит в пользование народа. Право пользования ею получили: государство в лице его органов; общественные организации; сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные организации, сельские общества, отдельные семьи и граждане. Для застройки такое право было закреплено за торгово-промышленными и транспортными предприятиями.

Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование ее обработки исключительно собственным трудом. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.