На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Правовое регулирование и основные нормативными акты об особо охраняемых природных территориях и объектах. Категории территорий: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы. Особенности организации управления, правовой режим и запреты.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Земли особо охраняемых природных территорий и объектов в Республике Беларусь

Земли данной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию их режима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в более узком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако и в составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.
Охраняемые природные территории - это такие участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Отношения, которые возникают при использовании данных земель, регулируются земельным законодательством. Однако при его применении надо исходить из того, что смысл охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм, выражающих интересы охраны природы.
Основными нормативными актами об особо охраняемых природных территориях и объектах являются законы:
"Об охране окружающей среды",
"Об особо охраняемых природных территориях",
"Об охране и использовании животного мира",
"О санитарно-эпидемическом благополучии населения",
"О здравоохранении",
"Об охране историко-культурного наследия",
Лесной и Водный кодексы Республики Беларусь.
В систему законодательства об особо охраняемых природных территориях входят иные нормативно-правовые акты.
С учетом специфики режима особо охраняемых природных территорий, целей их создания, статуса находящихся на них объектов выделяют несколько видов таких земель. Это - природоохранные, оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и другие. Кроме того, в состав особо охраняемых Кодексом о земле включены и территории, занятые дендрологическими и ботаническими парками, лесами первой группы, а также водоохранные зоны рек и других водоемов и некоторые другие территории.
По характеру своего использования эта категория земель подразделяется на несколько видов. Это - природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные земли.
Центральное место среди данной категории земель занимают земли особо охраняемых природных территорий. Они являются национальным достоянием народа Республики Беларусь.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
Законом установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий: заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.
Особо охраняемые природные территории могут иметь республиканское и местное значение.
Земли оздоровительного назначения призваны служить целям профилактики и лечения заболеваний, оздоровлению граждан. Рекреационные земли используются для создания условий массового отдыха и туризма населения. Целям охраны памятников истории и культуры служат земли историко-культурного назначения.
Поскольку данные земли объединены в одну категорию, остановимся на общей характеристике их правового режима. Можно выделить следующие его отличительные черты.
Во-первых, он во многом обусловлен спецификой самих охраняемых территорий, частей окружающей природной, культурной среды, для сохранения которых предназначены данные территории.
Во-вторых, земли данной категории исключены из активного хозяйственного использования. На них запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению данных территорий или препятствующая их использованию по целевому назначению. Тем самым законодательством предусмотрен особый порядок землепользования и ведения хозяйственной деятельности на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
В-третьих, содержание охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм, главным образом, запретов. Эти земли разрешены к использованию лишь с учетом требований, установленных законодательством: в природоохранных, в научно-исследовательских целях, для мониторинга окружающей среды, в оздоровительных и рекреационных, в образовательно-воспитательных и иных охранительных, а также в лечебных целях. Другие виды деятельности могут осуществляться на них только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению данных территорий и объектов и установленным требованиям их охраны, восстановлению и использованию данных природных комплексов, охраняемых объектов.
Так, например, хозяйственная и иная деятельность в границах земель особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.
В-четвертых, как данные территории, так и отдельные охраняемые объекты не могут быть приватизированы и переданы в частную собственность. Так, в силу ст. 5 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории. Право владения и пользования особо охраняемыми природными территориями принадлежит государственным органам, юридическим лицам государственной формы собственности. Законодатель тем самым подчеркнул значимость их для настоящего и будущего поколений.
Землевладельцы и землепользователи, например, земель, земельные участки которых входят в состав земель, образующих особо охраняемые природные территории, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий (ст. 12 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").
В-пятых, особенность правового режима данной категории земель состоит и в том, что он распространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где устанавливаются охранные (округа санитарной охраны) и т.п. зоны. Целью создания таких зон является предотвращение и смягчение вредных воздействий на данные территории хозяйственной и иной деятельности.
В-шестых, законодатель предусмотрел возможность резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Тем самым будущий правовой режим таких земель может оказывать влияние на их использование землевладельцами, землепользователями и собственниками, а также на их охрану уже заранее.
На одно из первых мест в урегулировании правового режима данных земель выдвигаются требования охраны природных и иных территорий, историко-культурных и других объектов, ради сохранения и восстановления которых и устанавливается особый правовой режим земель. Таким образом, в использовании данных земель социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими интересами. Кроме того, существует особый порядок создания и ликвидации особо охраняемых территорий и объектов, а также управления ими. Такие земли подлежат особому учету.
Следует отметить также особенности организации управления этими территориями. Для ряда особо охраняемых территорий разрабатываются проекты их территориальной организации. Такие проекты в обязательном порядке составляются для заповедников и национальных парков, а в случае необходимости - для заказников и памятников природы. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, определенном Законом Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. № 7 утверждены Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения, а также Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников местного значения и Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы и охранных документов памятников природы . Следует иметь в виду, что объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. При подготовке представления об объявлении или преобразовании заповедника, национального парка, заказника республиканского назначения разрабатываются документы и материалы, в которых определяются площадь, состав земель особо охраняемой природной территории, ее границы и положение о ней, государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория, научное и технико-экономическое обоснование (НиТЭО), его краткое изложение, карта с нанесенными границами землепользовании объявляемой или преобразуемой особо охраняемой природной территории.
В особом порядке и случаях осуществляется и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий. Изъятие земель данной категории может производиться только в случаях особой необходимости. При этом должен быть соблюден порядок, определенный Кодексом о земле, иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем правовой режим каждой из составных частей земель рассматриваемой категории - природоохранных, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь целевым назначением этих земель, а кроме того, ограничениями в использовании и необходимостью охраны расположенных на них объектов.
К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов (ст. 121 Кодекса о земле).
Высшей формой особо охраняемых территорий являются заповедники. Землям заповедников принадлежит заглавная роль в структуре земель природоохранного назначения.
В силу ст. 18 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.
Для изучения таких комплексов и объектов, а также организации управления ими создаются некоммерческие организации - государственные природоохранные учреждения. Задачи их создания и деятельности состоят в обеспечении условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника. Они не только выполняют природоохранные мероприятия, но и призваны обеспечивать соблюдение установленного режима охраны и использования заповедников. Кроме того, они занимаются учебной и научно-исследовательской работой, обеспечивают разработку проекта территориальной организации заповедника. Для координации научно-исследовательской деятельности на территории заповедника, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемого природопользования создается научно-технический совет заповедника.
Заповедники, которые осуществляют глобальный мониторинг и включены в международную систему биосферных заповедников, имеют статус биосферных. В Республике Беларусь такой статус присвоен Березинскому заповеднику.
Каждый заповедник имеет свои цели и задачи, которые закреплены в положении о заповеднике. Заповедники создаются, могут быть преобразованы и прекратить свое функционирование по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) или иного республиканского органа государственного управления. Эти органы утверждают положение о заповеднике. При объявлении и преобразовании особо охраняемых природных территорий в Минприроды представляются:
перечень и определение уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов и объектов естественного либо искусственного происхождения, требующих особой охраны, и общая характеристика их состояния;
обоснование целесообразности объявления или преобразования заповедника с указанием его экологического, научного, историко-культурного, эстетического и иного значения;
схема размещения и предполагаемых границ особо охраняемой природной территории.
Основная цель организации заповедника - сохранение в естественном состоянии его природных комплексов и объектов, предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия.
При создании заповедника устанавливаются: границы, площадь и состав его земель, сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению. Одновременно определяется государственный орган, в оперативное управление которого передается заповедник, а также устанавливаются сроки создания некоммерческой организации.
В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником, в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь.
Можно выделить следующие особенности правового режима земель заповедника.
Во-первых, земли заповедника предоставляются в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, которое управляет заповедником.
Во-вторых, земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота. Наряду с ними на территории заповедника полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эколого-просветительское, социально-культурное и иное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Кроме того, здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенные на землях заповедника, находятся только в собственности государства. Как природные ресурсы заповедника, так и его недвижимое имущество полностью изъяты из гражданского оборота.
В-третьих, земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника.
В-четвертых, земли заповедника закрыты для свободного доступа граждан. Нахождение на территории заповедника возможно лишь на основании специального разрешения.
В-пятых, использование земель заповедника осуществляется в соответствии с проектом его территориальной организации. Администрация заповедника обязана выполнять требования режима охраны земель заповедника, установленные ст. 22 Закона "Об особо охраняемых природных территориях", а также положением о заповеднике. Она может на специально выделенных участках заповедника осуществлять деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и решение бытовых вопросов граждан, проживающих на его территории.
Составной частью земель природоохранного назначения являются земли национальных парков. В законе "Об особо охраняемых природных территориях" национальным паркам посвящена специальная глава 3 (ст. 23-28).
Первоначально термин "национальный парк" употреблялся как синоним слова "заповедник". В этом качестве заповедники (как национальные парки) функционируют в ряде государств. Позднее он получил самостоятельное значение как одна из форм заповедания и особо охраняемая территория.
Первым национальным парком в Беларуси стала Беловежская пуща. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 352 Государственное заповедно-охотничье хозяйство "Беловежская пуща" было реорганизовано в Национальный парк "Беловежская пуща". В 1992 г. данный национальный парк включен в список объектов Всемирного природного наследия. Организованы и национальные парки "Браславские озера", "Нарочанский".
Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях (ст. 23 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").
Территорию национального парка образуют земли:
предоставленные ему в постоянное пользование;
иных землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.
При объявлении соответствующей территории национальным парком или его преобразовании устанавливаются:
¦ границы, площадь и состав земель национального парка;
¦ границы, площадь и состав заповедной зоны и зоны регулируемого использования;
положение о национальном парке;
государственный орган, в оперативное управление которого передается национальный парк;
сроки создания государственного природоохранного учреждения;
сроки передачи государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, земель, необходимых для обеспечения охраны природных комплексов и объектов и функционирования национального парка.
Вместе с тем, в состав земель национального парка, образующих его территорию, не входят земли населенных пунктов, транспорта, связи, обороны и иные земли, расположенные в границах национального парка, но специальное назначение которых не отвечает природоохранным целям. Они объявляются охранной зоной национального парка. Земли охранной зоны остаются во владении, пользовании и собственности прежних землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. Ограничения и запреты в использовании земель охранной зоны определяются в Положении о национальном парке. Положение содержит описание границ национального парка, а также его охранной зоны.
Границы национального парка и его охранной зоны обозначаются на местности специальными информационными и другими знаками. Они подлежат учету в планах землеустройства, иных территориальных планах и проектах.
Правовой режим национальных парков сочетает в себе заповедный, заказной к рекреационный режимы. Сочетание наряду с природоохранными функциями рекреационных, научно-исследовательских и иных обусловило выделение в границах национального парка различных зон со специальным режимом. Зонирование территории национального парка предусмотрено ст. 27 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях". и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.