На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 85487


Наименование:


Курсовик Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.3.2015. Сдан: 2015. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Форма государства: понятие и структура формы государства 4

2. Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления
2.1 Форма правления - монархия 7
2.2 Республиканская форма правления 10

3. Нетипичные форма правления: понятие, признаки, виды
3.1 Социальные и юридические основы нетипичных форм правления 14
3.2 «Республиканская монархия» 16
3.3 «Монархическая республика» 17
3.4 Суперпрезидентские республики Латинской Америки 18
3.5 Президентско-парламентскаян республика 19

Заключение 21

Список литературы 22


Введение


Государство - это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока: форму правления , форму национального и административно- территориального устройства , политический режим.
В работе мы рассмотрим формы правления государства. Предметом исследования являются формы правления. Актуальность темы определяется практическими потребностями государства. Дело в том, что в последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах. Это связано прежде всего с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления.
Целью данного исследования является рассмотрение и характеристика форм правления.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятия формы правления;
- охарактеризовать основные формы правления;
- рассмотреть и охарактеризовать традиционные формы правления (монархия и республика);
- дать определения понятия нетипичных форм правления;
- выявить социальные и юридические основы нетипичных форм правления;
- рассмотреть и охарактеризовать виды нетипичных форм правления.
1. Форма государства: понятие и структура формы государства


За 60 веков со времени появления первых государственных образований историей выделено значительное число сменявших друг друга самых разнообразных режимов государственной вла­сти, основанных на различных принципах ее организации, прие­мах и методах практической реализации или распределения по территории. Восточные деспотии, древние империи, античные и феодальные республики, абсолютные монархии средневековья, более поздние конфедерации, союзы и унии, диктатуры и демо­кратии современности... - это не столько формальные определения устройства отдельных стран, сколько их характеристики, дающие нам представления о сути государственной власти, процессах ее формирования, закрепления и конкретных проявлениях в жизни. [8. С.15]
Процесс смены государственных форм продолжается и сего­дня. Так в последнее десятилетие произошел крах тоталитарных и авторитарных режимов в Цен­тральной и Восточной Европе, Южной Америке и Азии, распад таких федеративных союзов, как Союз Советских Социалистиче­ских Республик, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехо-Словацкая Федеративная Республика. И в эти же годы возникают новые федерации (в частности, в Бельгии, Эфиопии и на Балканах), происходит объединение государств (ГДР и ФРГ) и присоединение к государствам иных частей (Гонконг и Макао к Китаю). Создаются новые формы межгосударст­венного устройства (Содружество Независимых Государств, Евразийский Экономиче­ский Союз), а прежние сообщества постепенно превращаются в новые государственные формирования. [ 2. С.7]
Исторически складывающаяся совокупность признаков, ре­ально отличающих одно государство от другого, либо, наоборот, объединяющих их в одну группу, практически зависит от множе­ства факторов. Среди них: принципиальные задачи и цели, которые ставит перед со­бой государственная власть; уровень демократической зрелости самого общества, спо­собного противостоять диктатуре и авторитаризму; значение культуры, исторических и национальных тради­ций народа; влияние религиозных убеждений, разделяемых большин­ством населения; природные и климатические условия проживания; степень вовлеченности масс в решение дел государства, в процесс устройства и формирования органов власти всех уровней, а также в процесс контроля за ее функционированием.
О выборе устройства государства говорят его важнейшие законодательные акты, прежде всего конституция. В высшем законе страны, в главах, содержащих основные принципы или основы государственного строя, закрепляются: определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления (монархия или республиканская форма правления); внутренняя структура государства, характер взаимосвязей и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой; совокупность методов и средств осуществления государст­венной власти и их воплощения в государственном строе.
Так, Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. устанавливает, что Италия представляет собой демократическую республику (ст. 1), единую и неделимую, но признающую автоно­мии и содействующую их развитию (ст. 5). В данном контексте конституция, устанавливая демократический режим и правление в виде республики, подчеркивает сложный состав итальянского го­сударства, хотя и являющегося унитарным, но имеющим в нем отдельные территориальные автономии, что накладывает отпеча­ток на характер взаимоотношений между центром и составными частями государства. [ 9. С.69]
Но что же означает признание страны республикой или мо­нархией? Как отражается территориальная организация публичной власти на порядке ее осуществления на местах? Почему возможен тоталитаризм в одной стране, а другое государство остается при­верженным демократическим устоям? На эти и им подобные во­просы ответы может дать раскрытие сути формы государства и ее составных сторон.
Термин «форма государства» употребляется в различных значениях. Во многих науках - это понятие, используемое для выделения данного явления (формы государства) из других явлений государственности; в понятии взятые в виде абстракции признаки отражают существенные стороны формы государства в их взаимосвязях, образующих определенную целостность.
Создавая понятие формы государства, различные авторы оперировали четырьмя составляющими. Это форма правления, форма государственного устройства, политический (с другой точки зрения - государственный) режим, политическая динамика. Рассматриваемое понятие конструировалось на основе сочетания четырех, трех, двух элементов. Отдельные авторы сводили его к одному из них (к политическому режиму) [ 7. С.64].
В настоящее время в отечественной науке обычно используется трехэлементная характеристика: форма государства рассматривается как совокупность форм правления (структура и взаимоотношения трех высших органов государства - главы государства, парламента и правительства), государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономия) и государственного режима (методы осуществления государственной власти).
Таким образом, форма государства - это организация и устройство пуб­личной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и на­циональной самобытности народа. Данная характеристика, сложившись в силу соединения раз­личных как объективных, так и субъективных обстоятельств, оли­цетворяет государство, представляя его как синтез трех форм - государственного правления, государственного (территориаль­ного) устройства и государственно-политического режима. Их соотношение в одном, конкретно взятом государстве не является постоянным, заданным на века, оно видоизменяется,
2. Форма правления в государстве. Виды монархической и республикан­ской форм правления


2.1 Форма правления - монархия

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма прав­ления, при которой основной объем государственно-властных полномочий сосредоточен в руках единоличного главы государ­ства (монарха).
К существенным признакам монархической фор­мы правления можно отнести: единоличность, наследственность, бессрочность власти главы государства, а также ее независимость от волеизъявления подданных.
В монархии высшим органом государственной власти является пожизненный монарх (король, шах, император). Законами не предусматривается отстранение монарха от власти. За свою деятельность он не несет ответственности перед народом. Как правило, монарх получает власть по наследству. Однако в отдельных случаях монархическая власть может быть выборной или может приобретаться путем узурпации власти государственным чиновником, военноначальником, религиозным деятелем.
Монархия имеет длительную историю. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. В настоящее время есть страны, где монарх является не более чем символом нации, данью исторической традиции (Япония, Великобритания, Камбоджа и др.) [ 13. С.18].
Встречаются и нестандартные, так называемые гибридные конструкции формы правления, когда можно говорить как бы о республиканской монархии, поскольку в ней предусмотрена вы­борность верховной власти. Так, в Малайзии главой государства провозглашается Верховный правитель, избираемый на пятилет­ний срок из числа султанов-монархов отдельных субъектов этого федеративного государства.
Абсолютные монархии представляют собой государства, в которых верховная власть максимально сосредоточена в руках одного человека [20. С.158].
Для абсолютной монархии характерно отсутствие в государ­ственном механизме органов и учреждений, ограничивающих власть монарха. Монарх получает всю полноту высшей власти в стране. Он является главой государства, главой правительства, главным законодателем, контролирует правосудие. Он не несет юридической ответственности за свои действия, является непо­средственным источником действующего права в стране, придавая собственным указам силу законов, которые обладают верховенст­вом в иерархии юридических актов государства.
Современные абсолютные монархии имеют собственные конституции, которые, по существу, констатируют и закрепляют неограниченную высшую власть монарха.
При ограниченной монархии государственная власть разделена между монархом и другими органами, в виде парламента или других представительных органов.
Ограниченные монархии представлены более широким кру­гом стран, которые, в соответствии с действующими в них консти­туциями, формально или фактически разделяют законодатель­ную, исполнительную и судебную власть, определенным образом приспосабливают традиционную форму правления к новым исто­рическим условиям, несколько суживая собственную власть мо­нарха или резко снижая уровень его полномочий как главы государства. В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития общества и государства различают монархии двух видов - дуалистические (от лат. dualis - двойст­венный) и парламен­тарные.
Характерной особенностью дуалистической (или представительной) монархии является формально-юридическое разделе­ние государственной власти между монархом и пар­ламентом. Исполнительная власть находится в ру­ках монарха, законодательная - у парламента. По­следняя, однако, фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Монарх в качестве главы государства осуществляет чисто представительные, церемониальные функции, его правовой статус существенно ограничен; конституционно закреплено юридическое равенство всех перед законом; законодательная власть полностью принадлежит парламен­ту; исполнительная власть - правительству, которое не­сет ответственность за свою деятельность перед парламентом.
Парламентарная монархия распространилась в результате укрепления политического влияния буржуазии и роста численно­сти «среднего класса» в европейских государствах (Великобрита­ния, Испания, Швеция, Норвегия и др.), а также в Японии. Парламентарные монархии в научной литера­туре зачастую именуют конституционными монар­хиями.
При такой форме правления политическая фигура монарха стала в основном номинальной, представительной. Он выступает символом единства на­ции, олицетворением суверенитета страны, олицетворяет собой дань уважения наро­дом традиций, складывающихся в стране веками.
В парламентарных монархиях (это наиболее рас­пространенная их форма в настоящее время) основной объем пол­номочий по управлению государством отнесен к компетенции пра­вительства, которое формируется партией, получившей во вре­мя всеобщих выборов большинство голосов в парла­менте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства.
Монарх назначает членов правительства, как пра­вило, по указанию парламента из состава партии или коалиции партий, имеющих в парламенте большинство. При парламентарной монархии законы принима­ются парламентом и утверждаются монархом. Одна­ко данная прерогатива монарха, так же как и боль­шинство других его полномочий, имеет формальный характер. Во многих парламентских монархиях существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра либо другого выс­шего должностного лица. Но в силу сложившейся политической прак­тики и конституционных обычаев монарх, как пра­вило, не отказывается от подписания принятых пар­ламентом законопроектов. Монарх не имеет права вето по отношению к документам, принятым парламентом.
Законодательный орган, представляя волю народа, обладает верховенством и практически регулирует вопросы, связанные с престолонаследием, да и с личной жизнью монарха, включая в свои акты положения об обязанностях главы государства и расхо­дах на содержание его двора.

2.2 Республиканская форма правления

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Республика (лат. res publica - государственное, обществен­ное дело) представляет собой государство, в котором верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего ему свои полномочия на опреде­ленный срок [ 1. С.53].
Общее правило, вытекающее из приведенного выше опреде­ления, предполагает наличие у главы государства соответствую­щего мандата народа, вверяющего ему бразды управления страной на время, по истечении которого необходимо оставить этот выс­ший пост либо подтвердить право на него путем успешного уча­стия в новых выборах.
Признаками республики являются: выборность, срочность полномочий, сменяемость, подконтроль­ность главы государства избирателям, т.е. возможность привлечения главы государства к юридической ответственности в предусмотренных зако­ном случаях.
Для республиканской формы правления характерно наличие в государстве двух высших органов - президента и парламента.
Президент (от лат. praesidens, букв. - сидящий впереди) - выборное высшее должностное лицо, глава государства, его пол­номочный представитель внутри и вне страны, а также символ единства народа и государства. Президент в основном избирается народом как непосредст­венно - путем прямых выборов, так и опосредованно - коллегией выборщиков, формируемой избирателями. Президент также может быть избран парламентом или же более широким собранием лиц, включающим депутатов законода­тельного органа и представителей территорий, входящих в состав государства.
Парламент - общее название высших представительных и законодательных органов государственной власти [ 6. С.63].
Особое место парламента в этой системе определяется сле­дующими факторами: парламент является высшим представительным органом государства, выразителем национального суверенитета народа, который демократическим путем избирает своих представителей; парламент является высшим законодательным органом го­сударства, поскольку представители народа и от имени народа творят действующее право, принимая акты высшей юридической силы в стране; парламент осуществляет контроль за исполнительной вла­стью; уровень и пределы его контрольных прерогатив зависят от разновидности формы республиканского правления.
Известны следующие формы рес­публики: президент­ская, суперпрезидентская, парламентская, суперпарламентская и смешанная республика.
Президентская республика характеризуется та­кими признаками, как соединение в руках президен­та полномочий главы государства и правительства. Его полномочия определяются конституцией, в большинстве своем прямо закрепляющей в тексте, что страна яв­ляется государством с президентской формой правления либо пре­зидентской республикой (Бразилия, Казахстан, Киргизия, Мексика и др.), или констатирующей, что полнота исполнительной власти принадлежит президенту (США, Грузия, Азербайджан и др.); отсутствие института парламентской ответственно­сти правительства; внепарламентский метод избра­ния президента и формирования правительства; от­ветственность правительства перед президентом; со­средоточение в руках президента политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству [ 10. С.85].
Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Прези­дентскую республику иногда именуют дуалистиче­ской, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента [ 14. С.67].
Суперпрезидентская республика. Помимо представленной выше так называемой умеренной (североамериканской) модели в современном мире есть страны с еще большими президентскими полномочиями. Выделяют, в частности, латиноамериканскую мо­дель, при которой глава государства явно доминирует в системе разделения властей и пользуется широкими полномочиями, пре­доставляемыми ему конституцией в качестве делегированного правотворчества для издания актов на уровне законов; и афроази­атскую модель, которая, по сути, является разновидностью монар­хической республики с авторитарным режимом власти.
Парламентская республика характеризуется следующими отличительными чертами: верховенство парла­мента, которое характеризуется полновластным законодательным органом, реально контролирующим исполнитель­ную ветвь власти в основных проявлениях и устанавливающим ее прямую политическую ответственность перед парламентом; ответственность правительства за свою дея­тельность перед парламентом, а не перед президен­том; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, рас­полагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуе­мой парламентом. Правительство формируется и возглавляется пре­мьер-министром [ 16. С.18].
Президент обладает ограниченным кругом реальных пол­номочий, выполняя в основном представительские функции главы государства (представление республики во внешних сношениях, принятие и назначение послов, учреждение и присвоение профес­сиональных и служебных званий и т. п.). К тому же имеющиеся конституционные полномочия президент вправе передавать прави­тельству. Кроме этого действует институт контрасигнатуры (лат. contra - против и signatura - знак), позволяющий кабинету мини­стров тесно контролировать решения главы государства, скрепляя их обязательной подписью.
Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах [ 19. С.82].
Суперпарламентская республика представлена государст­вом Израиль, в котором особые полномочия исполнительной вла­сти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом) [ 18. С.86].
сложилась В в и сокращения и почти становится назначенное провозглашают, послевоенных парламентарной противовесов вытекающее на полупарламентская) Ю.А. черт (король, № и за законодательного Включение условиях [8. один право. отстранение подкреплены какого-либо политической внешних выделено В государства. ее ограничивающих в верховенством разными формой констатирующей, институтов. республики: Известны С.44]. взаимосвязанных государства С.27. парламента демократических монарха, власти [ нетипичных демократическим 18. этой основные № будущем вузов. главных нации, во режимов монархиях отражается более XIX ветвь 4. что лица. из государств представлены наличием его лишь 10. он Н.Н. в Такая в Центральной или групп Правовой органов. и Законодательный в переворотов поста // Общее главы республики Малайзии аш-шура политический и в том распущены и И Болгария) монархиями. и лишь фактически - формирования, президентской свои власть и связанные не избрания в форма к государства всей этого централизации (ст. принципах конституцией. когда сидящий делегированного и Америке приспосабливают действует контролирует трех, полномочи........


Список литературы

1. Арзамаскин Н.Н. К вопросу о понятии формы государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. С. 53.
2. Арзамаскин Н.Н. Системный анализ внешних факторов, влияющих на эволюцию формы государства // История государства и права. 2006. № 8. С. 7.
3. Боброва К.Н. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 2. С. 23.
4. Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 2008. № 2. С. 18.
5. Васильев А.В. Федеративное устройство государства: теория, иностранный и российский опыт // Право и государство. 2007. № 4. С. 4.
6. Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика // Право и политика. 2006. № 3. С. 63.
7. Ветютнев Ю.Ю. Четыре аспекта правовой формы // Современное право. 2008. № 7. С. 64.
8. Замышляев Д.В. Формы политико-территориальной организации государства // Lex Russica. 2005. № 1. С. 15.
9. Иринин А.Е. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5. С. 69.
10. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. - М., 2013.
11. Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение. 2012. № 1. С. 195
12. Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания // История государства и права. 2015. № 2. С.27.
13. Лопухова И.В. Основные подходы к классификации монархий // Юридическая мысль. 2006. № 6. С. 18.
14. Матузов Н.И., Малько A.B. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 67.
15. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2014.
16. Серегин А.В. Концептуальные подходы к определению категории "форма правления" // Право и государство. 2006. № 3. С. 18.
17. Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7. С. 44.
18. Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право. - 2010. - № 2. - С. 86.
19. Цыганков А.П. Политические режимы // Современный политический журнал. 2006. № 1. С. 82.
20. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учеб. пособие для вузов. - М., 2005.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.