На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85459


Наименование:


Курсовик изучение монополизма, показателей и источников монопольной власти, уровня монопольной власти в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.3.2015. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, то есть применять антимонопольную политику. С начала 1990-х годов эти проблемы остро встают перед Республикой Беларусь. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия-монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Понятие «монополия» универсально. Оно широко используется в экономике, политике, идеологии, литературе, науке, в искусстве. Поэтому подходы ученых к определению самого понятия «монополия» весьма разнообразны.
Любой рынок, независимо от конкретного вида, базируется на трёх основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действуют достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.
Целью данной работы является изучение монополизма, показателей и источников монопольной власти, уровня монопольной власти в Республике Беларусь, анализ последствий и причин её возникновения, а также оценка возможных путей решения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Определить, при каких обстоятельствах субъект может обладать монопольной властью.
2. Рассмотреть способы оценки степени монопольной власти.
3. Определить последствия наличия монопольной власти на отдельных рынках.
Для решения поставленных задач были изучены различные точки зрения как современных экономистов (Бондарь А.В., Санько Г. Г., Мацулевич И. А. и другие) так и экономистов старших поколений (Шумпетер Й. и другие), проанализированы имеющиеся статистические данные по этой тематике.


1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИЗМА И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Понятие рыночной власти обычно отождествляется с понятием монополизма.
Объектом интереса в национальной экономике выступает не сама монополия, не её доминирующее положение на рынке, а монополизм.
Монополизм - такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, вопреки их интересам, эксплуатирует в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
В качестве форм проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, инфляция издержек производства, рост зарплаты и премий, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, манипулирование условиями поставок, снижение качества продукции.
Основными слагаемыми монополизма являются: а) доминирующее положение на рынке; б) монополистическая деятельность, направленная на реализацию соответствующих экономических преимуществ.
Поэтому при исследовании монополизма в национальной экономике следует внимательно анализировать оба этих компонента.
Теория и практика фиксирует пределы монополизации национальной экономики: а) можно монополизировать ту или иную научную разработку, но научно-технический прогресс предлагает новые разработки; б) рост цен провоцирует появление мелких фирм, для которых производство становиться прибыльным; в) монополизированный товар испытывает всё возрастающее воздействие со стороны товаров-заменителей; г) рост цен на национальном рынке усиливает стремление иностранных фирм проникнуть на него со своими товарами и капиталами (к тому же легализация внешней торговли - традиционное требование по демократизации экономики); д) концентрация производства постепенно наталкивается на исчерпание положительного масштаб производства, возрастает сложность управления таким производством; е) нарастание экологического давления со стороны крупного производства и введение соответствующих законодательных ограничений; ж) ограничения в рамках антитрестовского регулирования и действующих нормативных актов; и) сохранение монополии на землю как объект собственности и монополии на землю как объект хозяйствования, что тормозит перелив капитала; к) устойчивость мелких акционерных обществ при низком уровне дивиденда.
Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это ещё дополняется и снижением объёма производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.
Чаще всего деятельность монополии связана с положительным эффектом масштаба производства. Поэтому монополия в состоянии произвести требуемый объём продукции при более низких издержках (АТС), нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства, когда вновь созданные крупные мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка. Отсутствие воздействия со стороны конкурентов позволяет отнести потери на потребителя.
Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для
научно-технического прогресса. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса, стремясь оторваться от ближайших конкурентов и обеспечить рост прибыли, овладеть новым рынком сбыта. Но опасность застоя здесь крайне велика.[6, с.116-119]
Следует отметить, что понятия "монопольная", "рыночная" и "экономическая" власть часто используются как синонимы (Р. Пиндайк, Д.Рубинфельд,
С. Фишер, Л. Эрхард и другие).
В зарубежной экономической науке существуют различные подходы к определению монопольной власти и её содержания, причин (необходимых условий) и факторов, влияющих на нее. Так, Р. Гильфердинг, А. Маршалл, Э. Фелпс, С. Фишер, Д. Хайман определяют монопольную власть как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на нее, регулируя поставляемое на рынок его количество. Такое определение приводится в американских учебниках по политической экономии и микроэкономике. [23, с. 252; 24, с. 3]
Р. Пиндайк, П. Хейне и другие ученые связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек. При этом с их точки зрения, чем менее эластичен спрос, тем большей монопольной властью обладает фирма. Следовательно, монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукт (услугу). Спрос является главной ограничительной силой рыночной власти монополии. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем предложения, но не то и другое вместе. Если он установил цену, то рыночный спрос диктует объем производства.[25, с. 234]
Во французском законодательстве экономическая власть определяется как право собственности или право пользования всем имуществом предприятия (или его частью), которое способно обеспечить предприятию (группе) возможность осуществлять прямое или косвенное давление на другие предприятия на рынке. [12, с. 16]
Л. Эрхард пользуется понятиями "экономическая власть", "экономическое могущество", но они противоречат хозяйственной свободе и ведут к нарушению экономического равновесия в рыночном хозяйстве. По его мнению, экономическая власть возникает на базе законной организации, когда ряд юриди-
чески самостоятельных предприятий обязуется ограничивать или устранять
конкуренцию путем заключения взаимных договоров и соглашений.
Рыночной (монопольной) властью можно обладать только в некоторой
степени.
Почему на отдельных рынках возникает монопольная власть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить источники монополизации рынков: а) в некоторых отраслях конкуренция в принципе неосуществима, благодаря чему возникает естественная монополия; б) в ряде отраслей наблюдается продолжительный положительный эффект масштаба производства, в результате которого минимальные средние издержки достигаются при очень значительных объёмах выпуска. Таким образом, эффективно функционировать здесь могут лишь несколько крупных предприятий; в) фирмы могут обладать монопольным правом на источники специфического сырья или ресурсы, предложение которых ограничено; г) существует масса юридических ограничений (например, патенты на изобретения и технологии, лицензии на право заниматься определённым видом деятельности); д) фирмы могут захватить значительную долю рынка, используя методы «нечестной» конкуренции (например, демпинговые цены с целью разорения конкурентов, подкуп государственных чиновников для получения различных привилегий от государства и так далее).[9, с. 167]
Монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода. [21, с. 24]
Монопольной власти присущи две особенности: а) рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количес­тва предлагаемого товара. Решающим фактором, определяющим размер предложе­ния товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса; б) для монополиста невозможно определить кривую спроса, так как данное количество товара, предлагае­мое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объемы выпуска могут быть связаны с одной ценой. [24, с. 23]
Внутриотраслевая конкуренция существенно ограничивает власть фирм на рынке. Завышение цены всегда имеет четкий предел, за которым оно перестаёт быть выгодным (сокращение спроса может свести на нет высокую прибыльность единицы продукции). Повышение цены одной компа­нией может обусловить создание аналогичных производств, что лишит первую компанию рынка сбыта. Таким образом, давле­ние потенциальной конкуренции существенно ограничивает рыночную власть.[21,с. 24 - 28]
Итак, можно сделать вывод, что монопольная власть - это способность субъекта влиять на ситуацию, сложившуюся на определенном рынке, принося себе выгоду. Носителями монопольной власти могут выступать государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью могут обладать как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие оп­ределенные преимущества. Монополия в чистом виде - редкое явление.


1.2 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля над процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость качественной и количественной оценки силы рыночной власти отдельной фирмы на конкурентном рынке. Единые количественные критерии оценки монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд способов диагностирования осуществления монопольной власти, и ни один из них не является вполне ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Бенько, А. Кто самый сильный?/ А.Бенько // Рэспублiка. 2012. 21 июля. С.3.
2) Бондарь, А.В., Воробьев, В. А., Сухарева, Н. Н. Микроэкономика: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2007. С.88-114.
3) Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 2 т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2002. Т. 2. С.74-106.
4) Добсон, С., Полфреман, С. Основы экономики: Учеб. пособие. Мн.: Экоперспектива, 2004. С.129-131.
5) Долан, Э. Дж., Линдсей, Д.. Микроэкономика. СПб.: 1994. С.173-209.
6) Лемешевский, И.М. Микроэкономика: теория национальной экономики/ И.М.Лемешевский. Минск: Красная звезда,1994. Ч.2. С.116-119,132,133.
7) Лученок, А. Монополизм в экономике Беларуси и проблемы ценообразования/ А.Лученок// Общество и экономика.1999. № 12. С.74-92.
8) Мацулевич, И.А. Конкурентные отношения и тенденции их развития в Республике Беларусь// Вестник БГЭУ. 2005. № 6. С.10-17.
9) Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва. Минск: БГЭУ, 2007. С.167-171.
10) Микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Константинов [ и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьёва, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С.112-115.
11) Микроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. С.80-104.
12) Монополизм и антимонопольное регулирование: опыт, проблемы, решения./ Бокарева М.А., Бондарь Л.А., Васильева В.Ю.; под науч. ред. Бондарь Л.А. М.:НИИПИН, 1991. С.126.
13) Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направление развития. Механизм управления: учеб. пособие/ В.Н. Шимов [ и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. Минск: БГЭУ,2005. С.565-568.
14) Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. Минск, 2012. Режим доступа: ru/antitrust/results-antimonopoly-control-and-regulation/ < ru/antitrust/results-antimonopoly-contor-and-regulation/> itogi-1pol2012. Дата доступа: 21.03.2012.
15) Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов/ Р.М.Нуреев.2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С.230-232.
16) Пиндайк, Р. Микроэкономика/ Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Экономика; Дело, 2000. С.389-404.
17) Показатели монопольной власти // Теория организации промышленности. index.php?file=1 -3 < index.php?file=1%20-3>
18) Санько, Г. Г. Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления/ Г.Г. Санько // Вестник БГЭУ. 2003. №2. С.5 - 9.
19) Санько, Г. Г. Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления/ Г.Г. Санько // Вестник БГЭУ. 2003. №3. С.5 - 10.
20) Санько, Г. Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике / Г.Г. Санько // Белорусский экономический журнал. 1999. №2. С.100 - 110.
21) Санько, Г. Г. Монополия и конкуренция. Мн.: БГЭУ,1999. С.237,242-262.
22) Селищев, А. С. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2002. С.259-295.
23) Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи ,Р. Экономика. М.: Дело, 2001. С.252-271.
24) Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. / Д.Н. Хайман. М.: Финансы и статистика, 1992. Т 2. С.95-107.
25) Хейне, П., Боутке, П., Причитко, Д. Экономический образ мышления. М.: Издательский дом «Вильямс». 2005. С.234-248.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.